Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности паттерна дыхания у спортсменов-гиревиков различной квалификации




Тихонов В. Ф.

Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова»,

Чебоксары, Россия

 

Необходимым условием выполнения соревновательных упражнений в гиревом спорте в течение соревновательного времени – 10 минут, является эффективное дыхание спортсмена. В специальной литературе, посвященной гиревому спорту можно найти ответ на вопрос «когда дышать», т.е. в каких фазах упражнения делается вдох или выдох [1, 3]. Однако этого недостаточно. Остро встает вопрос «как дышать» в таких условиях, когда 32 кг гири затрудняют дыхание спортсмена и в динамических фазах и статических позах. В настоящее время каждый спортсмен находит свой индивидуальный ответ на основе многолетней тренировки на уровне непроизвольной регуляции дыхания. Существуют различные представления о необходимости или отрицания необходимости обучения дыханию. В настоящее время не обращают внимания на особенности паттерна дыхания (англ. pattern — образец, шаблон, рисунок, схема узора, которая повторяется неоднократно), уделяя больше внимания на дыхание различными газовыми смесями или на дыхательные упражнения, мало схожие с соревновательными упражнениями. Также под паттерном дыхания в физиологии понимают длительность вдоха и выдоха, величину дыхательного объема, минутного объема дыхания.

Целью исследования является определение особенностей паттерна дыхания спортсменов-гиревиков в зависимости от их квалификации.

Задачи исследования:

1. Определить основные параметры дыхания: частоту дыхания (ЧД), дыхательный объем (ДО), минутный объем дыхания (МОД) в зависимости от квалификации спортсменов-гиревиков и массы гирь;

2. Выявить особенности регуляции дыхания спортсменов-гиревиков в зависимости от их квалификации.

Методы исследования. Для качественной и количественной оценки дыхания спортсменов-гиревиков нами использовался спирограф микропроцессорный СМП-21/01-«Р-Д» [4]. В режиме тестирования «Минутного объема дыхания» были получены параметры ЧД, ДО, МОД, а также паттерны (рисунки, «узоры») дыхания спортсменов-гиревиков в зависимости от их квалификации и интенсивности упражнений.

Исследование было проведено в период с 2008 года по 2011год. В данной работе представлены результаты исследования 38 спортсменов-гиревиков весовой категории до 68 кг. Среди них: 8 мастеров спорта международного класса, 14 мастеров спорта, 16 кандидатов в мастера спорта. Измерения основных показателей внешнего дыхания спортсменов-гиревиков проводились во время учебно-тренировочных занятий в соревновательных упражнениях «толчок» и «рывок». Обнаружено, что общая тенденция изменения ЧД, ДО и МОД во время выполнения этих упражнений одинакова. Поэтому, для сокращения изложения материала, нами показаны общие закономерности в изменениях указанных показателей.

Результаты исследования и их обсуждение. Исследование изменения частоты дыхания, дыхательного объема и минутного объема дыхания спортсменов-гиревиков в соревновательных упражнениях гиревого спорта позволило определить, что эти показатели зависят от квалификации гиревиков, а также от интенсивности упражнений (Таблица 1).

 

Таблица 1. Показатели системы внешнего дыхания в упражнении «рывок» у спортсменов-гиревиков весовой категории до 68 кг в зависимости от их квалификации и массы гири

 

Квалификация спортсменов Кол-во подъемов (1/мин) ЧД (1/цикл) ДО (л) МОД (л/мин)
16 кг 24 кг 32 кг 16 кг 24 кг 32 кг 16 кг 24 кг 32 кг
КМС (n=16)         3.5± 0.8 2.5± 1.1 2.0± 0.5 42.0± 8.7 60.0± 11.5 48.1± 5.7
МС (n=14)         2.5± 0.7 2.0± 0.3 1.4± 0.2 60.2± 6.1 72.1± 3.6 50.4± 2.4
МСМК (n=8)   3-4 3-4   0.7± 0.1 1.0± 0.1 1.2± 0.1 33.6± 1.2 48.0± 1.3 57.6± 1.4

 

Обнаружено, что МСМК разминочные подходы с гирями массой 16, 24 и 32 кг выполняют с одинаковой частотой дыхания. Это указывает на то, что у МСМК частота дыхания обусловлена тесной координацией дыхательных движений с движениями кинематических звеньев тела. Дополнительные дыхательные циклы эти спортсмены выполняют в статических позах. Дыхательный объем у МСМК достоверно растет от 0,7±0,1 л до 1,2±0,1 л (p<0.01) в зависимости от увеличения массы гири. Соответственно растет и минутный объем дыхания. Приближение дыхательного объема к уровню 1.2±0.1 литра у спортсменов высокой квалификации неизменно вызывает увеличение частоты дыхания.

У МС и КМС при выполнении упражнений с 16 и 24 кг гирями частота дыхания меньше, чем с 32 кг гирями. Обнаружено, что у мастеров спорта дыхательный объем с 16 кг гирями составляет 2,5±0,7 л, а с 32 кг гирями он уменьшается до 1,4±0,2 л (p<0.01). Также, у КМС увеличение массы гирь приводит к увеличению частоты дыхания. Из таблицы 1 видно, что при одинаковой частоте подъемов 16 и 24 кг гирь у МС и КМС по показателям МОД наблюдается избыточность дыхания по сравнению с МСМК. У МС и КМС в упражнениях с 32 кг гирями частота дыхания растет, а дыхательный объем уменьшается. Однако в упражнении с соревновательными 32 кг гирями у МС и КМС наблюдается недостаточность МОД в сравнении с МСМК.

Таким образом, регуляция дыхания происходит в зависимости от квалификации спортсменов-гиревиков и от интенсивности соревновательных упражнений. У МС и КМС регуляция дыхания происходит по двум контурам – по частоте дыхания по дыхательному объему. Причем дыхательный объем снижается с повышением массы гири (гирь). У МСМК преобладает один контур регуляции дыхания – по дыхательному объему, который растет с повышением массы гири (гирь).

В основе анализа паттернов дыхания нами были приняты некоторые теоретические положения о функции внешнего дыхания человека. Известно, что для поддержания непрерывности газообмена необходимо, чтобы между наружной атмосферой и тканями тела существовала некая промежуточная (буферная) среда постоянного газового состава [2]. Легочная вентиляция непрерывно обновляет альвеолярный газ и тем самым поддерживает его постоянный состав. Сохранение постоянства состава альвеолярного газа обеспечивается тем обстоятельством, что часть вдыхаемого воздуха не достигает альвеол, вентилируя лишь определенный объем воздухоносных путей и легочных объемов, обозначаемых как анатомическое «мертвое пространство» и сумму резервного объема выдоха (РО выдоха) и остаточного объема (ОО) легких. Сумма РО выдоха и ОО носит название функциональной остаточной емкости (ФОЕ). Мертвое пространство и ФОЕ представляет собой буфер между вдыхаемым воздухом и альвеолярным газом и позволяет поддерживать постоянство альвеолярного газа. Этот буфер демпфирует, сглаживает колебания напряжений О2 и СО2, происходящие в альвеолах от вдоха к выдоху в связи с конвективными потоками [2].

Внешнее дыхание обеспечивает оптимальные парциальные давления кислорода (РаО2) и углекислоты (РаСО2), при любом уровне тканевого метаболизма и кровообращения. При этом регуляцией дыхания обеспечиваются разные приспособительные изменения в системе внешнего дыхания, использующей большие резервные возможности дыхательной системы [5].

Нами были обнаружены три основных вида регуляции дыхательных объемов во время выполнения упражнений. Характерные паттерны дыхания для этих видов дыхания представлены на рисунках 1-4, где по оси ординат – объем воздуха (литры); по оси абсцисс – время (секунды). Первый вид – увеличение дыхательного объема в сторону резервного объема вдоха (РО вдоха) (Рисунок 1). Второй вид регуляции – увеличение дыхательного объема в сторону резервного объема выдоха (РО выдоха) (Рисунок 2). Третий вид регуляции – изменение ДО в каждом цикле дыхания, в котором отражается неритмичность дыхательных циклов, задержки дыхания на вдохе (Рисунок 3).

 

 

Рис.1 Паттерн дыхания МСМК в упражнении «рывок» при 3-х цикловом дыхании с 24 кг гирей

Рис. 2 Паттерн дыхания МС в упражнении «рывок» при 3-х цикловом дыхании с 24 кг гирей

Рис. 3 Паттерн дыхания КМС в упражнении «рывок» при 2-х цикловом дыхании с 24 кг гирей

 

Дальнейшее исследование изменения дыхательного объема во время выполнения соревновательных упражнений позволило обнаружить переходные формы дыхания с 1-2 циклового на 3 и 4-х цикловые виды дыхания в упражнении «рывок» (Рисунок 4), а также с 4-х циклового дыхания на 5-7 цикловое дыхание в упражнении «толчок».

Первый вид регуляции ДО характерен для спирограмм МСМК. Второй вид изменения ДО присутствует в спирограммах МС, а третий вид – у КМС.

На наш взгляд первый вид регуляции дыхания во время выполнения соревновательных упражнений связан с регуляцией постоянства функциональной остаточной емкости (ФОЕ).

Второй вид регуляции характерен для МС. При этом ряд дыхательных объемов в одном цикле упражнения остается постоянным, а один или два выдоха являются более глубокими. Эти выдохи «вычерпывают» воздух из ФОЕ. Это означает, что МС с таким видом дыхания в каждом цикле упражнения возмущают газовый состав альвеолярного воздуха в ФОЕ. Можно предположить, что это нарушение постоянства газового состава ФОЕ является предпосылкой более раннего утомления у этих спортсменов, чем при первом виде дыхания у МСМК.

 

Рис. 4 Переходная форма паттерна дыхания КМС в упражнении «рывок»

 

Известно, что ФОЕ играет физиологическую роль запаса газа, который обеспечивает непрерывность процесса легочного газообмена в течение всего дыхательного цикла и препятствует полному спаданию альвеол на выдохе. При выраженном уменьшении ФОЕ к концу выдоха (при глубоких выдохах) в легких вместо 2-3 литров газа остается лишь 300-500 мл. Через безвоздушные легкие в фазе выдоха происходит мощное шунтирование крови. В результате действия перечисленных факторов развивается гипоксемия [4].

Третий вид дыхания у менее квалифицированных спортсменов-гиревиков отражает регуляцию ДО, как по частоте, так и по амплитуде ДО. На спирограммах этих гиревиков также легко заметить задержки дыхания на вдохе во многих дыхательных циклах. В спирограммах этих спортсменов трудно обнаружить закономерность в изменении ДО и РО выдоха. Следовательно, возмущения газового состава ФОЕ у спортсменов-гиревиков низкой квалификации происходит не только в одном цикле упражнения, но и в каждом дыхательном цикле. Этот вид дыхания приводит к еще большему нарушению постоянства газового состава альвеолярного воздуха.

Переходные формы дыхания отличаются тем, что при ритмичном дыхании на спирограмме в фазе вдоха совершаются неглубокие «подвыдохи», а в фазе выдоха – «подвдохи» (Рисунок 4).

Данные, полученные в ходе исследования, создают предпосылку для развития новой концепции обучения и совершенствования техники дыхания в гиревом спорте.

Выводы

1. У МСМК частота дыхания в соревновательных упражнениях обусловлена тесной координацией дыхательных движений с движениями кинематических звеньев тела. Приближение дыхательного объема к уровню 1.2±0.1 литра у спортсменов высокой квалификации неизменно вызывает увеличение частоты дыхания.

2. У спортсменов МС и КМС регуляция дыхания преимущественно происходит по двум контурам – по частоте дыхания и по дыхательному объему. Причем ЧД увеличивается, а ДО снижается с повышением массы гири. У МСМК преобладает один контур регуляции дыхания – по дыхательному объему, который растет с повышением массы гири от 0,7±0,1 л до 1,2±0,1 л (p<0.01).

3. Регуляция ДО во время выполнения упражнений имеет три основных вида. Первый вид – увеличение дыхательного объема в сторону резервного объема вдоха. Второй вид – увеличение дыхательного объема в сторону резервного объема выдоха. Третий вид – изменение ДО в каждом цикле дыхания.

4. Существуют переходные формы дыхания в соревновательных упражнениях гиревого спорта, которые отражают индивидуальные различия дыхания спортсменов в зависимости от их уровня подготовленности.

5. Применение спирографа на этапе формирования техники соревновательных упражнений позволяет осуществлять контроль процесса обучения и совершенствования дыхания спортсменов-гиревиков, а также создавать корректирующие программы формирования эффективного дыхания.

Литература

1. Воротынцев, А. И. Гири. Спорт сильных и здоровых / А. И. Воротынцев. – М.: Советский спорт, 2002. – 272 с.

2. Бреслав, И. С. Дыхание. Висцеральный и поведенческий аспекты / И. С. Бреслав, А. Д. Ноздрачев. – СПб.: Наука, 2005. – 309 с.

3. Поляков, В. А. Гиревой спорт: Метод. пособие / В. А. Поляков, В. И. Воропаев. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 80 с.

4. Спирограф микропроцессорный портативный СМП-21/01- «Р-Д»: Руководство по эксплуатации МТЦ 70.00.100 РЭ. – Ростов-на-Дону: ОООНПП «Монитор», 2007. – 51 с.

5. Шурыгин, И. А. Мониторинг дыхания в анестезиологии и интенсивной терапии / И. А. Шурыгин. – СПб.: Диалект, 2003. – 416 с.


ПРИМЕНЕНИЕ МЕНТАЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СО СТУДЕНТАМИ

Щербакова Т. А.

Чувашская государственная сельскохозяйственная академия,

Чебоксары, Россия

В последние десятилетия среди средств психологической подготовки особое место занимает ментальный тренинг. Анализ зарубежной литературы показал, что для обозначения понятия «психологическая подготовка» авторы в основном используют два термина: «психологическая подготовка» и «ментальный тренинг». Первый термин соответствует хорошо укоренившемуся понятию соответствующей подготовки, второй –«ментальный тренинг» (ментальная, психическая, мысленная, умственная тренировка) - охватывает более узкую сферу, связанную со специфическими процедурами воздействия спортсмена на самого себя [4].

Ментальный тренинг совершенствует психомоторное мышление и двигательную память, тренирует концентрацию внимания на цель, развивает способность быстро входить в оптимальное боевое состояние готовности к соревнованию. Средствами ментального тренинга являются специальные идеомоторные упражнения, которые начинаются с двигательного обучения - сначала с подражания, затем с заучивания демонстрируемых движений и двигательных действий, затем воспроизводства этих движений в уме. Умственно усвоенное действие превращается в двигательное умение, а по мере его тренировки и автоматизации - в умственный двигательный навык. В дальнейшем, по мере усложнения физических упражнений для овладения спортивной техникой появляется возможность её совершенствования методами ментального тренинга, который способствует стабилизации и повышению энергетики мозговых функций. Исследования показали, что занятия ментальным тренингом даже в течение очень небольшого периода, времени дают положительный эффект на физическое и психическое самочувствие человека: стимулируют умственную деятельность, повышают качество психических процессов (внимание, память, мышление), делают психику человека гибкой, готовой к восприятию новой информации, способствует повышению работоспособности. Тренирующий эффект ментального тренинга сначала сохраняется в кратковременной двигательной памяти. Его закрепление в долговременной памяти фиксируется посредством психомышечной релаксации в состоянии покоя.

В настоящее время появились интегрированные программы ментального тренинга, в которых применяются различные методы воздействия [2, 5, 6].

С целью изучения влияния эффекта ментальной тренировки на повышение результативности контрольных тестов были проведены исследования, где принимали участие студенты второго курса. Тренинг проводился на занятиях по физической культуре 2 раза в неделю, длительностью 10-15 минут в течение одного месяца (8 занятий). Всего в исследовании принимали участие 67 студентов – экспериментальная и контрольная группы. Из них 17 юношей и 50 девушек.

В экспериментальной группе применялся ментальный тренинг в форме: мышечной релаксации (напряжение – расслабление и регулируемое дыхание), медитации - релаксирующее воображение [1, 7]и аутогенная релаксирующая тренировка - самогипноз (ощущение тепла и тяжести)в соответствии с заранее сформированной установкой на результат. Обучение проходило успокаивающему и мобилизующему варианту аутогенной тренировки [7].

В контрольной группе не использовался ментальный тренинг, направленное вербальное воздействие.

