КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические указания 2 страница
2) «механистические джунгли» — создание в рамках существующей формальной структуры новых подразделений для решения возникающих проблем; 3) сверхчеловеческая система — комитеты. Идея таких комитетов состоит в том, что объединение, хотя и на временной основе, выдающихся «мозгов» способствует решению любых новых проблем. Существенно влияют на структуру ПХС хозяйственная и правовая системы. Например, антимонопольное законодательство, запрет на приватизацию отдельных типов ПХС и т. п. ограничивают возможность использования определенных организационных структур и обусловливают целевую ориентацию деятельности, а отсюда и структуру ПХС. Так, в условиях рыночной экономики существуют два стратегических принципа организации производства и предоставления услуг, которые диктуют определенную структуру ПХС: 1) быть поставщиком более дешевых товаров и услуг на выбранном сегменте рынка (реализация этого принципа требует создания крупного массового производства); 2) производить специализированную с определенными характеристиками продукцию или предоставлять специализированные услуги. А. Чандлер, развивая это утверждение, выделяет два вида стратегии на рынке: 1) позитивную (наступательную), когда фирма активно ищет новые рынки и новую продукцию (услуги) для обслуживания этих рынков (стратегия ориентирована на увеличение разнообразия — диверсификацию), 2) защитную, когда организация действует в целях защиты своего текущего положения. По мнению Чандлера, реализация позитивной стратегии требует высокоструктурированной ПХС, но с высоким уровнем автономии ее подразделений в принятии решений. Защитная стратегия реализуется через высокую структурированность ПХС и концентрацию власти. Редко случается, что ПХС использует в чистом виде одну из этих стратегий. Обычная ситуация — это поиск приемлемого баланса между ними. Важно определить, какая из стратегий доминирует, поскольку выбор той или иной стратегии приводит к различным формам организации производства и управления и, соответственно, к разным затратам. В числе факторов внешнего окружения следует отметить также степень зависимости ПХС от других организаций. Эта зависимость весьма значительна. Чем больше организация зависит от владельцев, поставщиков или потребителей или даже одного из них (полная зависимость существует тогда, когда ПХС находится в полной собственности другой), тем меньшую автономию в принятии решений она имеет, тем большая централизация власти внутри нее и тем более формализована ее структура. Производственная структура ПХС. Как указывалось выше, важнейшей чертой ПХС является объединение в одном целом подсистемы управления и управляемой подсистемы. В результате выделяют производственную структуру и структуру управления (организационную структуру). Самая общая группировка производственных подразделений может быть осуществлена по признаку охвата фаз производственного процесса: основное производство, вспомогательное, обслуживающее. Основное производство — совокупность производственных процессов, в ходе которых сырье, основные материалы или полуфабрикаты превращаются в готовый продукт. Оно состоит из ряда фаз, технологических переделов, организационно оформленных в соответствующие подразделения: ü заготовительные (изготовление отливок, поковок, штамповок); ü обрабатывающие (механическая, термическая, обработка деталей); ü сборочные (сборка узлов машин). Вспомогательное производство — совокупность производственных процессов и соответствующих подразделений, изготавливающих приспособления, инструмент, штампы, модели и прочую технологическую оснастку или осуществляющих ремонт средств производства и орудий труда. Обслуживающее производство — совокупность подразделений, обеспечивающих функции контроля за качеством продукции, а также хода основных и вспомогательных технологических процессов, транспортного обслуживания и складских операций. В зависимости от размеров ПХС различают цеховую, безцеховую и корпусную структуры. При цеховой и корпусной структуре формирование подразделений (цехов, производств) осуществляется по предметному и технологическому признакам. Как правило, корпусная структура характерна для очень крупных ПХС, цеховая — для больших и средних. Безцеховая структура характерна для небольших предприятий. Кроме классификаций по технологическим признакам ПХС подразделяются по организационным признакам. Эти признаки относятся к любым видам систем. По масштабам и повторяемости выпуска продукции выделяются массовое, серийное и индивидуальное производства; по методам организации — поточное, единичное, партионное; по