Попробуем выделить важные, с нашей точки зрения, пре- образования предметов, которые можно (с известной степе- нью точности) анализировать как проявление развития чело- века как в онтогенезе, так и в филогенезе:
1. Преобразование человеком предмета в соответствии со свойствами предмета (из руды выплавляют металл, из металла делают машины, машины ремонтируют, потом переплавляют и тому подобное).
2. Использование человеком предмета в соответствии с существующими качествами жизни (например, лекарственные растения могут помочь излечению, но повышение дозы при- водит к смертельному исходу; использование земли для про- изводства продуктов питания может привести к уничтожению среды обитания человека).
3. Создание новых качеств жизни (например, создание ме- ждународных информационных сетей) изменяет мышление
специалистов, работающих с этими системами, а современные транспортные средства (ракеты, самолеты) сделали понятие пространства - расстояние - и понятие времени важным фак- тором в принятии многих повседневных решений большого числа людей, а открытие Зигмунда Фрейда повлияло на от- ношение человечества к себе в XX веке).
Выделенные направления преобразования человеком предметов позволяют, на мой взгляд, говорить о роли другого человека в индивидуальном развитии каждого из нас. Другой человек своим присутствием в виде предмета задает потенци- альную возможность преобразования его самого как предме- та, как бы разрешает или запрещает что-то с собой делать и, таким образом, через механизмы действия («Я могу это де- лать» - так можно выразить переживание, их сопровождаю- щее) по закону обратной связи сообщает растущему ребенку о качествах жизни в своем теле и в своих пространственно- временных отношениях с ребенком. В конечном итоге это выливается в содержание воздействия ребенка на взрослого. Примером может служить отношение психически больного ребенка к взрослому и отношение к нему ребенка здорового. Психически больной ребенок не видит во взрослом его специ- фических человеческих свойств (боли, усталости, радости, огорчения), не видит, не чувствует границ его физического тела - может кусаться, драться, царапаться, толкаться, причи- няя не только неудобства, но и ощутимую боль взрослому человеку. Для здорового ребенка такое воздействие на взрос- лого невозможно, но он может прибегнуть к своим средствам - плач, крик, угроза, притворство, ложь... Это воздействие на чувства, мысли, возможности взрослого, это уже ориентация на его специфические человеческие качества. Познание их ребенком начинается очень рано, вместе с познанием и других свойств окружающего его мира, и является естественным мо- ментом жизни здорового ребенка, строящего картину мира, в котором он начинает жить.
Думается, что один из важнейших критериев психического здоровья, существующего на сегодняшний день в психиатрии и психопатологии, не случайно связан с превышением меры воздействия на себя и других людей; в нем доступными совре- менному знанию о человеке средствами фиксируется возмож- ность превращения качеств воздействия человека на человека в качестве разрушения человека человеком.
Думается, что как нет четко выраженной границы между живым и неживым, так нет и четко выраженной меры разви- тия человека (да и человечества), ее можно только пробо-
203
вать искать, пытаться понимать качества жизни как уни- кального образования, где человек - только один их фено- менов живого, обладающий всеми качествами жизни и каче- ствами смерти тоже.
Отчасти поэтому проявления развития и регресса для каж- дого человека фиксируются и понимаются относительно кон- кретного исторического времени, в котором он живет. Можно опередить свое время (о чем говорит история научных откры- тий), можно безнадежно отстать, изобретая велосипед, можно и в старости сохранить детскую наивность и непосредственность, но не назовут ли это окружающие - глупостью и инфантилиз- мом. Можно и в восемьдесят лет сказать, что - с восхищением живу, а можно устать от самого себя в десять лет... Можно...
Самому человеку показатели его развития или регресса представляются как его возможности, они влияют на организа- цию его усилий, определяют «потребное» (Н.Бернштейн), же- лаемое будущее. Именно они связывают единой нитью время жизни, так как позволяют строить через собственные (умствен- ные или физические) усилия ее пространство. С этой точки зре- ния можно жить в пространстве собственного тела, можно жить в космическом (бесконечном) пространстве, можно жить в про- странстве своей семьи, города, страны, планеты...
