КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Острые кишечные инфекции
ВВЕДЕНИЕ Основные принципы (протокол) лечения ОКИ у детей проф. Новокшонов А.А. 130 Диета 130 Регидратационная терапия 133 Ферментотерапия 137 Симптоматическая терапия 140 Этиотропная терапия 141 Синдромальная терапия 144 Наблюдение и контроль 146 Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной работы студента, как в аудиторное, так и во внеаудиторное время. Здесь представлены: мотивация изучения темы, цели занятия, базисные разделы, рекомендуемая литература, схема обследования больного, клинические задачи. Для подготовки к занятиям предлагается повторить базисные разделы, прочитать рекомендуемую литературу, оценить свои знания, отвечая на вопросы задач. Практические занятия строятся по следующему плану: 1. Проверка готовности студента к занятию. 2. Инструкция преподавателя по работе в кишечном инфекционном отделении у постели больного. 3. Курация больных и ведение больного по теме занятия. 4. Демонстрация и разбор больного по теме занятия. 5. Заключительная проверка знаний студентов по теме (решение практических клинических задач). 6. Подведение итогов занятия и оценка знаний студентов. 7. Задание на дом. Острые кишечные инфекции (ОКИ) – это большая группа инфекционных заболеваний человека с энтеральным (фекально-оральным) механизмом заражения, вызываемых патогенными (шигеллы, сальмонеллы и др.) и условно-патогенными (протей, клебсиеллы, клостридии и др.) бактериями, вирусами (рота-, астро-, калицивирусами и др.) и простейшими (амеба гистолитика, лямблии, балантидии коли и др.). Острые кишечные инфекции до настоящего времени занимают ведущее место в инфекционной патологии детского возраста, уступая по заболеваемости только гриппу и острым респираторным инфекциям. По данным ВОЗ, ежегодно в мире регистрируется до 1-1,2 млрд. диарейных заболеваний и около 5 млн. детей ежегодно умирают от кишечных инфекций и их осложнений. Источником инфекции является человек и/или животные. Ведущий путь передачи для детей раннего возраста – контактно-бытовой, для детей старшего возраста – пищевой или водный. Воздушно-капельным, трансмиссивным и парентеральным путем кишечные инфекции не передаются. При ОКИ, протекающих с бактериемией (например, брюшной тиф), возможно внутриутробное инфицирование плода. Кишечные инфекции встречаются как в виде спорадических случаев, так и в виде эпидемических вспышек, вплоть до пандемий (холера). Для большинства ОКИ бактериальной этиологии характерен летне-осенний подъем заболеваемости, для вирусных диарей – осенне-зимний период года. Входными воротами инфекции и органом «мишенью» является желудочно-кишечный тракт. Клинически ОКИ характеризуются симптомами интоксикации (вялость, сниженный аппетит, лихорадка и др.), нередким развитием синдромов инфекционного токсикоза (нейротоксикоза, токсикоза с эксикозом, гиповолемического, инфекционно-токсического шока и др.) и диарейным синдромом. Особенности клинических проявлений каждой нозологической формы ОКИ определяются, главным образом, наличием того или иного набора ведущих («пусковых») факторов патогенности у возбудителя инфекции (способность к инвазии, продукция экзотоксинов, их тропизм и др.).
Классификация острых кишечных инфекций
В настоящее время принято классифицировать кишечные инфекции по этиологическому фактору, подтвержденному на основании лабораторных методов диагностики, что позволяет выявлять нозологические формы ОКИ (шигеллез, сальмонеллез и др.). В отсутствии лабораторного подтверждения, диагноз верифицируется по топической локализации патологического процесса (гастрит, энтерит, гастроэнтерит, колит и др.). В этом случае диагноз ОКИ устанавливается на основании клинико-эпидемиологических данных, как «кишечная инфекция неустановленной этиологии» с обязательным указанием (как и при лабораторном подтверждении) топики поражения ЖКТ и ведущего клинического синдрома, определяющего тяжесть заболевания (токсикоз с эксикозом, нейротоксикоз, инфекционно-токсический шок и др.). Несмотря на значительные достижения в изучении особенностей патогенеза и клинических проявлений, этиология ОКИ, при использовании только «традиционных» лабораторных исследований (бактериологического и серологического), в 50-80% случаев остается нераспознанной. Это связано, как с несовершенством бактериологической лабораторной службы, так и ростом удельного веса в структуре ОКИ у детей в последние годы вирусных и паразитарных кишечных инфекций, выявление которых многим практическим лабораториям недоступно, а дифференциальная диагностика из-за однотипности клинических проявлений представляет определенные трудности для практического врача. Общепринятая классификация ОКИ по этиологическому принципу и рекомендуемая терапевтическая тактика, направленная на лечение конкретной нозологической формы, которая устанавливается по результатам лабораторных исследований ретроспективно, в настоящее время не отвечает потребностям клиницистов. Для построения рациональной этиопатогенетической терапии ОКИ в начальном периоде заболевания (до получения результатов лабораторных исследований) следует использовать усовершенствованную и дополненную сотрудниками кафедры детских инфекций классификацию ВОЗ. Классификация предусматривает разделение всех ОКИ на группы по «пусковому» механизму и патогенезу развития диареи и инфекционного процесса на «инвазивные», «секреторные», «осмотические» и смешанные. В классификации представлен перечень возможных возбудителей, топики поражения ЖКТ и клинические синдромы инфекционного токсикоза, которые могут иметь место при том или ином типе диареи (ОКИ). Развитие определенного типа диареи (ОКИ) и топика поражения ЖКТ (энтерит, колит и др.) определяются наличием одинаковых факторов патогенности для группы возбудителей (способность к инвазии, тропизм, продукция экзотоксинов и др.) и единого для них патогенеза и «пускового» механизма развития инфекционного процесса, что и является основой этиопатогенетической классификации кишечных инфекций. Определение типа диареи может опосредованно указывать не только на возможный этиологический фактор, но и позволяет дифференцированно подходить к построению терапевтической тактики даже при одной и той же нозологической форме кишечной инфекции, исходя из этиопатогенеза «пускового» механизма развития инфекционного процесса в данном конкретном случае заболевания. Многочисленными исследованиями установлено, что один и тот же возбудитель (например, сальмонеллы, кампилобактер, клостридии и др.) может вызывать как «инвазивный», так и при инфицировании штаммами бактерий, способными продуцировать энтеротоксин, «секреторный» или смешанный тип диареи. Таким образом, для построения рациональной терапевтической тактики ОКИ у детей важным является не только установление этиологического диагноза, но и типа диареи, определяющего основные направления этиопатогенетической терапии.
Таблица 1. Этиопатогенетическая классификация ОКИ у детей.
Таблица 2. Патогенез и критерии диагностики «типа» диареи.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 2472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |