Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Применение программированного обучения в формировании двигательных навыков




Битшева И. Г.

Казанский (Поволжский) федеральный университет

Калманович В. Л.

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Программированное обучение (ПО) возникло в 50-х годах прошлого столетия, когда научно-техническая революция (НТР) потребовала массовой подготовки специалистов новых профессий в кратчайшие сроки. Быстрое устаревание и частая смена профессий, повышение требований к уровню и качеству подготовки специалистов вызвали необходимость поисков новых эффективных методов обучения. С другой стороны, сама НТР создала новую базу для совершенствования технологии обучения, позволившую обеспечить учебный процесс ТСО и за счет этого резко повысить его эффективность и качество.

Однако вопросу использования ПО при формировании двигательных умений и навыков посвящено незначительное количество работ. Анализ практики показывает, что часто вместо разработки самого метода обучения авторы ограничиваются разработкой различных программ и алгоритмизированных предписаний. Тематика исследований по ПО ограничивается в основном разделом «гимнастика». Нам представляется особенно важным подойти к исследованию возможностей ПО, как одного из средств повышения эффективности формирования двигательных навыков на всех этапах обучения и различных формах физической культуры.

Методика обучения должна предполагать подачу материала небольшими порциями (шагами), содержащими основные моменты педагогических действий и являющимися основой для формирования системных знаний. Сокращенные дозы учебной информации позволяют обучаемым самостоятельно оперировать этим объемом материала, облегчают управление процессом обучения и при необходимости допускают неоднократное повторение задания. Все это хорошо согласуется с принципами программированного обучения, в основе которого лежит деление учебного материала на дозы и его пошаговое изучение.

В соответствии с психологической теорией деятельности (А. Н. Леонтьев) и современными представлениями образования двигательного навыка с привлечением микроструктурного анализа (Н. А. Бернштейн) можно заключить, что психологическая структура любого двигательного действия состоит из трех блоков:

1. Блока формирования моторных инструкций или построения про­граммы действия.

2. Блока реализации программы действия.

3. Блока контроля и коррекции.

Эта структура универсальна. Она присуща элементарным и простым действиям, выполняемым в относительно постоянных условиях, и сложнейшим действиям в непрерывно меняющихся условиях.

Организация программированного микрообучения (ПМО) позволяет достичь высокой плотности физической нагрузки на занятии. После показа очередного действия преподаватель организует тренировку, используя эффективные методы работы обучающихся, сочетающие индивидуальное обучение с массовым охватом. Это достигается путем деления занимающихся на группы по 2-5 человек. В этом случае занятие как бы разбивается на серию микроуроков, каждый из которых действительно является микроуроком как по продолжительности обучения (2-10 мин), так и по количеству занимающихся (2-5 человек).

Микроурок представляет собой, с одной стороны, как бы клеточку, квант ПО, отличающийся тем, что дальнейшее деление его невозможно без нарушения принципов ПО; с другой стороны, микроурок - это квант информации, минимальное упражнение для формирования и совершенствования двигательных навыков и умений, дальнейшее уменьшение которого невозможно без ущерба для логического содержания учебного материала. Этот критерий субстанциональности определяет минимальный размер шага ПО и микроурока. При проведении работы нами были исследованы различные модели микроуроков на всех этапах обучения физическим действиям.

Микрообучение выступает как способ совместных действий преподавателя и студентов, ведущий обучающихся от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть как метод обучения. В то же время ПМО определяет состав и группировку обучающихся, структуру занятия, место и продолжительность его проведения, специфику деятельности. То есть оно еще выражает и организационную сторону обучения и выступает, как новая эффективная форма подготовки студентов. В этом проявляется неразрывная диалектическая связь двух важнейших категорий учебного процесса. ПМО использовано нами при разработке методики поэтапного формирования двигательных навыков и умений.

При исследовании возможностей ПО его необходимо рассматривать не просто как совокупность отдельных приемов и не просто как новый метод обучения, а как целостную систему, имеющую в своем арсенале различные средства, методы и формы. Являясь одним из путей совершенствования процесса обучения, ПО предпологает организацию научно-обоснованного педагогического процесса, соответствующего современным и перспективным требованиям науки и техники. Оно позволяет организовать управление самим ходом усвоения знаний на основе применения принципов научной организации труда.

Программированное обучение, если его понимать буквально, есть обучение по программе, когда программируется не только материал, но и способ его изучения, когда программируются действия и обучаемого, и педагога. Программирование обучения обеспечивает гарантированное усвоение знаний в кратчайшее время с наименьшими затратами.

Напомним принципы программированного обучения.

1. Деление изучаемого материала на порции.

2. Управление процессом обучения, пооперационный контроль.

3. Обеспечение надежной обратной связи.

4. Применение ТСО и средств наглядности.

5. Использование эффективных методов организации занимающихся.

Основополагающими принципами ПО являются деление учебного материала на порции (дозы), шаги, кадры и пооперационный контроль. Основной структурной единицей ПО является элемент информации. В свою очередь каждый элемент информации делится на шаги, а каждый шаг на кадры (рис. 1).

 

 

 

 

Рис. 1. Принципиальная схема элемента информатизации

 

Особую важность представляет определение величины элемента информации. Это необходимо для планирования объема изучаемого материала на занятиях и для заданий на самостоятельную работу. С этим также связана разработка информационного обеспечения с помощью ТСО и средств наглядности, организации контроля и оценки.

 

 


Естественно, что на начальном этапе обучения величина элемента информации будет небольшой и соответствовать объему материала, необходимого для формирования одного элементарного навыка. Затем по мере обучения и с усложнением формируемых двигательных навыков элементы информации будут укрупняться и тот объем материала, который раньше составлял элемент информации, на новом этапе будет представлять лишь шаг, а то и кадр шага.

Чтобы научиться программировать процесс обучения, необходимо раскрыть его функциональную структуру. В первую очередь - определить состав познавательной деятельности обучаемых, а затем на его основе состав познавательных воздействий. Для этого необходимо детальное описание деятельности в виде некоторой модели.

В соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий схемы программированного обучения должны постепенно усложняться. Целесообразно иметь следующие типы программ (Балл Г. А., Таранов JI. H., 1985):

1-ая схема ПО догматическая. Выдача информации о требуемых от обучаемого действиях производится без обоснования их и без объяснения. Обучение по этой схеме включает: описание (название) требуемых действий, их показ, требование от обучаемых повторить показанные действия. От обучающихся требуется только копировать действия (ориентировочная основа 1 типа). Соответственно и контроль заключается в определении способности обучающихся повторить требуемые действия.

2-ая схема ПО пассивная. Выдача информации о требуемых действиях производится с их обоснованием и объяснением. ПО этой схемы включает, соответственно, формирование замысла действий, их обоснование, практический показ и выполнение обучающимися, контроль результатов выполнения.

3-ая схема ПОактивная. Выдача информации о требуемых от обучающихся действиях производится с их обоснованием и коррекцией действий в заданных параметрах. Материал излагается в динамике развития требуемых от обучающихся действий. Такую схему ПО называют основой активного метода обучения, а действия обучающихся - приспособлением с несогласованными этапам действий.

4-ая схема ПОпоисковая. Выдача информации о требуемых результатах действий дается без прямого указания путей их достижения. Структуру этапов, входящих в такую схему ПО, называют основой поискового метода обучения. Например, при выполнении задания по обучению упражнению, студент должен сам выделить основные элементы упражнения, подобрать упражнения для разучивания, подготовительные упражнения для обучения трудным элементам, разработать порядок своих действий.

Сравнивая приведенные четыре схемы ПО видно, что познавательная деятельность обучаемых в прямом смысле обеспечивается в активной и поисковой схемах обучения. Догматическая и пассивная схемы обеспечивают формирование двигательных навыков, т.е. устойчивых, алгоритмизированных структур действий. Умения, то есть способность приспосабливать полученные навыки к изменяющимся условиям вырабатывают активные и поисковые схемы ПО.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.