У испытуемых обеих групп в начале эксперимента и после его завершения измерялись показатели физической подготовленности и психических свойств личности.

Последовательность выполняемого тренинга:

Мышечная релаксация. Выполнялись с тандартные упражнения [3, 8].Для более быстрого освоения вначале можно применять магнитофонную запись.

Релаксирующее воображение (идеомоторная тренировка). Методы обучения должны быть простыми и доступными, а словесные формулы - конкретными и всегда включать указание об ожидаемом результате. Экспериментальная группа отрабатывала предстоящее физическое упражнение – прыжок в длину с места на уровне воображения в состоянии аутогенного расслабления.

Упражнение на визуализацию:

1. Студенты удобно располагаются в положении лежа. Выполняют несколько дыхательных движений для того, чтобы вызвать релаксацию.

2. Студенты вызывают ощущения тепла, легкости, парирующего полета птицы в потоке теплого ветра или же погружения в мягкое облако под согревающим солнцем для расслабления мышц.

3. Отстранить от себя все, что может отвлечь. Вспомнить хорошее настроение, вообразить себя каким-либо животным или птицей (проникнувшим этим состоянием), легко и свободно разбегаться и выполнить прыжок. Можно в уме прокрутить технически правильное действие упражнения (разбив прыжок на разбег, толчок, полет и приземление), т.е. действия, направленные на совершенствование идеомоторных навыков.

4. После этого открыть глаза и сказать себе: «Я полностью проснулся и нахожусь в бодром состоянии, я расслабился и отдохнул».

5. Выполнить несколько прыжков после визуализации.

Аутогенная релаксирующая тренировка – самогипноз.

Упражнения выполняются на формирование установки на успех и совершенствования психических качеств, как уверенность в себе, спокойствия, сосредоточенности, умения преодолевать трудности.

Сильно сжать руки в кулаки и сказать себе: «Я очень бодр и нахожусь в состоянии боевой готовности. Я прыгаю свободно, далеко и легко.Я прыгаю свободно, высоко и легко. Я полностью расслаблен и чувствую себя хорошо. Мои результаты улучшаются после каждого прыжка. Мне нравится тренироваться. Я расслабился и полностью восстановился».

Результаты исследования показали, что использование в ментальном тренинге техники м ышечной релаксации, идеомоторной тренировки, а утогенной релаксирующей тренировки со студентами на занятиях по физической культуре повышают самооценку и уверенность студента в личном успехе, обеспечивают быстрое восстановление после занятий, позволяют быстрее бегать, дальше прыгать, меньше уставать и травмироваться, восстанавливают физические и психические силы, способствуют более точному выполнению нужных движений, улучшают настрой на деятельность, повышают мотивацию к достижению успеха и результативности.

Литература

1. Алексеев, А. В. Себя преодолеть! /А. В. Алексеев. - М.:ФиС, 1985.– 192 с.

2. Баландин, В. И. Соревновательная надежность спортсменов и ее повышение методом ментальной тренировки / В. И. Баландин, П. В. Бундзен // Новые подходы к психорегуляции в спорте: Тез.докл. межд. симп. - М.: 1994. – С. 6.

3. Гримак, Л. П. Резервы человеческой психики / Л. П. Гримак. - М.: Политиздат, 1987. – 284 с.

4. Дука, А. Я. Проблемы психорегуляции в зарубежной литературе/ А. Я. Дука, Н. А. Катулин// Новые подходы к психорегуляции в спорте: Тез.докл. межд. симп. - М.: 1994. – С. 25-26.

5. Лобзин, В. С., Аутогенная тренировка / В. С. Лобзин, М. М. Решетников. - Л.: Медицина, 1986.– 280 с.

6. Унесталь, Л. Э. Основы ментального тренинга / Л. Э. Унесталь // Методическое пособие. СПб. - НИИФК, 1992. – 17 с.

7. Филатов, А. Т. Аутогенная тренировка / А. Т. Филатов. - К.: Здоровье, 1987.– 128с.

8. Шульц, И. Аутогенная тренировка: Пер. с нем. / И. Шульц - М.: Медицина, - 1985. – 31с.

 


РАЗДЕЛ II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.