Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физическое воспитание и развитие самосознания




ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

Величко Т. И., Лоскутова И. В., Аверьянова Ю. Н.,

Лоскутов В. А., Сергеева Л. В., Хныгина М. В.,

Тольяттинский государственный университет,

Толльяти, Россия

 

Современный педагогический процесс состоит из включенных в него структурных педагогических явлений. Структурное построение педагогического процесса позволяет выделить и рассмотреть его главные составляющие, совместимость их с государственным стандартом высшего образования и требованиями модернизации вузов.

Педагогический процесс физического воспитания студентов в вузе должен отвечать потребностям общества в подготовки здоровых, физически образованных и развитых специалистов в различных областях экономики.

Физическое воспитание студентов направлено на их физическое и духовное самосовершенствование средствами физической культуры и спорта.

В связи с этим следует сформировать эффективную структуру физического воспитания студентов, которая направлена на развитие и саморазвитие студентов, для формирования позитивной Я-концепции личности.

Основными целями неспециального физкультурного образования студенческой молодежи следует считать: а) достижение ценности знаний о человеке, его культуре, ориентированных на развитие личностных качеств молодого человека; б) ориентация студентов на самообразование, саморазвитие, саморегулирование и самоконтроль в области физической деятельности, непрерывное духовное и физическое развитие как важный фактор во всех сферах жизнедеятельности студентов.

Важную роль при выборе и постановке целей играет самосознание. Самосознание как вершина человеческой психики включает три тесно взаимосвязанных компонента: самопознание, самоконтроль, самосовершенствование.

Самосознание как высшая форма развития личностной интеграции подчиняется тем же закономерностям развития, что и «порождающая» его личностная структура.

Под самосознанием подразумевается осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям (Психологический словарь, 1999), то есть процесс понимания человеком самого себя, в результате которого, образуется представление о себе как о субъекте деятельности (образ Я) и складывается эмоционально-ценностное отношение к себе.

Самосознание, представляя собой сложное психическое образование, выделяет такие компоненты, как когнитивный и эмоциональный. В когнитивном компоненте – как результат самопознания выступает система знаний о себе, а в эмоциональном – как результат самоотношения, устойчивое обобщенное отношение личности к себе. Некоторые исследователи добавляют к вышеперечисленным компонентам саморегуляцию, волевую составляющую.

Одной из главных функций самосознания, является возможность принятия человеком мотивов и результатов собственных поступков. Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности.

Наше внимание было обращено на анализ представлений студентов о своем физическом развитии и о своей двигательной активности. Так, главный лидер в ценностных ориентациях студентов составляет, прежде всего, ценности, связанные с физическим «Я» (физические качества, физическое и психическое здоровье). Устойчивость к стрессовым ситуациям в данном случае может рассматриваться как один из критериев зрелости студента как личности.

Трудности формирования физического «Я» чаще всего возникают из-за слабой осознанности мышечных усилий личности. Для некоторых молодых людей характерно то, что они провозглашают свое положительное отношение к физической культуре, но на практике физическими упражнениями не занимаются. Зачастую, зрительная активность в отношении спорта и физического воспитания преобладает над двигательной активностью. Неразвитость и нестабильность мотивации, интересов и потребностей студентов в освоении ценностей физической культуры создают препятствия.

В результате анализа научной литературы и педагогических наблюдений было выделено несколько факторов, обеспечивающих процесс осознания и формирования позитивной Я-концепции личности.

В первую очередь – это социальное взаимодействие, так как только в ходе совместной деятельности формируется и развивается сознание личности.

Следующим фактором, улучшающим степень осознания своего «Я», является конкретизация модели социального взаимодействия, которая переведена в межличностное взаимодействие. Большое значение при формировании и развитии Я-концепции личности имеет командное взаимодействие. Только благодаря межличностным отношениям в команде или группе на занятиях по физической культуре отношения побуждают каждого студента к осмыслению себя, при этом улучшаются процессы рефлексии, самоконтроль и самоанализ приобретают более актуальные значения.

Состязание в группе на занятиях моделирует ситуацию человеческого самоопределения, поиска ответа на актуальный для студента вопрос: «Каков «Я» по отношению к «другому»? Только сопоставив собственный результат с результатами «другого», личность может самоопределиться. Таким образом, соревновательная деятельность важна не только для спорта высших достижений, но и для саморазвития личности студентов.

С целью освоения двигательных действий и решения задач физического воспитания целесообразно использовать следующие средства: физические, дыхательные и психофизические упражнения, закаливающие и гигиенические процедуры. Практический раздел предусматривает формирование умений для осуществления процесса физического воспитания, а также разнообразных жизненно необходимых и полезных двигательных действий.

Для осуществления полноценного процесса физического воспитания необходимы следующие умения: эффективно распределять свободное время; определять свое исходное состояние здоровья и уровень физической подготовленности. Планировать индивидуальную физическую нагрузку и осуществлять оперативный, текущий и этапный контроль над процессом физического воспитания и контроль над состоянием здоровья. Самостоятельно регулировать психологическое состояние и поведение, уметь мобилизовать внутренние психологические резервы, а так же управлять процессом мышления.

Разнообразные двигательные действия осваиваются студентами, прежде всего, для увеличения способности выжить в сложных ситуациях и только затем для осуществления процесса развития и совершенствования человека.

В процессе обучения студентов в вузе развитие студентов осуществляется не только на основе знаний, умений и навыков, но и самосовершенствования личности. Приобретенные специальные знания, умения и навыки содействуют творческим проявлениям личности, в том числе в самопознании и самовоспитании средствами физической культуры и спорта.

Таким образом, использование самонаблюдения и самооценки, как компонентов самосознания, в процессе физического воспитания студентов высших учебных заведений позволяет эффективно формировать у них физическую культуру и здоровый образ жизни. Эффективное формирование физической культуры и здорового образа жизни будет обеспечено, если этот процесс выступает как часть целостного процесса физического воспитания в вузе. Благодаря физическому воспитанию и созданию положительных эмоций на занятиях по физической культуре, происходит формирование Я-концепции личности.

 

ФОРМИРОВАНИЕ Я-ФИЗИЧЕСКОГО В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОК СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП

Вербина О. Ю.

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева

Чебоксары, Россия

 

Во все времена представления человека о самом себе (образ Я), о его соответствии или несоответствии эталонам – стереотипам оказывало и оказывает влияние на личность, на стиль поведения. Не составляет исключения и представления человека об уровне и особенностях развития Я-физического: физическом здоровье, функциональных возможностях организма, особенностях телосложения, физических качествах.

Необходимость реализации философско-культурологического подхода в физическом воспитании студентов предъявляет новые требования к Я-физическому. Для самостоятельного осуществления физкультурной деятельности студенты должны иметь полные и точные представления о своей телесности, которая представлена в образе Я-физического, а также знать параметры Я-физического, которые отвечают социальным нормам.

Между тем проблема формирования Я-физического у студенток специальных медицинских групп (СМГ) в процессе занятий физической культурой и спортом является на сегодняшний день мало исследованной.

В связи с этим цель нашего исследования заключалась в определении и научном обосновании педагогических условий формирования Я-физического в процессе физического воспитания студенток СМГ.

Гипотеза исследования: повышение эффективности формирования Я-физического у студенток СМГ возможно, если:

1) раскрыть сущность Я-физического как психического образа, определить его структуру, содержание, движущие силы и факторы его развития;

2) разработать методические подходы к измерению и оценке уровня развития Я-физического;

3) определить особенности содержательного и технологического обеспечения физического воспитания студенток СМГ, обеспечивающие эффективность формирования Я-физического.

Для достижения этой цели в соответствии с гипотезой нами последовательно решались следующие задачи:

1. Раскрыть сущность, структуру, содержание, движущие силы и факторы развития Я-физического как психического образа, регулирующего физкультурно-оздоровительную деятельность студенток СМГ.

2. Определить критерии и показатели развития Я-физического и разработать методику их измерения и оценки.

