КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические указания
Тема 7. Типы организационных структур. Многомерные структуры. Содержание темы: Пирамидальные бюрократические структуры. Формы многомерных структур. Дивизиональные структуры Адхократический тип организации. Различие форм и методов реализации принципов формирования данных структур позволяет выделить несколько типов организационных структур, отвечающих условиям внешней и внутренней среды ПХС. Так, по уровню (степени) дифференциации и интеграции функций управле1тая выделяются два класса структур: 1) бюрократические, пирамидальные, основанные на централистском типе интеграции; 2) адаптивные, многомерные, основанные на сочетании централистского и свободных типов интеграции. Устойчивость и рационализм выступали приоритетными параметрами формирования бюрократических структур управления организациями уже в начале XX "в. Концепция бюрократии, сформулированная тогда немецким социологом М. Вебером, содержит следующие характеристики рациональной структуры: • четкое разделение труда, которое приводит к появлению высококвалифицированных специалистов в каждой должности; • иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему; • наличие взаимоувязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающей однородность выполнения сотрудниками их обязанностей и скоординированность различных задач; • формальная обезличенность выполнения официальными лицами должностных обязанностей; • осуществление найма на работу в строгом соответствии с квалификационными требованиями; защищенность служащих от произвольных увольнений. К пирамидальным бюрократическим структурам относятся линейная, функциональная, линейно-функциональная, линейно-штабная организационные структуры. Рассмотрим эти структуры более подробно. Линейная организационная структура управления (рис. 27) реализует принцип единоначалия и централизма, предусматривает выполнение одним руководителем всех функций управления, подчинение ему на правах единоначалия всех нижестоящих подразделений.
Рис. 27. Линейная структура
Это одна из простейших организационных структур управления, В линейных структурах четко проявляется иерархия: во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями, осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления. При линейном управлении каждое звено и каждый подчиненный имеют одного руководителя, через которого по одному каналу единовременно проходят все команды управления. В этом случае управленческие звенья несут ответственность за результаты всей деятельности управляемых объектов. Речь идет о пообъектном выделении руководителей, каждый из которых выполняет все виды работ, разрабатывает и принимает решения, связанные с управлением данным объектом. Поскольку в линейной структуре управления решения передаются по цепочке сверху вниз, а сам руководитель низшего звена управления подчинен руководителю более высокого уровня, формируется своего рода иерархия руководителей данной конкретной организации (например, зав. секцией, начальник отдела, директор магазина или мастер участка, инженер, начальник цеха, директор предприятия). В данном случае действует принцип единоначалия, суть которого состоит в том, что подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. В линейной структуре управления каждый подчиненный имеет своего начальника, а каждый, начальник — несколько подчиненных. Такая структура функционирует в небольших организациях, а в крупных — на низшем уровне управления (секция, бригада и т. д.). Линейная организационная структура управления имеет как преимущества, так и недостатки (табл. 11).
Таблица 11 Преимущества и недостатки линейной структуры управления
В функциональных структурах создаются функциональные подразделения, наделенные полномочиями и ответственностью за результаты своей функциональной деятельности. Линейные звенья отличаются от функциональных интеграцией функций управления объектом, набором полномочий и ответственности. Идея состоит в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, т. е. каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на выполнении отдельных видов управленческой деятельности. В организации, как правило, специалисты одного профиля объединяются в специализированные структурные подразделения (отделы), например плановый отдел, бухгалтерию и т. д. Таким образом, общая задача управления организацией делится, начиная со среднего уровня,.по функциональному критерию.. Отсюда и название — функциональная структура управления (рис. 28). Вместо универсальных менеджеров, которые должны разбираться и выполнять все функции управления, появляется штат специалистов, имеющих высокую компетенцию в своей области и отвечающих за определенное направление (например, планирование и прогнозирование).
Рис. 28. Фрагмент функциональной структуры
Функциональная структура реализует принцип разделения и закрепления функций управления между структурными подразделениями, предусматривает подчинение каждого линейного подразделения нижнего уровня нескольким руководителям вышестоящего уровня, реализующим функции управления. Достоинства и недостатки этой структуры представлены в табл. 12. Таблица 12 Достоинства и недостатки функциональной структуры
На предприятиях крупного и среднего бизнеса применима линейно-функциональная структура (рис. 29), до сих пор широко используемая российскими организациями.
Рис. 29. Фрагмент линейно-функциональной структуры
Линейно-функциональная структура реализует принципы единоначалия, линейного построения структурных подразделений и распределения функций управления между ними, демократического централизма, т. е. рациональное сочетание централизации и децентрализации. Типичными уровнями управления в линейно-функциональной структуре выступают: • высший — институциональный уровень (генеральный директор, директор, президент). Деятельность руководителя данного звена обусловлена целями и стратегиями развития системы в целом. На этом уровне реализуется большая часть внешних связей. Здесь велика роль личности и ее профессиональных качеств; • средний — управленческий уровень, объединяющий руководителей среднего звена и их аппарат. Менеджеры среднего звена решают задачи, вытекающие из функциональной специфики; • низший — производственно-технический уровень, объединяющий руководителей низового звена, находящихся непосредственно над рабочими (старший мастер, мастер). Руководителей низшего звена называют операционными. Они ответственны за обеспечение производственного процесса всеми видами ресурсов и за работу с людьми. Коммуникации здесь преимущественно внутригрупповые и межгрупповые. При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро и т. п.). 8 данном случае функциональные структурные подразделения подчиняются главному линейному руководителю. Свои решения они проводят в жизнь либо через главного руководителя, либо (в пределах своих полномочий) непосредственно через соответствующих руководителей служб-исполнителей. Достоинства и недостатки линейно-функциональной структуры представлены в табл. 13.
Таблица 13 Достоинства и недостатки линейно-функциональной структуры
Многолетний опыт использования линейно-функциональных структур управления показал, что они наиболее эффективны там, где аппарат управления решает рутинные, часто повторяющиеся и редко меняющиеся задачи. Их достоинства проявляются в управлении организациями с массовыми или крупносерийными типами производства, когда производство менее восприимчиво к прогрессу в области науки и техники. При такой организации управления предприятие может успешно функционировать лишь в том случае, если изменения по всем структурным подразделениям происходят равномерно. Но так как в реальных условиях этого нет, наблюдается неадекватность реакции системы управления на требования внешней среды. Положение усугубляется утратой гибкости во взаимоотношениях работников аппарата и процедур. В результате затрудняется и замедляется передача информации, что не может не сказываться на скорости и своевременности принятия управленческих решений. Необходимость согласования действий разных функциональных служб резко увеличивает объем работы руководителя организации и его заместителей, т. е. высшего эшелона управления. Недостатки линейно-функциональной структуры управления на практике усугубляются в условиях хозяйствования, при которых возможна неравноценность ответственности и полномочий руководителей разных уровней и подразделений, превышены нормы управляемости, особенно у директоров и их заместителей; формируются нерациональные информационные потоки; чрезмерно централизуется оперативное управление производством; не учитывается специфика работы различных подразделений, отсутствуют необходимые нормативные и регламентирующие документы. Следует отметить, что в России в условиях командно-административной системы линейно-функциональный тип структуры был преобладающим. Можно сказать, что и в настоящее время такие структуры или их фрагменты распространены в разных отраслях народного хозяйства. Разновидность линейно-функциональной структуры — линейно-штабные структуры, когда функциональные подразделения создаются на каждом иерархическом уровне. При этом возможны две формы связей подчиненности: непосредственно руководителю линейного подразделения данного уровня; руководителю соответствующего функционального подразделения вышестоящего уровня. Достоинство данных структур, прежде всего в том, что они способствуют высокой профессиональной специализации, стандартизации, формализации и программированию процессов управления. Два типа линейно-штабных структур представлены на рис. 30.
Рис. 30. Линейно-штабная структура
В пирамидальных структурах рассмотренные соотношения ограничены двумя измерениями: вверх-вниз и частично поперек. При их построении оперируют ограничивающим допущением, согласно которому организационная структура должна быть представлена на двумерной схеме, вычерчиваемой на плоской поверхности. Эти ограничения часто вызывают серьезные и дорогостоящие последствия. Во-первых, между отдельными структурными подразделениями возникает не сотрудничество, а конкуренция. Внутри ПХС существует более сильная конкуренция, чем между ними, и эта внутренняя конкуренция порой приобретает неэтичные формы. Во-вторых, такой способ представления структуры серьезно затрудняет определение функций отдельных подразделений и измерение показателей качества работы вследствие большой взаимозависимости подразделений. В-третьих, это способствует созданию структур, сопротивляющихся изменениям, поэтому они перерождаются в бюрократические структуры, не поддающиеся адаптации. Большинство таких ПХС обучается крайне медленно, если обучается вообще. В-четвертых, двумерное представление организационной структуры ограничивает число и характер возможных вариантов решения возникающих проблем. При наличии такого ограничения невозможны решения, обеспечивающие развитие ПХС с учетом технических и социальных изменений, темпы которых растут. Существующая обстановка требует, чтобы организации были не только готовы к любым изменениям, но и способны их воспринимать. Перечисленные выше недостатки можно преодолеть путем построения многомерной организационной структуры. Формы многомерных структур. Многомерные формы организационных структур (рис. 31) появились как реакция на увеличение разнообразия внешнего окружения, сфер деятельности ПХС, динамизма изменений. Дело в том, что чрезмерный рост иерархической бюрократии в крупной ПХС не отвечает требованиям динамизма технологии и рынка, инновационной способности и скорости принятия решений. Все большее значение приобретают знания и мнения экспертов, новые коммуникационные технологии, позволяющие иметь доступ к информации независимо от занимаемой должности (процесс деиерархизации структур). Многомерные структуры управления стали развиваться примерно с конца 1970-х гг., когда, с одной стороны, создание международного рынка товаров и услуг резко обострило конкуренцию среди предприятий и жизнь потребовала от предприятий высоких эффективности и качества работы и быстрой реакции на требования рынка, а с другой — стала очевидной неспособность структур иерархического типа соответствовать этим условиям.
Рис. 31. Трехмерная организация 194
Глазное свойство многомерных структур — их способность изменять форму, приспосабливаясь к изменяющимся условиям, поэтому они и получили название адаптивных. Разновидностями структур этого типа являются матричные и бригадные структуры. При внедрении этих структур необходимо одновременно изменять и взаимоотношения между подразделениями предприятия. Если же сохранять систему планирования, контроля, распределения ресурсов, стиль руководства, методы мотивации персонала, не поддерживать стремление работников к саморазвитию, результаты внедрения таких структур могут быть отрицательными. Матричная структура управления — это современный тип организационной структуры управления, который создается путем совмещения двух структур: линейной и программно-целевой. В соответствии с линейной структурой (по вертикали) осуществляется управление отдельными сферами деятельности организации: производством, сбытом, снабжением, а в соответствии с программно-целевой структурой (по горизонтали) — управление программами (проектами) (рис. 32, 33).
Рис. 32. Матричная организация, направленная на изделие
Рис. 33. Матричная организация, направленная на проект
При матричной структуре управления руководитель программы (проекта) работает со специалистами, которые подчинены линейным руководителям. Он определяет, что и когда должно быть сделано по конкретной программе. Линейный же руководитель решает, кто и как будет выполнять ту или иную работу. Матричная структура реализует принцип множественности подчинения. Структурные подразделения, сформированные по линейному и функциональному принципам, распределяются (полностью или частично) между руководителями проектов (программ), изделий с сохранением подчиненности их вышестоящему руководителю соответствующего структурного подразделения. Достоинства и недостатки матричной структуры представлены в табл. 14.
Таблица 14 Достоинства и недостатки матричной структуры
Дивизионалъные структуры — это специфические виды структур бюрократического типа, в которых варьируют принципы межфирменного и межфункционального взаимодействия на основе линено-функциональных связей. Но в силу специфического построения подразделений с ориентацией либо на регион, либо на продукт, либо одновременно и на, то и на другое эти структуры весьма динамичны и отнесены к адаптивному типу. С увеличением размеров фирм, внедрением новых технологий, повышением изменчивости внешней среды происходит -структуризация органов управления путем выделения управленческих звеньев, специализирующихся по видам товаров (продуктовая структура), группам потребителей (структура, ориентированная на потребителя), географическим районам (территориальный принцип) (рис. 34-36).
Рис, 34. Дивизиональпая структура, ориентированная на продукт
Рис. 35. Дивизиональная структура, ориентированная на регион
Рис. 36. Смешанная дивизиональная структура
Основу дивизионального типа структуры составляет довольно устойчивая неизменная форма — отделение (филиал), специализированное на одном из параметров: продукте (изделии, услуге), районе расположения, функции. Естественно, что организационная структура самих отделений может быть разнообразной, соответствующей их целям и задачам. Эти отделения (филиалы) и другие организационные формы могут гибко, часто и подвижно меняться, использовать различные временные формы — рабочие группы, проектные центры. Конфигурация ПХС в этом случае будет меняться, в целом сохраняя отделения. Широкому распространению и живучести организационных структур по отделениям способствуют: ü очевидная целесообразность отделений. Все главные функции управления и деятельности: производство, финансы, сбыт, кадры — имеют место в каждом отделении; ü четкая система правил, определяющих условия, при которых для нового измерения (продукта, географии, функции) автоматически создается независимое отделение; ü упорядоченность перераспределения людей и даже продуктов или ассортимента между отделениями. Простота структурного построения такого типа фактически реализует в явной форме принцип делегирования полномочий и ответственности на нижние уровни управления, развития (расширения) горизонтальных связей и гибкости. Благодаря простоте формы повышается мобильность базовой структуры путем создания для решения проблем рабочих групп, проектных центров и других временных целевых органов. Важное преимущество организации по отделениям — сокращение штата управления. Заслуживает внимания тот факт, что, несмотря на рост числа отделений и соответственно числа руководителей, в целом число управленцев сокращается. Это сокращение касается в первую очередь высших уровней управления. Центральный аппарат управления многих крупных корпораций и фирм не превышает 100 человек. Мировая практика показала, что с введением дивизиональных принципов структура управления организацией (и входящими в нее отделениями) в основе остается линейно-функциональной, и одновременно усиливается ее иерархичность, т. е. управленческая вертикаль. В результате существенно уменьшается нагрузка на верхний эшелон управления, который сосредоточивается на стратегическом менеджменте организации в целом, а отделения, обретающие оперативно-хозяйственную самостоятельность, начинают работать как «центры прибыли», активно используя предоставленную им свободу для повышения эффективности своей деятельности. Однако на практике проявляется определенная сдержанность в отношении децентрализации, и устанавливаются ее допустимые пределы. Это вызвано тем, что стали отчетливо видны негативные стороны излишней свободы отделений и предприятий в выборе сфер производственной деятельности и принятия ответственных управленческих решений. Во многих случаях руководство корпораций теряет возможность контролировать производственно-техническую деятельность отделений, возникают сложные информационные проблемы. Адхократический тип организации. Под адхократией понимаются различные организационные механизмы (структура, коммуникации, методы стимулирования) и неформальные объединения людей, направленные на решение постоянно возникающих новых проблем и создаваемые на временной основе (на период решения проблемы). Адхократический тип организации основан на принципе организованной неорганизованносги, когда организуются (создаются) условия, а не элементы производства (люди, средства производства, орудия труда). Это принцип, когда нужные люди встречаются в нужном месте, в нужное время, для решения нужной проблемы без прямого воздействия со стороны субъекта управления. В адхократическом типе организации реализуются принципы самоорганизации. Организационной формой адхократии является бригадная структура, основу которой составляет групповая форма организации труда и производства (рис. 37).
Принципы бригадной структуры Автономная работа бригады, обычно состоящей из рабочих, специалистов и управленцев Предоставление прав самостоятельного принятия решений и координации действий с другими бригадами, в гам числе права привлечения сотрудников других бригад, если это необходимо для решения конкретных проблем Замена жестких связей бюрократического типа (основанных на жестких правилах, нормах и процедурах) гибкими, обязательными для совместного решения конкретных вопросов
Рис. 37. Принципы бригадной структуры
Достоинства бригадной структуры: • реализация концепции групповой формы (поощряются взаимопомощь, взаимозаменяемость, личная ответственность, ориентация на запросы потребителей, активное сотрудничество в решении проблем); • менеджмент носит характер квалифицированных консультаций и опирается на достижение группового согласия; • существенно меняются требования к квалификации работающих (предпочтение отдается людям с универсальными знаниями и навыками, способным обеспечить взаимозаменяемость и гибкость при смене выполняемых бригадой заданий); • сочетание коллективной и индивидуальной ответственности за качество работы и ее конечный результат резко снижает необходимость в строгом контроле извне и промежуточном учете результатов; • оплата труда направлена на стимулирование в первую очередь экономически выгодного сотрудничества и заинтересованность в росте доходов и прибыли, предусматривает тесную связь между уровнями заработной платы каждого члена бригады и общими результатами; • отход от принципов рациональной бюрократии (в состав бригад входят специалисты, знающие задачи и способы их решения и не нуждающиеся в дополнительных руководящих указаниях сверху, не требуются им и многочисленные вспомогательные аналитические и контролирующие службы). Одна из проблем, которая возникает при бригадной структуре, — горизонтальная координация работ взаимосвязанных бригад. Так, в компании «Боинг» с этой целью в структуру введен уровень, состоящий из пяти интеграционных бригад, в каждую из которых вошли 12-15 представителей рабочих бригад. Литература: 1- 8
Вопросы для самопроверки: 1) В чем сущность, достоинства и недостатки линейно-функциональной структуры? 2) Опишите схему линейно-штабной структуры, ее сущность, достоинства и недостатки. 3) Представьте схему матричной структуры. Объясните ее сущность, достоинства и недостатки. 4) Охарактеризуйте типы дивизиональной структуры, ее сущность, достоинства и недостатки.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |