Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О различных системах законодательств




Если попытаться определить, в чем именно состоит то наибольшее благовсех, которое должно быть целью всякой системы законов, то окажется, что оносводится к двум главным вещам: свободе и равенству. К свободе - посколькувсякая зависимость от частного лица настолько же уменьшает силу Государства;к равенству, потому что свобода не может существовать без него. Я уже сказал, что такое свобода гражданская. Что касается до равенства,то под этим словом не следует понимать, что все должны обладать властью ибогатством в совершенно одинаковой мере; но, что касается до власти, - онадолжна быть такой, чтобы она не могла превратиться ни в какое насилие ивсегда должна осуществляться по праву положения в обществе и в силу законов;а, что до богатства, - ни один гражданин не должен обладать стользначительным достатком, чтобы иметь возможность купить другого, и ни один -быть настолько бедным, чтобы быть вынужденным себя продавать:* этопредполагает в том, что касается до знатных и богатых, ограничение размерових имущества и влияния, что же касается до людей малых - умерениескаредности и алчности. _____________ * Вы хотите сообщить Государству прочность? Тогда сблизьте крайниеступени, насколько то возможно; не терпите ни богачей, ни нищих. Эти двасостояния, по самой природе своей неотделимые одно от другого, равногибельны для общего блага; из одного выходят пособники тирании, а из другого- тираны. Между ними и идет торг свободой народною, одни ее покупают, другие- продают. Говорят, что такое равенство - химера, плод мудрствования, не могущиеосуществиться на практике. Но если зло неизбежно, то разве из этого следует,что его не надо, по меньшей мере, ограничивать. Именно потому, что силавещей всегда стремится уничтожить равенство, сила законов всегда и должнастремиться сохранять его. Но эти общие цели всякого хорошего первоустроения должны видоизменятьсяв каждой стране в зависимости от тех отношений, которые порождаются какместными условиями, так и отличительными особенностями жителей; и на основеэтих именно отношений и следует определять каждому народу особую системупервоначальных установлении, которая должна быть лучшей, пусть, быть может,не сама по себе, но для того Государства, для которого она предназначена.Если, к примеру, почва неблагодарна и бесплодна или земли слишком мало дляжителей данной страны? Обратитесь тогда к промышленности и ремеслам,произведения которых вы будете обменивать на съестные припасы, которых вамнедостает. Если же, напротив, вы занимаете богатые равнины и плодородныесклоны? если выживете на хорошей земле, и у вас недостает населения? Тогдапосвятите все ваши заботы земледелию, что умножает число людей, и изгонитеремесла, которые окончательно лишили бы край населения, сосредоточив внескольких пунктах территории то небольшое число жителей, которое там есть*.Если вы занимаете протяженные и удобные берега? Тогда пустите в морекорабли, развивайте торговлю и мореходство; это будет краткое, но блестящеесуществование. Если море омывает у ваших берегов лишь почти неприступныескалы? Тогда оставайтесь варварами и питайтесь рыбой; так вы будете житьспокойнее, лучше, быть может, и, уж наверное, счастливее. Словом, кромеправил, общих для всех, каждый народ в себе самом заключает некое начало,которое располагает их особым образом и делает его законы пригодными длянего одного. Так, некогда, для древних евреев, а недавно для арабов, главнымбыла религия, для афинян - литература, для Карфагена и Тира торговля, Родоса- мореходство, Спарты - война, а для Рима - добродетель (98). Автор "ДухаЗаконов" показал на множестве примеров, каким путем Законодатель направляетпервоустроение страны к каждой из этих целей. Устройство Государствастановится воистину прочными долговечным, когда сложившиеся в нем обычаисоблюдаются настолько, что естественные отношения и зако ны всегда совпадают в одних и тех же пунктах, и последние, так сказать,лишь укрепляют, сопровождают, выправляют первые. Но если Законодатель,ошибаясь в определении своей цели, следует принципу, отличному от того, чтовытекает из природы вещей; если один из принципов ведет к порабощению, адругой - к свободе; один - к накоплению богатств, другой - к увеличениюнаселения; один - к миру, другой - к завоеваниям, - тогда законы незаметнопотеряют свою силу, внутреннее устройство испортится, и волнения вГосударстве не утихнут до тех пор, пока оно не подвергнется разрушению илиизменениям и пока неодолимая природа не вступит вновь в свои права. _________ * "Любая из отраслей внешней торговли, - говорит м[аркиз] д'А[ржансон],- несет с собою лишь мнимую выгоду для королевства в целом; она можетобогатить только нескольких частных лиц, даже несколько городов, но всянация от этого ничего не выигрывает, и положение народа от этого неулучшается (99). Глава XII

РАЗДЕЛЕНИЕ ЗАКОНОВ

Чтобы упорядочить целое, или придать наилучшую форму государству,следует принять во внимание различные отношения. Во-первых, действие всегоОрганизма на самого себя, т. е. отношение целого к целому, или суверена кГосударству. А это отношение слагается из отношения промежуточных членов,как мы увидим ниже. Законы, управляющие этими отношениями, носят названиеполитических законов (100) и именуются также основными законами - не безизвестных причин, если это законы мудрые. Ибо если в каждом Государствесуществует лишь один правильный способ дать ему хорошее устройство, тонарод, нашедший этот способ, должен его держаться. Но если установленныйстрой плох, то зачем принимать за основные те законы, которые не дают емубыть хорошим? Впрочем, при любом положении дел народ всегда властен изменитьсвои законы, даже наилучшие; ибо если ему угодно причинить зло самому себе,то кто же вправе помешать ему в этом? Второе отношение - это отношение членов между собою или же ко всемуОрганизму. Оно должно быть в первом случае сколь возможно малым, а во втором- сколь возможно большим, дабы каждый гражданин был совершенно независим отвсех других и полностью зависим от Гражданской общины, что достигаетсявсегда с помощью одних и тех же средств; ибо лишь сила Государства даетсвободу его членам. Из этого-то второго отношения и возникают гражданскиезаконы. Можно рассмотреть и третий вид отношений между человеком и Законом,именно: между ослушанием и наказанием. А это отношение ведет к установлениюуголовных законов, которые в сущности не столько представляют собой особыйвид законов, сколько придают силу другим законам. К этим трем родам законов добавляется четвертый, наиболее важный извсех; эти законы запечатлены не в мраморе, не в бронзе, но в сердцахграждан; они-то и составляют подлинную сущность Государства; они изо дня вдень приобретают новые силы; когда другие законы стареют или слабеют, онивозвращают их к жизни или восполняют их, сохраняют народу дух его первыхустановлении и незаметно заменяют силою привычки силу власти. Я разумеюнравы, обычаи и, особенно, мнение общественное. Это область неведома нашимполитикам, но от нее зависит успех всего остального; в этой области великийЗаконодатель трудится незаметно - тогда, когда кажется, что он вводит лишьпреобразования частного характера, - но это лишь дуга свода, неколебимыйзамочный камень которого в конце концов образуют гораздо медленнеескладывающиеся нравы. Из этих различных разрядов политические законы,составляющие форму Правления, есть единственный род законов, которыйотносится к моей теме.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.