Для Наблюдателя показатели развития или регресса чело- века можно обнаружить так:
- фиксируя его меняющиеся возможности по преобразова- нию предметов на протяжении некоторого времени его инди- видуальной жизни, в таком случае появляются проблемы точ- ности фиксации;
- фиксируя возможности человека по преобразованию предметов в сравнении с уже существующими вариантами изменения этого предмета другими людьми, в таком случае появляются проблемы качества преобразования. Если исхо- дить из того, что любой предмет имеет бесконечное множест- во свойств, то проблема качества преобразования может пре- вратиться в вариант «дурной» бесконечности. Появится необ- ходимость выбирать точку зрения, позицию, которая позво- лит сопоставлять различные преобразования предмета - су- ществовавшие и потенциально возможные. Другими словами, чтобы оценить качество преобразования, наблюдателю нужно владеть историей жизни предмета. А историй у нас, как из- вестно, две - история рода человеческого и индивидуальная история жизни человека. Какую из них брать за основу? Обе?
Изобретение уже упомянутого велосипеда в детском воз- расте и создание атомной бомбы в середине XX века - это
204
сопоставимые достижения, сопоставимые возможности? Не знаю, хотя очень хочу этот вопрос задать и себе, и вам, моим читателям...
Каждый ребенок, родившийся здоровым, переживает, от- крывает в себе такое свойство, как умение терпеть боль. Со- поставимо ли это индивидуальное достижение каждого из нас с глобальной социальной терпимостью к войнам, которые вспыхивают тут и там на нашей планете? Может быть, я не там хочу найти показатели проявления развития и регресса?
Может быть, можно говорить о развитии в индивидуаль- ной жизни человека, и это мало приложимо к истории челове- чества? Вопрос этот невольно возникает, когда пытаешься подвести хотя бы предварительные итоги XX столетию. Вой- ны, революции, голод, техногенные катастрофы - история ничему не учит... Печальных фактов очень много.
И если в известной степени развитие в индивидуальной био- графии человека связано с переживанием своей силы, своих возможностей воздействия на предметы, а регресс - с уменьше- нием, исчезновением этой силы, то для человечества этот пока- затель сегодня направлен против него самого и среды его оби- тания. У человечества достаточно силы, чтобы уничтожить себя и свою планету. Пересчитанные на сегодняшний день силы для этого дела многократно превышают возможности сопротивле- ния всего человечества, не говоря уже об отдельном человеке.
Две ориентации - ориентация на жизнеутверждение и ори- ентация на разрушение жизни (биофильская и некрофиль- ская) заявляют сегодня о себе в истории человечества громко и недвусмысленно, обрушиваясь в своем противостоянии на голову каждого человека через средства массовой информа- ции, обостряя в индивидуальной жизни переживание своих индивидуальных же возможностей. Вечная литературная (нет, жизненная!) проблема маленького человека наполняется но- вым, может быть, даже критическим содержанием. Ответ на вопрос к самому себе «Что я могу?» может быть роковым для многих, если человек ответит: «От меня ничего не зависит».
Так и переплетаются эти показатели индивидуального раз- вития и регресса с показателями, проявлениями развития (может быть) цивилизации.
Таким образом, проявления развития и регресса являются свойствами живого, свойствами, фиксирующими его изменчи- вость, позволяющими пережить вектор, направление этой изменчивости во времени. Время приобретает через эти пока- затели как бы индивидуальное лицо, становится моим или нашим временем, то есть временем, совпадающим с моими
усилиями или расходящимся с ними, с теми моими (или на- шими) усилиями, которые направлены на преобразование предметов. Получается, что можно отстать не только от кого- то или чего-то, но и от самого себя тоже, переживая невоз- можность воплощения усилий в преобразовании предмета. Подобное испытывает часто взрослый человек, воспитываю- щий подростка, который не меняется так, как хотел бы этого взрослый. Подобное испытывает ученый, в сотый раз ставя эксперимент и сталкиваясь с неудачей. Подобное испытывает героиня А.Вампилова в пьесе «Прошлым летом в Чулимске», поправляя и поправляя сломанный заборчик у сада...
Сколько эпитетов есть в языке для описания этого несов- падения усилий человека и времени преобразования предмета:
- преждевременные усилия,
- напрасные,
- бесполезные,
- неадекватные,
- бесплодные,
- безрезультатные,
- бесцельные,
- бессмысленные и тому подобные.
Важно то, что это несовпадение человеком воспринимается и переживается как отнесенное к разным реальностям - к себе и к предмету, который не стал моим, так как его изменение определяется не моим вектором силы.
Думается, что в этом несовпадении, в возможности такого несовпадения есть особый смысл, позволяющий человеку вы- делить свои собственные усилия как особый предмет, как осо- бое свое качество, которое можно фиксировать в виде пере- живания: «Я могу». Это переживание не только позволяет человеку ощутить свою силу как таковую, оно одновременно позволяет выделить и источник этой силы - собственное Я, которое не сводится к свойствам и качествам физического тела человека. Недаром для описания этого явления исполь- зуют такие понятия, как схема тела, зрительно-мышечная координация, мышечное чувство, образ тела и другие, не ме- нее сложные, а часто и таинственные по содержанию понятия, позволяющие их авторам' размышлять о том, как человек сосредоточивает свои усилия, как он направляет их, соотнося с конкретными обстоятельствами осуществления действий, направленных на преобразование предмета.
I Анохин П. П., Бернштенн Н. А., Павлов И. П., Сеченов И. П., Зинченко В. П., Леонтьев А. Н. и другие.
206
Думается, что где-то здесь скрыта тайна рождения в инди- видуальной истории человека (а может быть, и человечества) переживаний, структурирующих, как бы задающих, создаю- щих границы Я. Не только сопротивление предмета, но и сопротивление от нереализованной силы, бумерангом вер- нувшееся к ее источнику - телу человека, задает конуры, гра- ницы Я, которые наблюдатель воспринимает как смелость, решительность, сосредоточенность, боевитость, а сам человек переживает как уверенность в своих силах. Почему бы нет? Может быть, это еще одна из гипотез, которая имеет право на существование.
«Я могу» как переживание человека содержит и важнейшее качество живого - его незавершенность в данный момент времени, его устремленность в будущее, в то, что называют еще весьма трудно определимым словом - надежда. «Я могу» - это надежда на осуществление усилий, надежда на результа- тивность своего воздействия на предмет, это способ сделать будущее присутствующим в настоящем. Именно это пережи- вание наполняет усилие человека тем содержанием, которое по мере его проявления (так и хочется сказать - наполнения) называют рефлексивностью или способностью человека са- мому себе отдавать отчет о своих же собственных усилиях. Это способность человека думать о том, что он делает как до осуществления усилий, по ходу их реализации, так и после завершения усилий.
В психологии и философии говорят о том, что рефлексив- ность - это специфическое человеческое качество, отличаю- щее его форму жизни от всех других форм.
Инстинктивность - целесообразность действия - качество, противоположное рефлексивности; инстинктивность как при- родное качество живого, осуществляющего свою врожденную программу - жить в меняющихся условиях, присуща человеку в полной мере. Человек рождается с такими формами актив- ности, живет с ними, включая природные формы активности в новые, приобретаемые со временем. Избегание боли, болевых ощущений - один из таких инстинктов, может быть, его и можно было бы назвать инстинктом жизни.
Инстинктивные формы активности обеспечивают человеку существование его тела как организованной системы, функ- ционирующей в соответствии с ее назначением, они как бы задают основу - фундамент - для дальнейшего развития жиз- ненной силы. Ребенок - человек - рождается с относительно небольшим набором инстинктов, гарантирующих возмож- ность реализации жизненной программы его тела.
В настоящее время существует множество классификаций инстинктов' как попыток найти и описать их роль и место в развитии человека, значение в становлении индивидуального поведения - индивидуальной судьбы. Кажется бесспорным, что инстинкты определяют содержание эмоций человека - его впе- чатлительность, точность и тонкость восприятия, глубину и остроту переживания... Когда человек говорит о своих чувст- вах, пытается их выделить, старается как-то отнестись к ним, он сталкивается именно с этими сторонами своей жизни. Много странного, непонятного в чувствах, часто они возникают как бы независимо от нашего Я и даже побеждают его. Ребенок впервые сталкивается с силой своих чувств, когда переживает полярные, но одинаково сильные эмоции - радость и страх. Радость окрыляет, возбуждает ребенка, как бы выделяет каче- ства его жизни для него же самого. Страх переживается ребен- ком как напряжение, с которым трудно справиться, как напря- жение, которое возникает в нем и тем самым обозначает его для самого себя Я. Надо справиться с этим напряжением, которое разливается по всему телу или фокусируется в каком-то органе.
Взрослому часто трудно понять, что вызывает страх ре- бенка, также трудно бывает предугадать, что вызовет его радость. Перелистываю свои и чужие дневниковые записи:
- Годовалый малыш боится шуршащей газеты.
- Трехлетний боится темноты.
- Годовалый малыш безмерно рад, когда видит мамин ха- лат в цветочек.
- Трехлетнего радует предстоящая встреча с манной кашей (редкий по достоверности факт из жизни сегодня уже взросло- го человека).
Закономерности чувств есть, они описаны в общей психо- логии, но, к сожалению, в большинстве случаев они относятся только к жизни взрослых людей. Чувства детей исследованы мало, может быть, только психоанализ2 в лице его лучших представителей пытался расшифровать тайну детских страхов и радостей, понимал (или пытался понять) их значение во всей последующей жизни уже взрослого человека.
Чувства в жизни человека говорят ему о восприимчивости его к изменениям - в нем самом и в окружающем мире.
Притупившиеся чувства - признак психической смерти, угасающие чувства - момент регресса, обновляющиеся чувст-
' См.: Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации челове- ка - М., 1990; Гарбузов В.И. Практическая психотерапия.-Л., 1994. 2 См., например: Психоанализ детского возраста. - М., 1927.
208
pa - показатель проявления жизненной силы... Чувства опре- деляют для человека интенсивность осуществления жизни, можно сказать, степень ее напряженности, они ориентируют человека на выраженность жизни в нем самом. Вялость, без- различие, бесчувственность - не только симптомы болезни тела, они и симптомы угасания или недоразвития (регресса) самой психической реальности.
Если подобное проявление чувств встречается у детей - это или признак глубокого шока или признак дефицита источни- ков развития чувств. А таким источником для ребенка являет- ся человек, несущий в его жизнь радость, не будем уже гово- рить здесь еще раз высокое слово - любовь.
Обычно человек (ребенок) не чувствует своих чувств, он погружен в них, он их проявляет и переживает как свое есте- ственное качество. Сказать о себе «Я чувствую» очень непро- стая задача, сказать о чувствах другого человека (особенно взрослого) еще сложнее, известно ведь, что взрослые могут скрывать свои чувства, подавлять их и даже выдумывать.
Как это у них получается и почему это возможно, обсудим в последующих главах.
Значит, у человека чувства не только часть его природной, телесной жизни, у него есть еще и особая связь, связь его Я с его же собственными чувствами.
Я разрешает или запрещает проявление чувств, Я борется с чувствами или создает их. Такое непростое Я, которое и об- наружить-то нелегко.
