КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политические доктрины христианства 381
Глава 19. Религия и политика Политическая доктрина ислама Протестантские политические теории Политические доктрины христианства 379 Глава 19. Религия и политика к христианству не столько как к религии, сколько как к великой исторической традиции. В этом смысле христианско-демократические партии могут считаться не религиозными, а консервативными партиями. Не случайно в ряде стран Европы христианско-демократические партии являются интерконфессиональными, объединяя представителей различных конфессий и даже неверующих. В целом католическая церковь и в наши дни остается одной из наиболее влиятельных сил в современном мире. Протестантизм родился в XVI в. как социально-идеологическое движение, направленное против католической церкви и феодальных порядков. С самого начала протестантизм был разнородным движением, не имевшим единой организации. В наши дни существуют несколько десятков самостоятельных протестантских конфессий и деноминаций. Характерной особенностью протестантизма является отрицание необходимости церковной иерархии, посредников между Богом и человеком в виде церковной организации. Это приводит к тому, что протестанты редко выдвигают собственные политические требования. Протестантский религиозный идеал представлял собой общину равных единоверцев, в которой мог проповедовать каждый. Не удивительно отсюда, что протестанты в политике тяготели к демократии. Действительно, именно протестантские страны и стали первыми в истории конституционными монархиями или республиками. Однако именно уважение прав меньшинства и отсутствие религиозной инстанции, дающее общее для всех решение в вопросах веры (как папство для католицизма), приводит к отсутствию чисто протестантских политических партий. Даже христианско-демократические партии в протестантских странах являются светскими консервативными партиями. Самая молодая из мировых религий ислам на сегодняшний день может считаться и самой политизированной религией. Это объясняется тем, что мусульманские страны переживают всеохватывающий кризис, а светские идеологии не могут дать ответа на мучающие мусульман вопросы. В самом деле, за последние полвека страны традиционного ислама уже перепробовали попытки введения у себя демократии западного образца, пытались строить социалистическое общество самого различного направления, пережили период националистических диктатур. Однако все это оказалось не в состоянии решить стоящие перед странами проблемы. В этих условиях и произошло «возрождение» ислама. Во многом это возрождение было связано с особенностями исламской религии. В основе политической системы ислама лежат три основных принципа: 1. Таухид (единобожие). 2. Рисалят (пророческая миссия Мухаммеда). 3. Хиляфа (наместничество). Принцип единства Аллаха всецело опровергает концепцию юридической и политической независимости человеческих существ, коллективно или индивидуально. Ни один индивид, семья, класс общества или раса не имеет права ставить себя превыше Аллаха. Только Аллах один является Правителем, и Его предписания — закон. Таким образом, никакая конституция не может ничего предписывать религии и ее служителям. «Хиляфа» с арабского языка переводится как «представительство». Поскольку человек является представителем Аллаха на земле, Его наместником, он призван, используя добродетели и способности, данные ему Аллахом, выполнять предписания Аллаха в этом мире в пределах, определяемых Аллахом. В действительности это означает, что управлять мусульманской общиной после пророка Мухаммеда могут наиболее благочестивые мусульмане. Борьба за власть между преемниками пророка уже в VII в. породила раскол ислама на существующие и поныне направления — суннизм (ортодоксальный ислам) и шиизм. Первыми шиитами были сторонники халифа Али и его сына Хусейна, погибших в борьбе против захватившего власть грубой силой халифа Моавии. С тех пор шииты считают, что править мусульманами могут только потомки Али, а все остальные правители не могут считаться истинными. Шииты неоднократно поднимали восстания и создавали недолговечные государства, которыми правили имамы — духовные лидеры. В X в. один из таких шиитских имамов пропал без вести. Однако шииты считают, что имам не погиб, а скрылся и со временем вернется в этот мир и установит царство справедливости. В силу исторических обстоятельств шиизм утвердился только в одной мусульманской стране — Иране. В 1979 г. иранское духовенство под руководством аятоллы (духовный титул шиитов) Хомейни возглавило народную революции, свергнув прозападный режим шаха и установив весьма своеобразный политический режим — исламскую республику. В Иране существуют парламент, президент, партии, периодически проводятся выборы, однако все решения правительства может отменить духовный законоучитель — факих, или рахбар. В конституции Ирана записано, что она действует временно, до тех пор, пока не вернется «сокрытый имам». Пример Ирана вдохновляюще действует на шиитов в других странах исламского мира. Большинство мусульман являются суннитами (от Сунны — сборника рассказов о жизни и изречениях пророка Мухаммеда). После ликвидации халифата в 1924 г. у суннитов отсутствует единое духовное руководство. Это приводит к раздробленности мусульманских политических идеологий и способствует популярности воинственных экстремистов фундаменталистского толка. Итак, религизация политики и политизация религии являются одними из наиболее ярких феноменов политического развития мира в новом веке. Контрольные вопросы 1. Что такое вера и чем она отличается от религии? 2. Какие факторы способствуют политизации религии в XXI в.? 3. Каковы важнейшие компоненты религиозно-политических идеологий? 4. Что стимулирует религизацию политики в наше время? 5. Что такое религия, каковы ее важнейшие компоненты? 6. Как можно охарактеризовать ранние формы религии? 7. Какие религии относятся к национальным и мировым? 8. Что такое догмат, обряд, культ? 9. Что такое фундаментализм, традиционализм, модернизм в религии? 10. Охарактеризуйте понятие клерикализма. 11. Что такое секуляризация, политическая и культурная? 12. Какова была политическая доктрина первых христиан? 13. Православие и католицизм — в чем политические, теологические и философские различия между ними? 14. Каковы особенности идеологии и политики протестантизма? 15. Христианско-демократические партии в Западной Европе — в чем их интерконфессиональность? 16. Какова политическая доктрина православия?
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1174; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |