А мы за славой гонимся упрямо, мы упиваемся своей игрой... Но вырвавшееся из нашей драмы твое существование порой
Нас будто тянет за собой из плена, чтоб вдохновить нас подлинностью яви. И в те минуты мы самозабвенно играем жизнь, не думая о славе!
Р. М. Рильке
Слова об игре в жизнь, о жизни как игре, о том, что жизнь можно играть, говорились не только поэтами. Практически любой, нормально развивающийся человек переживал момен- ты неестественности своего поведения, когда чувствовал себя стесненно, неудобно. Проявляется это в бытовых речевых характеристиках другого человека: заговорил неестественно громко, прикинулся наивным простаком, замял тему, завилял, глаза нагло поставил и тому подобное.
214
Это одна из важнейших качественных характеристик жиз- ни в которой человек сталкивается с существованием своей спонтанности и необходимости самому же относиться к ней. Другими словами, свою естественную активность - живую, натуральную, надо самому же организовывать, с ней надо что-то делать. Осуществление активности по принципу «Я хочу» и «Пусть будет так, как я хочу» не получается; множе- ство препятствий встречает «Я хочу» со всех сторон, вот и теряет оно свою естественность.
Примеры таких встреч? Пожалуйста, несколько фактов из жизни людей разного возраста:
- Хотел (1,5 года) съесть землю, но остановили, не дали даже испробовать.
-Хотел сам залезть на горку (3 года), конечно, не дали.
- Хотел попробовать из взрослой посуды - рюмки (4 года), опять не разрешили.
- Хотел жениться в 16 лет. Какой поднялся скандал.
- Не хотел учиться в школе (10 лет), все равно заставили.
- Всю жизнь хотела серьезно заниматься живописью, так и не успела (78 лет).
- Все время хотела поговорить с ним о самом главном (56 лет), так и не собралась. И тому подобное.
Ограничений спонтанной активности человека очень мно- го, они давно описаны в психологической и философской литературе как система социальных норм, система долженст- вования, система правил поведения, этикета, установок, обы- чаев, ритуалов, мифов.
В свое время Зигмунд Фрейд говорил о страдающем Я, ко- торое испытывает на себе тяжесть ограничений со стороны Сверх-Я - уже перечисленных социальных образований. Ис- тория XX века, которую можно пытаться анализировать се- годня, уже после З.Фрейда, дает много материала для рассуж- дений о том, что содержание ограничений спонтанной актив- ности Я существенно изменилось. Достаточно вспомнить о сексуальной революции, которой не было во времена З.Фрей- да, о влиянии средств массовой информации, об атомной бомбе - «подарке» второй мировой войны - и ее ужасах, об экологических проблемах... Эти глобальные, планетарные факторы отсутствовали во времена рождения классического психоанализа, и страдания сегодняшнего Я человека связаны с ограничениями другого качества. Думаю, что одним словом эти ограничения можно назвать информационными, а стра- дания Я, соответственно, будут связаны с отсутствием или переизбытком информации, которая в равной степени порож-
2/5
дает невозможность построения активности. Какая информа- ция нужна современному человеку, чтобы его «Я хочу» есте- ственно приводило к появлению продуктивной активности радующей его самого и других? Если бы я знала ясный, внят^ ный и простой ответ на этот вопрос, я не писала бы этого текста. По сути дела, я ведь задалась ответить на вопрос о том, что надо человеку хотеть (захотеть), чтобы стать счаст- ливым, жить такой жизнью. Вряд ли вообще есть ответ на этот вопрос, хотя, думаю, обсуждать его нужно, чтобы понять жизнь человека.
Есть удивительная книга «О счастье и совершенстве чело- века». Удивительная своей судьбой и судьбой ее автора, спа- сенная во время второй мировой войны с риском для жизни ее создателя, буквально восставшая из пепла его сгоревшего дома, книга содержит в себе труд десятилетий Владислава Татаркевича - польского философа и писателя.
Книга содержит энциклопедические данные о счастье, ко- торые ее автор пытается анализировать и описывать. Так, он говорит о том, что имеется по крайней мере четыре основных значения счастья: «Счастливым, во-первых, является тот, кому сопутствует счастливая судьба, во-вторых, тот, кто познал самые сильные радости, в-третьих, тот, кто обладал наивыс- шими благами или, во всяком случае, положительным балан- сом жизни, и, в-четвертых, тот, кто доволен жизнью.
Эта четырехзначность является источником путаницы, ибо четыре понятия, обозначенные одним словом, имеют тенден- цию к взаимопроникновению в сознании и образованию одно- го понятия неопределенного содержания (курсив мой. - А. Г.), не соответствующего в точности ни одному из четырех значений.
Если бы даже философы приняли только одно из них и ис- ключили остальные, то обычный человек продолжал бы на- зывать одним словом все эти четыре разных понятия»'.
Неопределенность содержания этого понятия позволяет каждому человеку делать свой выбор - строить свою форму- лу счастья и следовать ей. Можно (хотя это всегда трагично для судьбы человека) вообще отказаться от поиска своей формулы, считая ее несуществующей, а счастье - нереаль- ным. Многовековой опыт человечества показывает, что при всем многообразии Я люди переживают его полноту, его присутствие в зависимости от очень небольшого числа жиз- ненных факторов - или иначе - источников счастья. «Я хо- чу» в этих переживаниях не только конкретизируется в цели,
I Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека.-М., 1981.-С.37. 216
содержание перспективы, но и выступает для человека как особая реальность, где разворачивается его диалог с самим собой. Когда человек говорит себе «Я хочу», он выделяет свое Я, как бы проводит различие между Я и не-Я, создает возможность для самоанализа, актуализируя свое второе Я, то есть внутренний диалог.
Вернемся к жизненным факторам, которые называют источниками счастья, источниками полноты жизни и ее удовлетворенности. Я опять использую текст В. Татаркеви- ча, где есть глава «Источники счастья», и буквально в пер- вых строках они перечислены так: внешние блага, добрые чувства, любимая работа, бескорыстные интересы. Трудно не согласиться.
Не будем пока подробно останавливаться на каждом из этих факторов, а обратимся к результатам анкеты, которую разработал в начале XX века Уотсон и применил для исследо- вания возможностей и источников счастья. Результаты этого исследования мне кажутся удивительно интересными, и я при- веду их так, как они представлены в цитируемой книге.
Что не приводит к счастью (и несчастью)
1. Счастье не зависит от уровня образования и культуры (от интеллигентности).
2. Не зависит от прогресса в науках и от академических знаний.
3. Не зависит от уровня образования родителей.
4. Не зависит от материального благосостояния.
5. Несогласие между родителями менее отрицательно влия- ет на счастье детей, если родители разошлись, чем если они живут вместе.
6. Занятия спортом не оказывают влияния на счастье и не- счастье.
7. Увлечения (хобби) имеют меньшее значение для удовле- творенности жизнью, чем обычно предполагают.
8. Способности к танцам, музыке, живописи, литературе, спорту не связаны со счастьем.
9. Умение приспособиться к жизни само по себе не приво- дит к счастью.
10. Новый тип сексуального воспитания не увеличивает шансы на счастье.
11. Производительный труд не является необходимым для счастья.
12. Трудные условия жизни не обязательно приводят к не- счастью.
217
Что приводит к счастью (несчастью)
13. Неудача в любви является одной из главных причин не- счастья.
14. Боязливость, впечатлительность, несмелость являются важными причинами несчастья.
15. Музыка и поэзия - прибежище для несчастливых.
16. Любовь к труду и его хорошие результаты значительно способствуют счастью.
17. Любовь к природе также способствует этому.
18. Здоровье в молодости - основа счастья.
19. Симпатия людей является причиной счастья.
20. Хорошие отношения с людьми - важный фактор счастья.
21. Среди всех факторов, лежащих вне сферы профессии, успехи на сцене наиболее способствуют счастью.
22. Благословенны те, кто имеет призвание ко многим сфе- рам деятельности.
23. Для счастья большинства людей важны постоянные эле- менты их жизни (друзья, работа, природа), а не временные сти- муляторы (алкоголь, клубы, церковь, танцы, карты, искусство).
24. Большинство людей жаждет приключений, а не покоя.
25. Счастье чаще наступает при серьезном, разумном, от- ветственном, трудолюбивом образе жизни, чем при импуль- сивном, легком, пестром.
26. Молодость не является золотым периодом в жизни, но и старость тоже.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление