Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технология вышивания




Широко распространенным видом рукоделия является вышивание. Оно имеет многовековую историю. Процесс развития вышивания можно проследить по памятникам искусства древних цивилизаций, литературным источникам, а также по сохранившимся образцам вышивок разных времен и народов. На протяжении столетий вышивка была неотъемлемой частью украшения одежды и быта. Ее выполняли льняными, шерстяными, шелковыми (чаще цветными), металлическими (золотыми и серебряными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, блестками, иногда в сочетании с нашитыми драгоценными камнями, монетами и т. п.

В курганах — древних могильных холмах — 1Х - XII веков археологи часто находят элементы древней одежды, украшенной сверкающим золотым узором. Сохранившиеся до наших дней драгоценные золотошвейные вышивки древней Руси покоряют великолепием мотивов и безупречным исполнением узора.

В XVIII - ХХ веках вышивкой занимались повсеместно. Она делилась на городскую и крестьянскую (народную). Городская вышивка постоянно испытывала веяния моды с Запада. Народная вышивка была связана с традициями, обычаями и обрядами русского крестьянства. В русских селениях обучать девочку женскому ремеслу — прядению, ткачеству, вышиванию, кружевоплетению — начинали с пятилетнего возраста. К пятнадцати годам девушка должна была своими руками приготовить приданое, украсив его вышивкой. Соответственно своему назначению каждая вещь (рубаха, передник, сарафан, полотенце и др.) имела особый характер декоративного украшения.

В течение нескольких столетий у русского народа сложились определенные традиции и приемы выполнения вышивки, характер орнамента и его колорит (отличительные особенности) (рис. 59). Русские крестьянки бережно хранили секреты и особенности вышивки своей местности, постоянно пополняя и развивая ее.

Рис. 59. Русский народный костюм с вышивкой

 

В русской вышивке особое внимание уделяется геометрическому орнаменту, изображению растений и животных.

Отличительной чертой орнамента является чередование повторяющихся элементов или группы элементов, узоров, гармоничность всех его частей.

Познакомимся с простейшим способом вышивки — ручным, который считается основой вышивания.

! Орнамент, колорит.

? Что ты знаешь о вышивке как виде рукоделия?

§ 28. Рабочее место. Инструменты, материалы и приспособления для вышивания

Рабочее место для выполнения вышивальных работ должно быть удобным. Стол со всеми инструментами и приспособлениями должен стоять так, чтобы свет на работу падал с левой стороны или спереди.

Нитки можно хранить в полотняном мешочке или шкатулке, инструменты — в специальной коробке, а листы кальки с узорами — в папке. Инструменты и приспособления удобно располагать в правой части стола, а материалы — в левой.

При вышивании очень важно принять правильное положение тела. Во время работы нельзя опираться грудью о стол, корпус должен быть немного наклонен вперед, ноги по возможности должны находиться на небольшой подставке. Расстояние от глаз до работы— 25 - 30 см.

Во время работы большое значение имеет правильная постановка рук вышивальщицы: левая рука держит пяльцы (рис. 60, а), а правая выполняет вышивку (рис. 60, б).

Рис. 60. Положение рук при вышивании

Очень удобно вышивать на пяльцах, которые можно прикрепить к поверхности стола специальным винтом. В этом случае в процессе вышивания участвуют обе руки. Левую руку держат под пяльцами, а правую — над пяльцами. Правой рукой проводят иглу острым концом на изнаночную сторону вышивки, а левой, взяв иглу за острие, выводят ее на лицевую сторону тем же (острым) концом. Нитку затягивают правой рукой. Так вышивают на плотных тканях.

Во время вышивания следует соблюдать правила безопасной работы с ножницами, ручной иглой и булавками, а также правила выполнения утюжильных операций (см. § 15, 21).

К инструментам для ручной вышивки относятся: ножницы, вышивальные иглы, пяльцы, наперсток, сантиметровая лента, к приспособлениям — карандаш, копировальная бумага, калька (рис. 61).

Рис. 61. Инструменты и приспособления

Ножницы должны быть двух видов: маленькие с загнутыми концами — для подрезания ниток и большие — для раскроя.

Для работы необходимо иметь специальный набор игл для вышивания. Самые тонкие иглы № 1 используются для вышивки на тонких тканях тонкими нитками в одно сложение. Иглы № 2 - 5 — для работы на льняных тканях. Толстые иглы № 6 - 12 — для работы на плотных тканях шерстяными, синтетическими нитками. Ушко иглы должно быть овальным, с гладкими краями, чтобы при работе не перетиралась нитка, и достаточно большим, чтобы нитка легко вдевалась.

Пяльцы бывают круглой или прямоугольной формы, пластмассовые или деревянные. Основное назначение пялец — держать ткань в натянутом состоянии и предотвращать стягивание вышитого узора.

Для вышивания используют однотонные хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и смешанные ткани. Лучшие нитки для вышивания - мулине (рис. 62). Они имеют стойкую окраску блеск и необходимую прочность. Подбирая нитки для работы, следует помнить, что они должны быть равномерно окрашенными и крепкими.

Рис. 62. Мулине

Для перевода рисунка на ткань нужны остро отточенные карандаши. С помощью цветной копировальной бумаги (желтого, красного или зеленого цвета) переносят рисунок (узор) на ткань.

Калька — это прозрачная белая бумага. Ее используют для перевода изображений, рисунков, орнаментов и т. п.

 

! Пяльцы, мулине, копировальная бумага, калька.

? 1. Как правильно организовать рабочее место для вышивания?

2. Какие инструменты и приспособления применяют для вышивания?

3. Какие ткани подходят для вышивки?

4. Какая рабочая поза считается правильной при вышивании?

 

§ 29. Технологическая последовательность вышивания

Технологическая последовательность вышивания включает ряд этапов: подготовку ткани к работе; разметку размера рисунка; перевод его на ткань; увеличение или уменьшение размеров рисунка; заправку изделия в пяльцы; подготовку ниток к работе; заправку нитки в иглу и закрепление на ткани.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 3431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.