КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Двухцикловая подготовка гонщиков в специализации кросс-кантри
Краснов В. Н., Краснов Г. В. Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, Россия, Чебоксары
В последние годы основным направлением в практике спортивного совершенствования гонщиков в специализации кросс-кантри является интенсификация тренировочного процесса связанная с увеличением объемов тренировочной работы, трансформацией больших объемов в спортивный результат и участием в большом количестве соревнований в двух велосипедных специализациях: велокросс и кросс-кантри. Это стало возможным при двухцикловом планировании тренировочного процесса в годичном цикле. Это организационное мероприятие явилось одной из причин, позволивших добиться значительного прогресса спортивных результатов у гонщиц Чувашской Республики. На практике двухцикловая структура годичного цикла проводится в следующей последовательности. В начале первого этапа годичного цикла основное внимание уделяется развитию общей и специальной физической подготовки, которая в основном осуществляется путем подбора специально-подготовительных упражнений. Продолжительность, скорость выполнения упражнений и величина отягощения зависит от уровня функциональной кондиции гонщиц. Специально-подготовительные упражнения скоростно-силовой направленности выполняют от 5 до 70 секунд со средними и малыми отягощениями, стремясь к наибольшей скорости их выполнения. Параллельно с ОФП и СФП осуществляется развитие специальной выносливости на велотренажерах и на трассах велокросса. Особое место в тренировочном процессе отводится развитию специальной силовой выносливости, главным образом за счет езды на подъемах и постепенного увеличения передаточных отношений. Развитие специальной силовой выносливости на подводящем этапе к скоростно-силовой работе на трассах велокросса методически оправдано и является фундаментом, необходимым для воспитания физических качеств – быстроты. Однако на этом этапе не следует забывать о принципах постепенности увеличения нагрузок в процессе развития специальной выносливости. При этом значительную роль играет не только количественный рост тренировочной работы и постепенное увеличение пульса, но и постепенное усложнение технических приемов, применяемых для преодоления подъемов в следующих сочетаниях: 1. Преодоление подъемов способом «танцовщица», при котором педалирование осуществляется в основном за счет веса спортсмена. 2. Преодоление начала подъема за счет педалирования сидя на седле, далее способом «танцовщица». 3. Преодоление подъема первоначально за счет педалирования сидя на седле, далее способом «танцовщица». При этом вершина подъема преодолевается за счет самого эффективного способа педалирования стоя на педалях, при котором используются все основные движущие силы (мышечная, становая, вес тела). Далее по мере роста силовой выносливости, уменьшается доля использования техники преодоления подъемов, требующей малого силового напряжения мышц. В этот период возрастает значимость техники, требующей большого силового напряжения мышц. Не следует забывать и о постепенном увеличении передаточных отношений. На завершающем этапе первого годичного цикла подготовки начиная с середины декабря гонщицы для скоростно-силовой, технической, тактической и психической подготовок принимают участие в следующих гонках по велокроссу: «Новогодние соревнования» 15 декабря, 22 и 29 декабря; Рождественская многодневная гонка – 9-13 января. Участие в этих соревнованиях позволяет решать следующие основные задачи: 1. По технике – определение эффективности техники старта с места и техники педалирования, и устойчивость при действии сбивающих факторов. 2. По функциональной подготовке – совершенствование способностей к сохранению дистанционной соревновательной скорости до финиша, быстрому восстановлению работоспособности при переменной скорости езды. 3. По тактике – совершенствование технического мастерства, направленное на воспитание умения управлять изменениями соревновательной скорости в зависимости от тактических задач. 4. По психической подготовке – совершенствование формы и методы, направленные на воспитание способностей и психической регуляции и саморегуляции психического состояния в процессе тренировки и соревнований, психической устойчивости и стабилизации психических процессов. Второй годичный цикл тренировки начинается в феврале и вновь с вкатывания (развития специальной выносливости), но с более высокого уровня, чем в первом цикле, параллельно с дальнейшим совершенствованием общей и прежде всего специальной физической подготовки. В последующие месяцы на базе специальной выносливости как в первом цикле подготовки включается работа на развитие специальной силовой и дистанционной выносливости по тем же методическим принципам. На этом этапе подготовки проводятся трехразовые тренировки: на шоссе утром выполняется основная большая работа по объему и интенсивности, во второй половине дня – меньшая работа на трассе кросс-кантри, посвященная технической подготовке (совершенствование техники преодоления сложнотехнических участков трассы кросс-кантри) и третья – вечерняя тренировка восстановительного характера на шоссе. С середины марта и в апреле утренние тренировки на велосипеде наряду с продолжающейся работой над развитием специальной выносливости включается и развитие специальной силовой выносливости. В вечерних занятиях на велосипеде на шоссе как и в соревновательном периоде на велокроссе на фоне суперкомпенсации проводится специализированные скоростно-силовые тренировки и лидирование за автомашиной. Эта работа чередуется с технической ездой по сложнотехническим трассам кросс-кантри. Подготовка к летнему циклу соревновательных серий осуществляется в основном по той же методике тренировки, что и при одноцикловом годичном планировании, в своей основе повторяя первый цикл. Реализация двухцикловой структуры годичного цикла подготовки гонщиков на основе комплексной рационализации основных единиц тренировочного процесса и организации нагрузок позволяет гонщицам успешно участвовать в целом ряде ответственных соревнований на фоне значительного увеличения объёма тренировочной работы без снижения адаптационных возможностей и работоспособности. При этом последующий цикл подготовки начинается с более высокого исходного состояния работоспособности. Такое планирование этапов подготовки способствует повышению общей устойчивости организма гонщиц к любым нагрузкам. Двухцикловое планирование годичного цикла тренировки велосипедисток весьма прогрессивно, так как тренер имеет возможность моделировать различные фазы спортивной формы, внося в план подготовки от цикла к циклу необходимые коррективы.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |