Многими лжеименами пытается назвать себя раздираю- щееся между ними Я; а настоящее имя дается одним из многих, случайным и внешним придатком. Настоящее имя сознается как нечто внешнее личности, извне внедренное в ее жизнь, могущее быть, как начинает казаться личности, произвольно замененным и даже вовсе снятым. Наконец, при дальнейшем расстройстве личности оно вовсе утрачи- вается, но вместе с ним утрачивается и непрерывность соз- нания...
Восстанавливается личность вместе с именем. Первый проблеск самосознания воссияет во тьме как ответ на внезап- но всплывший вопрос о самом себе: "Кто я?" Чтобы поста- вить его, необходимо уже знать, хотя бы смутно, и ответ на него: "Я - тот-то". Когда это сказано, самосознание зажило и личность ожила, хотя бы не вполне целостная»'.
Вытеснение, забывание, казалось бы, существенного, от- ражает изменения, происходящие в Я человека. Их можно рассматривать как жизнь личности.
I Флоренский П. Имена//Характер и имя. - М., 1992.-С. 267. 171
Другой защитный механизм личности - эго проекция или перенос, бессознательный перенос собственных переживаний чувств, влечений на кого-то другого, приписывание этому дру. гому своих чувств, мыслей, переживаний. Так поступает ханжа, приписывая другим собственные стремления, которые проти- воречат его целостному представлению о себе. Через меха- низм проекции человек распространяет свои переживания на весь свет - его радость становится безграничной, его горе затопляет весь мир, все вокруг должны ему сопереживать.
Проекция позволяет человеку расширять границы своего Я практически до бесконечности, границы ее безмерны, но у нее есть важное свойство - она лишает человека чувства реальности другого - не только человека, но и всего мира. В конечном итоге, это путь к одиночеству, путь к миру, в котором будет только Я и никого больше. Грустная карти- на, не правда ли?
Как говорится, все хорошо в меру, что в полном смысле слова относится и к механизму проекции, хотя это очень сильный защитный механизм, и человек иногда может про- жить в своем космосе всю жизнь, так и не встретившись с реальностью.
Но встреча происходит и бывает это, наверное, так:
Ты опять со мной, подруга осень, Но сквозь сеть нагих твоих ветвей Никогда бледней не стыла просинь, И снегов не помню я мертвей. Я твоих печальнее отребий, И твоих черней не видел вод, На твоем линяло-ветхом небе Желтых туч томит меня развод. До конца все видеть, цепенея... О, как этот воздух странно нов... Знаешь что... Я думал, что больнее Увидать пустыми тайны слов.
И.Анненский
Встреча с реальностью как преодоление механизма проек- ции требует от человека не только интеллектуальных усилий, но и особого чувства сопричастности к происходящему, того чувства, которое позволяет переживать ответственность за другого, воспринимать его как целостность, обладающую своими неповторимыми свойствами.
172
Рсть еще один защитный механизм личности. Его распро- тпаненность заставляет уделить ему должное внимание - это национализация, самообман, в котором представлена попыт- ка человека для самого себя и других людей обосновать свои чувства и действия. Рационализация - это объяснение самому себе самого же себя. Она дает человеку возможность не вы- глядеть ущербным со своей же собственной точки зрения, остаться понятным самому себе в трудных или даже неразре- шимых обстоятельствах. Говоря по-другому, именно рацио- нализация помогает не потерять свое лицо в своих же собст- венных глазах. Как это бывает? Даже в языке есть специаль- ные формы для выражения данного явления: «Что я, нанимал- ся?..», «Сколько это можно терпеть?!», «Да это и святого из себя выведет!» и тому подобное.
Занимаясь рационализацией, человек как бы очерчивает для себя и для других людей границы своего Я, переживает его ограниченность как факт существующий, с которым надо считаться.
Все защитные механизмы (а их очень много) помогают человеку решать его проблемы, хотя далеко не всегда адек- ватным способом. Но даже если способ не является адекват- ным проблеме, он является адекватным самому человеку, его индивидуальности, ресурсам его Я. Так, человек при реше- нии сложной жизненной задачи начинает пользоваться спо- собами более раннего возраста, но уже давно прошедшего. В кокетстве стареющей женщины можно увидеть ее детское желание быть красивой девочкой, а в ребячливом поведении взрослого мужчины - страх перед собственным возрастом, попытку уйти от возрастной ответственности. В психологии подобное поведение называют регрессией. Суть ее в том, что человек решает свои задачи, свои проблемы способами, не соответствующими ни его возрасту, ни его статусу, ни его социальным возможностям. Регрессивное поведение воз- вращает человеку его прошлое, к которому он может отно- ситься так, как умеет - уважать его, ненавидеть, отвергать и тому подобное. Регрессия позволяет обнаружить глубинные слои Я, пережить его как себе принадлежащее.
Знание о защитных механизмах позволяет увидеть в сво- ем поведении и в поведении другого не только внешний ри- сунок - кто и что делает, - но как бы приоткрывает занавес над содержанием Я человека, определяющего такой рисунок поведения. Можно сказать, что знание защитных механиз- мов личности позволяет выявить пространство Я, его орга- низацию, его динамику.
173
Защитные механизмы личности обеспечивают человеку со. хранение некоторого идеального представления о себе, без существования которого невозможно их функционирование. Я-идеальное - это обобщение, возникающее на основе взаи- модействия с другими. Оно включает как знание о сущности человека, о его назначении, так и конкретизацию этого зна- ния в доступных для человека формах.
Идеал человека, обобщенное представление в его сущности не является только абстрактной идеей, он постоянно присут- ствует в отношениях между людьми в виде системы оценок, которыми мы наделяем разные качества человека, результаты его действий, даже его внешность.
Нравственный и этический смысл различных качеств об- ладает разрешающей и запрещающей силой, он как бы очер- чивает возможные контуры потенциально возможного пове- дения человека, создавая условия для конкретного воплоще- ния своей индивидуальности.
В этом смысле все качества человека, в том числе и врож- денные, которые становятся предметом оценки, отношения других определяют становление индивидуальности. Тело че- ловека может стать в известном смысле социальной пробле- мой, так как вызывает разные оценки и отношения со сторо- ны других людей.
Давно известно, что присутствие в группе красивой ум- ной девушки или женщины перестраивает ее психологиче- ский климат, делает людей более человечными. Как говорил В.А.Сухомлинский: красота как бы открывает людям глаза на мир, а все плохое, уродливое в свете красоты становится вдруг нетерпимым.
Красота, идеал человека - неотделимы друг от друга в сознании каждого из нас. Переживание возможного дает идеал; приближение возможного, осуществление его пере- живаем мы в присутствии красоты. Красота, остановленная словом, кистью, звуками музыки, движением танца, красота, выраженная философом в виде мысли, красота дерева и де- ла... Через нее человек приближается к вечности, к пережи- ванию не только того, что пролетает мимо и навсегда, но и к переживанию неизбежности вечности, если ты будешь стре- миться к ней как к человеческой сущности, воплощенной в твоей красоте. Для этого надо уметь не так уж много - уметь быть самим собой, не мешать, а помогать ближнему. Да что тут говорить, это давно известно и сформулировано в биб- лейских заповедях. Их трудно осуществлять тому, кто стара- ется искать свою сущность вне себя, растворяя индивиду-
174
ность в случайном, минутном, преходящем, принимая его ^а главное, сущностное.
Чтобы этого не происходило, чтобы это происходило не со семи индивидуальность человека охраняют литература и искусство, давая возможность жить не только в мире внешних предметов, но и в мире своей души, в той реальности, кото- пую можно назвать реальностью сознания, реальностью бы- тия сознания. В ней познается и узнается свое новое человече- ское качество - качество беспредельности, если хотите бес- смертия, которое не появляется при встрече с вещами, предме- тами, ограниченными в пространстве и времени и потому неизбежно ограничивающими человека. Литературные тексты, произведения искусства таковыми не являются. Посмотрите сами, разве есть оттенок столетий на этом тексте, а ведь он написан Сей-Сёнагон в XI веке:
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление