Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Смешанные избирательные системы 141




Глава 7. Избирательные системы

Пропорциональная избирательная система 137

Глава 7. Избирательные системы

Таблица 7.1

Партия А — 56,7 тыс. Партия Б — 32,3 тыс. Партия В — 9,385 тыс.
56,7: 1 = 56,7 32,3: 1 = 32,3 9,385: 1 = 9,385
56,7: 2 = 28,35 32,3:2 = 16,15 9,385: 2 = 4,6925
56,7:3 = 18,9 32,3:3 = 10,77 9,385:3 = 3,1283

Затем полученные частные распределяют в порядке убывания: 56,7; 32,3; 28,35; 18,9; 16,15; 10,77; 9,385; 4,6925; 3,1283. Частное, порядковый номер которого соответствует числу замещаемых мандатов (в нашем случае 16,15), является общим делителем. Каждый список получает столько мест, сколько частных уложилось до 16,15 включительно. Следовательно, в данном случае партия А получает три мандата (уложились три частных: 56,7; 32,3; 18,9), партия Б — два мандата (уложилось два частных: 32,3; 16,5), партия В — ни одного мандата.

Наиболее сложная проблема при пропорциональной системе — это уже упоминавшаяся проблема остатков, получающихся при делении общего числа голосов, поданных за ту или иную партию, на квоту. Эти остатки появляются в каждом избирательном округе, а затем в целом по стране они превращаются порой в весьма значительное число как бы оставшихся без внимания голосов. Самым оптимальным выходом из этого затруднения является превращение всей страны в единый избирательный округ. Благодаря этому удается также предотвратить возможные искажения при образовании избирательных округов (избирательная география). Объявление всей территории страны единым избирательным округом характерно, к примеру, для Нидерландов, Израиля, Венесуэлы. В Португалии после внесения поправок в Конституцию в 1989 г. также появилось положение, позволяющее считать территорию всей страны единым избирательным округом. В России на выборах депутатов в Государственную думу по партийным спискам в 1993 и 1995 гг. вся территория страны представляла собой единый избирательный округ. В Швеции, например, для обеспечения подлинной пропорциональности на парламентских выборах в избирательных округах распределяют лишь 310 мандатов из 349, а оставшиеся 39 «уравнивающих мандатов» передаются затем в те избирательные округа, в которых партии имели наибольшее число неучтенных при первом распределении голосов избирателей, для определения, какие партии должны получить эти дополнительные депутатские мандаты.

Противники пропорциональной избирательной системы в качестве одного из ее недостатков считают обезличенность партийных списков.

В соответствии с названием этой системе чужд перевод голосов и, стало быть, ординальный бюллетень, применяемый в ЕПГ. Система единого непереходящего голоса используется в Японии при выборах нижней палаты парламента. Величина округов установлена на уровне от трех до пяти. Но при этом каждый избиратель голосует лишь за одного кандидата путем подачи категорического бюллетеня. Победителями становятся кандидаты с наибольшим количеством голосов независимо от их партийной принадлежности. При такой системе для маленьких партий, которые не могут претендовать на несколько мест, существует лишь один вариант стратегии: выдвигать по одному кандидату в округе в надежде, что поданных голосов будет достаточно. Крупные партии стоят перед более сложным выбором. Можно выдвинуть столько кандидатов, на сколько мест партия способна претендовать при благоприятном стечении обстоятельств. Но если руководство партии ошибется в расчетах и поддержка избирателей окажется меньше, чем ожидалось, то поданные за партийных кандидатов голоса распылятся и ни один из представителей партии не добьется успеха. Конечно, риска можно избежать, выдвинув лишь одного или двух кандидатов. В этом случае распыления голосов не произойдет. Но если партия действительно пользуется широкой поддержкой избирателей, то излишняя осторожность будет стоить ей парламентских мест — ведь сколько бы голосов партия ни получила, она не может провести в парламент больше кандидатов, чем выдвинула. Наконец, партии нужно позаботиться о том, чтобы в каждом из округов никто из выдвинутых ею кандидатов не «стягивал на себя» все голоса ее сторонников. Ведь тогда особо популярный кандидат победил бы с колоссальным отрывом, а менее популярные остались бы ни с чем, уступив победу представителям партий, использующим более разумную стратегию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.