3. Экспериментально изучить уровень и динамику развития Я-физического студенток СМГ в процессе обучения в вузе.

4. Выявить и экспериментально обосновать педагогические условия формирования Я-физического в физическом воспитании студенток СМГ.

Результаты исследования. Я-физическое определяется нами как комплекс установок, обуславливающих рациональное, эмоционально-ценностное и практически-действенное отношение человека к своему здоровью, функциональным возможностям организма, особенностям телосложения и физической подготовленности.

В структуре Я-физического выделяются познавательный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты.

Познавательный компонент выполняет функцию отражения в сознании человека знаний и представлений об Я-физическом как отражаемом объекте.

Эмоционально-ценностный компонент выполняет функцию рационального и эмоционального оценивания значимости Я-физического.

Поведенческий компонент выполняет функцию реализации на практике мотивов, целей в соответствующих поведенческих актах, направленных на развитие Я-физического.

Внутренними движущими силами развития Я-физического являются осознаваемые и переживаемые человеком противоречия, объективно существующие между рациональным, эмоционально-ценностным и поведенческим компонентами.

Объективными факторами развития Я-физического являются:

1) накопленный обществом опыт организации здорового образа жизни и занятий физической культурой;

2) существующие в обществе представления об идеальном Я-физическом.

К субъективным факторам развития Я-физического относятся особенности развития характеристик Я-физического конкретной личности.

На основе анализа научно-методической литературы нами были выделены педагогические условия применения фитнеса в формировании Я-физического студенток СМГ:

1. Вооружение студенток знаниями об уровне развития Я-физического и его структурных компонентов.

2. Обучение студентов способам самопознания Я-физического.

3. Формулирование с учетом противоречий между реальным и идеальным Я-физическим личностно-значимых целей занятий физического воспитания.

4. Планирование и практическая реализация студентами требований здорового образа жизни.

5. Соответствие содержания физического воспитания интересам и способностям студенток СМГ.

6. Разработка и практическая реализация личностно-ориентированных программ занятий фитнесом.

7. Оперативный контроль динамики развития Я-физического и коррекция личностно-ориентированных программ занятий фитнесом.

Для изучения уровня и динамики развития Я-физического при традиционных подходах к физическому воспитанию студенток специальных медицинских групп нами был проведен констатирующий педагогический эксперимент.

В эксперименте приняли участие студентки Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. Из них 24 человека обучались на первом, 27 человек – на втором, и 33 человека – на третьем курсе. Все испытуемые по состоянию здоровья были отнесены к специальной медицинской группе.

У испытуемых измерялись показатели:

· телосложения: вес тела, рост, рост сидя, окружность грудной клетки;

· частоты сердечных сокращений и артериального давления;

· выполнения тестовых упражнений: бег 100 м, прыжок в длину с места, сгибание – разгибание рук в упоре лежа, бег 2000 м, челночный бег 3х10 м, наклон вперед из основной стойки;

· самооценки Я-физического: телосложения, здоровья, функциональных возможностей организма, физических качеств;

· самооценки здорового образа жизни и физической активности.

На основе полученных данных рассчитывались показатели познавательного, эмоционально-ценностного и поведенческого компонентов Я-физического.

Критерием развития познавательного компонента являлась точность самооценки испытуемыми характеристик своей телесности. Для определения уровня его развития осуществлялось сравнение показателей самооценки и объективно измеренных показателей характеристик телосложения, здоровья, работоспособности и физической подготовленности. Учитывался средний показатель расхождений между субъективными и объективными оценками по всем изучаемым параметрам Я-физического.

Эмоционально-ценностный компонент оценивался по среднему показателю суммы баллов, набранных испытуемым по ответам на вопросы разработанной нами анкеты «Самооценка Я-физического», отражающих эмоциональное и рациональное отношение к характеристикам своей телесности. Отдельно рассчитывались показатели эмоционального и рационального отношения к Я-физическому и эмоционально-ценностного компонента Я-физического.

Уровень развития поведенческого компонента определялся по ответам на вопросы разработанной нами анкеты «Здоровый образ жизни и физкультурно-оздоровительная активность». Учитывались две группы показателей, характеризующих реальное поведение и деятельность, связанные с функционированием Я-физического. За показатель развития компонента принималось среднее значение показателей активности в обеих сферах деятельности: здоровье сберегающей и физкультурно-оздоровительной.

Установлено, что точность самооценки телосложения, здоровья, работоспособности с первого по третий курс существенно не изменяется: от 0,81 до 0,83 балла, уровня развития физических качеств - существенно повышается: от 0,83 до 0,68 балла (рис. 1).

 

В среднем уровень развития познавательного компонентаЯ-физического студенток составляет 0,75 – 0,82 балла.

 

 

 

Рис. 1. Динамика показателей критериев развития Я-физического студенток СМГ в констатирующем педагогическом эксперименте

 

Наблюдается тенденция усиления эмоциональной удовлетворенности Я-физическим: от 2,57 балла на первом курсе до 2,28 балла на третьем курсе (Р=0,212). При этом наибольший прирост наблюдается на втором курсе – от 2,57 до 2,31 балла. Рациональная удовлетворенность Я-физическим ко второму курсу снижается от 2,39 до 2,66 балла, и незначительно усиливается на третьем курсе (до 2,47 балла).

В целом для большинства студенток СМГ характерен средний уровень развития эмоционального компонентаЯ-физического (2,38 – 2,48 балла), который существенно не изменяется с первого по третий курс обучения.

Показатели здорового образа жизни составляют на первом курсе 2,61 балла и практически не изменяются до третьего курса. Для студенток первого курса характерна низкая физическая активность (3,84 балла), ко второму курсу она увеличивается, достигая уровня ниже среднего (3,21 балла). Поведенческий компонент Я-физического студенток СМГ на первом курсе находится на уровне ниже среднего (3,20 балла). Ко второму курсу его показатели достигают среднего уровня развития – 2,87 балла.

Я-физическое студенток СМГ на первом курсе составляет 2,20 балла, т.е. находится в зоне выше среднего, и незначительно улучшается ко 2-3 курсу обучения, достигая 1,98 балла.

Ф ормирующий педагогический эксперимент былнаправлен на экспериментальное обоснование эффективности реализации выявленных нами педагогических условий применения фитнеса в формировании Я-физического в процессе физического воспитания студенток специальных медицинских групп.

Эксперимент проводился в процессе первых двух лет обучения студенток в вузе. В исследовании приняли участие две группы испытуемых: контрольная – 20 человек, и экспериментальная – 19 человек. Все испытуемые являлись студентками Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева и на момент начала педагогического эксперимента обучались на втором курсе. По состоянию здоровья все испытуемые относились к специальной медицинской группе.

Физическое воспитание испытуемых контрольной группы осуществлялось в рамках традиционных подходов к содержательному и технологическому обеспечению учебного процесса.

Физическое воспитание испытуемых экспериментальной группы осуществлялось на основе применения средств фитнеса с учетом выделенными нами педагогических условий формирования Я-физического.

У испытуемых обеих групп в начале и по окончании эксперимента определялись показатели Я-физического.

Установлено, что испытуемые обеих групп в начале эксперимента существенно не отличались между собой в показателях всех шести критериев развития Я-физического и его структурных компонентов (таблица 1).

 

Таблица 1 – Показатели Я-физического и его структурных компонентов у испытуемых контрольной и экспериментальной группы в начале и в конце формирующего педагогического эксперимента, баллы (Х ± ỡ)

 

Группы испытуемых Структурные компоненты Я-физического Я-физическое
познавательный эмоционально-ценностный поведенческий
Показатели в начале эксперимента
КГ, n=20 0,83±0,38 2.37±0.73 3.10±0.53 2.10±0.74
ЭГ, n=19 0,85±0,41 2.36±0.66 3.09±0.49 2.10±0.67
Р > 0.05 > 0,05 > 0,05 > 0,05
Показатели в конце эксперимента
КГ, n=20 0,78±0,32 2.60±0.49 3.00±0.34 2.13±0.52
ЭГ, n=19 0,40±0,29 2.31±0.57 2.54±0.45 1.75±0.44
Р < 0.001 > 0,05 < 0,001 < 0,001

 

За время эксперимента точность самооценки уровня здоровья, телосложения и работоспособности испытуемыми контрольной группы практически не изменилась (от 0,83 в начале до 0,80 балла – по его окончании). Также сохранилась на прежнем уровне точность самооценки физических качеств: 0,83 балла в начале эксперимента и 0,75 балла (рис 2). Уровень познавательного компонента Я-физического у испытуемых контрольной группы незначительной улучшился: от 0,83 до 0,78 балла.

После эксперимента среди испытуемых контрольной группы наблюдается снижение эмоциональной удовлетворенности Я-физическим от 2,43 до 2,61 балла. Рациональная удовлетворенность Я-физическим снижается к концу эксперимента от 2,31 до 2,60 балла.

Уровень развития эмоционально-ценностного компонента Я-физического снизился: от 2,37 до 2,60 балла.

Показатели поведенческого компонента Я-физического испытуемых контрольной группы не изменились: показатели здорового образа жизни составили, как и в начале эксперимента, 2,59 балла, показатели физической активности незначительно улучшились – от 3,61 до 3,41 балла. Незначительно улучшился и поведенческий компонент Я-физического – от 3,10 до 3,00 балла.

 

 

Рис. 2. Динамика показателей критериев развития Я-физического студенток СМГ контрольной группы в формирующем педагогическом эксперименте

 

Интегральный показатель точности самооценки телосложения, работоспособности и здоровья студентками экспериментальной группы повысился за время эксперимента от 0,81 до 0,38 балла (рис 3). Точность интегральной самооценки физической подготовленности в целом повысилась за время эксперимента от 0,90 до 0,42 балла.

 

Рис. 3. Динамика показателей критериев развития Я-физического студенток СМГ экспериментальной группы в формирующем педагогическом

эксперименте

 

Среди испытуемых экспериментальной группы наблюдается существенное повышение уровня развития познавательного компонента Я-физического: от 0,85 балла в начале эксперимента до 0,40 балла по его завершении.

Существенно улучшается общий показатель эмоциональной удовлетворенности Я-физическим (по критерию нравится – не нравится) – от 2,32 до 2,10 балла. Рациональная удовлетворенность Я-физическим (по критерию годится – не годится) незначительно повышается: от 2,52 до 2,40 балла.

Вследствие этого они после завершения эксперимента отличаются более позитивным отношением к своей телесности: показатель эмоционально-ценностного компонента Я-физического составил у них в среднем 2,31 против 2,60 балла у испытуемых контрольной группы (таблица 1).

В экспериментальной группе наблюдались более существенные изменения в образе жизни. В частности, испытуемые стали больше уделять внимание соблюдению режима питания (от 3,19 до 2,67 балла), режима дня (от 3,25 до 2,56 балла), требований личной гигиены (от 2,79 до 2,40 балла), выполнению закаливающих мероприятий (от 3,45 до 3,00 балла).

Общий показатель здорового образа жизни повысился у них от 2,66 до 2,35 балла. Существенно повысился и показатель физической активности (от 3,53 до 2,72 балла). Повышение показателя поведенческого компонента Я-физического среди испытуемых экспериментальной группы составило в среднем 0,55 балла: от 3,09 до 2,54 балла.

Уровень развития Я-физического студенток экспериментальной группы повысился от 2,10 до 1,75 балла, в то время как среди испытуемых контрольной группы он существенно не изменился (2,10 балла на первом и 2,13 балла – на третьем курсе.

Завершая обзор результатов опытно-экспериментальной работы, можно заключить, что физическое воспитание студенток специальных медицинских групп на основе применения фитнеса с учетом выделенных нами педагогических условий приводит к существенному повышению уровня развития Я-физического.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.