КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Современные тенденции развития маунтинбайка в мире
Краснов В. Н. Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, Чебоксары, Россия За прошедшие годы маунтинбайк получил интенсивное развитие в мире. Его популярность среди спортсменов и зрителей обусловлена зрелищностью соревновательной деятельности, сочетающей в себе высокие требования к физической работоспособности и искусному владению способами преодоления сложнейших в техническом отношении участков соревновательных трасс. В настоящее время маунтинбайк динамично развивается. Совершенствуются не только велосипеды и компоненты к ним, методика подготовки спортсменов в специализации кросс-кантри, но и сама система соревнований. Особенно большие изменения в последние годы внесены в правила проведения гонок. Основные принципы маунтинбайка «сделай сам», «никакой помощи извне», «ничего нельзя менять во время гонки» способствовали привлечению широкого круга гонщиков на начальном этапе развития маунтинбайка. По мере развития этого вида спорта, когда гонки стали приобретать более профессиональный, коммерческий характер, эти принципы стали препятствовать дальнейшему развитию маунтинбайка. В первых соревнованиях могли принять участие все желающие, и каждый из участников мог рассчитывать на успех, так как уровень технической и функциональной подготовленности был примерно одинаков. По мере приобретения специализацией кросс-кантри официального статуса появились гонщики, которые стали использовать в подготовке к соревнованиям методы подготовки шоссейников и велокроссменов. Это привело к появлению методики подготовки гонщиков в кросс-кантри, что способствовало появлению гонщиков с высокой функциональной подготовленностью, способных показывать очень высокие спортивные результаты, и которые могли на равных бороться за призовые места в шоссейных гонках и в велокроссе. Указанные принципы маунтинбайка вносили в соревнования элемент случайности, так как гонку мог выиграть не наиболее функционально подготовленный гонщик, а наиболее удачливый. Например, на одном из этапов Кубка мира в 2002 г. Ирина Калентьева большую часть дистанции шла на второй позиции и на завершающем круге проколола колесо. Заменив камеру колеса, она пыталась накачать шину специальным газовым баллоном, но не смогла это сделать, израсходовав оба баллона. Тогда зрители дали ей обычный насос, которым она воспользовалась и продолжила гонку, она была снята с соревнований за нарушение правил. Вследствие этого спортсменка потеряла рейтинговые очки и не могла претендовать на призовое место в Кубке мира. Такие случаи достаточно часты, поэтому с 1 января 2005 г. были введены новые правила соревнований, которые в некоторой степени приближены к правилам соревнований в велокроссе и шоссейных гонках. По новым правилам на трассе гонки введены 2 технических пункта, на которых механики могут менять все детали велосипеда, кроме рамы, которая маркируется в начале гонки. Это в корне меняет основные принципы, на которых создавался и развивался маунтинбайк. Благодаря новым прогрессивным правилам элемент случайности в гонках кросс-кантри значительно снижен, что повышает зрелищность соревнований и уровень соревновательной деятельности. Во введении новых правил были заинтересованы не только ведущие спортсмены мира, но и фирмы, производители спортивного инвентаря. Подготовка гонщика высокого класса требует больших финансовых вложений, поэтому спонсоры заинтересованы в стабильных высоких спортивных результатах, не зависящих от случайностей. Хотя велосипед маунтинбайк и гонки с их использованием изобрели американцы, все же в методике подготовки гонщиков высокого класса в специализации кросс-кантри преуспели европейцы, что в дальнейшем отразилось на их успешном выступлении на этапах Кубка мира, чемпионатах мира и в Олимпийских играх. Но до 1991 г. сначала на неофициальных чемпионатах мира, а затем (с 1990 г) официальных чемпионатах мира доминировали американцы как в мужской, так и в женской категориях. Первый официальный Чемпионат мира, проходивший в Пургатори (США) в 1990 г. выиграл бесспорный король в гонках кросс-кантри американец НедОверенд (NedOverend). До этого чемпионата он пять раз становился чемпионом Америки в версии NORBA, 2 раза был победителем неофициальных чемпионатов мира, проходивших в Маммос в Калифорнии. До занятий в специализации кросс-кантри он серьезно увлекался лыжными гонками, используя велосипед летом для подготовки к лыжному спортивному сезону. На Чемпионате мира 1991 г., проходившем в Италии, чемпионом мира стал другой легендарный американец – Джон Томак (JohnTomac), который на этом же чемпионате смог еще завоевать серебряную медаль в специализации Даунхил (скоростной спуск). В специализацию кросс-кантри он пришел из горных лыж. У женщин в тот период так же сильнейшими в мире были американки. Сара Балантин (SaraBallantyne), которую так же называли королевой гонок в кросс-кантри, была непобедимой гонщицей до 1990 г. как в европейской версии чемпионата мира, так и в американской. Она три раза становилась чемпионкой мира а Америке и два раза – в Европе. До занятий в специализации кросс-кантри была альпинисткой. В 1990 г. другая американка – Джулия Фуртадо (JuliFurtado), обыграв Сару Балантин становится чемпионкой мира первого официального чемпионата. В кросс-кантри она пришла из горнолыжного спорта. В тот «золотой» американский период только однажды, еще до проведения официальных чемпионатов мира, в 1989 г. англичанину Тим Гулд (TimGould)впервые удалось шокировать американцев, выиграв престижную национальную гонку в версии NORBA. Тим Гулд до перехода в кросс-кантри занимался в специализации велокросс и успешно участвовал в чемпионатах мира. Доминирование американцев в специализации кросс-кантри закончилось в 1991 г., основные причины следующие: 1.До того, как специализация кросс-кантри была признана официально Международной федерацией велоспорта, гонщики в Европе в специализациях шоссейные гонки и велокросс использовали кросс-кантри как одно из эффективных средств подготовки к спортивному сезону. Но когда популярность кросс-кантри стала очевидной и начали проводиться официальные чемпионаты Европы и Мира, этапы Кубков Мира, многие сильнейшие шоссейные гонщики и гонщики в специализации велокросс полностью переквалифицировались в специализацию кросс-кантри. Этот процесс был особенно заметен в спортивном сезоне 1994–1996 гг. В 1995 г. был проведен особый Чемпионат мира, где отбирались 12 стран для участия в XXVI Олимпийских играх, где впервые были разыграны медали в специализации кросс-кантри. После Олимпийских игр интерес многих гонщиков к специализации кросс-кантри еще больше возрос, особенно у гонщиков, специализирующихся в велокроссе, так как они увидели перспективу возможности участия в Олимпийских играх, которой не было в велокроссе. Поэтому они, используя прогрессивную методику подготовки (а это тренировки и соревнования в специализации «велокросс» в осенне-зимний период, а затем с марта по сентябрь – тренировки и соревнования в специализации «кросс-кантри», при этом в летний период тренировки и участие в шоссейных гонках, особенно в гонках «критериум»), начали добиваться высоких результатов в крупнейших соревнованиях. 2. Кроме этого, для роста спортивного мастерства немаловажным фактором являлось то, что эти гонщики могли каждую неделю участвовать в крупнейших мероприятиях, проводимых в различных европейских странах, где участвовали сильнейшие гонщики Европы, благо переезд из одной страны в другую для участия в соревнованиях не занимал много времени. В Америке это было невозможно, так как переезды занимали много времени из-за больших расстояний между местами проведения гонок, вследствие чего сильнейшие гонщики Америки встречались только на крупнейших национальных гонках типа NORBA, а это не способствовало росту мастерства гонщиков. 3. У европейцев спортивный сезон длился 11 месяцев в году, в то время как у американцев 7–9 месяцев, которые в зимний период подготовки использовали в основном средства лыжной подготовки, горнолыжного спорта и мало времени уделяли специализированной подготовке на шоссе и велокроссе. Эта система подготовки еще оправдывала себя до 1991 г., так как в то время велосипеды для кросс-кантри были несовершенны и имели большой вес, вследствие этого мало подходили для скоростной работы, из-за чего средняя скорость прохождения гонщиками дистанции гонок была невысокой. 4. С появлением в 1992 г. велосипедов, сделанных из легких материалов (сплавы алюминия, магнезиум, карбон), скорость в гонках намного возросла. Поэтому американским спортсменам с их методикой подготовки стало невозможно конкурировать с европейцами. Вследствие этого, на Олимпийских играх 1996, 2000, 2004, 2008 гг. американским спортсменам не удалось завоевать олимпийские медали ни в мужской, ни в женской категориях. Поэтому в последнее время в целях повышения спортивного мастерства в Америке начало проводится огромное количество соревнований по велокроссу. Кроме этого, сильнейшие гонщики Америки, специализирующиеся в кросс-кантри, продолжительное время проживают в Европе, участвуя во всех крупнейших соревнованиях по велокроссу, кросс-кантри и шоссе. С 2005 года система подготовки спортсменов элит-класса к чемпионатам Европы, этапам Кубка Мира чемпионатам Мира стала значительно отличаться от одноцикловой подготовки предыдущих лет по структуре средств подготовки. Большинство сильнейших гонщиков мира успешно совмещают специализации «Велокросс» и «Кросс-кантри» и находятся в условиях соревновательной деятельности одиннадцать месяцев в году. Это стало возможным при двухцикловом планировании тренировочного процесса в годичном цикле. Это организационное мероприятие явилось одной из причин, позволивших добиться значительного прогресса спортивных результатов. Кроме этого в 2008 году были существенно сокращены временные параметры соревновательной деятельности, что значительно отразилось на скорости прохождения дистанции гонок. Наметившаяся в последние годы тенденция к повешению экстремальности через включение в соревновательные трассы сложно-технических участков делает гонку зрелищной, и одновременно очень опасной для жизни и здоровья гонщиков. Зрелищность соревнований является притягательной не только для обывателя, но и для телевидения, рекламы, что способствует дальнейшему развитию маунтинбайка как одного из популярных видов спорта.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |