Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогические принципы развития мотивации к систематическим занятиям физической культурой и спортом




Иванченко Л. П.

Донбасский государственный педагогический университет,

Славянск, Украина

 

Педагогика рассматривает физическую культуру, как одну из важных составных частей всестороннего развития личности, так как она направлена на укрепление здоровья, развитие моральных, волевых и интеллектуальных способностей человека. Физическая культура также является важным средством повышения социальной и трудовой активности людей, удовлетворения их моральных, эстетических и этических потребностей, жизненно важных проблем.

Сегодняшнее социальное значение физической культуры свидетельствует о том, что современные учителя физической культуры и тренеры по видам спорта обязаны владеть специальными знаниями и методиками развития у детей и школьной молодежи позитивной мотивации к систематическим занятиям физической культурой и спортом, здоровому образу жизни.

С этой целью, в процессе наших исследований, были сформулированы педагогические принципы развития позитивной мотивации у детей на уроках физической культуры и в условиях внеклассной работы.

Так, во-первых, в процессе формирования позитивной мотивации детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом учитель должен свою педагогическую деятельность направить на перспективу, резервы и задачи развития мотивации. Для этого необходимо в полном объеме учитывать возрастные особенности физического, психического, морально-волевого развития школьников. Формирование мотивации должно опираться на реальный уровень ее развития, который сложился в предыдущей возрастной группе, что обеспечит определение наибольших перспектив ее развития и перспективу совершенствования.

Во-вторых, чтобы эффективно развивать мотивацию необходимо сформировать позитивное отношение к цели физической культуры и спорта. Для этого необходимо постоянное привлечение школьников к физкультурно-оздоровительной деятельности, участию в соревнованиях и посещению соревнований с участием выдающихся спортсменов для появления устойчивого желания к личному самосовершенствованию и саморазвитию.

В-третьих, для мобилизации резервов мотивации в каждой возрастной группе необходимо реализовать привлечение каждого школьника к активным видам систематической деятельности в школьной системе физического воспитания (уроки физической культуры, формы внеклассной работы, самостоятельные занятия физическими упражнениями). При этом необходимо обеспечить оптимальные условия их общения и творческого взаимодействия друг с другом (сверстниками, учителями):

- расширить круг интересов, обеспечить процесс мышления и восприятия теоретического и двигательного материала, который изучается на уроках физической культуры, в спортивных секциях;

- школьники обязаны принимать активное участие как в постановке учебно-воспитательной проблемы, так и в определении методов ее решения. Это объясняется тем, что мотивация и интерес к творческой и целенаправленной деятельности поддерживается возможностями школьников распоряжаться результатами своей деятельности;

- учитель физической культуры должен развивать мотивацию школьников путем систематического их привлечения к познавательной деятельности о развитии физических качеств, нервно-мышечной работоспособности, усовершенствования жизненно важных двигательных умений и навыков, оперативного решения заданий ситуативного характера, к творческой деятельности в условиях всевозможных спортивных соревнований.

В-четвертых, наиболее важным условием развития мотивации является широта интересов и потребностей к тому, кто и что окружает школьников в процессе их физического воспитания. Но, это будет ценным лишь в условиях, когда все интересы учащихся соединены каким-то основным, центральным, выражающим их стремление к физическому совершенствованию, повышению спортивного мастерства [2, 4]. Педагог обязан выявить и развивать как можно раньше этот интерес, потому что он является доминирующим и определяет стойкую избирательную направленность личности учащихся на все то, что связано с практикой физической культуры и спорта.

В-пятых, устойчивая позитивная мотивация к систематическим занятиям физической культурой и спортом, а как следствие и к здоровому образу жизни, эффективно развивается лишь при условии, что педагог подготовлен к этому профессионально, а именно:

- уметь прогнозировать будущие результаты физического воспитания учащихся разных возрастных групп, ставя перед ними достаточно высокие реальные, но достижимые цели;

- во взаимоотношениях с подопечными использовать только позитивные установки на успешную деятельность, систематически реализовывать подкрепление деятельности на уроках физической культуры, в условиях тренировок и спортивных соревнований успешными результатами;

- избегать чрезмерной опеки (в условиях изучения новых двигательных действий сложной координационной структуры, соревновательных действий ситуативного содержания), так как это снижает у школьников уверенность в своих силах. Учащиеся должны проявлять настойчивость, самостоятельность, инициативу, творческие подходы к индивидуальному и коллективному решению задач урока физической культуры и задач спортивной подготовки в условиях учебно-тренировочных занятий;

- проявить волю и решительность, глубокую тактичность в общении с учащимися, не терять самообладания, служить примером для них во всем, быть готовым прийти на помощь на каждом уроке, но одновременно знать и заботиться о том, чтобы они проявляли самостоятельность и организованность.

Таким образом, система физического воспитания учащихся должна быть организована так, чтобы обеспечить единство объективной и субъективной сторон учебной деятельности каждого учащегося, что является одним из основных условий эффективного развития позитивной мотивации к систематическим занятиям физической культурой и спортом учащейся молодежи. Известно, чтобы сделать доминирующим слабовыраженный мотив, необходимо увеличить число его эффективных ассоциативных связей, на основе которых уплотнить эту сеть и тем самым усилить доминантность необходимого мотива [2, 4].

В процессе многолетних наблюдений и многочисленных исследований установлено, что в физическом воспитании и спортивной подготовке учащихся далеко недостаточно провести коррекцию мотива, усилить его проявления, но и необходимо обеспечить внешние условия реализации этого мотива. Только тогда он приобретает стойкий характер и является основой систематической потребности учащихся к физической культуре и спорту. В условиях экспериментального исследования динамики психофизического развития учащихся разных возрастных групп мы каждого из них информировали о результатах тестирования и давали установку на определение перспективных целей их дальнейшей деятельности. Такой подход оказал стимулирующее действие на процесс развития позитивной мотивации учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

В результате проведенных теоретических и экспериментальных исследований представляется возможным сформулировать вывод, который заключается в том, что влияние физической культуры и спортивной подготовки на способности учащихся осуществляется через структурные компоненты их сознания и потребности у каждого к систематическому психофизическому совершенствованию. А ориентирами психофизического совершенствования является высокий уровень здоровья, развития двигательных способностей, спортивные достижения, профессионально-прикладная и духовная ценность физической культуры и спорта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сухомлинский, В. А. Избранные сочинения / В. А. Сухомлинский. – Киев, 1976. – Т 2. – С. 58 – 62.

2. Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения / Ю. К. Бабанский. – М.: Педагогика, 1977. – 175 с.

3. Григоренко, В. Г. Профессионально-педагогическая мотивация и технология ее формирования / В. Г. Григоренко. – Бердянск, 2003. – 148 с.

4. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П. М. Якобсон. – М.: Педагогика, 1969. – 231 с.

формирование морально-волевых качеств студентов




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 805; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.