Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Массовая и элитарная культура. Глобализация культурная 2 страница




Конфуцианство в строгом смысле не является религией, однако по способу своего функционирования в обществе эта традиционная идеология схожа с религией.

(обратно)

Эрнесто Че Гевара известен в современной России прежде всего как борец за независимость, но в культуру Латинской Америки он вошел как автор трудов по социальной философии и политологии «Латиноамериканская мечта для Африки», «Глобальная юстиция» и др. См.: Че Гевара Э. Статьи, выступления, письма. М., 2006.

(обратно)

См.: Бромлей Ю. Б. Очерки теории этноса. М., 1983.

(обратно)

См., например: Пименов В. В. Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат // Этнология / Под ред. Г. Е. Маркова, В. В. Пименова. М., 1994. С. 5–14.

(обратно)

См.: Крюков М. В. Этничность, безэтничность, этническая непрерывность // Расы и народы. М., 1989. Вып. 19. С. 5–18.

(обратно)

Гумилев Л. Н. Этносфера: История людей и история природы. М., 1993. С. 283.

(обратно)

Гумилев Л. Н., разъясняя свое представление об этнических стереотипах поведения, приводит в качестве примера типичные реакции на появление нетрезвого хулигана в общественном транспорте: русский «скажет несколько сакраментальных слов», немец потребует вызвать сотрудника правоохранительных органов, татарин постарается изолироваться, грузин «схватит обидчика за грудки и попытается выбросить». См.: Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. С. 87.

(обратно)

В российской этнологии данной концептуальной позиции придерживается В. А. Тишков. См.: Тишков В. А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997.

(обратно)

Гоббс Т. Левиафан // Избранные произведения. М., 1964. Т. 2. С. 244.

(обратно)

Об этнической организации экономических сетей см.: ШрадерХ. Экономическая антропология. СПб., 1998.

(обратно)

См.: Matsumoto D. Culture and psychology. Pacific Grove (Cal.) etc.: Brooks / Cole Publishing Company, 1996.

(обратно)

Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. С. 22–25.

(обратно)

См.: Мид М. Культура и мир детства. С. 342.

(обратно)

Там же. С. 360.

(обратно)

См.: Herskovits M.J. Les bases de l'antropologie culturelle. Paris: Payot, 1967. P. 30.

(обратно)

См.: Derry J. W.Immigration: acculturation and adaptation // Applied psychology: An international review. 1997. Vol. 46(1). P. 7.

(обратно)

См., например: Бутинов Н. А. Детство в условиях общинно–родового строя // Этнография детства / Под ред. Н. А. Бутинова, И. С. Кона. М., 1992. С. 5–16.

(обратно)

См.: Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие. М., 1991. С. 36.

(обратно)

См.: Иорданский В. Б. Хаос и гармония. М., 1982. С. 251.

(обратно)

См.: Кон И. С. Ребенок и общество: Историко–этнографическая перспектива. М., 1988. С. 206.

(обратно)

См.: Мондимор Ф. М. Гомосексуальность: Естественная история. Екатеринбург, 2002. С. 215–227.

(обратно)

Российская гомосексуальная культура повседневности раскрывается в кн.: Ротиков К. К. Другой Петербург. СПб., 2001.

(обратно)

См.: Клейн Л. С. Другая сторона светила: Необычная любовь выдающихся людей. СПб., 2002.

(обратно)

См., например, раздел «Другая любовь в системе ценностей и антиценностей» в кн.: Клейн Л. С. Другая любовь: Природа человека и гомосексуальность. СПб., 2000. С. 19–136.

(обратно)

Булгаков С. Н. Соч. в 2–х т. М., 1993. Т. 1. С. 155.

(обратно)

См.: Культурология. ХХ век. Словарь. СПб., 1997. С. 480.

(обратно)

Культурология. ХХ век. Словарь. С. 328.

(обратно)

Там же. С. 381.

(обратно)

Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М., 1996. С. 84.

(обратно)

Тоффлер А. Футурошок. СПб., 1997. С. 14.

(обратно)

Кон И. С. Социология личности. М., 1967. С. 110.

(обратно)

Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979. С. 353.

(обратно)

Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. С. 20.

(обратно)

Malinovski B. Culture // Enciklopedia of social sciences. 1931. Vol. 4.

(обратно)

См.: Попов В. В. Социология культуры. М., 1993. Разд. «Институциональная культура»;Культурология / Под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. М., 2007.

(обратно)

«Институт культурный» // Энциклопедический словарь по культурологии. М., 1997. С. 156;Флиер А. Я. Культурология для культурологов. М., 2000.

(обратно)

Пахтер М., Лэндри Ч. Культура на перепутье. М., 2003.

(обратно)

Там же. С. 50.

(обратно)

Пахтер М., Лэндри Ч. Культура на перепутье. С. 40.

(обратно)

Россия в период реформ Петра I. М., 1973. С. 11.

(обратно)

Schramm W. Men, Messages and Media. A Look at Human Communication. N. Y., 1973. P. 55.

(обратно)

Аристотель. Политика. М., 1911. С. 100.

(обратно)

Винер Н. Я – математик. М., 1964. С. 313.

(обратно)

Doob L. Communication in Africa. New Haven, 1961. P. 100.

(обратно)

Кацпржак Е. И. История письменности и книги. М., 1955. С. 43.

(обратно)

См.: Исследования по русскому языку. СПб., 1889–1895. Т. 1. С. 297.

(обратно)

Куконков П. Социальная напряженность как этап в процессе развития конфликта // Социальные конфликты. 1995. Вып. 9.

(обратно)

Delhes K. Soziale Kommunikation. Opladen, 1994.

(обратно)

Лукьянчикова М. С. О месте когнитивного компонента в структуре межкультурной коммуникации // Россия и Запад: диалог культур. М., 2000. Вып. 8. Т. 1. С. 289.

(обратно)

Терещенко А. Быт русского народа. М., 1997–1999. Ч. 1–5; Костомаров Н. И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. М., 1992; Забелин И. Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетиях. М., 2000–2001. Т. 1–2; Виолле–ле–Дюк Э. Э. Жизнь и развлечения в средние века. СПб., 1997 (издание представляет собой фрагмент многотомного «Толкового словаря французской утвари от эпохи Каролингов до Возрождения», созданного известным архитектором и историком культуры Э. Э. Виолле–ле–Дюком и изданного во Франции в 1858–1875 гг.);Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. СПб., 1913; Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. СПб., 1914;Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Эпоха Ренессанса. М., 1993;Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Галантный век. М., 1994;Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Буржуазный век. М., 1994.

(обратно)

Хейзинга Й. Осень Средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. М., 1988.

(обратно)

Гуревич А. Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М., 1993. С. 194.

(обратно)

Живов В. Об исторической науке у Карло Гинзбурга // Новое литературное обозрение. 2004. № 65. Цит. по электронной версии журнала: http://magazines.russ.ru/nlo/2004/65/.

(обратно)

См.: Гинзбург К. 1) Сыр и черви: картина мира одного мельника, жившего в XVI в. М., 2000; 2) Мифы – эмблемы – приметы: морфология и история. М., 2003.

(обратно)

Пушкарева Н. История повседневности [Электронный ресурс]: [статья в электрон. энцикл. «Кругосвет»]. Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/ artic–les/105/1010512/1010512al.htm. Загл. с экрана. К. Гинзбургу и нарративной методологии его «микроисторических» исследований посвящено несколько статей журнала «Новое литературное обозрение» (2004. № 65).

(обратно)

Гуревич А.Я. 1) Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981; 2) Категории средневековой культуры. 2–е изд., испр. и доп. М., 1984;3) Культура и общество средневековой Европы глазами современников (Exempla XIII века). М., 1989;4) Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990; ПоляковскаяМ. А., Чекалова А. А. Византия: быт и нравы. Свердловск, 1989; Ястребицкая А. Л. 1) Повседневность и материальная культура Средневековья в отечественной медиевистике // Одиссей: Человек в истории. 1991. М., 1991. С. 84—102; 2) Средневековая культура и город в новой исторической науке. М., 1995; Dulmen R. van. 1) Kultur und Alltag in der Friihen Neuzeit. Bd. 1. Das Haus und seine Menschen: 16. – 18. Jahrhundert. Miinchen, 1999;2) Kultur und Alltag in der Fraheren Neuzeit. Bd. 2. Dorf und Stadt: 16. – 18. Jahrhundert. 2. Aufl. Miinchen, 1999;3). Kultur und Alltag in der Friiheren Neuzeit. Bd.3. Religion, Magie,Aufklarung: 16. – 18. Jahrhundert. Miinchen, 1994.

(обратно)

Кнабе Г. С. 1) Древний Рим – история и повседневность. М., 1986;2) Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного мира. М., 1993; Лотман Ю.М.1) Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: комментарий. М., 1983;2) Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства: XVIII – начало XIX века. 2–е изд., доп. СПб., 1994;Лотман Ю. М., Погосян Е. А. Великосветские обеды: панорама столичной жизни. СПб., 1996.

(обратно)

SchutzA. Collected Papers: The Problem of Social Reality. Hague, 1971; Schutz A., Luckmann Th. The Structures of the Life–World. L., 1973; Шюц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии. М., 2003; Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания. М., 1995; GarfinkelH. Studies in Ethnomethodology. New Jersey, 1967; Goffman E. The presentation of self in everyday life. N. Y., 1959 (Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М., 2000);Ci–courelA. V. Method and measurement in sociology. L.; N. Y., 1964.

(обратно)

Гусев С. С., Тульчинский Г. Л. Проблема понимания в философии. М., 1985;Гусев С. С., Пукшанский Б. Я. Обыденное мировоззрение: структура и способы организации. СПб., 1994;КозырьковВ. Г. Освоение обыденного мира. Н. Новгород, 1999; Парыгин Б. Д. Социальная психология: проблемы методологии, истории и теории. СПб., 1999; Шкуратов В. А. Историческая психология. 2–е изд., перераб. М., 1997. Московичи С. Век толп: исторический трактат по психологии масс. М., 1996.

(обратно)

Зомбарт В. Буржуа: этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М., 1994.;Козырьков В. П. Освоение обыденного мира. Н. Новгород, 1999. Новиков А. И. Мещанство и мещане: против мелкобуржуазной философии жизни. Л., 1983.

(обратно)

Козырьков В. П. Освоение обыденного мира. С. 326.

(обратно)

См.: Лелеко В. Д. Открытие повседневности: живопись малых голландцев // Повседневность как текст культуры: Материалы междунар. науч. конф. 27–29 апр. 2005 г. Киров, 2005. С. 327–344.

(обратно)

Власов В. Г. Бидермайер // Власов В. Н. Стили в искусстве: Словарь. Т. 1. СПб., 1995. С. 106.

(обратно)

Кес Д. Стили мебели. 2–е изд. на рус. яз. Будапешт, 1981. С. 179–180.

(обратно)

Пушкарева Н. История повседневности.

(обратно)

Барт Р. Мифологии. М., 1996;КнабеГ.С. 1) Древний Рим…;2) Материалы к лекциям…;Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре…;Лотман Ю.М., Погосян Е. А. Великосветские обеды…; Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры. 2–е изд., испр. и доп. М., 2001; Топоров В. Н. 1) К символике окна в мифопоэтической традиции //Балто–славянские исследования. 1983. М., 1984. С. 164186; 2) Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М., 1983. С. 227–284;Эко У. Отсутствующая структура: введение в семиологию. СПб., 1998.

(обратно)

Леви–Стросс К. Структурная антропология. М., 1985; Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. 2–е изд., испр. М., 2005;Толстой Н. И. Язык и народная культура: очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995;Топорков А. Л. Домашняя утварь в поверьях и обрядах Полесья // Этнокультурные традиции русского сельского населения XIX – начала ХХ века. Вып. 2. М., 1990. С. 67—135.

(обратно)

Международный коллоквиум «Asthetik im Alltag: Form und Lebensform. Offenbach a. M., 1978»;Восьмой международный конгресс по эстетике «Die Ast–hetik, das tagliche Leben und die Kunste»: Ausgew. Vortr. / 8. Kongr. fur Asthetik. Bonn, 1984.

(обратно)

Нельсон Д. Проблемы дизайна. М., 1971; Гропиус В. Границы архитектуры. М., 1971.

(обратно)

Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре…; Лотман Ю. М., Погосян Е. А.Великосветские обеды…; Чернова А. «…Все краски мира, кроме желтой»: опыт пластической характеристики персонажа у Шекспира. М., 1987; LetschH. Der Alltag und Dinge um uns. Berlin, 1983.

(обратно)

См. относительно полную библиографию проблематики повседневности по состоянию на начало 2002 года в работе В. Д. Лелеко «Пространство повседневности в европейской культуре» (СПб., 2002).

(обратно)

Библиографический список конференций в хронологическом порядке: Мифология и повседневность: материалы науч. конф. 18–20 февр. 1998 г. / Сост. К. А. Богданов, А. А. Панченко. СПб., 1998;История российского быта: материалы XIV Всерос. заоч. науч. конф. / науч. ред. С. Н. Полторак. СПб., 1999; Мифология и повседневность: материалы науч. конф. 24–26 февр. 1999 г. Вып. 2. СПб., 1999;Научная рациональность и структуры повседневности: Тез. науч. конф. Санкт–Петербург. 22–23 нояб. 1999. СПб., 1999;Мифология и повседневность: гендерный подход в антропологических дисциплинах: материалы науч. конф. 19–21 февр. 2001 г. /Сост. К. А. Богданов, А. А. Панченко. СПб., 2001;Проблемы повседневности в истории: образ жизни, сознание и методология изучения: междунар. науч. конф. Армавир, 2002. Армавир, 2002; Женская повседневность в Россиив XVIII–XX вв.: материалы междунар. науч. конф. (25 сент. 2003 г.). Тамбов, 2003; Повседневность российской провинции: история, язык и пространство: материалы 3–й Всерос. летней шк. «Провинциальная Россия: подходы и методы изучения истории повседневности. Казань. Июнь–июль 2002 г. Казань, 2002; Наука и повседневность: коммуникация, междисциплинарность, металингвистика: материалы Пятой межрегион. науч. конф., (2–4 дек. 2002 г., Н. Новгород). Н. Новгород, 2003;Nobles oblige: праздничная и повседневная жизнь господствующих слоев Европы XVI–XX столетий: материалы науч. конф., 15–17 мая 2002 г., Орел. Орел, 2003;Пушкинские чтения – 2003. Петербургский текст повседневной культуры: материалы Всерос. науч. конф. (СПб., 6июня 2003 г.). СПб., 2003;Проблемыистории сервиса: здравоохранение, культура, досуг: Всерос. науч. конф.: сб. науч. ст. / Науч. совет РАН «Человек в повседневности: прошлое и настоящее»; Феномен повседневности: гуманитарные исследования. Философия. Культурология. История. Филология. Искусствоведение: материалы междунар. науч. конф. «Пушкинские чтения – 2005», 6–7 июня 2005 г. / Лен. гос. ун–т им. А. С. Пушкина; ред. – сост. И. А. Манкевич. СПб., 2005;Повседневностькак текст культуры: материалы междунар. науч. конф. 27–29 апр. 2005. ВятГГУ. Киров, 2005.

(обратно)

Неполный список только тех работ, в названии которых есть слова «повседневность», «быт» (в хронологическом порядке): КругловД. Н. Повседневность как предмет философской рефлексии: автореф. дис. … канд. филос. наук. СПб., 1996;Козьякова М. И. Эстетика повседневности: Западноевропейская городская культура XV–XIX вв.: автореф дис. … д–ра филос. наук. М., 1997; Магомедова А. А. Феномен повседневности (социально–философский анализ): автореф. дис…. канд. филос. наук. СПб., 2000; ЛедовскихН. П. Эволюция обыденного сознания в русской культуре XVIII века (проблемы отношения к власти, церкви и человеку): автореф. дис…. д–ра филос. наук. СПб., 2002; Беловинский Л. В. Культурно–исторические аспекты повседневности: содержание, структура и динамика: автореф. дис. …д–ра ист. наук. М., 2003; Антипина В. А. Повседневная жизнь советских писателей в 1930–х – начале 1950–х гг.: автореф. дис…. канд. ист. наук. М., 2005; Чередникова А. Ю. Повседневная жизнь национальных меньшинств Веймарской республики: автореф. дис. … канд. ист. наук. Иваново, 2005; Белик А. А. Культура повседневности провинциального купечества конца XVIII – первой половины XIX в. (на материалах Вятского края): автореф. дис. … канд. культурологии. Киров, 2005; Корнев В. В. Антропологическое измерение вещи в онтологии повседневности: автореф. дис. … д–ра филос. наук. Барнаул, 2006.

(обратно)

Ожегов С. И. Словарь русского языка. 3–е изд. М., 1953. С. 111.

(обратно)

Маковский М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов. М., 1996. С. 117.

(обратно)

Маковский М. М. Сравнительный словарь… С. 122.

(обратно)

Логос // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 323–324.

(обратно)

Часть вместо целого.

(обратно)

Сыромятникова И. С. История прически. 2–е изд., доп. М., 1989. С. 76, 92,101.

(обратно)

Там же. С. 211.

(обратно)

Буракова М. В. Интерпретация маскулинности–фемининности внешнего облика женщины (на примере прически): автореф. дис. … канд. психол. наук. Ростов н/Д, 2000.

(обратно)

Байбурин А. К., Топорков А. Л. У истоков этикета. Л., 1990. С. 28–32.

(обратно)

Лосев А. Ф. Дионис // Мифологический словарь. М., 1991. С. 190.

(обратно)

Эвола Ю. Метафизика пола. М., 1996. С. 228.

(обратно)

Кон И. С. Введение в сексологию. 2–е изд., доп. М., 1990. С. 96; Вейс Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь. Т. 1. М., 1998. С. 467.

(обратно)

См.: Kriss–Rettenbeck L. Feige: Wort – Gebarde – Amulett. B., 1955; SchnitzlerN. «Vnformliche zeichen» und «freche Vngeborden». Zur Ikonographie der Schande in spatmittelalterlichen Passionsdarstellungen // Korper–Geschichten: Studien zur historischen Kulturforschung V. Frankfurt am Main, 1996. S. 13–17.

(обратно)

Байбурин А. К., Топорков А. Л. У истоков этикета. С. 103–105.

(обратно)

Там же. С. 106.

(обратно)

Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988. С. 347.

(обратно)

Либин А., Парилис С. Думаем, говорим, делаем: феномены повседневного сознания. М., 1988. С. 21.

(обратно)

Кон И. С. Введение в сексологию. С. 95; Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. М., 1978. С. 497.

(обратно)

Согласно подсчетам П. Гиро, во французском языке таких слов около 600 (Кон И. С. С. 95).

(обратно)

Подробно см.: Вардиман Е. Женщина в древнем мире. М., 1990;Кабакова Г. И. Антропология женского тела в славянской традиции. М., 2001. C. 194–200; Секс и эротика в русской традиционной культуре. М., 1996.

(обратно)

Фрэзер Д. Д. Указ. соч. С. 202–203.

(обратно)

Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1980. С. 655.

(обратно)

Тура А. В., Лаврентьева Л. С. Беременность, беременная женщина // Славянские древности: Этнолингвистический словарь. М., 1995. Т. 1. С. 160–161.

(обратно)

Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. М., 1991. С. 325.

(обратно)

Байбурин А. К., Топорков А. Л. У истоков этикета. С. 82–86.

(обратно)

Более подробно см. об этом: Лелеко В. Д. Пространство повседневности в европейской культуре. СПб., 2002. Электронная версия книги доступна на сайте: www. tik. spbguki.ru.

(обратно)

Лавонен Н. А. Стол в верованиях карелов. Петрозаводск, 2000. С. 14, 15.

(обратно)

Пастуро М. Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола. М., 2001. С. 89.

(обратно)

ЗютморП. Повседневная жизнь Голландии во времена Рембрандта. М., 2001. С. 94.

(обратно)

Лавонен Н. А. Стол в верованиях карелов. С. 120.

(обратно)

Тиро П. Быт и нравы древних римлян. Смоленск, 2000. С. 167. Там же приводятся и другие варианты рассадки. См. также: Велишский Ф. История цивилизации: Быт и нравы древних греков и римлян. М., 2000. С. 191–193.

(обратно)

Сен–Симон. Мемуары: В 2 т. М., 1936. Т. 2. С. 195.

(обратно)

Gleichmann P. R. Einige soziale Wandlungen des Schlaffens // Ztschr. f. soziologie. Bielefeld. 1980. Jg. 9. H. 3. S. 40.

(обратно)

Всеобщая история архитектуры. М., 1973. Т. 2. С. 145.

(обратно)

Сергеенко М. Е. Жизнь в Древнем Риме. С. 12; ФридлендерЛ. Картины из бытовой истории Рима… С. 6.

(обратно)

Фридлендер Л. Картины из бытовой истории Рима… С. 311.

(обратно)

Велишский Ф. Быт и нравы древних греков и римлян. М., 2000. С. 99—100. Первая римская мостовая была проложена в 237 г. до н. э., сплошное мощение улиц было завершено, по–видимому, к концу II в. (Фридлендер Л. Картины из бытовой истории Рима… С. 1).

(обратно)

Велишский Ф. Быт и нравы древних греков и римлян. С. 98—102. Наиболее полная, не утратившая свое значение до настоящего времени информация о римских дорогах, сухопутных и водных, их роли и месте в хозяйственной и культурной жизни Рима содержится в VI разделе («Устройство путей сообщения») фундаментального исследования Л. Фридлендера.

(обратно)

Ястребицкая А. Л. Средневековая культура и город… С. 300.

(обратно)

Перов О. В. Гигиена и санитарная техника в России IX–XVII веков: автореф. дис. … докт. мед. наук. М., 1955. С. 18.

(обратно)

Brinckmann E. A. Platz und Monument: Unterzuchungen zur Geschichte und Aesthetik der Stadtbaukunst in neuerer Zeit. Berlin, 2000 S. 150. (Рус. пер.: Бринкман А. Э. Площадь и монумент как проблема художественной формы. М., 1936. С. 235).

(обратно)

Бунин А. В. История градостроительного искусства. М., 1953. Т. 1. С. 394.

(обратно)

Средневековая Европа глазами современников и историков. Ч. 2. М., 1995. С. 109–110.

(обратно)

Тюльманн К. Д. Общественная и частная жизнь в европейских городах средних веков. СПб., 1839. С. 32–33.

(обратно)

Очерки русской культуры XIII–XV вв. Ч. 1. М., 1969. С. 249;Очерки русской культуры XVI в. Ч. 1. М., 1976.С. 179;Очерки русской культуры XVII века. Ч. 1. М., 1979. С. 182;Очерки русской культуры XVIII в. Ч. 4. М., 1990. С. 273; Фальковский Н. И. Москва в истории техники. М., 1950. С. 80.

(обратно)

Фальковский Н. И. Москва в истории техники. С. 134.

(обратно)

Иконников А. В. Смысловые значения пространственных форм средневекового города // Культура и искусство западноевропейского Средневековья. М.,1981. С. 114–115.

(обратно)

Всеобщая история архитектуры. Т. 5. М., 1967. С. 327, 340;Т. 7.М., 1969. С. 59; Brinckmann A. E. Op. cit. S. 66 ff.

(обратно)

История русской архитектуры. 2–еизд, перераб. и доп. СПб., 1994. С. 356–357.

(обратно)

Бунин А. В. История градостроительного искусства. С. 98.

(обратно)

См. об этом: BrinckmannA. E. Op. cit.; Бунин А. В. История градостроительного искусства; Всеобщая история архитектуры: в 12 т. М., 1969. Т. 7.

(обратно)

Фридлендер Л. Картины из бытовой истории Рима. С. 10, 11.

(обратно)

См., в частности, рассуждения о роли площадей в пространстве Санкт–Петербурга и особой их полукруглой форме, соединяющей жесткость и искусственность прямоугольной формы с мягкостью и естественностью округлой у М. С. Кагана (Каган М. С. История культуры Петербурга. СПб., 2000. С. 80 и следующее).

(обратно)

Площади искусств появляются в связи со строительством общественньгх театральных зданий в Западной Европе XVII–XVIII вв., ростом социальной роли и престижа искусства, идеями Просвещения.

(обратно)

Как указывает А. В. Бунин, в некоторых эллинистических малоазиатских городах храмы находились непосредственно на рыночных площадях (Бунин А. В.История градостроительного искусства. С. 64).

(обратно)

Белов Т. Городской строй… С. 43, 51–52;Богодарова Н. А. Собор в средневековом городе // Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 3. М., 2000. С. 193 и следующее;Всеобщая история архитектуры. Т. 4. С. 403–404; Ястребицкая А. Л. Средневековая культура и город… С. 304–308;Alltag im 16. Jahrhundert: Studien zu Lebensformen in Mitteleuropeische Stfldten. Miinchen, 1987. S. 60 ff; Brinckmann A. E. Op. cit. S. 5;Claval P. Reflections on the cultural geography of the European city // The city in cultural context. L.;Sydney, 1984. P. 35–36.

(обратно)

См.: Крейдлин Т. Е. Невербальная семиотика. Язык тела и естественный язык. М., 2002.

(обратно)

Крейдлин Т. Е. Невербальная семиотика. Язык тела и естественный язык. С. 58.

(обратно)

Михайлович Я. Завтрак у «Цитаруса» // Иностранная литература. 2002. № 2. С. 133.

(обратно)

Млиади О. М. Праця, краса, талант. Киев, 1975. С. 55–57.

(обратно)

См.: Басин Е. Я. О семиотической теории искусства // Критика основных направлений современной буржуазной эстетики. М., 1968.

(обратно)

Пунин Н. Н. Первый цикл лекций, читанных на краткосрочных курсах для учителей рисования. Современное искусство. Петербург, 1920. С. 23.

(обратно)

Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 283–285.

(обратно)

Такие образы часто называют наглядными. Однако последнее определение не универсально. Оно не приложимо к звуковым образам, которые воспринимаются не зрением, а слухом. Поэтому правильнее говорить о чувственных образах. Мы будем, однако, по традиции пользоваться иногда термином «наглядный образ», понимая под ним всякий чувственный образ.

(обратно)

Современной наукой установлено, что в нормальных условиях человек способен воспринимать до 150 цветовых тонов (Шемякин Ф. Н. К вопросу об отношении слова и наглядного образа: Цвет и его название // Мышление и речь / Труды Института психологии. Вып. 113. М., 1960. С. 5). Еще более эмоциональная выразительность цвета присуща Матиссу. Живопись, по мнению Матисса, должна «выражать чувства» (Матисс. Сборник статей о творчестве. М., 1958. С. 90).

(обратно)

Якобсон П. Я. Психология чувств. М., 1958. С. 50.

(обратно)

Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн, 1992. Т. 2. С. 21.

(обратно)

Каган М. С. Град Петров в истории русской культуры. СПб., 1996. С. 258.

(обратно)

Тоффлер А. Футурошок. СПб., 1997. С. 10.

(обратно)

Эко У. Спите спокойно, книги никуда не денутся// «Известия». 20 мая. 1998 г. С. 5.

(обратно)

Там же.

(обратно)

Бахтин М. М. Литературно–критические статьи. М., 1986. С. 124.

(обратно)

Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1995. С. 78.

(обратно)

Козырев Н. А. Время как физическое явление // Моделирование и прогнозирование в биоэкологии. Рига, 1982.

(обратно)

Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. С. 332.

(обратно)

Муравьев В. Овладение временем как основная задача организации труда // Аксенов Г. П. Времявластие. О Валериане Муравьеве и его философии / Вопросы философии. 1992. № 1. С. 93.

(обратно)

Пригожин И. Р. 1) Порядок из хаоса. М., 1986;2) От существующего к возможному. М., 1995.

(обратно)

Лихачев Д. С. Рождение нового через хаос // Полярность в культуре. СПб., 1996. С. 10.

(обратно)

Печчеи А. Человеческие качества. М., 1980. С. 14.

(обратно)

Шпенглер О. Закат Европы. М., 1998. Т. 2. С. 39. См. также: Т. 1. С. 164.

(обратно)

Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. Избранное. М., 1998. С. 291.

(обратно)

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. С. 365.

(обратно)

Ортега–и–Гассет Х. Восстание масс / Вопросы философии. 1989.№ 3. С. 126.

(обратно)

Там же. С. 144–145.

(обратно)

Генис А. Культурология – РАЗ. М., 2002. С. 198.

(обратно)

Булгаков С. Н. Философия хозяйства. Соч. в 2–х т. М., 1993.

(обратно)

См.: «Здравый смысл». М., 1999. № 1 (13). С. 8.

(обратно)

См.: Сорос Дж. Новый взгляд на открытое общество. М., 1999.

(обратно)

«Здравый смысл». М., 1999. № 1 (13). С. 8.

(обратно)

Генис А. Культурология – РАЗ. С. 221.

(обратно)

Там же. С. 185.

(обратно)

См.: Ясперс К. Смысл и назначение истории. С. 368.

(обратно)

Там же. С. 366.

(обратно)

Генис А. Культурология – РАЗ. С. 227.

(обратно)

См.: Зэлдин Т. Все о французах. М., 1989.

(обратно)

Зэлдин Т. Все о французах. С. 296.

(обратно)

См.: Лоу Бенджамен. Красота спорта. М., 1984. С. 9.

(обратно)

Микляев В. А. Феномены силы и насилия в жизненном опыте, социокультурном знании и философской рефлексии // Мировая политика и идейные парадигмы эпохи. Сб. статей. СПб., 2006. С. 177.

(обратно)

См.: Нравственные ограничения войны: проблемы и примеры / Под общ. ред. Бруно Коппитерса, Ника Фоушина, Рубена Апресяна. М., 2002. С. 5.

(обратно)

Там же.

(обратно)

Эко У. Заметки на полях «Имя розы» // Эко У. Имя розы. М., 1989. С. 461.

(обратно)

Делез Ж. Ницше и философия. М., 2003. С. 71.

(обратно)

Хренов Н. А. Искусство в контексте ХХ века на фоне повторяющихся флук–туаций в больших длительностях исторического времени // Циклические ритмы в истории, культуре и искусстве. М., 2004. С. 57.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.188 сек.