- Я знаю, где Я, - поделился открытием двухлетний ребенок.
-Где?
- В глазах у мамы.
Вот бы и взрослым такую ясность!
Если переживание «Я могу» позволяет человеку выделить границу психической реальности, обозначить ее через век- тор приложения силы, то переживание «Я чувствую» позво- ляет выделить существование психической реальности через изменение напряжения, возникающего в теле человека. Тело человека в этом переживании обретает свойства системы координат, ориентирующих психическую реальность во внешнем (а потом и во внутреннем) пространстве. Чувства дают возможность сохраниться Я человека, пока они есть, пусть даже только еле теплятся, они будут основой для рож- дения, возрождения, сохранения, если хотите, то для убе- жища Я. Ими не исчерпывается Я человека. Так, у людей, имеющих сходные чувства (например, у болельщиков), Я может быть весьма различно. Множество других фактов
говорят именно об этом. Остановимся еще на нескольких взятых из жизни:
1. Раздраженная толпа перед зданием суда, где идет засе- дание. Она объединена чувством ненависти к насильнику и убийце. Я каждого человека в толпе неравно Я даже его бли- жайших соседей.
2. Спортсмены охвачены предстартовой лихорадкой, но не будем еще раз говорить о различии их Я.
3. В едином порыве вскочил зрительный зал, охваченный воодушевлением при появлении кумира на сцене.
4. Сосредоточены лица тех, кто слушает великое прави- тельственное сообщение.
5. Все брезгливо морщатся, когда чувствуют этот запах.
6. Никого не оставит равнодушным эта красота.
Угасающие чувства, отмирающие чувства - о них написа- ны тысячи страниц, изданных миллионными тиражами. Все равно загадка возникновения и исчезновения чувств остается, загадка впечатлительности и ранимости, угрюмой толстоко- жести и монументальности, так отличающих нас друг от дру- га. Надо сказать, что я очень рада этому. Так устроен мир, не все его тайны дано нам знать. Может быть, и хорошо, что я никогда не пойму, почему из десятка ребятишек, видевших, как цветет подорожник, только один, маленький, двухлетний, нагнулся к цветку и, задохнувшись от радости, сказал: «Вот и ты расцвел!» Было это на нашей планете, в середине месяца июля, светило нам всем одно солнце.
Жизнь поворачивается к каждому из нас еще одним удиви- тельным свойством - она закономерна, логична, воспроизво- дима с точностью весьма определенной. Это свойство жизни - она вечна. Могут меняться ее формы, но суть, закономерно- сти, определяющие сам факт ее существования, останутся.
Какие это закономерности? Наверное, главная из них уже обозначена: в жизни есть смерть, в ее настоящем присутству- ет будущее, у нее есть предел изменчивости, предел превра- щения живых форм, за которым уже появляются другие - мертвые - формы... Человек сталкивается с этими законо- мерностями благодаря своему особому качеству - качеству мышления, способности мыслить. Хотелось бы оптимистич- но написать, что она дана всем людям, но не хотелось бы быть неточной. Пусть будет так: это качество (как и многие другие) существует у человека как возможность, которой он может распорядиться по-разному, условия его жизни (совре- менной особенно) к этому весьма располагают. Как? Пого- ворим и об этом.
210
О том, что такое мышление как свойство психической ре- альности, как качество жизни человека, написано безбрежное море литературы. Я буду ориентироваться на нашего совре- менника, который не нуждается ни в каких превосходных эпитетах (все он слышал при жизни), - Мераба Константино- вича Мамардашвили'.
«Я думаю», «Я мыслю» - только человек может сказать это о себе, о том, что с ним происходит нечто особое, устанавли- вается особая связь между ним и предметами. Предметы при- обретают на какое-то мгновение свойство прозрачности - они становятся понимаемы, приобретают форму, позволяющую выделять их присутствие, - для себя присутствие - и одновре- менно человек переживает свое отношение к ним.
Мамардашвили говорил о том, что пока «человек произ- водит акт сравнения внешних предметов, не имеющих к нему отношения, и не вовлекает себя самого в акт сравнения - он не мыслит». Соответственно мыслить он (человек) начинает то- гда, когда... Как трудно продолжить эту фразу! Мыслить че- ловек начинает не тогда, когда говорит об этом, а в тот мо- мент, когда с недоказуемой ясностью видит знание (это рож- дается мысль, или истина). Увиденное знание - это уже слу- чившееся, это необратимо, этого никто у человека не может отнять, это действительно было. «И может быть, именно с такой необратимой исполненностью и связана радость». Светлая радость мысли, которая существует для мыслящего, - она его. Она создает особое переживание ясности, которое может длиться только мгновения. Это то мгновение, которое М. К. Мамардашвили называл сладко тоскливой ясностью, которая в юности приходит и уходит как молния, в одно мгновение, но чтобы удержать его и превратить в устойчивый источник светлой радости мысли, нужен особый труд, на ко- торый решается далеко не каждый человек.
«Иногда страшно то, что там выступает в обнаженном ви- де», - так Мамардашвили говорил об открывшейся человеку мысли, истине. «Мысль рождается из удивления вещам как таковым, и это называется мыслью. Мысль нельзя подумать, она рождается из душевного потрясения». Организовать это потрясение невозможно, думаю, так же невозможно, как за- ставить человека полюбить.
Мысль переживается как полнота бытия, как включен- ность человека в это бытие не случайным, а естественным,
1 См., например: Мамардашвили М.К. Беседы о мышлении // Мысль изреченная/Под ред. В. А. Кругликова - М., 1991 (все цитаты из этого текста).
211
сослветствующим бытию. Бывает это редко, как редко бывает душевное потрясение, открывающее истину. Для этого долж- но совпасть во времени и пространстве очень много различ- ных факторов, чтобы человек мог пережить состояние мыш- ления, то есть, как говорил М.К.Мамардашвили, «твое соз- нание твоего сознания». Это действительно очень трудно, даже страшно, так как истина, выступающая в чистом виде как мысль, не принадлежит нашему Я, она больше и сильнее его. Вот почему человек испытывает это чувство сладкотоск- ливой ясности, он может пережить момент, что его Я не может справиться с мыслью, так как они оба - Я и мысль (хотя бы на мгновение) в честном мышлении проявляют свою сущность. Я выступает для самого человека без одежд защитных механиз- мов, дающих компенсацию и алиби отсутствию ясности мыс- ли, мелькавшей в другие моменты жизни.
Особенность человеческой жизни в том, что мысль в лю- бой момент времени уже дана, задана языком. «По той про- стой причине, что в любой данный момент в языке есть все слова». Слова - подобие мысли, ее двойники, но не она сама. Мераб Константинович называет их симулякрами, что по- латински означает привидение, или двойник, мертвая ими- тация вещи.
Говорить слова - не значит мыслить. Попробуйте сказать:
«Я знаю, что динозавров нет» или любое другое словесное утверждение. Есть ли в нем отражение вашего, именно вашего мысленного разрешения? Ответить на этот вопрос и подобные ему невозможно, так как «всегда есть вербальный мир, кото- рый сам порождает псевдовопросы, псевдопроблемы, псевдо- мысли и отличить их от истинной мысли невозможно. Невоз- можно настолько, что любая, сформулированная или вот-вот готовая быть сформулированной, мысль встречается с невоз- можностью воплощения в слове.
Описать словами мысль, переживаемую как мучение, уни- кальное напряжение уникального человека, которому ясно открылась вещь во всей ее глубине, становится невозможно. Слишком обычны, будничны слова, истина в них становится похожа на ложь. Ведь в любой данный момент есть все слова, а из слов составлены симулякры, которые вполне похожи на ваше видение. И вот душа начинает кричать».
Кричит она от невыразимости, вынужденная существовать в последовательности событий нелепых, случайных, иногда абсурдных, ритуальных... Другие не находят места в этой последовательности, но она получает знание, важное и един- ственное: «Я могу испытывать живое состояние, а в это время
212
место уже занято... я знаю, что это не я, что место занято и мне некуда деться с моей мыслью».
Некуда деться в реальности, которая наполнена симулякра- ми - двойниками мысли. «Оказывается, в области мысли мы тоже испытываем трагическую боль отсутствия себя, впадаем в ситуацию, характерную и для других областей жизни, когда конкретный, налаженный механизм мира заранее вытесняет собою и своей глыбой давит несомненное для меня живое со- стояние. Я несомненно для меня с очевидностью в нем, а ему нет места в реальности». Сколько раз мы слышали эти слова, читали их: душа умерла, замерла, затаилась, закоченела, осты- ла, онемела... За всеми этими словами страдание человека от непонимания других, его живого состояния, ощущаемого им как несомненно живого.
Мераб Константинович говорил о том, что мысль не вла- стна над реальностью, она непроизвольна, она явление, кото- рое мы не можем иметь по своему желанию. Мы можем иметь мысль лишь как событие, к которому привели многие нити движения живого.
Живое не умещается внутри норм, правил, последователь- ности событий. Мы все хорошо разделяем состояние жизни и состояние существования, мы делаем это из ситуаций нашего сознания.
Это проявление того, что все человеческие состояния, мысль тем более, несамодостаточны. Если мысль присутствует, если она родилась, то в ней есть нечто другое, являющееся ее осно- ванием. Это другое - бытие. Оно неизвестно человеку и отли- чается от житейских фактов именно этой неизвестностью. Оно - бытие - дано нам в чувстве отрешенной тоски, связан- ной с ощущением собственной чуждости в мире. «Вместе с чувством несомненного существования мы испытываем свою неуместность в мире».
Сущность тоски состоит в том, что «для осуществления се- бя нет готового налаженного механизма, который срабатывал бы без моего участия, без того, чтобы я сам прошел бы ка- кой-нибудь путь». Проблемы мысли возникают именно здесь, когда человек переживает несоответствие себя реальности и причастности (возможности быть причастным) к собственному осуществлению, к возможности сбыться. Для этого надо по- трудиться - необходимо пройти путь, быть способным на риск, что-то мочь делать, а не просто хотеть делать, быть взрослым, способным производить Я из самого себя.
«Человеку ценно только то, что он из себя и на себя, опла- чивая собой, может иметь или производить».
213
Для этого нет естественного механизма и давно известно что человеческое в человеке есть нечто, не имеющее механиз^ мов естественного рождения. Удивительно то, что никого нельзя вынудить быть человеком, заставлять им быть.
Сама необходимость мыслить существует потому, что че- ловек в человеке не рождается естественным путем. «Первым актом мысли является рождение мысли, не о чем-то, а просто рождение мысли. Первый акт мысли - это фактически выде- ление чего-то, о чем вообще можно мыслить, и осмысление мыслить, так сказать, области мысли».
Вот и говорит М.К.Мамардашвили о том, что мысль оп- ределить нельзя, если повезет самому на ее рождение, то ее можно будет показать, где и как она свершается, где и как она случается.
Мы говорим: «Я думаю»... Хотелось бы, чтобы написанное на этих страницах добавило к этому утверждению одно ма- ленькое слово «Я ли думаю...». Может быть, это будет один из способов научиться распознавать феномены своего сознания и получить возможность спросить его, свое сознание, что именно за ним стоит.
Думаю, что приведенные рассуждения еще раз позволили прикоснуться к жизни, где феномен мышления - одно из про- явлений ее самой, а может быть, и есть она сама - искренняя и честная, которая и есть наше подлинное бытие. Поэт сказал об этом так:
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление