Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы, влияющие на здоровье педагога




Россошанская Н. С.

Ульяновский государственный университет,

Ульяновск, Россия

 

Проблема здоровья населения страны обусловлена как разнообразием демографического состава современного общества, так и характером, направленностью, подходами, способами и средствами сохранения здоровья, сложностями формирования у населения активной позиции к его сбережению. Проблема профессионального здоровья учителя стала в настоящее время одной из приоритетных в политике нашего государства, встает вопрос о необходимости создания нового направления психолого-медико-социальной профилактики и восстановления здоровья педагога. Под профессиональным здоровьем мы понимаем способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность педагогической деятельности и развитие личности учителя. В современной школе учитель и учащиеся действуют в одном образовательном пространстве, и их деятельность в этом пространстве имеет единую цель – научить и научиться тому, что выработано предыдущими поколениями. Это долговременный и нелегкий труд, рассчитанный на человеческую жизнь и требующий не только формирование интеллектуальных, моральных, но и физических возможностей как ученика, так и учителя. Профессия учителя относится к профессии повышенного риска по частоте возникновения невротических и психосоматических расстройств. К числу причин, которые негативно влияют на здоровье учителя, относятся: повышенная продолжительность дня, высокая нервно-психическая напряженность и социальная ответственность. Учителя хронически перегружены и имеют высокие риски заболевания, как правило, они не имеют возможности восстановить затраченные силы и, следовательно, не в состоянии адаптироваться к возрастающему разнообразию потребностей учеников. Эмоционально перегруженный учитель, скорее всего, предпочтет знакомый круг обстоятельств и ситуаций, в которых он хорошо и действительно может хорошо обучать, но не рисковать новшествами, где результаты непонятны и плохо прогнозируемы [1]. Учителю хронически не хватает времени не только на полноценный отдых, но и на труд, на самообразование. Появляются профессиональные заболевания, которые ощутимо снижают работоспособность и эффективность обучения. Заболевания голосового аппарата чаще всего возникают как следствие перенапряжения. Одним из первых исследователей, обратившихся к проблеме профессионального здоровья учителя, является Л. М. Митина, определившая профессиональное здоровье учителя как «способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности учителя во всех условиях протекания профессиональной деятельности» [3].

Цель исследования состояла в выявлении и анализе состояния здоровья школьных учителей.

Организация исследования. Исследование проходило в Лицее физики, математики и информатики № 40 при Ульяновском государственном университете. В исследовании приняло участие 52 учителя женского пола.

Методы исследования. Анкетирование, антропометрия (определяли длину тела, массу тела, индекс массы тела), физиометрия (определяли жизненную емкость легких, жизненный индекс, силу мышц кисти, силовой индекс), а так же анализ некоторых гемодинамических показателей (артериальное давление, ЧСС).

По результатам анкетирования лишь одна треть учителей считает себя здоровыми, около 70 % педагогов отмечают нарушения в состоянии здоровья.

Лишь 2,8 % учителей, обращаются за помощью к врачам и оформляют больничный лист, то есть учителя предпочитают переносить болезнь «на ногах», продолжая работать.

Первое место в структуре заболеваемости педагогов занимают: патология органов зрения – 68 %; сердечно-сосудистые заболевания – 48 %; заболевания опорно-двигательного аппарата – 44 %.

Большинство учителей (96 %) считают, что главной причиной их заболеваний является специфика их профессиональной деятельности, связанная с перенапряжением, перегрузками, психотравмирующими факторами и т.д.

На втором месте по степени влияния находится фактор, связанный с низкой двигательной активностью педагогов – 68 %.

Далее идут так называемые социальные факторы (отсутствие достойной системы социальной поддержки, низкая заработная плата) – 56 % и 64 % соответственно. Обращает на себя внимание и тот факт, что многие учителя (32 %) отмечают у себя отсутствие специальных знаний по профилактике профессиональных заболеваний, 48 % видят причины заболеваний в отсутствие своевременной обращаемости к врачам и 24 % в отсутствие систематических профилактических осмотров. На момент обследования у 7,4 % учителей была выявлена умеренная брадикардия, у 22,2 % - умеренная тахикардия и так же у 22,2 % учителей наблюдалась выраженная тахикардия. Показатели артериального давления у 73,1 % учителей соответствовали возрастным нормам и нормам, принятым Всемирной организацией здравоохранения, у 19,2 % - показатели артериального давления, соответствовали гипертоническим значениям 2 степени и у 7,7 % - гипотоническим значениям. В таблице 1 представлены результаты анкетирования по структуре заболеваемости учителей.

Многими исследователями выявлено, что относительно здоровых педагогов больше среди тех, чей возраст колеблется в диапазоне от 30 до 40 лет и стаж работы менее 10 лет. Чем старше педагог по возрасту и стажу работы, тем большая доля заболеваний на него приходится. Поэтому содействие сохранению, укреплению, а в некоторых случаях восстановлению профессионального здоровья преподавателя должно происходить через систему специальных мероприятий, а также самосохранительное поведение и здоровый образ жизни самих представителей данной профессии.

 

Таблица 1. – Структура заболеваемости учителей

№ п/п Виды заболеваний % учителей
  Сердечно-сосудистые заболевания  
  Заболевания органов пищеварения  
  Заболевания нервной системы  
  Заболевания органов дыхания  
  Ожирение различной степени (избыточный вес)  
  Заболевания мочеполовой системы  
  Заболевания опорно-двигательного аппарата  
  Патология зрения  
  Другие заболевания  

 

Таким образом, среди направлений деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья учителей можно выделить следующие: формирование знаний по сохранению и укреплению собственного здоровья; создание благоприятных условий труда; стимулирование и вознаграждение сотрудников, заботящихся о своем здоровье; ежегодные профилактические медицинские осмотры; разработка программ физической реабилитации; физкультурно-оздоровительная деятельность с педагогами с использованием материально-технических (спортивные залы и оборудование) и кадровых (учителя физической культуры) ресурсов образовательного учреждения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Апанасенко, Г. Л. Соматическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида / Г. Л. Апанасенко, Р. Г. Науменко // Теория и практика физической культуры, 1988. – № 4. – С. 29-31.

2. Казин, Э. М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. – 192 с.

3. Митина, Л. М. Профессиональное здоровье учителя: стратегия, концепция, технология / Л. М. Митина // Народное образование. – 1998. – № 9-10.– С. 166-170.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1759; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.