КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие равновесия при нейросенсорной тугоухости
ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ С ФИТБОЛОМ НА Новикова О.В., Калюжин В.Г. Белорусский государственный университет физической культуры», Минск, Республика Беларусь
Слух теснейшим образом связан с движением. Взаимосвязь двигательного и слухового анализатора говорит о том, что движение корректируется не только зрением, но и слухом. Выключение слуха из системы анализаторов означает не просто изолированное «выпадение» одной сенсорной системы, а нарушение всего хода развития людей данной категории. Между нарушением слуха, речевой функции и двигательной системы существует тесная функциональная взаимозависимость [7]. Нарушения двигательной сферы у детей с нейросенсорной тугоухостью проявляются: · в снижении уровня развития основных физических качеств: отставание от нормы в показателях силы основных мышечных групп туловища и рук, скоростно-силовых качествах, скоростных качеств от 12 до 30%; · в трудности сохранения статического и динамического равновесия: отставание от нормы в статическом равновесии до 30%, динамическом – до 21%; · в недостаточно точной координации и неуверенности движений, что особенно заметно при овладении навыкам ходьбы; · в относительно низком уровне ориентировки в пространстве; · в замедленной скорости выполнения отдельных движений, темпа двигательной деятельности в целом по сравнению со слышащими детьми. Перечисленные нарушения в двигательной сфере глухих и слабослышащих школьников носят взаимосвязанный характер и обусловлены общими причинами: структурой слухового дефекта, недостаточностью речевой функции, сокращением объёма поступающей информации, состоянием двигательного анализатора, степенью функциональной активности вестибулярного анализатора [6].мдинамического равновесия отстают от слышащих сверстников во всех возрастных группах. Наибольшие различия (до 89%) отмечаются в младшем и среднем школьном возрасте. В исследованиях ряда авторов глухие показали полное отсутствие ощущения вращения по сравнению со слышащими. Последние быстро и отчетливо ощущали перемещение тела, указывали направление вращения. Установлено, что у лиц со сниженной функцией вестибулярного анализатора не развивается синдром укачивания. У глухих снижается чувство пространственной ориентировки, что проявляется в нарушениях ходьбы, бега, ориентации, при выполнении упражнений с предметами. При ходьбе с открытыми глазами глухие дети старшего возраста держатся так же, как и слышащие. Однако при ходьбе с закрытыми глазами, между глухими и слышащими обнаружена заметная разница. Расстройства равновесия у глухих при отсутствии зрительного контроля отмечается у 45,7% [7]. Сенситивный период развития равновесия приходится на возраст 9–11 лет [2]. Коррекция функции равновесия проводится с использованием упражнений на уменьшенной площади опоры, поднятой опоре, в балансировке. Все упражнения, связанные с коррекцией и развитием равновесия, выполняются со страховкой, поддержкой, помощью [1]. Разработанная нами коррекционно-развивающая программа (КРП) была проведена на базе школы-интерната № 13 для детей с нарушением слуха г. Минска в феврале–мае 2012 года. Под наблюдение были взяты дети двух четвёртых классов, в каждом из которых обучалось по 8 детей. Один четвёртый класс мы сделали контрольной группой (КГ), а второй класс - экспериментальной (ЭГ). Все дети имели диагноз: нейросенсорная тугоухость (НСТ). Обучение новым двигательным навыкам осуществлялось с помощью фитболов – больших упругих мячей. Упражнения с фитболом способствуют формированию мышечного корсета, коррекции деформации позвоночника, расслаблению (за счет вибрации) спастичных мышц, развитию равновесия и координации движений, формируют двигательные навыки, положительно влияют на эмоционально-волевую сферу. Несмотря на свою простоту, фитбол позволяет выполнить много необычных упражнений и тренировать те мышцы, которые трудно разработать при классических тренировках. Приходится постоянно поддерживать равновесие, автоматически включая в работу большое количество мышечных групп. Фитболы могут быть разного размера в зависимости от возраста и роста занимающихся. Для детей, имеющих рост от 150 до 165 см, мяч должен иметь диаметр 65 см. Фитбол подобран правильно, если при посадке на нём угол между бедром и голенью равен или чуть больше 90 градусов. Обучение новым двигательным навыкам с помощью разработанной нами КРП проходило в три этапа. Два первых из них длились по 4 недели, а последний – 6 недель. Школьники КГ занимались физической культурой согласно школьной программы, а ученики ЭК – занимались по разработанной нами КРП. Обе группы тренировались 2 раза в неделю. Урок длился 45 минут и включал в себя подготовительную (12 мин), основную (28 мин) и заключительную (5 мин) части. На первом этапе подготовительная часть урока включала в себя разминку с помощью ходьбы и бега, а также комплекс общеразвивающих упражнений. В основной части дети знакомились с фитболами и их свойствами. Проводились эстафеты, парные упражнения и игры с применением фитболов. Затем проводился комплекс упражнений для развития равновесия и укрепления правильной осанки. На втором этапе мы усложнили упражнения, которые были направлены на развитие равновесия и координационных способностей. Все эти упражнения проводились на фитболах в парах (когда на двух человек даётся один мяч) и самостоятельно, когда каждый ребенок занимался со своим фитболом. Также мы добавили новые игры с мячами, требующие более скоординированных движений, где постоянно приходится удерживать вертикальное равновесие в разных положениях – сидя, стоя. Также применялись эстафеты с фитболами. В заключительной части урока нами использовалась подвижная игра для восстановления внимания. Далее мы расслабляли детей, укладывая их на коврики, и убеждали потянуться. Во время заключительной части звучала подобранная нами релаксационная музыка. На третьем, самом продолжительном этапе, мы совершенствовали полученные навыки детей. Были добавлены упражнения на скамейке и более сложные игры с фитболом, требующие предельного внимания, сосредоточения и высоких координационных способностей. С каждым занятием дети чувствовали себя заметно увереннее. По прошествии 3,5 месяцев была установлена положительная динамика в развитии равновесия у детей. Для этого сравнивались результаты контрольной и экспериментальной групп с помощью функциональных проб. И, если обе группы имели приблизительно равные результаты и возможности до начала занятий по нашей КРП, то после её прохождения дети из ЭГ заметно преуспели на фоне своих ровесников из КГ. Это дало нам право считать разработанную нами коррекционно-развивающую программу более удачной и эффективной для развития равновесия среди школьников-четвероклассников по сравнению с базовой школьной программой. В таблице 1 приведены сравнительные значения показателей развития равновесия у детей КГ и ЭГ после проведения исследований.
Таблица 1 – Показатели уровня развития равновесия у детей
Представленные в таблице показатели свидетельствуют о статистически достоверно выраженном (р<0,05) различии показателей КГ и ЭГ. Учитывая, что группы в начале эксперимента были примерно равными, можно предположить, что более высокий уровень развития равновесия у детей экспериментальной группы после применения разработанной нами коррекционно-развивающей программы обусловлен применяемыми упражнениями. Литература 1. Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека: учеб. пособие / В. К. Бальсевич – М.: 2000. – 275 с. 2. Дубровский, В. И. Гигиена физического воспитания и спорта: учеб. пособие / В. И. Дубровский. – М.: Владос, 2003. – 211 с. 3. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура: учеб. пособие / С. П. Евсеев. – М.: Советский спорт, 2000. – 240 с. 4. Королева, И. В. Нарушение слуха у детей в раннем возрасте. Диагностика и реабилитация: учеб. пособие / И. В. Королева. – СПб., 2004. – 301 с. 5. Михаленкова, И. А. Практикум по психологии детей с нарушением слуха: учеб. пособие / И. А. Михаленкова. – СПб.: 2004. – 98 с. 6. Назарова, Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: учеб. пособие / Л. П. Назарова. – М.: Владос, 2001. – 198 с. 7. Назарова, Н. М. Специальная педагогика: учеб. пособие / Н. М. Назарова. – М.: Академия, 2000. – 168 с.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 859; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |