Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные права потребителей




Продавец

Исполнитель

Изготовитель

Лица, производящие товары для реализации их потребителям.

Организация, оказывающая услуги (например, туристическое обслуживание)

Организация, реализующая товары по договору купли-продажи.

1. Право потребителей на качество товаров (работ, услуг)

В соответствии с Законом, недостатком товара (работы, услуги) считается несоответствие товара (работы, услуги) стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству товара (работы, услуги).

Недостаток товара – это его несоответствие стандарту, условиях договора или обычно предъявляемым требованиям.

Существенный недостаток товара (работы, услуги) — неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Критерии существенности:

- неустранимость,

- невозможности устранения недостатка в короткий период времени;

- выявление недостатка неоднократно

Закон также вводит понятие «срок службы», определяя его как период времени, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечить потребителю возможность использовать товар (работу) по назначению и несет ответственность перед потребителем за возникшие в товаре существенные недостатки, возникшие по его вине.

Срок службы – это возможность использования товара в определенный период по его назначению. При невозможности использовании товара таким образом, предприниматель несет ответственности. Условием привлечения к ответственности – прямая вина.

Срок службы определяется, как правило, периодом времени, но может определяться и другими способами, например, километрами, исходя из особенностей определенного товара, его технических характеристик.

 

Установление срока службы является правом, а не обязанностью изготовителя.

Однако, елси срок службы не установлен, в течение 10 лет изготовитель отвечает за вред, причиненный потребителю определенным товаром.

 

Исходя из интересов безопасности граждан, Закон устанавливает правило: если товар (работа) по истечении определенного времени может представлять опасность для жизни, здоровья или имущества потребителей, то установление срока службы на эти товары (результаты работ) становится обязательным требованием для изготовителя.

Если товар по истечении определенного периода времени станет потенциально опасным, то у3становление срока службы по такому товару является обязательным.

 

Наряду со сроком службы, Закон вводит также понятие «срок годности».

Употребим в отношении лекарственных препаратов, продуктов питания.

 

Закон предусматривает право изготовителя (исполнителя) кроме сроков службы или сроков годности устанавливать на товар гарантийный срок. Гарантийный срок — это период времени, в течение которого изготовитель принимает на себя повышенные обязательства перед потребителями, например, обязуется за свой счет устранить возникшие недостатки, а в отдельных случаях и заменить товар на новый.

Гарантийный срок исчисляется со дня продажи, если установить срок продажи не возможно – со дня изготовления.

 

Закон предоставляет продавцам право установления дополнительной гарантии. Эта гарантия может быть установлена только сверх гарантийного срока, установленного изготовителем. Продавец имеет право установить дополнительную оплату за право пользоваться гарантией и предоставить потребителю возможность приобрести товар с дополнительной гарантией или без нее.

В том случае, когда, товары приобретаются для длительного пользования, потребителю небезразлично, кто и как будет обслуживать товар после окончания гарантийного срока. Охраняя интересы потребителей, Закон возлагает на изготовителя определенные обязанности по обеспечению послегарантийного обслуживания товара.

Изготовитель обязан обеспечить ремонт в ремонтных мастерских, причем обязан предоставить в ремонтные мастерские необходимые запчасти в течение всего срока производства определенного товара, даже если товар снят с производства в течение срока службы товара (срок службы не установлен – 10 лет).

2. Право потребителей на безопасность товаров (работ, услуг)

Безопасность использования товаров обеспечивается, во-первых, путем недопущения поступления в оборот товаров (работ, услуг), которые могут причинить потребителям вред (опасные товары), и, во-вторых, организацией мероприятий, направленных на предотвращение нанесения вреда товарами (работами, услугами), которые уже реализуются потребителям.

Реализация первой меры, обеспечивается требованиями стандартов. Контролируется реализация этой меры –государством. Дополнительное препятствие создает институт сертификации товара. Постановлением правительства утвержден перечень товаров, которые подлежат обязательной сертификации. Посмотреть к семинару!!!!!!

Кроме того закон требует доводить до сведения потребителя условия транспортировки, пользования, хранения товара, причем это предупреждение должно быть сделано по процедуре, предусмотренной законом. Посмотреть про процедуру. Невыполнение данного правила налагает на изготовителя или исполнителя ответственность в форме возмещения убытков за вред причиненный жизни, здоровью, имуществу потребителя. В соответствии с практикой, возмещаются: упущенный заработок, расходы на лечение; если повреждено имущество, оно должно быть восстановлено за счет производителя, допускается также взыскание упущенной выгоды.

С целью недопущения поступления в оборот товаров (работ, услуг), которые могут причинить потребителям вред, устанавливаются обязательные требования, которым должны соответствовать товары (работы, услуги), реализуемые потребителям. Эти требования содержатся в стандартах и подлежат обязательному соблюдению. Контроль за соблюдением этих требований возлагается на государственные органы, прежде всего на федеральные органы по стандартизации, метрологии, органы санитарно-эпидемиологического надзора и др. Дополнительным препятствием поступления в продажу небезопасных товаров является государственная система сертификации.

 

Закон требует не только довести до сведения потребителя специальные правила использования, транспортировки, хранения и утилизации товаров (результатов работ), но и предупредить его о продолжительности срока службы (годности) изделия (то есть о его потенциальной опасности после истечения указанного срока), необходимые действия по его истечении и возможных последствиях в случае не выполнения этих действий. Предупреждение должно быль сделано продавцом (исполнителем) в порядке, установленном Законом для предоставления потребителю информации о продукции. В случае, если изготовитель (исполнитель) не обеспечит безопасность товаров (работ, услуг) в течение установленных сроков, он обязан возместить потребителю причиненные убытки. В соответствии с требованиями действующего законодательства вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителей, возмещается в полном объеме.

3. Право потребителя на получение информации

В соответствии со ст. 8 Закона потребителю должна быть предоставлена необходимая и достоверная информация о товарах (работах, услугах), об изготовителе (исполнителе, продавце), а также о порядке приобретения товаров (работ, услуг).

Вся необходимая информация должны быть предоставлена потребителя: о товаре, об изготовителе на русском языке.

 

Закон устанавливает перечень сведений, которые в обязательном порядке должны быть предоставлены потребителю:

1) Сведения об изготовителе (исполнителе, продавце);

места пребывания, фирменное наименование, режим работы.

2. Сведения о товаре (работе, услуге).

Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:

- обозначения стандартов,

-сведения об основных потребительских свойствах товаров (в отношении продуктов питания- ведения о составе; вес, калорийность, содержание вредных веществ, противопоказания (есть специальное постановление о тех товарах, которые должны содержать сведения о противопоказаниях));

- цена и условия приобретения;

- гарантийных срок, если он установлен;

- правила безопасности и другие.

 

 

Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

Закон не только предусматривает обязанность продавца (изготовителя, исполнителя) предоставить потребителю информацию о себе и о реализуемых товарах (услугах), но и устанавливает ответственность за нарушение этих обязанностей.

 

Если приобретаемый товар уже был в употреблении и в нем устранялся недостаток, то потребителю об этом сообщается на момент покупки. За нарушение требований о предоставлении информации изготовитель несет ответственность, кроме того потребитель по своему усмотрению может потребовать: устранить за счет изготовителя недостатки, соразмерно уменьшить покупную цену, заменить товар и даже расторгнуть договор.

 

Ценник как носитель информации о товаре

Ст. 8 Закона и ст. 495 ГК. В соответствии со ст. 495 ГК РФ продавцу вменяется в обязанность предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре. В ее отсутствие покупатель вправе потребовать от продавца возмещения убытков, связанных с недостаточным информированием, возврата уплаченной суммы.

Различия между витринными и кассовыми ценами на розничной торговой точке дает покупателю право купить товар по кассовой цене, но он может настаивать на покупке товара по витринной цене, либо оставить товар в магазине, несмотря на то, что чек уже пробит. Кроме того, с точки зрения закона, такое нарушение можно квалифицировать как административное. Либо по ст.14.7 либо 14.8 КоАП. Склоняются к ст.14.8 Административные штрафы до 10 тыс. по ст. 14.8

Кроме того к таким ситуациям применимы положения ст. 494 ГК О публичной оферте. Выставление товара в месте продажи товара с ценником – публичная оферта. Из этого и вытекает обязательства продавца продать по указанной цене.

Отсутствие ценника квалифицируется как нарушение правил продажи ст.14.15 КоАП.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.