КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Комплексная оценка эффективности
АНАЛИЗ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В СВЯЗИ С ДАННЫМИ ОБ УГРОЗЕ В ОТНОШЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ПОЛЕЗНОСТЬ СИСТЕМЫ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ СКРИНИНТ-ДАННЫЕ КАЧЕСТВО ДАННЫХ (РАТИФИКАЦИЯ И ФИЛЬТРАЦИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ, МЕДИЦИНСКИЕ РЕГИСТРЫ) (СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПО СТРУКТУРЕ, ПРЕОБРАЗОВАНИЕ МАСШТАБА, ПРОВЕРКА СПЕЦИАЛИСТАМИ, АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ ОШИБОК И ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ ИСКЛЮЧЕНИЯ) (ИГНОРИРОВАНИЕ, УСТРАНЕНИЕ, УДЕРЖАНИЕ В ОПРЕДЕЛЕННЫХ РАМКАХ) (СТОИМОСТЬ-ЭФФЕКТИВНОСТЬ) Рис. 21. Мониторинг как система управления здоровьем и деятельностью здравоохранения. Общие требования к проектированию. ассоциируются с появлением новых возможностей, активизацией инновационной деятельности, гарантированным достижением высоких показателей качества. Применение таких форм организационной деятельности, как скри-нинг по обращаемости, целевые медицинские осмотры и систематическое динамическое наблюдение для построения многоуровневой системы мониторинга означает реализацию на практике ресурсосбе-регающих, малозатратных технологий. Управленческие технологии системы мониторинга — это класс технологий, включающий технологии персонифицированного учета пациентов и паспортизации ЛПУ, технологии управленческих решений в условиях неопределенности и ограниченных ресурсов. В этих условиях роль интегрированных технологий для прикладного системного анализа особенно значима и обусловлена как необходимостью изучения тенденций динамики показателей здоровья, так и эффективного управления деятельностью отрасли. Общие требования к назначению, функциям, способам оценки технологий, рабочих процессов и показателей системы мониторинга представлены на рис. 22. Как следует из рис. 22, система мониторинга состоит из 3 структурных элементов (подсистем): «Качество жизни», «Здоровье» и «Меро-
Рис. 22. Система мониторинга. Общие требования к назначению и функциям, способам оценки технологий и показателей. ОПЖ — ожидаемая продолжительность жизни 114 •*• Глава VII -Ф- Информационные технологии мониторинга... приятия по улучшению здоровья». Для каждого из элементов формулируются общие требования к назначению и функциям, структуре организации и способам оценки технологий, рабочих процессов и показателей. Технологии системы мониторинга включают: сбор, регистрацию и документирование данных мониторинга, обеспечение обмена медико-социологической информацией, контроль процессов мониторинга, хранение и поиск информации, ведение архива, статистический анализ медико-социологических данных, социологическую поддержку управленческих решений. Рис. 23 содержит перечень работ и состав технологий, общие требования к организации и ведению мониторинга здоровья и деятельности субъектов здравоохранения, а также технические условия и характеристики эксплуатации. Требования к процессам информационной поддержки мониторинга приведены на рис. 24. На рис. 24 представлены основные направления работ по стандартизации процессов, ресурсов и технологий, а также общие требования к информационным моделям хранения данных, к протоколам обмена данными, к терминологии, связанной с обменом данными, к использованию носителей информации в системе мониторинга. Это касается регламентации параметров, методов и средств информационных технологий, определяющих совместимость и взаимодействие, функциональную взаимозаменяемость компонентов, документирование, направленные на обеспечение целостности и эффективности информационной системы. В инфраструктуре обеспечения системы мониторинга можно выделить следующие составляющие: информационное обеспечение, материально-техническое обеспечение, программные средства, системы связи и коммуникации, системы безопасности, защиты и надежности. Решение задач информационной поддержки процессов мониторинга характеризуется: >• применением единой идеологии системы и средств сбора, обработки и передачи информации; > комплексным решением вопросов обеспечения пользователей релевантной информацией; >• встраиванием технологий мониторинга в информационные системы. С позиции информатики мониторинг представляет собой многоцелевую открытую информационную систему, которая позволяет проводить наблюдения и запоминать состояние субъектов системы с целью комплексного прогнозирования их социально-экономического развития, а также осуществлять нормативное прогнозирование для оптимизации управленческих и технологических решений по повышению финансовой эффективности работы системы. Информационные технологии мониторинга... Глава VII 0-115
Рис. 23. Системные интегральные технологии организации и ведения мониторинга.
Рис. 24. Информационная поддержка процессов мониторинга. Глава VII <> Информационные технологии мониторинга... Создание системы мониторинга базируется на использовании материалов официальной статистики: > резулыашв популяционных исследований по установлению факторов, оказывающих воздействие на здоровье с их оценкой, и прогнозированием состояния здоровья; > сведений о заболеваемости населения (по данным обращаемости), о результатах целевых медицинских осмотров, о причинах смерти; > данных о медико-демографических процессах; >• данных о социально-эконо'-лч.ской ситуации; > материалов научных исследований по оценке медицинской и экономической эффективности целевых территориальных программ (мероприятий). Так, для оценки состояния здоровья населения и деятельности субъектов здравоохранения в системе мониторинга могут использоваться данные: >• единого регистра застрахованных, регистров застрахованных в СМО и регистров пациентов ЛПУ: >• об оказании медицинской помощи в ЛПУ (накапливаемые в информационных системах ЛПУ); >• получаемые по запросам из Госкомстата РФ, территориального органа управления здравоохранением, других органов и организаций; >• получаемые в результате социологических исследований при выборочных опросах граждан, работников ЛПУ, СМО; >• а также другие первичные документы. Мониторинг здоровья и качества жизни населения невозможен без сопоставления совокупности показателей, характеризующих так называемые внешние факторы, такие как: >• показатели, характеризующие рынок труда и уровень занятости населения; >• основные показатели доходов работающего населения; >• показатели уровня жизни населения; > показатели, характеризующие условия и охрану труда занятого населения; X жалобы и обоснованные претензии граждан. Источниками информации для мониторирования служат: >• данные информационных систем СМО; > счета ЛПУ за оказанную помощь и сводный отчет ЛПУ; >• статистическая отчетность СМО, предъявляемая в федеральный фонд ОМС и органы государственной статистики; формы Информационные технологии мониторинга... <*• Глава VII О 117 №8, №14, №18 отраслевой и ведомственной статистической отчетности; >• информационные справки СМО и ЛПУ по запросу территориальных фондов ОМС, акты проверок СМО и ЛПУ; > жалобы и обращения застрахованных, связанные с нарушением их прав; >• данные бухгалтерского отчета и сводной отчетности, социально-экономического анализа территориальных фондов ОМС и органов управления здравоохранением. Данные государственной медицинской статистики, в том числе о состоянии здоровья населения, об уровнях медицинского обслуживания, санитарно-гигиеническом состоянии объектов окружающей среды, являются важнейшими в процессе формирования здоровья населения и используются в качестве основных критериев в принятии управленческих решений, в частности, при определении: > степени доказанного вреда, наносимого здоровью населения различными факторами и связанного с этим экономического ущерба; >• возможности снижения или устранения риска для здоровья населения и уменьшения стоимости затрат на достижение этих целей; >• важности ожидаемых результатов для общества и их экономической эффективности. Направлениями практического использования системы мониторинга являются: 1) обработка статистической информации о численности и составе населения, заболеваемости, смертности, результатах выборочных популяционных эпидемиологических и медико-демографических исследований данных персонифицированных медицинских регистров и сведений о движении пациентов в ЛПУ; 2) обеспечение принятия решений по воздействию на причины наблюдаемых закономерностей с учетом временных лагов и трен-дов; отслеживание расхождений между прогнозируемым (планируемым) и реальным развитием событий. Различными видами мониторинга охватываются: 1) медико-социальное благополучие территории (плотность населения, санитарно-эпидемиологическая статистика, средняя обеспеченность населения амбулаторно-поликлинической и другими видами медицинской помощи, расходы бюджета на оказание медицинской помощи населению и другие аспекты); 2) общественное здоровье территории (показатели воспроизводства, ожидаемой продолжительности жизни, дееспособности и другие характеристики); 118 -у- Глава VII <*• Информационные технологии мониторинга... 3) потребность в медицинской помощи (спрос на услуги и степень использования, охват от расчетной потребности в диспансеризации и другие характеристики); 4) доступность медицинской помощи (обеспеченность необходимыми видами и объемами медицинской помощи, медикаментами, удовлетворенность тарифно-ценовой политикой в области оказания медицинской помощи и обеспечения лекарственными средствами); 5) защита прав пациентов (удовлетворенность качеством медицинской помощи, медико-информационным, лекарственным обеспечением, работой медперсонала); 6) финансовая обеспеченность целевых территориальных программ (финансовая и материально-технологическая обеспеченность ЛПУ, рациональный отбор ЛПУ для участия в выполнении программы, сокращение дублирования видов медицинской помощи в ЛПУ). Мониторинг целевых территориальных программ в здравоохранении — одна из контрольных точек, и определение на этой основе системы медико-социальных индикаторов способствует формированию единых стандартов мониторинга в системе охраны здоровья, созданию социально-экономической модели, способной обеспечить развитие системы профилактики и укрепления здоровья как формы социальной защиты. Важным методическим вопросом разработки системы мониторинга является тестирование промежуточных результатов выполнения целевых территориальных программ и технологических процессов по их реализации. При этом осуществляется мониторинг: 1) региональных социально-экономических особенностей функционирования целевой программы; 2) социально-экономических результатов реализации программы; 3) доступности и качества медицинского обслуживания; 4) внедрения новых медицинских технологий. Мониторинг преобразований в системе здравоохранения на территориальном уровне позволяет: > выявить реально протекающие социально-экономические процессы, обусловленные внедрением целевых территориальных программ; >• оценить эффективность модернизации системы здравоохранения; >• определить новые важнейшие векторы социальных и экономических изменений предоставления и получения медицинской помощи в условиях модернизации системы здравоохранения; Информационные технологии мониторинга... -О- Глава VII О 119 >• изучить новые феномены, связанные с трансформацией здравоохранения как социального института (новые организационно-правовые формы хозяйствования и др.). Исполнители мониторинга должны: >• предоставлять итоги постоянного контроля результатов реформ; >• выявлять проблемные точки в организации и управлении здравоохранением; >• предоставлять материалы для оценки реализации целевых территориальных программ; >• оказывать содействие в осуществлении контроля за уровнем обеспечения целевыми ресурсами и эффективностью их использования. Результаты реформирования здравоохранения могут быть признаны положительными лишь в случае улучшения одного или нескольких групп показателей, характеризующих: >• состояние здоровья населения; >• состояние системы медобслуживания; медико-технологические параметры деятельности ЛПУ (используемые медицинские технологии, профилактическая работа и диспансеризация, эффективность управления, уровень использования медицинского оборудования, уровень квалификации персонала, удовлетворенность пациентов качеством медицинской помощи, доступность различных видов медицинской помощи, эффективность использования имеющихся ресурсов); >• экономическую деятельность системы здравоохранения (её эффективность, экономическая целесообразность). Таким образом, система мониторинга обеспечивает многоуровне-вость и многоаспектность анализа здоровья и качества жизни населения территорий и различных его групп, что позволяет установить тенденции, причинно-следственные связи, зависимость динамики показателей здоровья от уровня факторов, влияющих на него, и определить потребности в медицинской помощи. Вопросы и задания: 1. Назовите основные задачи разработки и реализации региональной информационно-аналитической медицинской системы. 2. Перечислите программные комплексы, входящие в региональную информационно-аналитическую медицинскую систему. 3. Кратко охарактеризуйте схему размещения и информационных взаимосвязей программного комплекса региональной информационно-аналитической медицинской системы. 4. Каковы основные задачи системы мониторинга здоровья? 5. Перечислите основные составляющие информационного фонда по созданию системы мониторинга здоровья. 6. Дайте краткую характеристику концептуальной модели организации системы мониторинга здоровья. 7. Дайте определение СГМ. 8. Назовите основные задачи ведения СГМ. 9. Перечислите основные базы данных СГМ состояния здоровья населения. 10. Перечислите основные базы данных СГМ санитарного состояния среды обитания человека. 11. Назовите основные направления внедрения медицинских эксплуатационных систем в учреждение здравоохранения. 12. Перечислите общие требования к проектированию системы мониторинга здоровья. 13. Дайте краткую характеристику системных интегральных технологий организации и ведения мониторинга здоровья. 14. Кратко охарактеризуйте требования к процессам информационной поддержки системы мониторинга здоровья. 15. Перечислите основные направления практического использования системы мониторинга здоровья.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1058; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |