Л.С.Выготский говорит о том, что в этой ситуации в упро- щенной, идеальной форме представлена вся проблема его ис- следования - проблема стимула-реакции. Он говорит о том, что человек на месте осла бросил бы жребий и овладел ситуацией.
Суть метода состоит в том, чтобы создать такую ситуа- цию, где поведение человека определяется не наличными сти- мулами, а новой или изменившейся ситуацией, созданной самим человеком.
Наличие в поведении человека не только заданных, но и созданных им стимулов является для Л.С.Выготского отличи- тельной чертой психологии человека. «Для человеческого приспособления существенно активное изменение природы человека»2. Оно основано на рефлекторной активности чело- века и на возникновении ее нового регулятивного принципа, обеспечивающего психологическую связь между людьми, - это принцип знакового опосредования. Знаки - это искусст- венно созданные стимулы, назначение которых состоит в том, чтобы воздействовать на поведение в образовании новых ус- ловных связей.
Переход от социального воздействия вне личности к соци- альному воздействию внутри личности Л.С.Выготский счи- тал центром своего исследования. Так, человек, завязываю- щий узелок (знак) на память (создающий ситуацию опосредо- ванного поведения), является одновременно и ключом и аппа-
' Выготский Л.С. Собр. соч.-Т. З.-С. 65. 2 Там же. - С. 80.
281
ратом, к которому этот ключ подходит. Соединение в одном лице активной и пассивной роли - это вопрос о личности и ее отношении к поведению. «Высшие психические функции ха- рактеризуются особым отношением к личности. Они пред- ставляют активную форму в ее проявлениях... Культурные формы поведения суть именно реакции личности»'.
Л.С.Выготский считал, что через изучение культурного развития психических функций психология гуманизируется.
Изобретение и употребление человеком знаков в качестве вспомогательных средств при разрешении какой-либо психо- логической задачи, стоящей перед человеком (запомнить, сравнить, сообщить, выбрать и тому подобное), представляет аналогию с изобретением и употреблением орудий как мо- мент создания инструмента.
Употребление орудий и употребление знаков - это прояв- ление опосредующей деятельности, одного из главных изо- бретений человеческого разума. Понятие об опосредующей деятельности, понятие об употреблении орудий и понятие об употреблении знаков для Л.С.Выготского - способ мышле- ния, логическая схема для анализа культурного развития че- ловека как целостности, как общего потока его жизни.
Основой реального расхождения в поведении человека ли- нии употребления знаков и линии употребления орудий явля- ется их различная направленность. Орудие - это средство воздействия человека на объект его деятельности, оно на- правлено вовне. Его цель - вызвать изменения в объекте, во внешней деятельности человека. Знак ничего не изменяет в объекте, с которым связан, он - «средство психологического воздействия на поведение - чужое или свое»2, средство внут- ренней деятельности, направленной на овладение человеком самим собой, знак направлен внутрь. Применение знака зна- менует выход за пределы органической системы активности, существующей для каждой психической функции.
Л.С.Выготский считал свой метод аналитическим, приме- няя его для исследования строения высших психических функ- ций, полагая, что психологическая теория изменяет понима- ние анализа в зависимости от общего принципиального под- хода к психологическим проблемам. За анализом скрывается понимание автором фактов теории, вот почему вместе с изме- нением методологического подхода к психологическому ис- следованию изменяется и сам характер анализа.
1 Выготский Л.С. Собр. соч.-Т. З.-С. 84.
2 Там же. - С. 90.
282
Для Л.С.Выготского анализ высших форм поведения вклю- чает следующие главные моменты. Первый состоит в различе- нии анализа вещи и анализа процесса. Это предполагает уход от логики твердых тел, которая чаще всего осуществлялась в психологических теориях. Так, на место анализа вещи встает анализ процесса, что естественно приводит к необходимости восстановления всех моментов развития данного процесса, то есть главной задачей анализа является возвращение процесса к его начальной стадии - превращение вещи в процесс. Двигаться от процесса к его отдельным моментам - это суть эксперимен- тально-генетического метода, который искусственно вызывает и воссоздает генетически процесс психического развития. Ина- че Л.С.Выготский называл это динамическим анализом.
Второй главной составляющей анализа является противо- поставление его описательных и объяснительных задач. Ана- лиз, по мнению Л.С.Выготского, возможен только как объек- тивный, потому что он хочет вскрыть не то, чем наблюдае- мый факт кажется нам, а то, чем он является на самом деле. Его интересует не непосредственное переживание, которое открывает интроспективный анализ, а реальная связь внешне- го и внутреннего, которая лежит в основе изучаемой высшей формы поведения. Само объяснение становится возможным постольку, поскольку не исключается внешнее проявление вещей и признаков изучаемого процесса. В ходе анализа по необходимости рассматривается известный процесс как круг возможностей, который при соответствующих условиях при- водит к образованию устойчивых форм поведения. Объясне- ние этих форм поведения ставится в подчиненное положение по отношению к их действительному происхождению.
Третье положение связано с тем, что существуют такие пси- хологические процессы, которые уже завершили путь развития. Л.С.Выготский называет их омертвелыми, окаменелыми. Об- наружить их можно в автоматизированных или механизиро- ванных психических процессах, где они давно потеряли свой первоначальный облик (например, письмо, чтение, речь, счет взрослого человека). Элементарные процессы и управляющие ими закономерности спрятаны в высших формах поведения, то есть проступают в них в неявном виде; основу и содержание высшей формы составляет низшая, высшая возникает только на известной ступени развития и сама непрестанно снова перехо- дит в низшую форму. Всякая высшая форма поведения невоз- можна без низших, но наличие низших, или побочных, форм не исчерпывает существа главной. Это основные принципы для изучения структуры высших психических функций.
283
Л. С. Выготский пришел к заключению о том, что в высшей структуре функциональным определяющим целым, или фоку- сом всего процесса, является знак и способ его употребления- он считал, что ключом к овладению поведением является дей- ствие со стимулами, теми вспомогательными стимулами, ко- торые его опосредуют.
Роль стимулов-знаков показана в экспериментах Л.С.Вы- готского и его сотрудников с применением методики опосре- дованного выбора, или, как ее называют, методики двойной стимуляции.
Один из вариантов такой методики был разработан и экспе- риментально опробован А.Н.Леонтьевым. Суть методики со- стояла в том, чтобы в ходе исследования ребенок встал перед задачей овладеть процессами своего внимания при помощи внешних стимулов - средств. Перед ребенком стоит задача, требующая от него длительного напряжения внимания, сосре- доточения. А.Н.Леонтьев проводил с ребенком игру по типу игры в фанты с запрещением: «Да» и «Нет» не говорить, бело- го, черного не называть. Испытуемый должен был отвечать на вопросы названием определенного цвета, но не называть за- прещенные цвета. Это очень сложные задачи для детей 8-9 лет. Второй ряд стимулов - это цветные карточки, которые ребе- нок мог использовать для организации своего внимания.
Результат введения этих карточек сказывается очень быст- ро: число неправильных ответов падает - устойчивость вни- мания повышается при помощи вспомогательных стимулов. В ходе исследования была получена такая закономерность:
у дошкольника опосредованное внимание почти не снижает процента ошибок, у младшего школьника процент ошибок падает почти в два раза, у старшего - в десять раз. Только у взрослых наблюдается крайне незначительное падение числа ошибок при обращении к карточкам. Качественный анализ поведения ребенка и взрослого во время исследования сопос- тавлялся с данными других авторов (Т.Рибо, Титченера) и, что очень важно для Л.С.Выготского, - с живой жизнью.
«Если эксперимент открывает нам последовательность или закономерность какого-нибудь определенного рода, мы никогда не можем ограничиться этим и должны спросить себя, как же протекает исследуемый процесс в условиях дей- ствительности, реальной жизни, что заменяет руку экспери- ментатора, который намеренно вызывал процесс в лабора- тории. Одной из важнейших опор при перенесении экспери- ментальной схемы в действительность являются данные, полученные неэкспериментальным путем. Мы уже указыва-
284
ли, что видим в них серьезное подтверждение правоты на- шей схемы»'.
Мне этот тезис Л.С.Выготского представляется крайне важным и, думаю, чрезвычайно актуальным, так как это один из путей для построения психологической теории, адекватной не только логике экспериментатора, но и логике жизни.
В работах Л.С.Выготского построение модели культурно- го развития связано с попыткой преодоления интеллектуаль- ного и механистического взгляда на развитие ребенка. Интел- лектуалистический взгляд выводит культуру из работы чело- веческого интеллекта, а развитие ребенка понимается как освоение логической операции. Механистический взгляд рас- сматривает высшие формы поведения исключительно с точки зрения его исполнительного механизма как качества приспо- собления, качества адаптации. Односторонний подход этих взглядов преодолевается в естественной истории знаков. Она позволяет увидеть, что культурные формы поведения имеют естественные корни в натуральных формах, что они крепко связаны с ними, что они возникают не иначе, как на основе этих последних.
Задача психологии формулируется Л.С.Выготским как за- дача исследования реального своеобразия поведения ребенка во всей полноте и всем богатстве его содержания, во всей диа- лектической сложности и противоречивости этого процесса, как писал Л.С.Выготский, преодоления трудностей и приспо- собления. Необходимость видеть процесс в его диалектиче- ских проявлениях обусловлена и тем, что в психологии (и сегодня, к сожалению) господствует взгляд на детское разви- тие, как на рост растения, эволюционные идеи прямо или косвенно присутствуют в понимании процесса развития. Л.С.Выготский неоднократно говорил и писал о переломных, скачкообразных революционных изменениях, которыми пол- на история детского развития. Эволюция и революция, пе- риодичность и диспропорция, метаморфозы и окаменение функций - это проявление диалектики культурного развития.
История культурного развития ребенка, по Л.С.Выгот- скому, это история столкновения развитых форм поведения, с которыми встречается ребенок, с примитивными формами, характеризующими его собственное поведение. Мне кажется очень важным, с точки зрения сегодняшнего дня, тезис Л.С.Выготского о том, что «детское развитие менее всего на- поминает стереотипный, укрытый от внешних влияний про-
' Выготский Л.С. Собр. соч.-Т. З.-С. 130. 285
цесс: здесь в живом приспособлении к внешней среде соверща. ется развитие и изменение ребенка. В этом процессе возника- ют новые и новые формы, а не просто стереотипно воспроиз- водятся звенья уже заранее сложившейся цепи». Если всякая новая стадия эмбриона (а с его изменением часто отождеств- ляют развитие) заключена в его предшествующей стадии содержится в ней потенциально и проявляется благодаря на- личию этих потенций, то это процесс не столько развития, сколько роста и созревания. Рост и созревание присутствуют и у ребенка, но в истории культурного развития большое ме- сто занимают те формы поведения, которые возникают из реального столкновения организма и среды и живого приспо- собления к среде.
Я думаю, что неслучайно слова о жизни, живом приспособ- лении встречаются в текстах Л.С.Выготского очень часто. Хотя у него нет единого текста о целостной картине мира или сущно- сти жизни человека, но системный анализ, какой разворачива- ется на каждой странице его работ, приводит к необходимости целостной философской позиции, как писал Л.С.Выготский, взгляда на проблему с высоты птичьего полета, не только для того, чтобы не утонуть в эмпирических фактах, но и для того, чтобы сделать возможной саму исследовательскую позицию психолога в отношении проблем развития.
Для самого Л.С.Выготского эта позиция является естест- венной и необходимой, она позволяет ему формулировать фундаментальные законы психологии развития, которые он обнаружил, изучая историю развития знаков. Один из глав- ных и фундаментальных законов состоит в том, что в процес- се развития ребенок начинает применять по отношению к себе те самые формы поведения, которые первоначально другие применяли по отношению к нему. Он усваивает социальные формы поведения и переносит их на самого себя. Знак всегда первоначально является средством социальной связи, средст- вом воздействия на других и только потом оказывается сред- ством воздействия на себя.
Наверное, одной из самых распространенных цитат из ра- бот Л.С.Выготского является его фраза (многократно повто- ряемая в различных текстах) о том, что «отношения между высшими психическими функциями были некогда реальными отношениями между людьми».
Эти отношения бывают двух видов: непосредственные и опосредованные. Непосредственные основаны на инстинк- тивных формах поведения - это выразительные движения и действия. Опосредованные отношения связаны с использова-
286
ием знака - он регулирует общение, устанавливает дистан- цию и тому подобное.
Л С.Выготский считал, что подражание и разделение функций между людьми - основной механизм модификации и трансформации функций самой личности. Более подробно этот механизм анализировался как механизм вращивания - перерастания внешних операций во внутренние. Он выделяет три типа такого вращивания: 1) по типу шва; 2) пришивание целиком; 3) усвоение правил пользования внешними знаками, или структурами процесса. При первом типе вращивания возникает необходимость создания промежуточного средства, соединяющего стимул и реакцию. Постепенно это промежу- точное средство теряет свое связующее значение, и образуется непосредственная связь между стимулом и реакцией, операция из опосредованной становится прямой. Второй тип организа- ции - вращивание целиком - состоит в том, что после много- кратного восприятия ряда стимулов и воспроизведения реак- ций, соответствующих этому ряду, происходит переход опе- рации внутрь - разница между внешними и внутренними сти- мулами сглаживается.
Третий тип вращивания самый главный. Скажу о нем словами самого Л.С.Выготского: «Ребенок усваивает самую структуру процесса, усваивает правила пользования внешни- ми знаками, а так как у него внутренних раздражителей больше и он ими оперирует легче, чем внешними, то в результате ус- воения самой структуры ребенок скоро переходит к использо- ванию структуры по типу внутренней операции»'.
Только так, как живой процесс, полный противоречий, предлагает Л.С.Выготский рассматривать культурное разви- тие ребенка. Отчасти поэтому его так трудно измерять и оп- ределять, точно диагностировать, для того чтобы увидеть содержание и роль в жизни как нормального, так и ненор- мального ребенка. Л.С.Выготский ставил перед собой задачу анализа культурного развития ребенка как целого в его воз- растных изменениях, к сожалению, она осталась нерешенной. Сегодня можно говорить об основном подходе Л.С.Выгот- ского к этой проблеме. Я думаю, что в нем заложено множе- ство творческих возможностей, еще не использованных со- временной наукой.
В текстах Л.С.Выготского есть подробное описание куль- турного развития отдельных психических функций (памяти, внимания, восприятия, мышления), основанное на исследова-
' Выготский Л.С. Собр. соч.-Т. З.-С. 161.
287
ниях, наблюдениях, фактическом материале, а подход к син- тетическому пониманию культурного развития только наме- чен в виде общих положений.
Реализация их предполагает большую работу по накопле- нию первичного фактического материала, эмпирических и теоретических обобщений, изучению частных закономерно- стей и выявлению все более широких законов.
Первым по значимости положением для решения постав- ленных задач Л.С.Выготский считал представление о том, что процесс культурного развития может быть понят как развитие личности и мировоззрения ребенка. Он осознавал, что эти понятия - личность и мировоззрение - не являются точными научными терминами, они требуют работы не только по уточнению их содержания, но и по сопоставлению и ограни- чению от сходных понятий.
Мне представляется чрезвычайно важным, что Л.С.Вы- готский склонен был ставить знак равенства между лично- стью ребенка и его культурным развитием. Таким образом, множество признаков индивидуальности, отличающих чело- века от других людей, относящих его к тому или другому типу людей, не имеют решающего значения для понимания личности. Для Л.С.Выготского понятие личности охватыва- ет в человеке его надприродные свойства, это то социальное и историческое содержание, которое отличается признаком овладения. В этом смысле коррелятом личности будет отно- шение примитивных, по словам Л.С.Выготского, и высших реакций.
Под мировоззрением он понимал культурное отношение ребенка к внешнему миру, оно не тождественно логической, продуманной, оформленной в осознанную систему картины мира. Л.С.Выготский говорил о том, что мировоззрение у ребенка отсутствует довольно долго - вплоть до поры поло- вого созревания.
Меня очень привлекает идея Л.С.Выготского о том, что личность развивается как целое, и только в целях научного анализа можно выделить какие-то ее стороны, предельно аб- страгируясь от целого. Экспериментальные и теоретические исследования убедили Л.С.Выготского в том, что предостав- ленные сами себе низшие естественные психические процессы не могут перейти в процессы общего культурного поведения. Только тогда, когда личность овладевает той или иной фор- мой поведения, эти функции становятся высшими. Целое (личность) было раньше своих частей, органы и функции из- меняются в зависимости от изменения целого.
«Сущность культурного развития, - писал Л.С.Выгот- ский -заключается в том, что человек овладевает процессами собственного поведения, но необходимой предпосылкой для овладения является образование личности, и поэтому разви- тие той или иной функции всегда производно от развития личности в целом и обусловлено им».
Второе положение, о котором говорил Л.С.Выготский, связано с тем, что культурное развитие ребенка как личности представляет собой качественно неоднородный процесс, а его составляющие взаимообусловлены в каждый момент времени.
Третье положение касается поиска связующего звена меж- ду органической жизнью и жизнью личности. По мнению Л.С.Выготского, это содержание культурного развития чело- веческих эмоций и влечений, возникновение социальных и культурных потребностей.
Описывая возрастные особенности культурного развития ребенка в целом, Л.С.Выготский выделяет следующее психо- логическое содержание, важное для понимания этого про- цесса. Так, новорожденного ребенка он называет естествен- ным существом в полном смысле этого слова. Его культур- ные формы поведения носят полуорганический характер и связаны с реакцией на человеческий голос и восприятие дру- гих людей. Культурное развитие новорожденного проявля- ется в овладении орудиями, оно разворачивается как движе- ние от инстинктов к условным рефлексам и простейшим формам мышления.
Приобретенные речью младенца социальные функции (на- правленность на другого человека) и выход за пределы естест- венных возможностей организма через употребление орудий составляют основу его дальнейшего культурного развития.
Долгое время каждое действие ребенка носит смешанный характер - природно-исторический, примитивно-культурный или органически-личностный. Л.С.Выготский называет это время магическим, так как у новорожденного отсутствует Я, то есть личность и мировоззрение. Отношение к внешнему миру и другим людям нераздельно, как нераздельны личный и внешний миры. Человек ничего не помнит о своей истории на первом году жизни, так как не было у него еще знаков (речи), сохраняющих эту историю. В эту пору еще не образовалась личность ребенка и не создались те средства, при помощи которых он проявляет себя вовне и во внутренних действиях. Его понятие о мире строится из нерасчленения частного, ре- бенок от общего идет к частному, выделяя постепенно все более и более дробные группы, а потом и единичный предмет.
288
10 г.
С. Абрамова
289
Следующая эпоха в культурном развитии ребенка начина- ется с овладения вертикальной походкой (перемена органиче- ская) и с овладения речью (перемена культурная).
Речь становится универсальным средством воздействия на мир, даже на вещи ребенок пытается воздействовать через сло- ва. Смешение воздействий на людей и на вещи остается у ре- бенка долго, а потом они разделяются и идут по своим линиям.
Решающим фактом в развитии личности ребенка является осознание им своего Я. Это понятие развивается из понятия о других. Для Л.С.Выготского понятие «личность» есть соци ально отраженное понятие, строящееся на основе того, чтс ребенок применяет по отношению к себе те приемы приспо- собления, которые он использует по отношению к другим.
Следующей стадией в развитии детского мировоззрения Л.С.Выготский считает возраст игры как особой формы по- ведения. Ребенок на этой стадии еще неустойчиво локализует свою личность и свое мировоззрение, он легко может быть другим и самим собой. Однако внутри каждой игры ребенок не магически, а разумно расчленяет обращение с вещами и обращение с людьми, он уже не путает и другие деятельности и игру, переходя со знанием дела из одной сферы в другую.
Только в школьном возрасте у ребенка впервые появляется устойчивая форма личности и мировоззрения, то есть он ста- новится и более социализированным, и более индивидуализи- рованным существом.
Формирование внутренней речи способствует на этом эта- пе разделению во времени мышления и действия ребенка, но ребенок еще не отдает себе отчета о протекании собственных процессов мышления. Он не осознает их, на них не реагирует, а часто и не контролирует их. Это приходит позже. Регулиро- вание мыслительных процессов в такой же степени волевой акт, акт выбора, как и моральное действие.
В период подросткового возраста происходят две крупные перемены в жизни: органическая - половое созревание, куль- турное - открытие своего Я, оформление личности и мировоз- зрения. Появление жизненного плана как системы приспособ- ления, осознанной подростком., завершает процесс культурно- го развития, по мнению Л.С.Выготского. Таким образом, в идеях о культурном развитии Л.С.Выготского можно выде- лить, на мой взгляд, несколько важнейших моментов: нерав- номерность всего процесса культурного развития, появление не связанных предметной деятельностью сфер жизни, которые объединяются только через содержание личности, Я человека, появление в культурном развитии обобщенных идей о другом
человеке и о жизни вообще; переживание несоответствия меж- nv знаком и орудием и их роли в овладении собственным по- ведением, социальная, культурно-историческая обусловлен- ность идей о другом человеке и о Я.
Для меня принципиально важным является положение о том, что целое, целостность Я человека существует в его от- ношениях с другими людьми раньше, чем конкретные прояв- ления Я. О значимости этой идеи подробнее поговорим в сле- дующей главе.
Изложение концепции культурно-исторического развития было бы совершенно неполным, если не обратиться к идеям Л.С.Выготского о развитии в его работах представлений о мышлении и речи. Эти идеи имеют непосредственное отноше- ние к одному из центральных моментов социальной жизни человека - к обучению, которое организуют для него другие люди. Вот это обучение (школа), организованное другими в соответствии с их идеями о культурном развитии и его осо- бенностями, привело к необходимости различения двух видов мышления: спонтанного и научного. Их роль в культурном развитии современного ребенка, обязательно проходящего организованное (школьное) обучение, как известно из работ Л.С.Выготского, различна. Различие это принципиальное.
Спонтанное мышление возникает в ходе практического ос- воения окружающего мира через построение обобщений на основе конкретного опыта преобразования предметов, это жи- тейские понятия, которые развиваются в естественной, жизнен- ной ситуации вне какой-то заданной системы обобщения.
В школьном обучении научные понятия осваиваются ина- че - от вербального (словесного) определения, через органи- зованную систему обобщения и конкретизации они нисходят до явления. Задаваемый школьным обучением уровень обобщения в научных понятиях оказывает, по мнению Л.С.Выготского, влияние на спонтанное мышление тем, что определяет новый Уровень произвольного мышления. Это возможно благодаря сотрудничеству ребенка со взрослым, которое является цен- тральным элементом в любом образовательном (школьном) процессе. Системность научных знаний объясняет раннее (по сравнению с житейскими) формирование научных понятий и то, что уровень их развития выступает как зона ближайших возможностей в отношении житейских понятий, как бы от- крывая им путь развития.
В житейских понятиях слабостью является неспособность к абстрагированию, к произвольному оперированию ими; а в научных понятиях - вербализм, то есть недостаточная насы-
щенность конкретным, сильная же сторона - в умении произ- вольно их использовать. По мере развития научных понятий вербализм преодолевается, происходит конкретизация, что сказывается и на развитии житейских понятий, закономерно- сти их развития сближаются.
Важнейшим результатом исследования понятий Л.С.Выгот- ский считал установленный факт - понятие с психологической стороны является актом обобщения, то есть понятия, представ- ленные как значения слов, развиваются. Сущность развития состоит в переходе от одной структуры обобщения к другой.
Анализируя, сопоставляя данные, полученные в детской психологии, Л.С.Выготский приходит к заключению о том, что осознание ребенком своей активности приходит через ворота научных понятий. Именно они, благодаря системному строению, позволяют обобщать собственный процесс дея- тельности. Научные понятия совершенно иначе относятся к объекту, чем спонтанные, они уже опосредованы другими понятиями, поэтому их обобщение и овладение ими возникает прежде всего.
Л.С.Выготский считает, что только в системе понятие приобретает осознанность и произвольность, делающие его средством овладения психическими процессами. Эти качества научных понятий противопоставляются спонтанности, не- осознанности и несистематичности понятий житейских.
Обобщенный в научных понятиях психический процесс предполагает уже другое отношение человека к нему. Возника- ет выделение его из потока психической активности, так как обобщение как бы выбирает для себя предмет, образует новую форму, задающую новый способ действия. Появившаяся таким образом новая структура обобщения переносится и на другие области мысли и понятий. Этот перенос, опосредованный дру- гими понятиями, включает в себя одновременно с отношением к предмету также и отношение к другому понятию.
Таким образом, проблема обучения и развития приобрета- ет особое содержание, ведь научные понятия привносятся в сферу детских понятий извне. Они вытесняют уже существо- вавшие у ребенка понятия, без которых он не имел бы того, что должно стать предметом его осознания и систематизации;
система научных понятий, имея собственную структуру, изме- няет природу житейских понятий, как говорит Л.С.Выгот- ский, перестраивает их как бы сверху.
Подробный анализ теорий, точек зрения на отношения между обучением и развитием дал Л.С.Выготскому основания для обоснования своего подхода к этой проблеме. Он критиче-
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление