Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

РАЗВИТие специальной выносливости лыжников-гонщиков 1-го разряда в подготовительном периоде c использованием различных видов специальных упражнений




Дюкина Л. А., Митрошкин Е. В.

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

Чебоксары, Россия

 

Специальная выносливость обусловлена особенностями требований, предъявляемых к организму спортсмена при упражнении в избранном виде спорта, и определяется специфической подготовленностью органов и систем спортсмена, уровнем его физиологических и психологических возможностей. Специальная выносливость связана также с рациональностью, экономичностью техники и тактики.

Специальная выносливость – не только способность бороться с утомлением, но и способность выполнить поставленную задачу наиболее эффективно в условиях строго ограниченной дистанции (бег, ходьба на лыжах, плавание и другие циклические виды спорта) [2, 3].

В теории и методике лыжного спорта вопросы развития специальной выносливости занимают одно из ключевых значений, поскольку именно от ее сформированности во многом зависит соревновательный результат.

Эффективным средством развития специальной выносливости являются специально-подготовленные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, специфические соревновательные упражнения и общеподготовительные средства [2].

Большинство специалистов указывает на то, что для развития специальной выносливости лыжников-гонщиков в подготовительном периоде основным средством являются лыжероллеры. Некоторые специалисты считают, что для лыжников первого спортивного разряда можно применять имитационную подготовку, т.к. она проще в использовании и является более приемлемой в спортивных школах,где нет достаточных материально-технических условий.

С целью выявления наиболее эффективной из представленных методик для развития специальной выносливости лыжников-гонщиков нами был проведен их сравнительный анализ.

Для сравнения методик в исследовании применялись следующие методы:

Анализ научно-методической литературы позволил рассмотреть общие теоретические основы выносливости, ее значение в лыжных гонках, определение общих теоретических позиций.

Контрольные испытания применялисьдлявыявления уровня развития специальной выносливости; сравнения подготовленности испытуемых. В качестве контрольных испытаний были взяты следующие тесты: передвижение на лыжах классическим стилем 500 м и 5000 м. Эти тесты были выбраны согласно действующей программе по лыжным гонкам для ДЮСШ, СДЮШОР [1].

Методы математической статистики применялись дляобработки полученных в исследовании данных, с целью выявления достоверности различий использовался Т-критерий Стьюдента.

Исследование было проведено на базе ДЮСШ по лыжным гонкам г. Чебоксары в течение подготовительного периода 2011 года (с апреля по ноябрь) в двух группах А и Б, в каждой по 7 человек, возраст испытуемых 15-17 лет. Все испытуемые имели первый спортивный разряд.

Анализ данных полученных в ходе исследования, позволяет констатировать следующее: до начала эксперимента обе группы находились на одном уровне подготовленности. Результаты представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 - Показатели специальной выносливости испытуемых групп А и Б до начала педагогического эксперимента

 

Контрольные испытания Группа А Группа Б Достоверность
Х ± m Х ± m t t-таб p
1. Бег на лыжах 500 м (с ходу), мин 1,58 ± 0,02 1,59 ± 0,02 0,45 2,18 >0,05
2. Бег на лыжах 5 км (классический стиль), мин 17,56 ± 0,11 17,49 ± 0,09 0,50 2,18 >0,05

 

Полученные результаты показали, что в начале исследования различия между испытуемыми не достоверны, что подтверждает однородность обеих групп.

Тренировочный процесс испытуемых групп А и Б был направлен на решение основных задач по развитию специальной выносливости. Основные различия в тренировочном процессе испытуемых заключались в том, что одна группа больше уделяла времени на лыжероллерную подготовку, а другая – на специальные имитационные упражнения. За период исследования группами выполнен одинаковый объем циклической работы. В неделю проводилось 5 тренировочных занятий, каждое занятие длилось от 2 до 2,5 часов. Из них на развитие специальной выносливости отводилось 4 дня по 1,5-2 часа. В группе А – 2 дня на лыжероллерную подготовку, и 2 дня на имитационную подготовку. В группе Б – 4 дня на имитационную подготовку (на имитацию с палками и прыжковые упражнения).

В конце исследования было проведено повторное тестирование, результаты которого представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Показатели специальной выносливости испытуемых групп А и Б после педагогического эксперимента

 

Контрольные испытания Группа А Группа Б Достоверность
Х ± m Х ± m t t-таб p
1. Бег на лыжах 500 м (с ходу), мин 1,55 ± 0,02 1,56 ± 0,02 0,45 2,18 >0,05
2. Бег на лыжах 5 км (классический стиль), мин 16,31 ± 0,13 16,32 ± 0,13 0,19 2,18 >0,05

Сравнительный анализ показал, что результаты улучшились у обеих групп, однако прирост был различным. На дистанции 500 м в группе А и в группе Б улучшение времени – 0,03 с. На дистанции 5 км в группе А: улучшение времени на 1,36 мин. В группе Б улучшение на 1,42 мин.

Анализируя эти данные можно сказать следующее: что, по результатам на дистанции 500 м эффективность методики основанной на лыжероллерной подготовке и методики основанной на имитационной подготовке одинакова. Но если рассмотреть результаты групп на 5 км, то наблюдается прирост результатов, но достоверности различий нет.

Таким образом, применение в лыжном спорте в подготовительном периоде только методики основанной на лыжероллерной подготовке, не является обоснованным. В подготовке спортсменов первого разряда, особенно, где нет достаточных условий, тренеры вполне успешно могут использовать методику, основанную на имитационных упражнениях. Следует учесть, что до того, пока лыжник не овладеет имитационной ходьбой и скользящим бегом, ему нецелесообразно становиться на лыжероллеры.

Литература

1. Лыжные гонки: программы для ДЮСШ и СДЮШОР. – М.: Просвещение, 1997. – 45с.

2. Михалев, В. И. Планирование интенсивности нагрузки при применении различных тренировочных средств лыжников-гонщиков в подготовительном периоде: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / В. И. Михалев. – М., 1982. – 19 с.

3. Озолин Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н. ГОзолин. – М.: ООО "Издательство АСТ", 2003. – 263 с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 577; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.