Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование способности к экстраполяции как условие повышения спортивного мастерства в волейболе




Аврамова Н. В., Колесник И.С.

Ульяновский государственный педагогический университет,

Ульяновск, Россия

 

Спортивная деятельность волейболистов характеризуется высокой динамичностью, насыщенностью и вариативностью движений. Одним из основных качеств, присущих современному волейболу является универсальность двигательной подготовленности каждого игрока на площадке. Это предъявляет более высокие требования к физической и функциональной подготовленности, в основе которой заложены не только оптимальные показатели ведущих двигательно-координационных качеств, психических свойств личности, но и большой арсенал двигательных умений и навыков. Одним из факторов, определяющих технико-тактическую подготовленность волейболиста, является экстраполяция двигательных действий. В основе этого явления заложено использование базовой структуры изучаемого двигательного действия как необходимого условия для его выполнения в системе однотипных по структуре упражнений, но в другой ситуации. Изменение касается лишь его деталей, например исходного и конечного положений, амплитуды движений, величины развиваемых мышечных усилий и т.д. [1, 4, 6].

Механизм экстраполяции двигательных действий имеет условно-рефлекторный характер, благодаря чему на основе прочно выработанных условных рефлексов формируются новые алгоритмы движений. Феномен экстраполяции достигает своей наибольшей выраженности в момент адекватной оценки ответственного игрового момента; в прогнозировании направленности и содержания двигательных действий команды противников; выборе рациональных приемов защиты, способных обеспечить результативную контратаку.

Замедление роста спортивного мастерства часто объясняется построением учебно-тренировочных занятий, предусматривающих усвоение технических приемов в основном за счет многократного выполнения двигательного задания. Ограниченность используемых подготовительных и подводящих упражнений, однообразие мышечной нагрузки приводит к быстрой утомляемости, снижению уровня психо-эмоционального состояния.

С переходом на качественно новое содержание игровой деятельности волейболистов, каждый из которых должен владеть умениями и навыками защиты, нападения, разводящего и т.д., значимость экстраполяции существенно возрастает. Возможности экстраполяции существенно расширяются по мере увеличения диапазона двигательных умений и навыков, повышения уровня развития двигательно-координационных качеств, формирования морально-волевых, психических и интеллектуальных свойств личности. В процессе игровой деятельности при быстрой смене технических приемов, защиты, контратаки, обманных движений, волейболист может быстро сменить темп, ритм движений, сохраняя правильную структуру двигательного акта. При небольшом запасе двигательных умений и навыков, ограниченном количестве вариантов их выполнения возможности экстраполяции снижаются. Перспективным направлением методики подготовки волейболистов является использование механизма экстраполяции двигательных навыков [2, 3, 5].

Целью данной работы является: теоретическое обоснование значимости экстраполяции двигательных действий в волейболе, как фактор повышения их спортивного мастерства.

Задачи:

1. Методологическое обоснование экстраполяции как структурного компонента спортивной подготовки волейболистов.

2. Разработка системы педагогического воздействия, обеспечивающих совершенствование механизма экстраполяции и экспериментальная проверка их эффективности.

Способность нервной системы к экстраполяции обусловливает применение усвоенных физических упражнений для расширения запаса технических приемов; совершенствования ведущих и фоновых двигательных координаций; управления основными параметрами движений в зависимости от игровой ситуации в процессе взаимодействия с противником. Следовательно, творческое использование базовой структуры новых двигательных действий является ведущим условием совершенствования механизма экстраполяции.

Значимость явления экстраполяции обусловлено тем, что небольшой арсенал средств физической специальной и технической подготовленности волейболиста приводит к ограничению видов и форм мышечной деятельности. При этом выполнение узкого диапазона подготовительных и подводящих упражнений препятствует формированию новых двигательных умений и навыков, обусловливает снижение интереса к учебно-тренировочным занятиям и уменьшению чувства удовлетворенности характером двигательной деятельности. В педагогическом плане реализация механизма экстраполяции в процессе тренировочно-соревновательной деятельности представляет собой творческий характер взаимодействия тренера и команды, от успеха которой зависит результативность соревнований.

С целью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса по волейболу на основе использования экстраполяции двигательных действий, составляющих содержание игры в волейбол, нами были разработаны системы заданий, направленных на повышение уровня технико-тактической подготовленности волейболисток. Так, часть из них ставила задачу усвоения вариативной техники выполнения различных видов подач при использовании разнообразных исходных положений, выбора подготовительных действий, индивидуализации техники выполнения ведущего звена данного технического приема и т.д.

Ряд двигательных заданий был направлен на усвоение более результативных способов приема и передачи мяча, при использовании низких положений с применением различных акробатических элементов до двигательных действий, выполняемых в высшей точке безопорной фазы в момент вылета игрока для завершения атакующего действия.

Для проверки данного положения нами был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 32 квалифицированных волейболистки 17-22 лет. Были организованы контрольная группа (КГ) и экспериментальная группа (КГ), в каждой по 16 спортсменок.

Перед началом педагогического эксперимента было проведено тестирование для выявления исходных показателей физической подготовленности занимающихся с использованием следующих контрольных упражнений: челночный бег 3х10 м (с); бег на 30м (с), прыжок в длину с места (см); бросок набивного мяча (2кг) правой и левой рукой; подтягивание в весе на перекладине (количество раз); наклон вперед стоя на гимнастической скамейке (см). Обработка полученных данных не выявила существенных различий по уровню физической подготовленности занимающихся КГ и ЭГ (р>0,05).

Определялась также способность к экстраполяции двигательных действий. На основе сформированных ранее двигательных умений и навыков занимающихся КГ и ЭГ необходимо было усвоить технику заданного физического упражнения в установленный период времени. Анализ результатов исследования также не выявил существенных различий у занимающихся КГ и ЭГ по данному параметру (р>0,05).

Занятия в КГ проводились в соответствии с программой, рекомендованной Федеральным Агентством по физической культуре и спорту; в ЭГ большое внимание уделялось развитию экстраполяционных способностей занимающихся. С этой целью на каждом тренировочном занятии волейболисткам предлагались двигательные занятия, требующие творческого выполнения физических упражнений на основе усвоенных ранее двигательных актов. Так, научившись правильному выполнению прямой подачи, стоя лицом к сетке, спортсменка должна была технически правильно выполнить этот вид подачи с различными дополнительными движениями: с шагом вперед, поворотом туловища вправо, с небольшим пружинящим приседанием, с подниманием на носки и т.д. Это позволяло выполнить эффективную подачу при увеличении темпа движений; при сокращении времени для выполнения элементов двигательного акта; на фоне эмоционального подъема команды, с целью повышения плотности игровых действий.

Закрепление навыков выполнения низкой подачи в ЭГ осуществлялись также путем совершенствования экстраполяционных способностей. Волейболистки данный прием выполняли, меняя различные исходные положения (глубокий присед, глубокий выпад, с поворотом влево и вправо, отводя руки в одноименную сторону, с положением ладоней одна на другую, в положении «замка»; то же с закрытыми глазами с изменением скорости движений; с изменением характера движений по сигналу тренера и т.д.).

В конце педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование с целью оценки динамики показателей физической подготовленности. Анализ полученных данных показал, что результаты улучшились в обеих группах: КГ и ЭГ. Однако в ЭГ результаты оказались более значительными. Так, если в КГ количество подтягиваний из виса на перекладине увеличилось на 11,7%, то в ЭГ, соответственно, на 19,2% (р>0,05). Результат прыжка в длину с места улучшился на 9,6%, в ЭГ, соответственно, на 21,4% (р<0,05). Подобная тенденция была выявлена и по другим контрольным упражнениям, за исключением беговых, где была выявлена лишь тенденция к улучшению результатов.

Анализ динамики способности к экстраполяции двигательных действий, полученных с помощью группы независимых экспертов, показал следующее: в КГ количество двигательных действий, выполненных за 1 минуту, составило – в КГ – до педагогического эксперимента составило – 8, после окончания педагогического эксперимента составило - 12; в ЭГ, соответственно, 9 и 18 двигательных действий. Количество новых приемов за тот же период времени было усвоено в КГ до эксперимента – 5, после – 9; в ЭГ, соответственно, до педагогического эксперимента - 4, соответственно, после – 12. Соотношение вновь усвоенных и используемых ранее двигательных действий в установленный промежуток времени в КГ составило до педагогического эксперимента – 5: 11, в ЭГ, соответственно, 9:11.

Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что явление экстраполяции спортивной деятельности волейболисток является значимым фактором, обеспечивающим повышение уровня физической и технико-тактической подготовленности. Рациональный подбор подводящих и подготовительных упражнений способствует экстраполяции технико-тактических действий, повышению результативности тренировочно-соревновательной деятельности, обусловливает разнообразие мышечной нагрузки, повышение интереса к тренировке, оптимизации психо-эмоционального состояния занимающихся.

Литература

1. Бурцев, А. В. Педагогические основы использования экстраполяции в процессе спортивной подготовки волейболистов / А. В. Бурцев // Теория и практика физической культуры. – 2010. – №7. – С.71-73.

2. Донской, Д. Д. Двигательная задача в спортивных действиях / Д. Д. Донской // Теория и практика физической культуры. – 1994. – № 11. – С. 40-43.

3. Железняк, Ю. Д. Тенденции развития классического волейбола на современном этапе / Железняк Ю. Д., Шипулин Г. Я., Сердюков О. Э. // Теория и практика физ. культуры: Тренер: Журнал в журнале. – 2004. –N 4. – С. 30-33.

4. Каширин, В. А. Структурный подход к развитию ловкости у волейболистов / В. А. Каширин, А. В. Бурцев, Л. Д. Назаренко. – Ульяновск: УлГУ, 2009. – 132 с.

5. Клещев, Ю. Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям: учебное пособие / Ю. Н. Клещев. – М.: СпортАкадем Пресс, 2002. – 192 с.

6. Клещев, Ю. Н. Волейбол / Ю. Н. Клещев. – М.: СпортАкадемПресс., 2003. – 189 с.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.