КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Налоговое регулирование национальной экономики
Государственный бюджет и его значение. Государственные финансы являются главным комплексным средством государственного регулирования экономики. Они состоят из государственного бюджета и внебюджетных фондов. Через государственные финансы перераспределяется значительная часть ВВП. Основная часть доходов расходов осуществляется через государственный бюджет. Доходная часть бюджета – это налоги и сборы. Они являются главными инструментами государственного регулирования. Государственный бюджет – годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. В зависимости от административно-территориального деления страны бюджеты бывают центральными, территориальными и местными. Между ними существуют сложные соотношения по части разделения доходов по видам поступлений и идоле в них отдельных бюджетов, перераспределения доходов центральным между отдельными территориями, а также распределения видов расходов между центральным и местным бюджетами. Такие отношения называют бюджетный федерализм. Основные статьи бюджетных расходов: социальные услуги, расходы на военные, хозяйственные, административно-управленческие цели, а также платежи по государственному долгу. Непосредственные расходы бюджета на хозяйственные цели осуществляются в виде государственных кредитов, субсидий и поручительств. Действенность государственного регулирования экономики с помощью бюджетных расходов зависит от относительных размеров расходуемых средств (их доли в ВВП), структуры и эффективности этих расходов. Особенно сложные проблемы возникают у государства в связи с ростом внешней задолженности. Чем большая доля поступлений от внешнеэкономической деятельности идет на платежи по долгам, тем труднее получать новые иностранные займы. Зависимость от иностранных кредитов подрывает национальный суверенитет страны. Одной из самых сложных функций государственного регулирования экономики является нахождение оптимального сочетания инструментов регулирования для достижения конкретных целей.
Доходная часть бюджета (налоги, сборы и др.) является инструментом государственного регулирования. Налоги имеют следующие функции: - обеспечение финансирования государственных расходов; - поддержание социального равновесия путем уменьшения неравенства между реальными доходами отдельных социальных групп населения – социальная функция; - регулирование хозяйственной конъюнктуры, структуры занятости, накопления. Внешнеэкономических связей, научно-технического прогресса и др. – регулирующая функция. Принцип взимания налогов в зависимости от способности налогоплательщика породил систему прогрессивного налогообложения: чем выше доход, тем большая часть его изымается в виде налога. Принцип пропорционального налогообложения предусматривает одинаковую долю налога в доходах независимо от их величины. Регрессивные ставки налога означают уменьшение доли налога в доходе по мере его возрастания. Основными объектами государственного регулирования экономики при помощи налоговой политики являются хозяйственный цикл, отраслевая и региональная структуры хозяйства, капиталовложения, цены, НИОКР, внешнеэкономические связи и окружающая среда. Регулирующая функция налогов заключается в установлении и изменении системы налогообложения; определении налоговых ставок, их дифференциации, предоставлении налоговых льгот – освобождении от налогов частей прибыли и капитала с условием их целевого использования в соответствии с задачами государственной экономической политики. Глобальное понижение налогов ведет к увеличению чистых прибылей, усилению стимула хозяйственной деятельности, росту капиталовложений, спроса, занятости и оживлению хозяйственной конъюнктуры. Повышение налогов – обычный способ борьбы с «перегревом» конъюнктуры рынка. Изменяя налоговые ставки на прибыль, государство может создать дополнительные или уменьшить существующие стимулы для капиталовложений, а маневрируя уровнем косвенных налогов, воздействовать на фонд потребления и на уровне цен. Избрав либеральную или протекционистскую внешнеторговую политику, государство изменяет таможенные пошлины, получая в ответ от торговых партнеров либо встречные уступки, либо ужесточение условий национального экспорта. Таможенные пошлины – вариант косвенных налогов, повышение которых ведет к удорожанию импортных, а вслед за ними и отечественных товаров, снижению внешнеторгового оборота. Понижение или отмена пошлин влекут за собой обострение конкуренции на внутреннем рынке, замедление роста цен, активизацию внешней торговли. По мере усложнения и совершенствования системы государственного регулирования экономики налоги все больше использовались для регулирования отраслевой и региональной структур народного хозяйства. Налоговая система в последнее время становится все более гибкой. При сохранении основ и структуры налогового законодательства государственные регулирующие органы выборочно и временно снижают налоговые ставки или даже отменяют налоги для предприятий, следующих целям государственной экономической политики. Стали широко практиковаться скидки с налогов на прибыль, направляемую на капиталовложения, научные исследования и внедрение их достижений, создание новых рабочих мест, охрану окружающей среды. Налоговое регулирование распространяется практически на все более конкретные экономические объекты. Задача государственных регулирующих органов – не просто обложить налогами те или иные источники поступления средств, а создать тонко настраиваемый механизм воздействия на хозяйственное поведение юридических и физических лиц в желательном направлении. Для этого используются постоянно, временно или селективно предоставляемые налоговые льготы. В настоящее время распространены следующие виды налоговых льгот: - необлагаемый минимум объекта налога; - изъятие из налогообложения определенных элементов объекта налога, например затраты на НИОКР; - освобождение от налогов отдельных лиц или категорий плательщиков, например ветеранов войны.; - снижение налоговых ставок; - вычет из налоговой базы (налоговый вычет); - налоговый кредит (отсрочка уплаты налогов без начисления процента); - полный или частичный возврат налогов (например, возврат НДС экспортеру). Особое место среди средств государственного регулирования экономики, относящихся к группе налоговых льгот, занимает ускоренное амортизационное списание основного капитала, которое является регулируемой со стороны государства основой самофинансирования хозяйственных субъектов. Границы эффективности государственного регулирования экономики при помощи самофинансирования носят относительный характер. Они расширяются по мере возрастания национального дохода, совершенствования налоговой системы, увеличения доходов государственного бюджета.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 795; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |