Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогические условия формирования интереса школьников к физической культуре и спорту




Кисапов Н. Н.

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

Чебоксары, Россия

 

В последние годы наблюдается тревожная тенденция снижения с возрастом интереса учащихся к физической культуре и спорту, что связывается с отсутствием систематической работы по формированию положительного ценностного отношения к занятиям физическими упражнениями.

Необходимость перехода от стихийного развития мотивации к сознательному целенаправленному управлению формированием у них интереса к физической культуре определяет актуальность проблемы исследования. В качестве одного из путей ее решения все чаще называется учет спортивных интересов учащихся при оптимальном сочетании базового и вариативного компонентов содержания физкультурного образования.

В целом, анализ и обобщение литературы и педагогической практики свидетельствуют о существовании противоречия между необходимостью устойчивого интереса школьников к физической культуре и спорту как фактору их вовлечения в занятия физическими упражнениями, с одной стороны, и недостаточной изученностью вопросов его формирования, с другой.

Это определило актуальность проблемы нашего исследования, которая формулируется следующим образом: при каких педагогических условиях физическое воспитание учащихся общеобразовательных школ приведет к усилению и углублению интереса к физической культуре и спорту?

Цель исследования: определить и экспериментально обосновать педагогические условия формирования интереса учащихся 6-7 классов к физической культуре и спорту.

Гипотеза исследования: решение сформулированной нами проблемы возможно, если:

· раскрыть качественное своеобразие сущности, содержания, механизмов возникновения и развития интереса школьников к физической культуре и спорту;

· выявить противоречия традиционной практики физического воспитания, препятствующие развитию интереса школьников к физической культуре и спорту;

· определить педагогические условия формирования интереса к физической культуре и спорту, относящиеся к целевому, содержательному и технологическому обеспечению физического воспитания школьников, и экспериментально обосновать эффективность их реализации в образовательном процессе.

Для достижения цели исследования с учетом содержания ее рабочей гипотезы последовательно решались следующие частные задачи:

1. Раскрыть качественное своеобразие сущности, содержания, механизмов возникновения и развития интереса школьников к физической культуре и спорту.

2. Экспериментально изучить особенности возрастной динамики мотивационных предпочтений и интереса школьников к физической культуре и спорту в условиях традиционной практики физического воспитания.

3. Выявить основные противоречия традиционной практики физического воспитания, препятствующие развитию интереса школьников к физической культуре спорту.

4. Определить и экспериментально обосновать педагогические условия формирования интереса учащихся 6-7 классов к физической культуре и спорту.

Результаты исследования. В соответствии с первой задачей исследования на основе анализа психолого-педагогической литературы интерес к физической культуре и спорту рассматривается нами как специфическая характеристика направленности личности, определяющая осознанное устойчивое активное отношение к деятельности в области физической культуры и спорта для удовлетворения личностно-значимых потребностей.

Психологическое содержание интереса к физической культуре и спорту составляют:

1) познавательный компонент (знания о физической культуре и спорте, содержании, способах и результатах физкультурно-спортивной деятельности);

2) мотивационный компонент (личностная значимость физкультурно-спортивной деятельности как способа удовлетворения потребностей деятельного субъекта);

3) эмоциональный компонент (эмоциональные переживания, отражающие степень и характер удовлетворенности человека физкультурно-спортивной деятельностью);

4) волевой компонент (волевые усилия, проявляющиеся в преодолении препятствий при практической реализации способов физкультурно-спортивной деятельности.

Движущей силой развития интереса к физической культуре и спорту выступают противоречия между социальной ситуацией развития и внутренними личностно обусловленными факторами, в роли которых выступают потребности и мотивы занятий физическими упражнениями. Разрешение этих противоречий осуществляется в процессе физкультурно-спортивной деятельности.

Психологической основой интереса к физической культуре и спорту является внутренняя мотивация. Личностными факторами возникновения и развития мотивации занятий физической культурой и спортом выступают:

1) внутренние процессуальные мотивы: потребность в двигательной активности, эстетическое наслаждение, стремление к соревнованию, активный отдых и развлечение, потребность в предельных физических усилиях, стремление к состоянию стресса и его преодолению;

2) внутренние результативные мотивы: испытание собственных физических и психических возможностей: стремление стать сильным, добиться красивого телосложения; совершенствование физических способностей; стремление закалить волю, стать мужественным и стойким; повышение социального статуса, социальное самоутверждение; достижение успеха в спорте; ориентация на возможные негативные последствия успеха; желание контактов в спортивном коллективе; стремление стать здоровым; подготовка к профессиональной деятельности;

3) внешние по отношению к данному виду деятельности мотивы долженствования, избегания наказания, поощрения.

В соответствии со второй задачей работы нами было проведено экспериментальное исследование с участием 1459 школьников 14 средних общеобразовательных школ Чувашской Республики.

 

На рис. 1 и 2 приняты следующие условные обозначения: ПДА – потребность в двигательной активности; МСП – мотив социального признания; МО – мотив общения; ПМ – познавательный мотив; СМ – соревновательный мотив; МЗ - мотив сохранения и укрепления здоровья; МТП – мотив телесной привлекательности: МФР – мотив физического развития.

 

Установлено, что доминирующими мотивами занятий физической культурой и спортом у учащихся 6-9 классов являются мотив физического развития и познавательный мотив. Наименее значимы мотив телесной привлекательности и мотив социального признания.

У мальчиков в 6-8 классах наблюдается усиление значимости мотивов физического развития, потребности в двигательной активности, сохранения и укрепления здоровья. В девятом классе происходит ослабление мотивов социального признания, общения, соревновательного мотива и мотива сохранения и укрепления здоровья.

 

У девочек с 6-го класса постепенно снижается значимость мотива социального признания и мотива общения, в седьмом класс существенно снижается значимость соревновательного мотива, в восьмом классе – значимость мотива физического развития, в девятом классе – значимость познавательного мотива и мотива сохранения и укрепления здоровья.

Установлено, что интерес к урокам физической культуры от 6-го к 9-му классу постепенно снижается, при этом наиболее ярко эта тенденция проявляется в девятом классе. Та же динамика наблюдается и в показателях интереса к занятиям физической культурой и спортом и в показателях физкультурно-спортивной активности.

 

Те же возрастные тенденции в динамике показателей интереса к физической культуре и спорту наблюдаются у девочек.

В соответствии с третьей задачей исследования нами на основе анализа и обобщения литературы по проблеме исследования были выделены основные противоречия традиционной системы физического воспитания школьников, препятствующие формированию интереса к физической культуре и спорту.

К наиболее значимым из них относятся противоречия между:

1) индивидуальным своеобразием физкультурно-спортивных интересов и двигательных способностей учащихся и унифицированным, одинаковым для всех содержанием физкультурного образования;

2) классно-урочной формой организации учебного процесса и межиндивидуальными различиями физкультурно-спортивных интересов и двигательных способностей школьников, обучающихся в одном классе;

3) высокой значимостью для школьников соревновательной мотивации и преимущественной целевой направленностью физического воспитания на решение учебно-тренировочных задач;

4) индивидуальным своеобразием профессиональной компетентности учителя физической культуры и одинаковым для всех содержанием предмета преподавания;

5) межиндивидуальными различиями учащихся в двигательной одаренности и одинаковыми для всех нормативными требованиями по физической подготовленности.

В соответствии с четвертой задачей исследования нами на основе анализа и обобщения научно-методической литературы и достижений передовой педагогической практики нами был выделены и теоретически обоснованы педагогические условия формирования у школьников интереса к физической культуре и спорту. К наиболее значимым из них относятся:

1. Программно-нормативное обеспечение физического воспитания с углубленным изучением избранного учащимися вида спорта.

2. Организация учебных занятий с учетом физкультурно-спортивных интересов учащихся.

3. Профессиональная компетентность учителя физической культуры в избранном учащимися виде спорта.

4. Спортизация физического воспитания.

5. Привлечение к организации внеклассной работы преподавателей-предметников, родителей учащихся и учащихся старших классов.

6. Введение безотметочной формы оценивания учебных достижений учащихся по физической культуре.

7. Создание ситуаций достижения успеха.

Для практического обоснования эффективности педагогических условий формирования интереса к физической культуре и спорту нами был проведен двухлетний формирующий педагогический эксперимент. В эксперименте приняли участие 208 учащиеся 6-х классов четырех школ Чувашской Республики (106 мальчиков, 102 девочки). Физическое воспитание в этих школах осуществлялось на основе реализации выделенных нами педагогических условий.

Показатели интереса к физической культуре и спорту, выявленные нами у учащихся 6-8 классов средних общеобразовательных школ Чувашской Республики на предыдущем этапе экспериментального исследования, рассматривались нами как показатели контрольной группы.

Выявлено, что по уровню развития интереса к физической культуре испытуемые контрольной и экспериментальной групп в начале эксперимента были относительно однородными: различия в показателях интереса статистически недостоверны как у мальчиков, так и у девочек.

За период обучения в шестом-седьмом классах в контрольной группе произошло снижение интереса к урокам физической культуры (от 1,48 до 1,58 балла), интереса к физкультурно-спортивной деятельности (от 1,65 до 1,79 балла), показателей физкультурно-спортивной активности (от 3, 99 до 3,89 балла).

У испытуемых экспериментальной группы наблюдались противоположная тенденция: повысились показатели интереса к урокам физической культуры - на 0,11 балла, отношения к физической культуре и спорту - на 0,17 балла, физкультурно-спортивной активности - на 0,26 балла.

После педагогического эксперимента учащиеся экспериментальных классов имели более высокие показатели отношения к урокам физической культуры (1,38 против 1,58 балла, Р ≤ 0,001) и интереса к занятиям физическими упражнениями (1,55 против 1,79 балла, Р ≤ 0,001). У них существенно выше показатели физкультурно-спортивной активности (4,39 против 3,89 балла, Р ≤ 0,001).

Уровень развития интереса у девочек обеих групп в начале эксперимента был примерно одинаковым. За два года педагогического эксперимента у девочек контрольной группы снизился интерес к урокам физической культуры (на 0,24 балла), они стали меньше проявлять интерес к занятиям физической культурой и спортом в целом (на 0,25 балла).

Среди девочек экспериментальной группы сохранилось наблюдаемое в 6 классе положительное отношение к урокам физической культуры (1,43 и 1,47 балла). Также практически не изменились показатели интереса к физической культуре и спорту как к виду деятельности (1,71 и 1,76 балла). Объем времени, уделяемого различным видам физкультурно-спортивной активности, увеличился от 3,50 до 4,05 балла.

Сравнивая показатели интереса к физической культуре и спорту, наблюдавшиеся в конце эксперимента у испытуемых обеих групп, можно заключить, что девочки из экспериментальной группы имеют существенное преимущество. Они лучше относятся к урокам физической культуры (1,47 против 1,67 балла, Р ≤ 0,001), их в большей степени привлекает физическая культура как вид деятельности (1,76 против 1,96 балла, Р ≤ 0,001), они отличаются более высокими показателями физкультурно-спортивной активности (4,05 против 3,56 балла, Р ≤ 0,001).

Обобщая результаты эксперимента, можно заключить, что физическое воспитание школьников в 6-7 классах на основе практической реализации выделенных нами педагогических условий приводит: к существенному повышению показателей интереса к физической культуре и спорту у мальчиков; к сохранению имеющегося в 6 классе высокого уровня развития интереса к физической культуре и спорта – у девочек.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.