Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Связь между сексом и духовным развитием 3 страница. См. Приложение 2 - шесть форм триединства, где дается более детальное объяснение шести триад, названия которых мы здесь приводим: эволюция




См. приложение 2 - шесть форм триединства, где дается более детальное объяснение шести триад, названия которых мы здесь приводим: эволюция, инволюция, свобода, порядок, идентичность (самость) и взаимодействие.

Кроме того, существует и аспект зачатия, который исходит от самого ребенка. Обычно мы не понимаем, как ребенок может стать причиной собственного рождения, так как неспособны рассматривать этот акт вне его физических проявлений. Однако еще до зачатия ребенок пробуждает в женщине привлекающее мужчину материнское начало. Это прекрасно описано Р.Л.Стивенсоном в притче «Бедняга», где еще не зачатый ребенок направляет мать к своему зачатию. Та же тема встречается в «Республике» Платона, в рассказе об Эре, сыне Армениуса, который умирает и возвращается в мир, и познает, что означает факт возвращения, и как в нем реализуется момент выбора.

До зачатия ребенка не существует, он не принадлежит ни материальной действительности, ни миру духов, или энергий. Он пребывает в мире духовном, еще только как воля к бытию, - это третья сила, лишенная воплощения. И видеть его мы не в состоянии, если в нас не работают высшие центры, способные к восприятию вне ограничений времени и пространства. В этом духовном существовании нам дается свобода, еще до нашего появления на свет. Традиция мусульманства учит, что прежде, чем родиться, мы сами выбираем земное существование. Это мистерия, которую не следует слепо принимать на веру, но даже одно допущение возможной истины этого взгляда способно изменить нашу жизнь. Мы должны развить в себе некое ощущение состояния чистой воли, лишенного всех форм и ограничений, где и делается выбор быть рожденным. Выбор этот ведет к пробуждению материнского инстинкта, и порождает творческую силу отца. Это пример триады свободы. Однако место, где человек рождается, своих родителей и свою наследственность, он не может выбирать свободно. Существуют определенные ограничения, обусловленные сочетанием его конкретных родителей, и теми специфическими обстоятельствами, в которых они живут. Как только сперматозоид соединяется с яйцеклеткой, договор наследственности написан, и отныне он правит ребенком всю его жизнь. Существует также договор, известный под именем судьбы, который задает характер психических качеств и отношений человека, и проявляется через влияния планет, в зависимости от их конфигурации на момент зачатия.

Судьбу иногда называют астральной наследственностью, так она определяет психическую жизнь ребенка, или его «данность», как например характер и темперамент, тогда как физическая наследственность влияет на телосложение и особенности функционирования организма ребенка. Судьба приходит из духовного мира, и практически также неизменна, как физическая наследственность, если не только человек не ведет сознательной работы над собой.

Эти договоры заключаются в момент оплодотворения, и управляют развитием зародыша, а также и характером событий, которые произойдут в жизни человека. Их вписанность в акт зачатия является примером триады порядка, или проще говоря, означает, что новое существо появляется на свет, попадая при этом под определенные законы, так как он рождается от конкретных родителей. Но это еще не все; существует закон, идущий свыше, - предначертание Господне. Это предначертание дается независимо от родителей, и принадлежит духовной природе человека, или его воле. Обрести физическое бытие, значит взять на себя выполнение задачи, осуществление которой не имеет смысла в рамках только мира духовного. Признание и исполнение этой миссии, должно быть фактом свободного выбора, ибо она исходит из мира свободного от условностей.

Теперь мы рассмотрим, что происходит между отцом и матерью в результате рождения ребенка. Семья, как союз, есть нечто целостное. Это единство создается женщиной, поддерживающей домашний очаг, но именно ребенок становится тем, что скрепляет семейные узы, и тогда отец может стать главой семьи. Интересно, что процесс начинается именно с матери, хотя отец играет в семье главную роль, и общается со внешним миром от имени всей семьи. Семья из трех человек становится единой сущностью, и отец наделяется в ней верховной властью.

Если же считать, что инициатива принадлежит отцу, то мать оказывается играющей пассивную роль. Во имя ребенка она вынуждена подчиниться тем силам и принимать те возможности, которые предлагает отец, иначе семья «не работает». Поистине, и в лучшем смысле слова, только благодаря ребенку мать способна принять то, что может дать отец, не вступая при этом с ним в конфликт. Она конечно обладает собственными способностями и потенциалом, но в семье не могут править двое, и здесь ребенок в прямом смысле является примиряющим фактором.

Рождение чревато опасностями, и жизнь новорожденного полностью зависит от его окружения. Наверное больше нигде в животном мире новорожденный так долго не остается зависимым, как у людей, но эта беспомощность несет с собой и великую силу.

Потребности младенца заставляют его не просто просить, но требовать внимания к себе, и это внимание нельзя не оказывать. Потенциал, который суждено реализовать ребенку, с соответствующими ему перспективами имеет сильное влияние на людей. Сам факт его рождения влияет на окружающий мир, этому влиянию суждено длиться долго, около двадцати лет; его огромная сила не идет ни в какое сравнение с возможностями самого ребенка утвердить себя. Напротив, мы можем видеть, что чем беспомощнее младенец, например, если он страдает параличом, тем большей любовью и заботой окружают его близкие. Теперь еще раз взглянем на функции материнства и отцовства, а они существуют на земле в бесчисленном множестве форм, начиная с растений и беспозвоночных, и заканчивая человеком. Очевидно, что эти проявления присущи не только нам, людям, но далеко не столь очевидно, что три основные роли - отца, матери и ребенка - существуют не только в живой природе, как мы ее понимаем. Возможно, что эти роли, свойственные большинству форм жизни на земле, всего лишь частный случай явления, имеющего высший космический смысл, и связаны с проявлением тройственности во вселенной. И в этом смысле ясна роль ребенка, чье появление есть результат необходимости, которой мать и отец не в силах противостоять.

Значение роли матери, как дающей и поддерживающей жизнь признавалась еще издавна. Поэтому выражение Мать-Земля правильно и с той точки зрения, что Земля есть воплощение, или проявление пассивного материнского принципа в космическом масштабе, ибо жизнь была занесена и рождена на Земле, подобно ребенку выношенному и рожденному матерью. Я говорю об этом, потому что важно понять, что материнство есть не только функция жизни на земле, но и проявление космического архетипа. Отец также является проявлением космического архетипа. Но для меня всегда было трудным понять, что значит быть совершенным мужчиной. Если мы еще раз рассмотрим появление земли, как сцены космического процесса, то половые роли предстанут перед нами в более общей форме, и мы получим яркий пример архетипа отца. Это явно прослеживается во взглядах Фехнера о земле. Он видит Землю живым существом, и зарождение жизни -плодом союза Солнца и Земли, и возможно, что аналогия не ограничивается этим. Одна теория утверждает, что мутации, в результате которых возникают новые виды, вызываются особыми излучениями, идущими от солнца, которое обладает настолько высокой энергией, что способно повлиять на структуру хромосом. Как правило это приводит к появлению нежизнеспособных форм, но в отдельных случаях эти видоизменения уже сложившейся структуры оказываются способными к жизни и воспроизведению, так что они закрепляются и в итоге дают миру новые виды. Интересно, что если в этой теории присутствует доля истины, то она позволяет нам рассматривать солнце, играющее оплодотворяющую роль по отношению к жизни на земле. Таким образом, активный принцип несет творческое начало, которое самостоятельно проявляется в мире, но для мужчины такое проявление оказывается почти невозможным. Причина этого кроется в особенностях человеческой природы. В Майтри Упанишаде говорится, что в каждом из нас есть частица Великого Я, но эта частица отрезана от своего источника, и не знает о нем. Это значит, мы созданы с целью трансформации, и способными к ней, а следовательно, должны войти в связь с чем-то высшим, чем мы сами, и это высшее должно быть «в нас создано». В космическом смысле это означает, что никто из людей не может представлять исключительно независимый активный принцип, он всегда зависим, а значит - отражает пассивный принцип, не важно к какому полу он принадлежит. Мы оказываемся в странной ситуации; с одной стороны - мы всегда являемся, и не можем быть ничем иным, как пассивной силой по отношению к Высшей Силе, и в то же время, по отношению к нашему бытию, мужчина является носителем и представителем активного начала, хотя оно и не принадлежит собственно ему. То есть, от мужчины ожидается то, чем он быть не может, и я думаю, многие мужчины находят в своей роли нечто странное. Однако они склонны не признаваться себе в этом, ибо чувствуют, что занимают не свое положение, заставляющее их быть тем, чем они быть не могут.

Это своеобразие мужской природы находит выражение и в практической реальной жизни. Женщина, несущая пассивный принцип, принадлежащий ей и по факту и по сути, принимает материнство и выполнение своей космической роли естественно, но для мужчины быть отцом естественно лишь отчасти, и поэтому он выполняет свою роль не столь умело, как женщина свою. Так как отец соответствует своей роли только в проявлениях, но не в сущности, мы видим как правило, что мать выполняет свою функцию в воспитании ребенка лучше, чем отец, оказываясь лучшей матерью, чем мужчина - отцом.

Таким образом женщина кажется нам выражением естественной формы жизни, а мужчина - нет, но объяснить это мы себе не можем. Можно сказать, что именно космическое значение секса, выражающее универсальный закон тройственности, объясняет нам почему секс обладает такой огромной и всепроникающей силой. Если мы поймем космический смысл семьи, и будем всегда помнить об этом, то это может изменить нашу жизнь. Для нас хотя и очень трудно, но возможно жить в согласии с высшим порядком, и исполнить отпущенные нам роли. Поняв духовный аспект функции родителя, мы освободим себя от многих волнений.

Рассмотрим теперь, что такой взгляд на функции родителей означает с точки зрения взаимоотношений людей в обществе. Отношения мужчины и женщины обретают целостность за счет примиряющей роли ребенка, - таков многообразный, но всегда единый порядок. Поэтому семья по праву считается элементарной ячейкой общества, то есть, будучи разделенной, она не может сохранить свое качество. Это относится к сущностной стороне секса, однако ничто не требует участия в этом определенных родителей и появления только одного ребенка. Возможны различные сочетания в семье, что не разрушает основы семейных уз, и родительство всегда предполагает, независимо от ситуации, единственность и нерасторжимость отношений. Ни отец, ни мать, ни ребенок не могут быть заменены кем-то другим без разрушения целостности семьи, и полного ее изменения. Вряд ли в каких-либо человеческих отношениях присутствует это особое качество быть уникальными, которых ничто и никто заменить не может. Не важно, сколько женщина имела мужей, или мужчина - жен, или сколько у них детей, - родительские отношения остаются по характеру своему неизменными, в этом их сущность. Благодаря этим уникальным отношениям род человеческий обладает способностью к выживанию, изменению и прогрессу. Но при своей уникальности эти отношения обладают и свойством триады, то есть любой элемент одной триады может одновременно выступать и как элемент другой. Ничто не мешает женщине иметь детей от разных мужчин, а мужчине - от разных женщин, или, например, в результате развода семья может распасться на части. Никакие превратности человеческих отношений не затрагивают при этом саму сущность семьи.

В то же время, всеобщность структуры семьи и важность тех возможностей, которые создаются в союзе полов и родительстве требуют более подробного рассмотрения того, как различные типы общей триады соотносятся друг с другом. Другими словами, как сделать выбор партнеров соответствующим основным типам семьи, чтобы обеспечить наибольшие возможности для развития и семьи и общества. В прошлом эти способы не только понимались, но и практиковались, и родители подбирались в результате определения типов отца и матери и их совместимости. Совместимости не только с точки зрения появления наиболее благоприятного потомства, но и с целью создания прочной семьи, которая стала бы надежной опорой в период развития ребенка. Людей, которых специально этому обучали и которые владели методами подбора супругов, называли астрологами.

Во многих странах сохранились соответствующие верования и практики. В большинстве стран Азии, особенно восточной Азии, почти обязательной процедурой является консультация у астролога, или другого лица, способного определить, соответствует ли будущий брак требуемому образцу. По не вполне понятным причинам обычай этот вышел из обихода, особенно в странах Запада. Ясно, что обычай обращаться к лицу, предположительно компетентному в определении сущностного типа, обещающего крепкий и плодотворный брак, чреват всевозможными злоупотреблениями, что происходит в результате обладания любым особым знанием, влияющим на жизнь людей. Несомненно это послужило одной из причин, почему люди стали относиться к этой процедуре весьма осторожно. Но основная причина, я думаю, состоит в том, что люди перестали понимать законы синхронности. Интерес к знанию о типах, и способам их передачи и взаимодействия был утрачен. Я надеюсь, что период, когда человека занимали лишь вопросы причинности и то, что называют научным методом, изучающим протекание событий во времени, и не уделяющего внимания явлениям, происходящим по отличным от причинных законам, подходит к концу.

ВОПРОСЫ:

В: Что Гурджиев говорил о рождении детей?

дж.б. Кто-то спросил Гурджиева, услышав его объяснение роли секса в психическом процессе выделения: «Я размышлял над тем, что вы сказали о сексе, но я не вижу в этом связи с деторождением».

Гурджиев ответил: «Я ни слова не сказал о деторождении. Рождение ребенка это серьезное и священное дело, к которому человек должен себя специально подготавливать. То, что я сказал, было лишь указанием на то, как рассматривать секс в качестве функции организма, которая совершенно независима от деторождения, о котором я ничего не говорил. Прежде, чем думать о рождении детей сознательно, человек должен перестать быть рабом секса.» В: Если человек отделяет функцию секса, как регулятора энергий от цели рождения детей, то он видимо должен избегать появления ребенка. Могли бы вы что-нибудь сказать об этом?» дж.б. Если вы помните, я уже говорил об этом вчера. Я говорил о том, как следует рассматривать этот вопрос в обществе нового типа, нового века. Это зависит от того, действительно ли вы принимаете правильность отделения одной функции секса от другой, то есть регулирование энергий от воспроизведения. Вы пойдете еще дальше, признав, что родительство есть сама по себе вещь святая, и возлагает на вас ответственность за весь род человеческий. Из признания того, что людям следует вступать в эти особые отношения, только если они готовы к ним, следует, что нужно принимать меры к тому, чтобы люди, к ним не готовые воздерживались от рождения детей. В древние времена существовали определенные знания по этому поводу, но возможно, что в современном обществе и изменившихся условиях жизни, приемлемы и вновь появившиеся средства. Современные средства предотвращения беременности достаточно грубы, но весьма вероятно, что так как мы движемся к новому типу общества, то эти средства также будут совершенствоваться, уменьшая количество нежелательных последствий.

В: Что вы думаете о полигамии?

Дж.Б. Возможны отношения между более чем двумя людьми, но они должны приниматься всеми, - это и является их условием. Такие отношения требуют большего, чем требует моногамия. Мухаммед установил три условия для полигамии. Во первых, должны иметься средства, чтобы содержать более чем одну семью. Во-вторых, мужские качества должны быть достаточно развиты, чтобы удовлетворять более чем одну женщину. В третьих, мужчина должен иметь достаточный авторитет, чтобы более чем одна женщина приняла его. Введение этих условий уменьшило распространение полигамии.

ТВОРЧЕСТВО И ВОСПРИЯТИЕ Творческой энергией человек наделен именно благодаря силе секса. Присутствие этой энергии заставляет его тоньше воспринимать мир, работу своего тела, и ощущение себя, и целенаправленно выражать себя в деятельности, которую мы по праву называем творческой. Открытие в себе более тонкого восприятия становится решающим шагом на пути к трансформации человека, ибо не обладая им, он не видит того, что необходимо для трансформации. Человек доходит до точки, где то, что он знает и практикует, хотя и продолжает способствовать его развитию, оказывается недостаточным для продвижения по пути. То, что ему необходимо, можно было бы назвать «интеллигентностью», если бы не тот пренебрежительный оттенок, который закрепился в последнее время за этим словом. Интеллигентность в данном случае означает соединение творческой и сознательной энергий, и нетрудно видеть, что отклонения в сфере секса мешают проявиться в нас этому качеству.

Это соединение ведет к слиянию воли и объективного знания.

Роль секса в художественном творчестве общепризнана, хота проявляться она может в таком огромном разнообразии отношений к сексу, от воздержания до вседозволенности, что это приводит нас в замешательство. Тем не менее, очевидно, что не существует никакой «сублимации» секса в творчестве. Этот наивный взгляд предполагает, что существует определенное количество творческой энергии, которая может пойти по одному из этих двух путей, в реальности же все гораздо сложнее.

Безусловно верно, что половое воздержание может вести к переживанию мистического опыта, то есть к осознанию сверхчувственной реальности. То же относится ко всякому обузданию наших желаний, и своего рода сдерживание или контроль над природными инстинктами предполагается в любой работе, направленной на осознание в нас более тонких ощущений. При этом необходима концентрации свободной энергии восприятия, которую мы обычно тратим или теряем. В некоторых духовных союзах вводятся жесткие ограничения, связанные с принятием пищи, разговорами, сном, и сексом.

Однако также верно, что к мистическим переживаниям может вести и изощрённый сексуальный опыт. Рассмотрев практики различных традиций, мы видим, что и воздержание и культивирование секса играет важную роль в духовной жизни. В свете такого взгляда, подход Тантрического буддизма и аскетического Христианства, представляются, как две стороны одной медали, и внутри самого Христианства мы можем также обнаружить оба подхода. Эта двойственность роли секса обязана его способности, освобождать от условностей ум, который является результатом соединения трех энергий: автоматической, энергии чувств, и сознания. Автоматическая энергия питает инстинкты и стереотипы поведения, иными словами - все то, что входит в привычки. Энергия чувств дает нам возможность контактировать с настоящим моментом, именно благодаря ей мы связаны с окружающей действительностью. Обе эти энергии присутствуют во всем животном мире, включая человека, энергия же сознания выше самой жизни. Она позволяет нам осознавать целое, что невозможно благодаря только реагированию на окружающий мир и ощущению себя его центром, - опыту, который обеспечивают жизненные энергии. Такое осознание делает возможным суждение и выбор, и лежит в основе способности к размышлению, памяти, и использования языка, являющимися основными функциями разума. Автоматическая энергия с одной стороны, и сознательная - с другой определяют границы нашего осознания. Действие энергии нашей жизнедеятельности, участвующей в функционировании организма, происходит в основном на подсознательной уровне, и ощущается только через внешние проявления. Высшие космические энергии творчества и любви находятся на сверхсознательном уровне, и вызывают внутреннее ощущение непредсказуемости жизни и собственного ничтожества. При этом для нас важно понимать, до какой степени наше состояние энергии чувств управляет нашим восприятием. Эта энергия формирует «умственный экран», на который проецируются восприятия внешнего и внутреннего мира, включая образы, произвольно возникающие из источника, лежащего вне нашего ума. В обычном состоянии наша чувствительность обусловлена зависимостью от стереотипных автоматических действий. В каких-то областях эта чувствительность может быть очень развита, благодаря профессиональной подготовке и опыту, но она как правило ограничивается реагированием на внешние стимулы, как хорошо настроенный приемник. Для того, чтобы наша восприимчивость распространялась и на совершенно новые впечатления, мы должны освободить ее от обусловленности. Половой акт играет в этом важную роль; если он становится переживанием на уровне сущности, наша чувствительность вырывается на свободу. Если переживания сущности не происходит, вся польза теряется в наигранных эмоциях и тщеславии.

См. приложение 1 - таблица энергий.

Половой акт вызывает активное взаимодействие творческой и автоматической энергий, которое мы иногда непосредственно испытываем, как нервное потрясение. Такое взаимодействие происходит не только в половом акте, однако именно он становится источником этого переживания для большинства людей. Соединение первых двух энергий приводит и к изменению взаимодействия между энергиями чувств и сознания. Иногда это выражается в обостренной степени осознанности, иногда же в особой отключённости от мира, - это зависит от психической организации человека, или силы его ума. Власть секса над человеком проявляется не только в половом акте; между мужчинами и женщинами постоянно присутствует нечто вроде силового поля, поиск или притяжение которого обуславливает всю динамику человеческих отношений. Половой центр имеет собственные способности к восприятию, главной из которых является способность непосредственно видеть реальность сознания других.

Поэтому половая энергия играет решающую роль в формировании группового сознания, и понятно, почему столь удивительные вещи случаются при скоплении людей в атмосфере повышенной сексуальности и особого музыкального воздействия. Случаи, когда люди осознают присутствие половой энергии не ограничены их личными переживаниями во время полового акта; человек может быть открытым к целому миру внутренних ощущений, в котором возможен истинный личный контакт и чувство неразрывной связи с другими. Это ЕСТЕСТВЕННЫЙ аналог СВЕРХЕСТЕСТВЕННОМУ «сонму святых».

Существует также связь между сексом, объединяющем творчество и автоматизм, и сознательной работой, объединяющей чувствительность и сознание. Действие их независимо, но они оказывают сильное влияние друг на друга. Именно в этом случае представление о возможности пользоваться сексуальной энергией для творческих целей может иметь смысл, однако нужно помнить, что творческое начало в своих проявлениях непредсказуемо. Ключевым моментом становится развитие более тонкого восприятия, способного улавливать космические энергии сознания и творчества. В системе Гурджиева говорится о «высшем эмоциональном центре», как о качестве, позволяющем нам узнавать самое важное о человеке, так сказать, «с первого взгляда». Для этого наш ум должен принимать творческие энергии, ибо только они существенно «опережают» нас в раскрытии себя друг другу. Половая энергия дается нам для трансформации энергий пищи; обычной пищи, воздуха, и впечатлений, обеспечивая их дальнейшую работу. Половая энергия также служит основным источником пиандоехари, или энергии воображения, эта особая энергия вырабатывается в результате соединения творческой энергии секса с целым спектром энергий, от автоматической до чувственной.

Энергии воображения требует любая творческая работа, - если же она не используется для творческих целей, то она вырождается и входит в низшие центры. В конце концов она спускается до уровня энергий жизнедеятельности, где становится источником всевозможных болезней, и других беспокоящих нас факторов. Чтобы нейтрализовать эти эффекты, необходима нормальная половая жизнь, так что человек, не склонный к творчеству, постоянно зависим от круговращения сексуальной энергии. Он поддерживает свое психическое равновесие, но возможности, связанные с половой энергией им упускаются и растрачиваются впустую. Половая энергия, входящая в виде пиандоехари в низшие центры, имеет огромную силу, Гурджиев называл это «большим аккумулятором», работа которого может производиться как самопроизвольно, так и сознательно. Пиандоехари позволяет нам делать удивительные вещи, - благодаря ей мы способны к принятию решений. Она наделяет нас видением нашего будущего, или ВОЛИ, это ключ к «деланию». Для тех, кто не развил второе тело, для контроля над воображением требуется нормальная половая жизнь или определённый вид внутренней работы, заменяющей ее в этой функции. Так как у большинства людей нет достаточно сильного стремления к самосовершенствованию, чтобы заниматься соответствующей внутренней работой, нормальный секс для них необходим.

Для трансформации же энергии нашего сознания и творчества требуется объединяющая энергия любви. Будучи объединяющей, она окружает нас повсюду, но у нас нет специального механизма ее получения, подобного тому, как наша сексуальная природа настроена на принятие творческой энергии, поэтому когда она все же входит в нас, это поистине благодать Божья. С этой точки зрения секс является почвой для нашей трансформации и делает ее возможной, но сам он еще не есть путь. Творческая энергия, проникающая в нашу сексуальную природу, порождает в нас восприимчивость к вещам, играющим важнейшую роль в жизни человека.

Человечество выходит из длительного периода, когда грубых ощущений, обеспечивающих восприятие лишь событий физических - фактов, было достаточно для удовлетворения всех человеческих нужд. Сейчас в нашем распоряжении слишком много фактов, мы переполнены ими, но не понимаем почти ничего. Мы называем это «информационным взрывом». Я уже много раз говорил о своей точке зрения, что мир входит сейчас в переходный период, когда нам, вполне вероятно, потребуются новые виды восприятия, совершенно отличные от тех, которыми мы привыкли пользоваться. Эти новые формы будут связаны с развитием способности человека включать проявления творческой энергии в свою жизнь.

Один из аспектов этого проявления творческой энергии может быть вам понятен из того, что я говорил о роли отца и матери, в которых эта энергия для мужчин и женщин проявляется по-разному. Сама энергия входит в мужчин и женщин в равном количестве, но она протекает у них по различным каналам, что выражается и физиологически и психологически. В силу стереотипов мышления они могут описывать это в одних и тех же словах, но ощущают они это различно.

Я неоднократно повторял, что нам следует очень осторожно пользоваться словами, рассматривая их только в условном значении, - как попытку выразить свой опыт, и это полностью относится к данной теме. Часто говорят, что женщины «думают иначе», «более эмоциональны» или «более интуитивны», чем мужчины, однако под этим редко понимается нечто большее, чем различие на уровне личности, сформированной в нас окружающей средой. Действительно различие в восприятии мужчин и женщин находится на совершенно ином уровне, который обычно нам недоступен. В Буддизме говорится о «незамутненных глазах к истине», или ДХАММА ЧАККУ, и о «божественном глазе», или ДИБХА ЧАККУ. Дхамма чакку, которая видит какова дхарма, или что является правильным внутренняя форма восприятия, более характерная для женщин, а «божественный глаз» - для мужчин. Обе эти формы, необходимые, и в ряде случаев дополняющие друг друга, заложены в людях, но нужно ясно осознавать, что они не могут пробудиться в. нас без того, что Гурджиев называл «сознательными усилиями и намеренным страданием». Для их пробуждения также крайне важна уверенность - в том, что эти формы восприятия нам доступны, а также в том, что мы можем доверять этому восприятию, когда оно начнет в нас работать. Мужчины и женщины должны научиться работать для этой цели сообща. Женщины часто тонко чувствуют ситуацию, но когда они пытаются выразить свои ощущения, оказывается, что мужчины как правило истолковывают это по-своему, и либо отрицают, либо превратно понимают их точку зрения. Женщине настолько надоедает такое отрицание или искажение ее слов, что она вообще прекращает говорить об этом, и здесь появляется опасность что она перестанет доверяться своим чувствам. Женщине нужно научиться не терять веры в тех случаях, когда ей кажется, что она что-то ощущает. От твердости женщины зависит ее способность переносить тяжелые периоды жизни, и Гурджиев давал им понять, что им очень важно развивать эту способность к внутреннему восприятию, чтобы видеть приближение опасности, что позволит людям уберечь нечто - как в материальном, так и в более глубоком смысле. Если вы прочтете «Все и вся», вы заметите, что как только в книге появляется женский персонаж, это всегда связано с такого рода восприятиями.

«Парти-питона» предсказывает неприятности для всего рода Вельзевула, о чем демоны мужского пола вовсе не подозревают, и им приходится укрыться в отдаленном районе вселенной. Также в эпизоде, где Вельзевул пытается разобраться с некоторыми моментами своего прошлого, именно благодаря восприятию женщины ему удается добраться до истинной природы событий.

Слово ДХАРМА очень многозначно, здесь оно указывает на «правильный тип ситуации», или «божественный закон».

Женщины должны научиться развивать свое восприятие, так чтобы видеть вещи, какими они есть, а мужчины должны научиться их слушать. Нужно также понимать, что когда внутреннее восприятие пробуждается в мужчине, он способен видеть то, чего не видит женщина. Видение мужчины принимает форму интеллектуального постижения, редко присутствующего у женщин, однако я говорю не об обычном интеллекте.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.