Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Связь между сексом и духовным развитием 2 страница. Если же сексуальная энергия включает также эмоциональные проявления, мастурбация принимает более утонченный характер




Если же сексуальная энергия включает также эмоциональные проявления, мастурбация принимает более утонченный характер. У обычных людей эмоциональный центр практически бездействует, что ярко описано в последней главе книги «Все и вся», где чувства сравниваются с лошадьми, везущими повозку, которая символизирует тело. При этом говорится, что лошади страдают от непонимания и плохого обращения со стороны кучера, означающего разум. Так как чувства лишены возможности участвовать в творческой деятельности, им приходится искать способов ненужной стимуляции и уходить в фантазии, которые очень легко принимают сексуальную окраску.

«В целом лошадь, благодаря нерадивому отношению тех, кто окружал ее в раннем возрасте, и постоянному своему одиночеству, как бы замыкается в себе, иначе говоря, ее, так сказать, «внутренняя жизнь» обращается вовнутрь, а для внешних проявлений не остается ничего, кроме инерции. Не видя в проявлениях по отношению к ней даже малейшей любви и дружественности, лошадь становится готовой полностью покориться любому, кто окажет ей хоть какое-нибудь внимание» (Все и вся) Как я уже отмечал, половой жизнью непосредственно управляет сексуальная энергия, которая самодостаточна, и не нуждается в стимуляции чувств; и наша неспособность согласовать собственные чувства с остальной частью нашего естества не только искажает эмоциональную жизнь, но и отражается на нашей сексуальности. Вырождение половой энергии начинается тогда, когда она становится пищей для эгоизма. Пример тому мы находим в борьбе полов за власть: если мужчина или женщина стремится доминировать над представителями другого пола, это приводит к вырождению половой энергии, и она перестает быть творческой во всех смыслах этого слова, и кормит только самолюбие. Собственно, эгоизм и не может овладеть человеком, пока не склонит силу секса на свою сторону. Жажда достижений во имя исключительно собственной гордости и тщеславия является для людей мощной движущей силой, и мы должны поставить перед собой цель научиться отличать истинно творческие устремления от потребности в успехе. Это становится особенно заметным тогда, когда люди берут на себя практически непосильную задачу - например: подняться на Эверест, или совершить кругосветное путешествие в одиночку. За такие начинания берутся люди, щедро наделенными половой энергией, и в подобных достижениях, безусловно, может присутствовать творческий элемент. Когда половая энергия направлена на достижение внешнего результата, она может служить для других источником вдохновения, и придавать человеку уверенности, что он способен превзойти самого себя, и тогда это становится позитивным и творческим путем ее использования. Однако, если мы посмотрим на эти проявления более внимательно, мы увидим, что как правило они фактически никак не способствуют человеческому благополучию, более того, они вызывают даже в тех, кто не причастен к этим победам чувство превосходства человека над остальным миром, что ведет их к бессмысленному подражанию.

Возможно, в первом покорении Эвереста и было нечто героическое, но те, кто рискуют собственной жизнью, и жизнью других, только ради шанса предстать перед всеми победителем опасного предприятия, просто зря тратят свою половую энергию. Сексуальная энергия может стать и разрушительной. От жажды доминировать легко перейти к страсти разрушать. Это касается не только отношений между мужчиной и женщиной, но отношения к миру в целом; война и секс оказываются здесь во многом схожи. Солдат являлся сексуальным символом во все времена. Причина этого далеко не очевидна, но мы можем ее понять, видя, как секс вырождается в разрушительную силу. В индуистской мифологии Шива и Шакти - мужская и женская творческие силы, олицетворяют две стороны секса: Шива - бог как созидания, так и разрушения, Шакти же -одновременно и Великая мать, любящая и сочувствующая всем существам, и Дурга - мстительная и всеразрушающая богиня. Вырождение секса в разрушительность заметна также во многих патологических проявлениях, и может приводить людей к самоуничтожению. Растрата и вырождение секса в основном обязаны нашей силе воображения. Эта сила связана с определенной энергией, которую Гурджиев называл «пиандоехари», которая является пятой степенью эволюции пищи, - поступающей через рот еды.

Она появляется у нас, как и остальные степени эволюции пищи, в результате слияний энергии, получаемой из пищевых продуктов с энергией, которая в нас уже содержится. Первые стадии эволюции пищи нам непосредственно известны, и описаны в терминах химии пищеварения, - вплоть до стадии образования особых веществ, образующихся в печени, за счет которых и обновляется наша кровь. Те стадии эволюции, которые следуют дальше, зависят от действия, оказываемого ассимиляцией воздуха - второго рода пищи, и собственной его эволюции. В определенный момент эволюция пищи достигает точки, где вырабатывается энергия ассоциаций и эмоций, или «тетартоехари», из которой в свою очередь образуется «пиандоехари». Сексуальная же энергия соединяется уже с энергией ассоциаций. Пиандоехари позволяет нам видеть, без рационализации, - непосредственно. Истинная сущность визуализации и состоит как раз в создании ментальных образов, являющихся не просто внутренними картинами, а формами, способными оказывать реальное воздействие на нас самих, и на внешние события. В своем наивысшем воплощении эта энергия воображения становится даром видения. Это она вдохновляет нас на труд, служение, и дает нам ощущение позитивной и реальной связи с возникающим перед нами будущим. Но она имеет и обратную сторону:

«...те же вещества у этих существ...очень легко могут приводить в своих проявлениях, свойственных трехмозговым существам, не к сходным, но к обратным результатам.» «Поэтому, в отношении данных веществ у этих существ, сами существа должны быть очень, очень внимательны, чтобы избежать нежелательных последствий для себя в целом.» Воображение надлежит использовать правильным образом, - для целенаправленного создания ментальных образов, а не для потворства сексуальным или иным фантазиям. В случае же фантазирования, энергия вырождается в эмоциональное возбуждение, гнев, а также в субъективное «внутреннее позирование» и напыщенность. В конечном итоге такие фантазии могут привести и к бессмысленному насилию. Если у человека уже есть опыт истинного контакта с сущностью, то ему уже легче начать работу по избавлению от эгоизма и воображения в сексе. Но просто пытаться избегать страсти для этого недостаточно. Очень часто, особенно у мужчин, возникает бесчувственное отношение к сексу, что происходит, когда в работу сексуального центра вторгается сила мысли. Это может привести к извращениям, злоупотреблению сексом, и такому чрезвычайно опасному явлению, как самомнение. Положение человека становится серьезным, когда мысль захватывает чувствующий центр, вырабатывая отношение холода и безразличия, или когда эмоции вторгаются в мыслительный центр, делая нас неспособными к рассудительности и объективности. Точно так же, если мысль вторгается в работу двигательного центра, то мы теряем сноровку, а когда его охватывают чувства, мы теряем контроль над своим поведением. Но все это еще пустяки по сравнению с тем, что происходит, когда дело касается полового центра. Если половая энергия вторгается в другие центры, они становятся сверхактивными, что приводит к различным формам «галлюцинаций». Мы можем дойти до состояния, когда начинаем думать, что способны соединиться с Богом через мысль, или впадаем в истерию, оказываясь полностью подвластными сиюминутным аффектам, или же наша сверхактивность выплескивается наружу, и нам приходится находить для нее всевозможные нелепые и бесцельные занятия. Явления эти весьма распространены, поэтому каждое стоит отнестись к ним серьезно. И здесь нам следует перейти к особому случаю, когда люди, по тем или иным причинам, не вступают в гетеросексуальные отношения, а испытывают тягу к представителям своего пола.

Мы уже говорили о том, что любовь может входить в любой тип отношений, даже в отношения между человеком и растением. И совершенно очевидно, что возможна очень чистая любовь между представителями одного пола. Например, в «Симпозиуме» Платона мы видим его глубокое понимание этого вопроса, когда он говорит об отношений Сократа и Алкибиада к любви между мальчиками. Алкибиад полагает, что высшим выражением любви мужчин друг к другу является половой акт, и ожидает, что Сократ, который говорит в своей любви к нему, придерживается тех же взглядов. Он крайне удивлен, обнаружив, что Сократ не проявляет никакого интереса к физической стороне любви, хотя его любовь к Алкибиаду и юношам Афин беспредельна. Часто спрашивают, способны ли гомосексуальный мужчина, или женщина достичь трансформации. Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны сначала четко различить различные стадии трансформации. На первой экзотерической стадии, разница между «нормальными» и гомосексуальными отношениями сравнительна невелика, хотя существуют два препятствия, которые могут здесь возникнуть. Первое - то чувство вины, которое развивается у гомосексуалистов, живущих в обществе, осуждающем их отношения как «противоестественные». Эта вина, как и любая вина, связанная с сексом, есть вырождение половой энергии. Тяга друг к другу людей одного пола, и даже желание половой близости между ними не являются противоестественными, хотя они и не носят той позитивной ценности с точки зрения самосовершенствования, какую могут иметь отношения женщины и мужчины.

Однако, для гомосексуалистов существует и другое препятствие, идущее от взгляда на себя, как людей «особых». Очень часто эти люди чувствительнее и восприимчивее окружающих, которых они склонны считать грубыми и приземленными. В этом случае их половая энергия вырождается в особого рода воображение, которое оба партнера питают друг в друге, что может затормозить всякий реальный прогресс. И тогда гомосексуалист с истинным желанием трансформации становится перед выбором между сексуальной жизнью и работой над собой. На второй, или мезотерической стадии работы, где она начинает проникать на уровень уже более глубокий, чем наше обычное «я», у гомосексуалистов есть возможно, даже некоторые преимущества, так как они часто оказываются способными осознать свое «ничтожество» сильнее, чем «нормальные» люди. Я сам видел, как это происходит, а потому не сомневаюсь, что реальное явление. Тем не менее, на мезотерической стадии работы половая функция должна быть подчинена трансформации энергий, необходимых для формирования высших тел, и гомосексуалисту, если он неспособен обуздать свои сексуальные импульсы, но при этом серьезно желает работать, возможно, придется ждать до достижения возраста, когда его половая функция начнет терять силу, и тогда может он может преобразиться и начать удивительно быстро продвигаться в работе. Многие гомосексуалисты действительно исключительно восприимчивы и чувствительны к другим людям, включая противоположный пол, и, следовательно, способны сделать много добра другим, даже если их собственная трансформация при этом не наступает.

Однако, я должен еще раз подчеркнуть, что гомосексуалист, с чувством собственной «исключительности» или «превосходства», не способен даже приблизиться к мезотерической стадии работы. Для этого в равной степени необходимо отбросить всякое чувство вины или неполноценности. Мне самому довелось наблюдать, как Гурджиев обращался с гомосексуалистами. Он всячески старался придать им уверенности в том, что они могут работать над собой, и никогда не позволял им чувствовать себя исключительными.

Пожалуй, центральным положением и наиболее практическим критерием правильной работы над сексом для всех нас является следующее: никогда не должно возникать чувства, что мы особенные, или - что половой акт, в силу каких-то наших особых качеств и способностей, дается нам, и является тем, что он есть. Секс - это космический акт, в котором вы участвуем. Не мы зачинатели его, и все что в наших силах «сделать» - это к нему приобщиться. И что важнее всего - чувство того, что мы особенные, или иные подобные чувства отдаляет нас от другого человека, и мы не можем извлечь пользы из сексуального опыта, он становится всего-навсего пищей для эгоизма, пустой тратой энергии и болезнью. Поэтому многие находят, что секс ведет не к единству, а к разобщению. Удивительно, но хотя мы, кажется, делаем все для того, чтобы испортить свою жизнь своим сексуальньм поведением, мы каким-то образом защищены, и лишь немногие люди наносят себе непоправимый вред благодаря своей распущенности.

ВОПРОСЫ:

В; Ведь правда, что для нас так важно сексуальное удовлетворение?

Дж.Б: В Вельзевуле много раз говорится, что половая жизнь стала основным людским пороком, и что человек прибегает к сексу, как к средству для получения удовольствия. Серьезно ли вы воспринимаете это? Гурджиев говорит о взаимной мастурбации между мужчиной и женщиной. Рассматриваете ли вы сексуальную активность, при которой происходит всего лишь взаимное возбуждение друг друга, как мастурбацию, или вы считаете это нормальным и совместимым с работой над собой? С моей стороны было бы абсурдным говорить: «Вы должны изгнать из своего сознания все негативные ассоциации и критику других», ибо я знаю, насколько силен негативный аспект человеческой природы. Точно так же я не скажу: «Вы должны быть чисты в своих мыслях и чувствах о сексе». Я спрашиваю вас: «И вы называете сексуальной чистотой то, что в реальной жизни оказывается столь нечистым, вы называете физическую связь мужчины и женщины высшей функцией, связанной с любовью, когда это ничто иное, как взаимная мастурбация?» Вы понимаете, что под «мастурбацией» я имею в виду все, что люди делают, чтобы сексуально возбудить себя и других. В каком-то смысле мы полусущества, мы не самодостаточны, но это не значит, что поскольку мы нуждаемся друг в друге, та помощь, которую мужчина должен оказать женщине, а женщина - мужчине, может быть оказана, пока они не научатся владеть своей энергией так, чтобы она не сводила на нет и не разрушала энергию другого. Когда нет третьей силы - начинается разложение, и это проявляется в отношениях полов.

В: Как человек может определить, когда отношения с другим полом вредны для него?

дж.б: В общем случае, - когда ваш интерес к другому человеку начинает фактически сказываться на вашей способности к работе. Спросите себя: «насколько свободно я могу посвящать близкому человеку тот интерес и внимание, которых требуют мои отношения с ним, являются ли эти отношения чем-то совершенно отдельным и независимым, или они отнимают что-то от той цели, с которой я пришел сюда?» Вы задаете совершенно правильный вопрос, и я хочу только обратить ваше внимание на одно явление. У некоторых людей оно доходит просто до абсурда, им постоянно нужно касаться друг друга, даже на людях. Подумайте, что происходит при этом с их энергией. Как может оставаться энергия для работы, когда она все время уходит на подобные вещи?

В: Как вы определяете разницу между тем, что вы называете взаимной мастурбацией, и сексом, как просто очищением организма?

дж.б: Очищение происходит инстинктивно. Сексуальная жизнь, необходимая для этой цели полностью контролируется инстинктивным центром, и не нуждается в стимуляции, это спонтанная работа организма. Когда существует такая инстинктивная потребность, человек ощущает это более или менее естественным образом, и если потребность существует, но человек живет без полового акта, то его энергии уходят в фантазии, или другие подобные явления. Он не способен управлять своим вниманием, которое начинает невольно притягиваться к сексу. В таком случае ясно, что нужно тем или иным способом избавиться от этих вредных продуктов. Секс обладает огромной силой, во-первых; само его действие настолько мощно, что его нелегко контролировать, а во-вторых, он формирует привычки. Вообще же, контролировать свою половую функцию легче, чем свой ум, потому что именно в уме коренится наше злое начало, но все равно делать это чрезвычайно сложно.

В: Как можно узнать, когда в работу центров вмешивается половая энергия?

дж.б: Это заметно по окраске наших ощущений. Она вызывает определенное возбуждение и разлад в наших чувствах и мыслях, - не обязательно в форме эротических фантазий. Этот эффект может быть и более тонким. Состояние возбудимости и раздражительности нашего эмоционального центра часто обусловлено присутствием половой энергии, это свидетельствует о том, что эмоциональный центр начинает этой энергией пользоваться. Боюсь, что люди очень часто описывают свой опыт, относя его к работе, хотя то, что они испытывают, на самом деле обусловлено присутствием сексуальной энергии, однако я стараюсь говорить об этом деликатно, ибо не хочу подрывать энтузиазм людей. Эта работа итак настолько трудна, что подрывать его просто недопустимо.

ВОСПРОИЗВОДСТВО И РОДИТЕЛЬСТВО Между мужчиной и женщиной иногда возникает сила, которая притягивает их друг к другу, а иногда - которая отталкивает. Эту силу порождает одно только присутствие их вместе, и хотя она еще не переросла в отношения, она сближает, заставляя искать друг друга. Однако для отношений необходимо еще нечто, и эту роль играет половой акт, пусть даже близость в нем мимолетна. В половых отношениях мы находим пример того, как три силы, сойдясь в одной точке, выливаются в действие. Любые истинные отношения сводимы к взаимодействию трех независимых элементов, которые служат друг для друга подтверждающей, отрицающей или принимающей, и примиряющей силой. Так как сочетание всех трех элементов обязательно, для того чтобы отношения стали реальностью, мы говорим о действии триады сил.

Половой акт, если он происходит на уровне сущности, хотя этот союз двоих и быстротечен, становится этой третьей, примиряющей силой. Обычно считают, что утверждающая сила принадлежит при этом мужчине, а принимающая - женщине, но это односторонний взгляд. С объективной точки зрения и мужчина и женщина лишь принимают утверждающую творческую силу, стремящуюся проявиться в Природе.

Мужчина и женщина играют соответствующие им утверждающую и принимающую роли только когда между ними происходит подлинный акт творения. Для всего живого такими отношениями принято считать зачатие и рождение потомства, хотя по сути они этим не ограничиваются. Ребенок становится носителем и проводником третьей, или примиряющей силы.

В любых отношениях третья сила имеет свойство примирять утверждающую и примиряющую, которые противоположны по своей природе. При этом она является не средством связать эти две силы, а фактором, благодаря которому они могут совместно произвести совершенно новое образование.

Хотя принято понимать «примиряющее» свойство, как результат взаимодействия «активного» и «пассивного» начал, это не совсем так. Третья сила свободна и независима от них, и именно в силу этого она обычно оказывается незамеченной или неопознанной. Если мы задумаемся над фактом рождения ребенка, становится очевидным, что родители не «делают» его, а скорее позволяют ему появиться на свет. Три силы соединяются в одном акте рождения, приписать которому некое конкретное время по сути невозможно. Зачав ребенка, мужчина и женщина становятся отцом и матерью, то есть чем-то большим, нежели просто двумя полюсами, между которыми действует сила сексуального притяжения.

Первичной в этом является сила материнства; женщина, чтобы стать матерью, наделена силой притягивать мужчину, что пробуждает в нем отцовское начало. С этой точки зрения мать является побуждающей силой к акту зачатия, и все же эта сила носит не утверждающий, а принимающий характер, привлекая к себе мужчину. Точно также своей восприимчивостью мы привлекаем творческие силы, за счет которых мы способны измениться и взрастить свою душу. Женщина привлекает к себе мужчину, и в результате их союза на свет появляется новое существо; это пример эволюции или концентрации. В этом новом существе таятся новые возможности, в мир входит нечто совершенно уникальное, с открытыми только перед ним путями к трансформации. И это видит, или ощущает мать, глядя на своего ребенка, и думая о том, что станет с ним в будущем.

Появление новых возможностей, это характерное проявление третьей силы. Отец же выполняет в этом процессе другую роль; для него зачатие есть акт передачи. Важно понимать, что хотя отец играет роль передающего свое семя, он лишь передает то, что исходит не от него. Кроме того, творческая порождающая сила, действуя через отца, передает его подобие, особенно сыну, и тот становится продолжателем отцовской линии, а иногда и принимает или завершает дело, начатое отцом. Отец, являясь утверждающей силой, видит в матери силу принимающую, - средство претворения в жизнь и обновления, путь к продолжению и развитию в будущем, что соответствует триаде инволюции или расширения. Ребенок, в свою очередь, может сам стать передатчиком утверждающей силы, продолжая тем самым цепь поколений. Без третьей силы ребенка линия передачи обрывается, и тогда мы действительно вправе назвать такой брак бесплодным.

См. приложение 2 - шесть форм триединства, где дается более детальное объяснение шести триад, названия которых мы здесь приводим: эволюция, инволюция, свобода, порядок, идентичность (самость) и взаимодействие.

Кроме того, существует и аспект зачатия, который исходит от самого ребенка. Обычно мы не понимаем, как ребенок может стать причиной собственного рождения, так как неспособны рассматривать этот акт вне его физических проявлений. Однако еще до зачатия ребенок пробуждает в женщине привлекающее мужчину материнское начало. Это прекрасно описано Р.Л.Стивенсоном в притче «Бедняга», где еще не зачатый ребенок направляет мать к своему зачатию. Та же тема встречается в «Республике» Платона, в рассказе об Эре, сыне Армениуса, который умирает и возвращается в мир, и познает, что означает факт возвращения, и как в нем реализуется момент выбора.

До зачатия ребенка не существует, он не принадлежит ни материальной действительности, ни миру духов, или энергий. Он пребывает в мире духовном, еще только как воля к бытию, - это третья сила, лишенная воплощения. И видеть его мы не в состоянии, если в нас не работают высшие центры, способные к восприятию вне ограничений времени и пространства. В этом духовном существовании нам дается свобода, еще до нашего появления на свет. Традиция мусульманства учит, что прежде, чем родиться, мы сами выбираем земное существование. Это мистерия, которую не следует слепо принимать на веру, но даже одно допущение возможной истины этого взгляда способно изменить нашу жизнь. Мы должны развить в себе некое ощущение состояния чистой воли, лишенного всех форм и ограничений, где и делается выбор быть рожденным. Выбор этот ведет к пробуждению материнского инстинкта, и порождает творческую силу отца. Это пример триады свободы. Однако место, где человек рождается, своих родителей и свою наследственность, он не может выбирать свободно. Существуют определенные ограничения, обусловленные сочетанием его конкретных родителей, и теми специфическими обстоятельствами, в которых они живут. Как только сперматозоид соединяется с яйцеклеткой, договор наследственности написан, и отныне он правит ребенком всю его жизнь. Существует также договор, известный под именем судьбы, который задает характер психических качеств и отношений человека, и проявляется через влияния планет, в зависимости от их конфигурации на момент зачатия.

Судьбу иногда называют астральной наследственностью, так она определяет психическую жизнь ребенка, или его «данность», как например характер и темперамент, тогда как физическая наследственность влияет на телосложение и особенности функционирования организма ребенка. Судьба приходит из духовного мира, и практически также неизменна, как физическая наследственность, если не только человек не ведет сознательной работы над собой.

Эти договоры заключаются в момент оплодотворения, и управляют развитием зародыша, а также и характером событий, которые произойдут в жизни человека. Их вписанность в акт зачатия является примером триады порядка, или проще говоря, означает, что новое существо появляется на свет, попадая при этом под определенные законы, так как он рождается от конкретных родителей. Но это еще не все; существует закон, идущий свыше, - предначертание Господне. Это предначертание дается независимо от родителей, и принадлежит духовной природе человека, или его воле. Обрести физическое бытие, значит взять на себя выполнение задачи, осуществление которой не имеет смысла в рамках только мира духовного. Признание и исполнение этой миссии, должно быть фактом свободного выбора, ибо она исходит из мира свободного от условностей.

Теперь мы рассмотрим, что происходит между отцом и матерью в результате рождения ребенка. Семья, как союз, есть нечто целостное. Это единство создается женщиной, поддерживающей домашний очаг, но именно ребенок становится тем, что скрепляет семейные узы, и тогда отец может стать главой семьи. Интересно, что процесс начинается именно с матери, хотя отец играет в семье главную роль, и общается со внешним миром от имени всей семьи. Семья из трех человек становится единой сущностью, и отец наделяется в ней верховной властью.

Если же считать, что инициатива принадлежит отцу, то мать оказывается играющей пассивную роль. Во имя ребенка она вынуждена подчиниться тем силам и принимать те возможности, которые предлагает отец, иначе семья «не работает». Поистине, и в лучшем смысле слова, только благодаря ребенку мать способна принять то, что может дать отец, не вступая при этом с ним в конфликт. Она конечно обладает собственными способностями и потенциалом, но в семье не могут править двое, и здесь ребенок в прямом смысле является примиряющим фактором.

Рождение чревато опасностями, и жизнь новорожденного полностью зависит от его окружения. Наверное больше нигде в животном мире новорожденный так долго не остается зависимым, как у людей, но эта беспомощность несет с собой и великую силу.

Потребности младенца заставляют его не просто просить, но требовать внимания к себе, и это внимание нельзя не оказывать. Потенциал, который суждено реализовать ребенку, с соответствующими ему перспективами имеет сильное влияние на людей. Сам факт его рождения влияет на окружающий мир, этому влиянию суждено длиться долго, около двадцати лет; его огромная сила не идет ни в какое сравнение с возможностями самого ребенка утвердить себя. Напротив, мы можем видеть, что чем беспомощнее младенец, например, если он страдает параличом, тем большей любовью и заботой окружают его близкие. Теперь еще раз взглянем на функции материнства и отцовства, а они существуют на земле в бесчисленном множестве форм, начиная с растений и беспозвоночных, и заканчивая человеком. Очевидно, что эти проявления присущи не только нам, людям, но далеко не столь очевидно, что три основные роли - отца, матери и ребенка - существуют не только в живой природе, как мы ее понимаем. Возможно, что эти роли, свойственные большинству форм жизни на земле, всего лишь частный случай явления, имеющего высший космический смысл, и связаны с проявлением тройственности во вселенной. И в этом смысле ясна роль ребенка, чье появление есть результат необходимости, которой мать и отец не в силах противостоять.

Значение роли матери, как дающей и поддерживающей жизнь признавалась еще издавна. Поэтому выражение Мать-Земля правильно и с той точки зрения, что Земля есть воплощение, или проявление пассивного материнского принципа в космическом масштабе, ибо жизнь была занесена и рождена на Земле, подобно ребенку выношенному и рожденному матерью. Я говорю об этом, потому что важно понять, что материнство есть не только функция жизни на земле, но и проявление космического архетипа. Отец также является проявлением космического архетипа. Но для меня всегда было трудным понять, что значит быть совершенным мужчиной. Если мы еще раз рассмотрим появление земли, как сцены космического процесса, то половые роли предстанут перед нами в более общей форме, и мы получим яркий пример архетипа отца. Это явно прослеживается во взглядах Фехнера о земле. Он видит Землю живым существом, и зарождение жизни -плодом союза Солнца и Земли, и возможно, что аналогия не ограничивается этим. Одна теория утверждает, что мутации, в результате которых возникают новые виды, вызываются особыми излучениями, идущими от солнца, которое обладает настолько высокой энергией, что способно повлиять на структуру хромосом. Как правило это приводит к появлению нежизнеспособных форм, но в отдельных случаях эти видоизменения уже сложившейся структуры оказываются способными к жизни и воспроизведению, так что они закрепляются и в итоге дают миру новые виды. Интересно, что если в этой теории присутствует доля истины, то она позволяет нам рассматривать солнце, играющее оплодотворяющую роль по отношению к жизни на земле. Таким образом, активный принцип несет творческое начало, которое самостоятельно проявляется в мире, но для мужчины такое проявление оказывается почти невозможным. Причина этого кроется в особенностях человеческой природы. В Майтри Упанишаде говорится, что в каждом из нас есть частица Великого Я, но эта частица отрезана от своего источника, и не знает о нем. Это значит, мы созданы с целью трансформации, и способными к ней, а следовательно, должны войти в связь с чем-то высшим, чем мы сами, и это высшее должно быть «в нас создано». В космическом смысле это означает, что никто из людей не может представлять исключительно независимый активный принцип, он всегда зависим, а значит - отражает пассивный принцип, не важно к какому полу он принадлежит. Мы оказываемся в странной ситуации; с одной стороны - мы всегда являемся, и не можем быть ничем иным, как пассивной силой по отношению к Высшей Силе, и в то же время, по отношению к нашему бытию, мужчина является носителем и представителем активного начала, хотя оно и не принадлежит собственно ему. То есть, от мужчины ожидается то, чем он быть не может, и я думаю, многие мужчины находят в своей роли нечто странное. Однако они склонны не признаваться себе в этом, ибо чувствуют, что занимают не свое положение, заставляющее их быть тем, чем они быть не могут.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 290; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.