характеру производственного процесса — непрерывное, прерывное (дискретное); по характеру поступления ресурсов — сезонное и круглосуточное; по степени специализации выпускаемой продукции — специализированное, универсальное, смешанное. Поиск рациональной производственной структуры позволил практическим работникам и исследователям сформулировать ряд законов и принципов, по которым формируются производственные структуры ПХС. Среди них можно выделить как общие, так и специфические законы и принципы. К общим законам и принципам следует отнести: • закон возрастающего производства: при увеличении объема переработки ресурсов затраты труда на единицу продукции уменьшаются, но увеличиваются после достижения определенной пропорции (закон концентрации); • закон специализации: разделение сложного труда повышает его производительность; • закон синергии: объединение разрозненных мелких единиц (органов) в одну группу сокращает затраты на координацию и повышает эффективность производства; • закон гармонии труда: общие затраты труда меньше всего тогда, когда производительность каждой из входящих в единый орган единицы соответствует производительной мощности других кооперированных единиц (закон пропорциональности); • закон самосохранения: каждая ПХС стремится сохранить себя (выжить) и использует для этого весь свой потенциал (ресурс); • закон развития: каждая ПХС стремится достичь наибольшего суммарного потенциала на каждом этапе жизненного цикла; • закон наименьших: производительная мощность материальной системы определяется относительно наименьшей производительной мощностью одной из входящих в нее единиц; • закон иерархии структурных уровней: каждая ПХС имеет иерархическое строение. Переход от нижнего уровня к верхнему означает увеличение разнообразия и количества информации; заключенной в структуре элементов верхнего уровня; • принцип «взаимного замыкания», суть которого заключается в том, что к основному производству подбираются соответствующие вспомогательные и подсобные производства, работающие на основное и на друг друга со взаимным замыканием цепи; • принцип «ритма и темпа». Функционирование каждого производства состоит из повторяющихся через определенный промежуток времени процессов, поэтому если промежуток времени (ритм) или приложенные силы (темп) будут увеличиваться или уменьшаться, то произойдет разрыв гармонической связи между процессами; • принцип «параллельности и последовательности работ». Суть этого принципа заключается в том, что частные процессы, составляющие общий процесс, должны совершаться параллельно и одновременно, если возможно—с наименьшим промежутком времени между ними, т. е. последовательно; • принцип «фронта работ» означает необходимость соответствия фронта работ плотности их на единицу фронта; • принцип «реальных условий» требует ставить совершенно достижимые цели, предварительно анализировать и оценивать возможности их реализации (основа стратегического управления). Следующим шагом в изучении дисциплины становиться понимание понятий и элементов организационной структуры ПХС. Структура управления организацией, или организационная структура управления (ОСУ), — одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Данную структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций. Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. ОСУ определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс упорядочения по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми. Ключевые понятия структур управления — элементы, связи (отношения), уровни, полномочия и подчиненность (рис. 23).
Рис. 23. Компоненты организационной структуры управления
Элементами ОСУ могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Есть два направления специализации элементов ОСУ: 1) в зависимости от состава структурных подразделений организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технические разработки т. п.; 2) исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.
Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые — это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, т. е. при наличии уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели. При двухуровневой структуре создаются верхние (руководство организацией в целом) и низовые (менеджеры, непосредственно руководящие работой исполнителей) звенья управления. При трех и более уровнях в ОСУ формируется так называемый средний слой, который в свою очередь может состоять из нескольких уровней. Пирамида уровней управления, а также вопросы, входящие в компетенцию каждого уровня, и соотношение выполнения основных функций управления на различных уровнях, представлены на рис. 24.
Рис. 24. Пирамида уровней управления: I — постановка целей, формирование задач, принятие и утверждение решений, координация относительно ПХС в целом и объектов управления; II — подготовка решений, согласование, участие, информирование, рассмотрение, составление, расчет, принятие и реализация решений относительно деятельности функциональных подразделений; III — доведение решений, исполнение, контроль
В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи. Первые суть отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между так называемыми линейными руководителями, т. е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи обеспечиваются менеджментом. Соответственно используется такое понятие, как «полномочия» линейного персонала, штабного персонала (функционального). Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений). Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения. Если тому или иному работнику управленческого аппарата предоставляется право принимать решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными менеджерами, он получает так называемые функциональные полномочия. Пример должностей линейных и функциональных руководителей, соответствующих различным уровням управления, приведен в табл. 7. Таблица 7 Пример распределения должностей по уровням управления
Между всеми названными выше составляющими ОСУ существуют сложные отношения взаимозависимости: изменения в каждой из составляющих (скажем, числа элементов и уровней, количества и характера связей и полномочий работников) вызывают необходимость пересмотра всех остальных. Так, если руководством организации принято решение о создании в ОСУ нового органа (например, отдела маркетинга), функции которого ранее никто не выполнял, нужно определить: какие задачи будет решать новый отдел; кому он будет непосредственно подчинен; какие органы и подразделения организации будут доводить до него необходимую информацию; на каких иерархических уровнях будет представлена новая служба; какими полномочиями наделяются работники нового отдела; какие формы связей должны быть установлены между новым и другими отделами? Увеличение количества элементов и уровней в ОСУ неизбежно приводит к многократному увеличению числа и сложности связей, возникающих в процессе принятия управленческих решений. Следствием этого нередко является ухудшение качества функционирования менеджмента организации.
10.2. Принципы построения организационных структур и системы управления
Классические теории. Исследования по теории построения организационных структур стали проводиться на систематической основе в 1890-1940 гг. наряду с углублением разработок по научному управлению. В центре внимания этих работ — вся ПХС, а не работа, производимая частью организации или отдельными ее членами. По результатам этих исследований были сформулированы основополагающие принципы организации ПХС, критерии формирования организационных структур, создания системы подразделений, определения управляемости и делегирования прав и ответственности. В основе этих принципов лежат общие законы и принципы организации. Первые исследования по организации управления хозяйственными системами носили сугубо прикладной и нормативный характер и имели целью рационализацию управленческой деятельности. Начало изучению способов разделения административных функций и ответственности между звеньями управленческого аппарата положил Ф. Тейлор. А. Файоль сформулировал ряд общеметодологических установок по формированию структур управления и ПХС в целом: • создание общей структуры организации в соответствии с конкретными целями, придание определенной формы всей структуре и строгое обоснование места и функций каждого элемента системы; • возможность конструирования структуры ПХС по разным моделям; • универсальность принципов административной деятельности для любых социальных образований. А. Файоль предложил 14 принципов организации управления, которые можно объединить в три группы: 1) структурные принципы; 2) принципы процесса управления; 3) принципы конечного результата. Применительно к данному курсу интерес представляют структурные принципы. Рассмотрим более подробно каждый из структурных принципов. Принцип разделения труда. Согласно Файолю разделение или специализация труда — естественный способ произвести больше и лучше с теми же усилиями. Как отмечал Файоль, специализация рассматривается как лучшее средство использования индивидов и групп людей. В то же время разделение труда имеет свои пределы, которые не могут быть превышены. Такие методы упрощения труда, как стандарты работ и строгое упорядочение в пространстве и во времени, акцентировали внимание на технических сторонах работы, а не на поведенческих. В начале 1930-х гг. появился подход, описывающий человеческие отношения и позволяющий рассматривать разделение труда в организациях с учетом влияния человеческого фактора. Принцип единства цели и руководства. Виды работ, которые появляются в результате разделения труда, должны быть скоординированы и направлены на достижение единой цели. Процесс группировки задач по определенным признакам называется департаментализацией. Файоль не выделил базиса для департаментализации, но выработал основное направление, в соответствии с которым деятельность, имеющая общую цель, должна осуществляться по единому плану и управляться одним руководителем. Принцип единства объясняет необходимость назначения руководителя для координации взаимозависимой деятельности. Принцип соотношения централизации и децентрализации. В зависимости от увеличения или снижения объема власти руководителя различают централизацию и децентрализацию. Для каждой ситуации существует оптимальный баланс между централизацией и децентрализацией, и этот баланс нельзя определить без учета способностей руководителя, который назначен для координации деятельности департаментов (отделов). Важно понимать, что этот принцип не означает сосредоточия власти наверху организации. Скорее, он утверждает, что природа задач, руководителя в рамках его ответственности должна отражать его адекватность данной ответственности. Поскольку руководителю передана ответственность, ему должна быть передана и пропорциональная ей власть. Принцип власти и ответственности. Согласно этому принципу должна существовать связь между ответственностью руководителя и той властью, которой он наделен. Желаемая связь состоит в равенстве этих двух факторов. Оценить эту связь, особенно при исследовании задач руководителей высшего уровня, весьма сложно. Суть дела в том, что если кто-то должен предпринимать усилия по субординации, то ему должны быть даны и права отдавать приказы, и власть требовать их исполнения. Принцип цепи. Естественный результат применения вышеназванных принципов — создание соподчиненной цепи руководителей от высшей власти до низших уровней. Более важно, что цепь — это путь создания вертикальных связей в организации. Соответственно, все связи от низшего уровня должны пройти через каждую подчиненную единицу, прежде чем они достигнут должного уровня. Создание цепи — результат применения ранее определенных ведущих принципов. Она будет рациональна до того предела, пока: 1) задания однозначно определены; 2) департаменты основываются на четко установленном базисе и определенных критериях; 3) власть специально передается. В то же время необходимо учитывать возможность существования горизонтальных связей. Руководителю приходится, контактировать с другими руководителями на том же уровне организации. Согласно принципу цепи связь должна следовать вверх по иерархии организации до тех пор, пока не достигнет высшего уровня. Однако часто вопрос или проблема требуют быстрого решения. Для этой ситуации А. Файоль предложил, чтобы двум руководителям одного уровня давалась власть для связи напрямую. Немецкий социолог М. Вебер предложил идеальную модель организации управления ПХС — бюрократию как преобладающую форму структуры управления. В основе различных форм организации управления он видел три вида власти: харизматическую, традиционную и рационалистическую. Концепция рациональности лежит в организационной форме, названной им бюрократией. Структура управления, построенная в такой форме, подобна хорошо отлаженной машине, где каждая часть вносит свой вклад в достижение максимального результата. В таких структурах власть основана на должностях. Власть и ответственность реализуются посредством системы правил и процедур, обусловленных компетенцией определенной должности, и исполняемых сотрудниками функций в соответствующее время. Точность, скорость, однозначность, знание дела, последовательность, такт, единство, строгая субординация, уменьшение трений, затрат материальных и людских ресурсов — вот основные черты бюрократических систем. По мнению Вебера, это обеспечивает высокоэффективную систему координации и контроля. Признаками развивающейся бюрократии являются рост квалификации и профессионализма менеджеров и увеличение числа специалистов различных направлений как по вертикали, так и по горизонтали. Понятие «бюрократия» имеет различные значения. В одних случаях оно характеризует форму управления с четко отработанными процедурами согласования и упорядоченности, в других обозначает негативные последствия деятельности больших ПХС (чрезмерная «канцелярщина», бесполезная деятельность, процедурные задержки, волокита, неэффективные организационные связи). В исследовании Вебера бюрократия относится к социальным представлениям о рационализации коллективной деятельности. Он описывает форму или схему организации управления, которая гарантирует предсказуемость поведения наемных работников. Бюрократическая организация, по мнению Вебера, — это «машина с немеханическим способом производства». М. Вебер сформулировал ряд основных принципов бюрократической организации. 1. Все задания, необходимые для достижения целей, разделяются на высокоспециализированные виды работ. Исполнители должны стать экспертами в своей работе и нести ответственность за эффективное выполнение своих обязанностей. 2. Каждое задание выполняется в соответствии с «постоянной системой общих правил» с целью гарантирования однородности и скоординированности различных заданий. Разумность такой практики состоит в том, что руководитель может устранить неопределенность при выполнении задания, связанную с различиями индивидуумов. 3. Каждый сотрудник или подразделение отвечает перед руководителем за свои действия и действия подчиненных. Власть руководителей основывается на экспертных знаниях и узаконивается тем, что делегируется с верхних уровней иерархии. Таким образом создается цепь команд. 4. Каждое официальное лицо ведет дела своего подразделения безлично и формально и поддерживает социальную дистанцию между собой и своими подчиненными и клиентами. Цель такой практики — гарантировать невмешательство отдельных личностей в достижение целей подразделения и исключить фаворитство из-за личной дружбы и знакомства. 5. Наем на работу в бюрократическую ПХС основывается на технической квалификации и защищает от произвольного увольнения. Соответственно, продвижение по службе основано на старшинстве и достижениях. Наем на работу рассматривается как карьера на протяжении всей жизни. Производственно-хозяйственная система, достигающая такого уровня, приближается к бюрократии идеального типа. Между тем только некоторым ПХС свойственны все характеристики идеального типа. В большинстве из них совершенства достигают или одна, или несколько черт — разделение труда, отношения «руководитель — подчиненный», определенные виды процедур. А. Файоль и М. Вебер и их последователи (П. Урвик, Л. Гьюлик, А. Рейли и др.) придавали особое значение формальной организации, формальной структуре, определяющим строгую ответственность различных звеньев. В дальнейшем многие исследователи различных школ и направлений существенно развили идеи родоначальников организационной науки. После М. Вебера концепция идеальной (бюрократической) организации разрабатывалась в направлении представления об организации управления производственно-хозяйственной системой как о системе коммуникаций и принятия решений (X. Месарович, Дж. Форрестер, Р. Акофф, У. Черчмен, М. Старр, Ст. Вир, Д. Марч, Г. Саймон и др.). Основой разработки информационных систем стали количественные методы, методология построения экономико-математических моделей с кибернетическим подходом и использованием ЭВМ и другой оргтехники. Однако невозможность формализации и алгоритмизации большинства задач управления, отношений и взаимосвязей остались вне поля реализации. П. Лоуренс и Д. Лорш на основе анализа структур различных фирм выявили формы интеграции, реализуемые в разных типах организационных структур при различных уровнях дифференциации функций (табл. 8). Чем выше уровень дифференциации, тем разнообразнее формы интеграции, структура и тем больше материальных, финансовых и временных ресурсов требуется для осуществления коммуникационных процессов. Таблица 8. Формы интеграции в зависимости от степени дифференциации функций и задач
Д. Пут и возглавляемая им Астонская группа предложили два критерия для определения формы организационных структур: 1) структуризацию деятельности (специализация функций, стандартизация процедур, формализация документации); 2) концентрацию власти (централизация руководства, жесткая иерархическая структура) — и по их значимости в формировании организационных структур выделили их типы (рис. 25).
Рис. 25. Типы организационных структур (соотношение факторов концентрации власти и структуризации деятельности)
Г. Мицберг в качестве основы построения организационных структур принимает параметр «ключевое доминирующее ядро» в принятии решений (табл. 9).
Таблица 9 Типы организационных структур (по Г. Мицбергу)
Дж. Вудворд, сравнивая различные по размерам компании и фирмы и используемые ими технологии, обнаружила, что цели фирм определяют вид используемых технологий и, как следствие, структур производства и управления. Универсальная теория формирования структуры управления ПХС, называемая «теория Гласиер», появилась в результате осуществления долгосрочной исследовательской программы, начавшейся в 1948 г. Принципиальные результаты и выводы программы отражены в различных книгах и монографиях, написанных главным образом Б. Д. Уилфредом, В. Брауном и Э. Жакэ.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 817; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |