КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2. История развития гостиничного хозяйства в России
Что касается развития гостиничной индустрии России, то в общих чертах оно схоже с процессами, имевшими место в Европе; вместе с тем оказали свое влияние и особенности развития общества, и географическое положение, и климатические условия, и ряд других факторов. Как и в Европе, первые туристы — это нищие, паломники, торговцы и воины. Основные торговые пути определяли географию «туристских направлений». Первые средства размещения находились в городах, добраться до которых, учитывая практически отсутствие дорог, было непросто. Русские города, развитие которых было связано с торговлей, располагались в основном на реках, являвшихся иногда основными путями, которые связывали их с другими городами. Среди первых средств размещения средневековой Руси можно выделить постоялые и гостиные дворы, частный жилой сектор, размещение при монастырях. Постоялые дворы были наименее комфортабельными, в «перечень» услуг, на которые могли рассчитывать путешественники, помимо размещения входили услуги питания, обслуживание «транспортных средств». Для более состоятельных путешественников, как правило купцов, предназначались гостиные дворы, где они не только жили, но и хранили товар) занимались торговлей. Это средство размещения получило широкое распространение уже в XII в. К этому же времени относится и появление первых «Правил предоставления гостиничных услуг на Руси», которые регламентировали порядок проживания жителей гостиных дворов, их отношения с местным населением, правила торговли и безопасности (должны были строго соблюдаться правила противопожарной безопасности, так как в основном помещения были деревянные) и т. д. Но наиболее распространенным средством размещения был частный сектор, где практиковалась сдача домов, причем как комнат, так и «углов». Государственное участие в развитии средств размещения на Руси выразилось в учреждении в конце XV — начале XVI в. «ямской службы». В небольших поселках («ямах»), расположенных на определенном расстоянии друг от друга у больших дорог, организовывались постоялые дворы и трактиры, предназначенные для обслуживания проезжающих по государственным нуждам или просто желающих заплатить. Они просуществовали вплоть до появления железных дорог, а кое-где и дольше. Медленнее всего развивался в России курортный туризм; это связано и с огромными расстояниями, отделявшими Москву и Петербург от Кавказа, и с политической обстановкой в этом регионе. Еще в 1719 г. Петр I распорядился построить в месте под названием Марцинальные воды (район Петрозаводска) курорт, который не уступал бы европейским; таким образом, это место стало первым «официальным» российским курортом. Но бурное развитие курортов происходит только в конце XIX в. в Крыму и на Кавказе. Последствия войны не могли не отразиться на развитии гостиничной отрасли: эпоха «застоя» продолжалась вплоть до конца 1950-х гг., в это время было построено всего несколько новых гостиниц. Начавшиеся в конце 1950-х гг. изменения в советской индустрии гостеприимства были обусловлены развитием массового внутреннего туризма и увеличением количества зарубежных гостей. Массовое строительство гостиниц, прежде всего в больших городах, происходит по типовым проектам, гостиничные здания представляли собой грандиозные сооружения, рассчитанные порой на тысячи мест. Они предлагали по умеренным ценам умеренный комфорт, что в принципе соответствовало существующей структуре спроса. Переход к рыночной экономике отразился и на гостиничном секторе. Прежде всего происходит изменение структуры потребительского потока: - увеличивается количество зарубежных туристов; - часть российских клиентов получает возможность обслуживаться в зарубежных отелях и предприятиях питания, работающих по международным стандартам, и получить представление о другом уровне сервиса и комфорта; - для большей части населения нашей страны гостиничные услуги становятся недоступными в связи с падением их жизненного уровня. В результате этих изменений гостиничный рынок начал ориентироваться прежде всего на элитарного потребителя. С другой стороны, российское гостиничное хозяйство начала 1990-х гг. характеризовалось высокой степенью износа, как физического, так и морального (по экспертным оценкам, до 80% материальной базы гостиниц нуждалось в реконструкции). Среди положительных тенденций этого периода можно отметить изменение организационно-правового статуса собственности гостиничной сферы, что приводит к обострению конкуренции и, как следствие, стремлению к повышению качества предоставляемых услуг в результате появления на российском рынке международных гостиничных цепей со своими стандартами обслуживания.
Тема 3. Мировой опыт классификации средств размещения Говоря о гостиничном обслуживании следует сказать о современной классификации средств размещения. Согласно терминологии ЮНВТО, под средством размещения понимается любой объект в виде помещения, который регулярно или иногда предоставляет туристам и путешественникам размещение для ночлега. Во всем разнообразии классификаций средств размещения можно выделить три подгруппы: Во всем разнообразии классификаций средств размещения можно выделить три основные группы: 1. Рекомендуемая международная и европейская классификация средств размещения (ВТО и EUHS) предполагает две категории средств размещения: коллективные и индивидуальные. В свою очередь коллективные средства размещения подразделяются на гостиницы и аналогичные средства размещения; специализированные средства размещения и прочие коллективные объекты размещения. 2. Внутригосударственная классификация – комплекс требований, обязательных для выполнения средствами размещения конкретного государства в зависимости от класса. В настоящее время в мире действует около 30 различных национальных систем категоризации средств размещения и прежде всего гостиниц (система звезд – от 1 до 5; система букв – A, B, C, D; система корон, ключей, лун, яблок, бриллиантов). Все национальные системы классификации можно объединить в две основные группы: европейская, в основе которой лежит французская национальная система, и балльная оценка, в основу которой положена индийская национальная система (преобладает в странах Азии и Африки). Наиболее распространенной считается Французская национальная классификация, которая устанавливает для туристских отелей шесть категорий: пять с присвоением определенного количества звезд (1*,2*,3*,4*,5*) и одна категория без звезд. Данный подход позволяет в большей степени охватить весь рынок гостиничных услуг. В рассматриваемой системе определены основные требования-критерии, объединенные в следующие группы: A – количество комнат; B – общие помещения; C – оборудование отеля; D – комфортность жилья; E – обслуживание; F – доступность инвалидам и лицам с ограниченной подвижностью. 3. Внутренняя классификация гостиничных цепей. Собственный подход к классификации гостиниц имеют и гостиничные цепи. Отличительная особенность такой классификации заключается в том, что гостиничные цепи устанавливают более высокие требования, чем в национальных стандартах. Также гостиничные цепи применяют категоризацию с широкой шкалой рейтинга. Каждая цепь старается формировать определенный имидж – узнаваемый и уважаемый тем потребителем, на которого ориентирована марка. Для этого каждая цепь вводит стандарты, разные для каждой марки в одной стране, но одинаковые для одной и той же марки в разных странах. В качестве примера можно привести систему категоризации компании Supranational Hotels. Данная компания выделяет три основные категории: Deluxe (люкс), First (первая), Tourist (туристская), которые в свою очередь подразделяются на две подкатегории: Superior (высшая) и Moderate (средняя). Гостиничная цепь Holiday Inn включает гостиницы различного класса, ориентированных в основном на семейное обслуживание. 4. Классификация туристских и других ассоциаций. В мировой практике имеются случаи, когда в пределах одной страны существует несколько систем классификаций. Например, в Великобритании наряду с системой «корон» используется классификация, предложенная Ассоциацией британских туристских агентств «British Travel Authority» (ВТА): - бюджетные гостиницы (*): находятся в центральной части города и имеют минимум удобств; - гостиницы туристского класса (**): обязательно располагают рестораном и баром; - гостиницы среднего класса (***): достаточно высокий уровень обслуживания; - гостиницы первого класса (****); очень высокое качество проживания и отличный уровень обслуживания; - гостиницы высшей категории (*****); уровень обслуживания и проживания экстракласса. В Америке вообще нет официальной и утвержденной системы классификации. Наиболее известной здесь является классификация, разработанная Автомобильной ассоциацией Америки (АА). Согласно данной классификации все средства размещения делятся на два класса: - гостиницы; - частные гостиницы и гостевые дома, фермерские дома, небольшие придорожные гостиницы. Гостиницам, согласно системе АА, присваиваются категории 1-5 звезд. Основным фактором, определяющим звездность является не размер средства размещения, а количество и качество предоставляемых услуг. Начиная с 2010 года, система лицензирования отелей и система классификации отелей будут изменены согласно законодательству Евросоюза. ЕС стремится облегчить работу предприятий, взаимодействующих с местами размещения/гостиницами, и планирует создать более строгие критерии для гостиниц для защиты потребителя. Таким образом, Австрия, Германия, Чехия и Венгрия вместе сформировали центрально-европейскую систему и стандартизированные критерии для систем классификации отдельно взятой гостиницы. Определив основные группы классификации средств размещения можно сказать, качества оказываемой услуги – это главнейший и решающий фактор, влияющий на определение класса гостиницы. В каждом отдельном государстве к пониманию уровня комфорта как критерия классификации подходят по-разному. Именно это обстоятельство, а также культурно-исторические факторы, национальные традиции государства, препятствуют введению в мире единой классификации гостиниц.
Лекция 4. Классификация средств размещения в России –НЕ ВЕРНО
Что касается классификации гостиниц и других средств размещения в Российской Федерации, то они периодически изменялись в связи с развитием въездного туризма и отсутствием единой системы гостиничной классификации средств размещения. 21.06.2003г. вышел приказ № 197 Минэкономразвития России «Об утверждении положения о государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения». Вслед за ним выходит Постановление Госстандарта № 205-СТ от 26 июня 2003года об отмене государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц», т.к. за основу новой системы классификации помимо международных стандартов был взят и этот ГОСТ. 15.07. года вышло распоряжение правительства РФ за № 1004-р, в котором были одобрены представленные Ростуризмом предложения о системе классификации гостиниц и других средств размещения, а 21.07.2005 приказ Ростуризма № 86 «Об утверждении системы классификации гостиниц и других средств размещения». Система по классификации гостиниц и других средств размещения на категорию была доработана, в нее внесены требования по классификации гостиниц до 50 номеров, для санаториев и аналогичных средств размещения. 5.07.2006 года за № 129-СТ вышел приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии «О прекращении применения межгосударственного стандарта». В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» следует прекратить применение на территории РФ ГОСТ 28681.4-95 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц» в связи с распоряжением Правительства РФ от 15.07.2005г. № 1004-р с 1 августа 2006 года. Взамен прекратившего действие стандарта следует пользоваться Системой классификации гостиниц и других средств размещения, утвержденной приказом Федерального агентства по туризму от 21.07.2005г. № 86. Согласно действующим в Российской Федерации нормативным документам классификация гостиниц вместимостью не менее пяти номеров осуществляется по категориям. Категории соответствуют звездам, количество которых увеличивается с повышением уровня обслуживания. Одной из целей системы является гармонизация критериев классификации гостиниц и других средств размещения в РФ с рекомендациями ЮНВТО и существующей зарубежной практикой. В своих положениях Система, изучив весь предыдущий опыт в вопросах классификации, развивает и уточняет основные аспекты. В разделе «Определения» даны определения используемых терминов: средства размещения – помещения, имеющие не менее 5 номеров и используемые организациями различных организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями для временного проживания туристов; номер в средстве размещения – одна или несколько комнат с мебелью, оборудованием и инвентарем, необходимыми для временного проживания туристов; номерной фонд – общее количество номеров (мест) средства размещения; знак категории гостиницы и другого средства размещения – форма доведения до потребителей и других заинтересованных сторон информации об аттестации гостиницы и другого средства размещения на соответствие определенной категории. Графически знак категории гостиницы и другого средства размещения представляет собой совокупность от одной до пяти пятиконечных звезд правильной формы произвольного размера. В Системе приведена классификация номеров и требования к ним, уточнены требования, предъявляемые к средствам размещения с номерным фондом до 50 номеров; отдельно разработаны требования и критерии балльной оценки для домов отдыха, пансионатов и средств размещения с оказанием услуг оздоровительного характера. Система классификации гостиниц и других средств размещения позволит оценивать их соответствие как техническим требованиям (по состоянию материально-технической базы), так и качественным характеристикам обслуживания.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1924; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |