Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О принципе, определяющем различные формы Правления




Чтобы установить общую причину этих различий, надо различать государя иПравительство, подобно тому как я выше разграничил Государство и суверен. Магистрат может состоять из большего или меньшего числа членов. Мыуказывали, что отношение между сувереном и подданными тем больше, чеммногочисленнее народ: и, по очевидной аналогии, мы можем сказать то же оботношении между Правительством и магистратами. Однако общая сила Правительства, будучи всегда силой Государства,никогда не изменяется; из чего следует, что чем больше оно затрачивает этойсилы, чтобы воздействовать на своих собственных членов, тем меньше остаетсяему силы, чтобы воздействовать на весь народ. Итак, чем магистраты многочисленней, тем Правительство слабее.Поскольку это положение - основное, постараемся разъяснить его получше. Мы можем различать в лице магистрата три существенно различных видаволи. Во-первых, собственную волю индивидуума, которая стремится лишь ксвоей частной выгоде; во-вторых, общую волю магистратов, которая совпадаетединственно с выгодой государя и которую можно назвать корпоративной волей;она является общей по отношению к Правительству и частной - по отношению кГосударству, в состав которого входит данное Правительство; в-третьих, волюнарода или верховную волю, которая является общей как по отношению кГосударству, рассматриваемому как целое, так и по отношению к Правительству,рассматриваемому как часть целого. При совершенных законах воля частная или индивидуальная должна бытьничтожна; корпоративная воля, присущая Правительству, должна иметь весьмаподчиненное значение; и следовательно, воля общая или верховная должна бытьвсегда преобладающей, быть единым правилом для всех остальныхволеизъявлений. Напротив, в силу естественного порядка вещей эти различные виды волитем более активны, чем больше они сконцентрированы. Таким образом, общаяволя всегда самая слабая, второе место занимает воля корпоративная, самое жепервое из всех - воля каждого отдельного лица; таким образом, вПравительстве каждый член, во-первых, это он сам, затем магистрат и потом -гражданин; последовательность прямо противоположная той, какой требуетобщественное состояние. Если это так, то когда вся власть оказывается в руках одного человека,тогда частная воля и воля корпоративная полностью соединены и,следовательно, последняя достигает той наивысшей степени силы, какую онатолько может иметь. Но так как от степени силы воли зависит и применениесилы, а абсолютная сила Правительства совершенно не изменяется, то из этогоследует, что наиболее активными из Правительств является Правлениеединоличное. Напротив, объединим Управление и законодательную власть; сделаемгосударя из суверена, а каждого гражданина сделаем магистратом; тогдакорпоративная воля, слипшись с общею волею, не будет активнее последней иоставит за частной волей всю ее силу. Тогда Правительство, неизменно обладаявсе тою же абсолютною силою, в этом случае будет обладать минимумомотносительной силы, или активности. Эти отношения бесспорны и могут быть подтверждены еще и другимисоображениями. Ясно, например, что каждый магистрат более активен в своейкорпорации, чем каждый гражданин в своей, и что, следовательно, частная воляимеет гораздо больше влияния на действия Правительства, чем на действиясуверена; ибо каждый магистрат почти всегда облечен какою-либо функциейУправления, между тем как каждый гражданин, взятый в отдельности, неисполняет никакой функции суверенитета. Впрочем, чем больше расширяетсяГосударство, тем более фактически увеличивается и его сила, хотя она и неувеличивается пропорционально его расширению. Но если Государство остаетсятем же самым, то число магистратов может сколько угодно увеличиваться -Правительство фактически не приобретает от этого больше силы, потому что егосила это сила Государства, мера которой всегда одинакова. Таким образом,относительная сила или действенность Правительства уменьшается без того,чтобы увеличивалась его абсолютная или практическая сила. Несомненно еще, что отправление дел становится тем медлительнее, чембольше людей им занимается; что, возлагая слишком много надежд наблагоразумие, недостаточно надеются на счастливый поворот судьбы; чтоупускают благоприятные случаи и так много обсуждают, что часто теряют плодыобсуждения. Я только что доказал, что Правительство ослабляется по мере того, каквозрастает число магистратов; а выше я доказал, что чем многочисленнеенарод, тем более должна, увеличиваться сила сдерживающая. Отсюда следует,что отношение между числом магистратов и Правительством должно быть обратнымотношению между числом подданных и сувереном; т. е. чем больше расширяетсяГосударство, тем больше должно Правительство сокращаться в своейчисленности; так, чтобы правителей уменьшилось в той же мере, в какойчисленность народа возрастает. Впрочем, я говорю лишь об относительной силе Правительства, а не оправильности его действий. Ибо, напротив, чем многочисленнее магистрат, тембольше воля корпоративная приближается к общей воле; тогда как приодном-единственном магистрате эта же корпоративная воля есть, как я ужеговорил, лишь воля отдельного лица. Таким образом, в одном отношениитеряется то, что можно выиграть другом, и искусство Законодателя как раз исостоит в умении определить ту точку, в которой сила и воля Правительства,находясь все время в обратной пропорции, сочетается в отношении наиболеевыгодном для Государства. Глава III

РАЗДЕЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЙ

В предыдущей главе мы видели, почему разные виды или формыПравительства различают по числу членов, которые их составляют; в этой главеостается показать, как производится это разделение. Суверен может, во-первых, вручить Правление всему народу или большейего части, так чтобы стало больше граждан-магистратов, чем граждан - просточастных лиц. Этой форме Правления дают название демократии. Или же он может сосредоточить Правление в руках малого числа, так чтобыбыло больше простых граждан, чем магистратов, и такая форма носит названиеаристократии. Наконец, он может сконцентрировать все правление в руках единственногомагистрата, от которого получают свою власть все остальные. Эта форманаиболее обычна и называется монархией или королевским Правлением. Следует заметить, что все эти формы или, по меньшей мере, первые две изних могут быть более или менее широкими, причем соответствующие различиядовольно значительны, ибо демократия может объявить весь народ, либоохватить не более половины его. Аристократия в свою очередь может охватитьот половины народа до неопределенно малого числа граждан. Даже королевскаявласть может быть подвержена известному разделению. В Спарте, по ееконституции, постоянно было два царя, а в Римской империи случалось, чтобывало до восьми императоров одновременно (106), причем нельзя было сказать,что империя разделена (107). Таким образом, есть точка, где каждая формаПравления сливается со следующей, и мы видим, что при наличии лишь трехназваний Правление способно в действительности принимать столько различныхформ, сколько есть в Государстве граждан. Более того: поскольку один и тот же род Правления может в некоторыхотношениях подразделяться еще ни другие части, в одной из которых управлениеосуществляется одним способом, а в другой - другим; то из сочетания этихтрех форм может возникнуть множество форм смешанных, из которых каждаяспособна дать новые, сочетаясь с простыми формами. Во все времена много спорили о том, которая из форм правлениянаилучшая, - того не принимая во внимание, что каждая из них наилучшая водних случаях и худшая в прочих. Если в различных Государствах число высших магистратов должнонаходиться в обратном отношении к числу граждан, то отсюда следует, что,вообще говоря, демократическое Правление наиболее пригодно для малыхГосударств, аристократическое - для средних, а монархическое - для больших.Это правило выводится непосредственно из общего принципа. Но как учестьмножество обстоятельств, которые могут вызвать исключения? Глава IV



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.