КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Активности у тотально слепых детей 4-5 лет
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ МИНИМАЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ Курлович В. П. Белорусский государственный университет физической культуры, Минск, Республика Беларусь
Рост инвалидности населения в большинстве странмира связан с усложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков, возникновением военных конфликтов, ухудшением экологической обстановки и с другими причинами. Роль зрения в отражении человеком окружающего мира исключительно велика. В процессе филогенеза человек сформировался как «существо оптическое» (С. Л. Рубинштейн), что обусловлено, с одной стороны, значением света для существования жизни на Земле, а с другой — рядом факторов, начиная с прямохождения, которые привели к выделению человека из животного мира. Здесь же следует отметить и ту важную роль, которую зрение играет практически во всех видах деятельности. Совершенно очевидно, что частичная, а тем более полная потеря зрения влечет за собой наиболее серьезные и зачастую ничем невозместимые потери в области чувственного отражения. Влияние сокращения чувственного опыта на психическую жизнь отмечалось многими психологами. С. Л. Рубинштейн писал по этому поводу следующее: «Ни из какого описания, как бы ярко оно ни было, слепой не познает красочности мира, а глухой — музыкальности его звучания так, как если бы он их непосредственно принял; никакой психологический трактат не заменит самому не испытавшему любви, увлечения борьбы и радости творчества, того, что он испытал бы, если бы сам их пережил». Потеря зрения ведёт к значительному снижению двигательной активности, уровня развития координационных способностей, навыков ходьбы, бега, ползания и др., а в будущем значительно затрудняет социализацию личности в обществе [1–4]. В Беларуси численность детей в возрасте до 18 лет на начало 2012 года составила 1 млн. 730,9 тыс. человек. По данным демографической статистики, детей в возрасте до 7 лет насчитывалось на начало 2012 года 717,1 тыс. человек, детей в возрасте 7-14 лет — 712,5 тыс., подростков в возрасте 15-17 лет — 301,3 тыс. человек. По данным ВОЗ во всём мире 314 миллионов человек страдает нарушением зрения, 45 миллионов являются слепыми. Более 12 миллионов детей в возрасте до 10 лет страдают различными нарушениями зрения, причём 1,4 миллиона детей являются слепыми. В Беларуси около 11598 детей с нарушениями зрения. Статистика показывает, что за последние три года увеличивается количество зрительных (с 19% до 22%) нарушений у детей дошкольного возраста. В среднем, 7 миллионов человек в год на планете становятся слепыми. По прогнозам ВОЗ к 2020 году количество слепых в мире достигнет 76 миллионов человек. Целью исследования было определение влияния разработанной коррекционно-развивающей программы на развитие минимальной двигательной активности у тотально слепых детей 4-5 лет. Задачи исследования: 1. Установить по данным литературы особенности развития двигательной активности у детей 4-5 лет с нарушением зрения. 2. Разработать и апробировать коррекционно-развивающую программу по развитию двигательной активности у тотально слепых детей 4-5 лет. 3. Выявить эффективность разработанной коррекционно-развивающей программы по развитию двигательной активности у тотально слепых детей 4-5 лет. В ходе выполнения работы были использованы следующие методы: анализ научно–методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, методы вариативной статистики, педагогическое контрольное тестирование, которое включало следующие тесты: 1. Тест «Гимнастическая скамейка». Цель: определение двигательной активности, умение управлять своими движениями. Оборудование: гимнастическая скамейка, секундомер. Методика проведения теста: тестируемый становятся у края гимнастической скамейки, по команде ложится на живот и ползет подтягиваясь руками за скамью. Оценка теста: определяется время, затраченное на преодоление длины скамьи в секундах. 2. Тест «Гимнастическая стенка» Цель: определение времени, затрачиваемого на подъём и спуск по гимнастической стенке. Оборудование: гимнастическая стенка, секундомер Методика проведения теста: тестируемый поднимается по гимнастической стенке вверх, а затем вниз. Оценка теста: учитывается время выполнения задания в секундах. 3. Тест «Узкая доска». Цель: определение скорости ходьбы. Оборудование: узкая доска, секундомер. Методика проведения теста: тестируемый выполняет ходьбу от начала до конца узкой доски. Оценка теста: учитывается время выполнения задания в секундах. 4. Тест «Мягкое бревно» Цель: определение времени, затрачиваемого на переползание через мягкое бревно. Оборудование: мягкое бревно, секундомер. Методика проведения теста: тестируемый стоит у мягкого бревна по команде начинает перелезать на четвереньках через него, а затем в обратную сторону. Оценка теста: оценивается время выполнения задания в секундах. 5. Тест «Батут» Цель: определение уровня двигательной активности. Оборудование: батут, секундомер. Методика проведения теста: ребенок, стоя на батуте, держится за руки инструктора, по команде начинает подпрыгивать, отведенное время составляет 60 секунд. Оценка теста: учитывается количество раз. 6. Тест «Канат» Цель: определение скорости ходьбы по канату. Оборудование: канат, секундомер, гимнастическая палка. Методика проведения теста: ребенок начинает движение вперед наступая на канат, длиной 50 метров, держась за гимнастическую палку, которую держит инструктор. Оценка теста: оценивается время выполнения задания в секундах. Под наблюдением находилось 10 детей, имеющих ретинопатию в возрасте 4–5 лет. Все дети были поровну разделены на две группы: контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ). С целью совершенствования навыков ползания, лазания, ходьбы и прыжков у тотально слепых детей 4–5 лет нами была разработана коррекционно – развивающая программа по АФК включающая в себя применение сухого бассейна и проведения сказкотерапии 2 раза в неделю по 20 мин. Данная программа была проведена с детьми экспериментальной группы, в то время как дети контрольной группы занимались по стандартной программе детского сада №19 для детей с нарушением зрения г. Минска. В конце исследования были проведены контрольные тесты, а полученные результаты обработаны с помощью методов математической статистики (таблицы 1-2). Таким образом, по результатам исследования можно сделать следующие выводы. 1. В результате изучения литературных источников было установлено, что минимальная двигательная активность у детей с нарушением зрения явно отличаются от уровня развития тех же качеств у детей того же возраста, но не имеющих данной патологии и нуждающихся в коррекции средствами АФК. 2. Нами была разработана коррекционно – развивающая программа по АФК с применением сухого бассейна и проведения сказкотерапии 2 раза в неделю по 20 минут.
Таблица 1 – Сравнительная характеристика показателей тестирования минимальной двигательной активности у детей контрольной и экспериментальной групп до начала проведения исследования
Таблица 2 – Сравнительная характеристика показателей минимальной двигательной активности детей экспериментальной группы до начала и после окончания проведения занятий по разработанной КРП
3. Статически доказана положительная динамика развития двигательной активности под влиянием разработанной коррекционно – развивающей программы доказывает благоприятное воздействие на уровень развития минимальной двигательной активности у детей экспериментальной группы, по сравнению с детьми контрольной группы, занимавшихся по стандартной программе детского сада №19 для детей с нарушением зрения г. Минска. Литература 1. Шапкова, Л. В. Частные методики адаптивной физической культуры / Л. В. Шапкова. – М.: Советский спорт, 2007. – 608 с. 2. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций ребенка (роль двигательного анализатора в формировании ВНД ребенка) / М. М.Кольцова. – М., Медицина,1973. – 143 с. 3. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Б. П. Пузанов и др.. — 3-е изд., доп. – М.: Академия, 2001. – 160 с. 4. Литош, Н. Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: учеб. пособие / Н. Л. Литош. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 140 с.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1012; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |