Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственное регулирование регионального развития




Для любой страны характерна относительная социально-экономическая дифференциация отдельных регионов. Она обусловлена многими факторами, в том числе культурно-историческими, природно-климатическими, ресурсно-сырьевыми, демографическими. Все это создает объективные условия для возникновения неравномерности в социально-экономическом развитии регионов.

Особенно значительны различия регионов Российской Федерации по природным ресурсам, производственному потенциалу и по уровню доходов населения. На это накладываются ошибки в региональной политике, усугубляющие объективно существующую дифференциацию в уровнях развития регионов.

Как отмечают исследователи, сегодня разрыв в благосостоянии отдельных регионов достигает более, чем 30-кратного размера. При этом разрыв между наименее обеспеченными и наиболее обеспеченными регионами за последние годы увеличился. Кризисно неустойчивое положение российской экономики, которое выражается в процессах деградации системы управления производством, автономизации регионов, дифференциации их социально-экономического положения и отсутствии четко сформулированной стратегии региональной политики, требует пристального внимания к этим проблемам не только органов управления, но и научной, и предпринимательской общественности.

В основу государственной стратегии регионального развития должна быть положена концепция устойчивого развития экономики, суть которой сводится к рассмотрению общественного воспроизводства как целостного единства трех подсистем: воспроизводства людей, воспроизводства окружающей среды и воспроизводства продукции. Таким образом, в этой концепции воспроизводство продукции выступает не как самоцель, а как средство воспроизводства людей и окружающей среды.

Указом президента № 803 от 3 июня 1996 года утверждены «Основные положения региональной политики в Российской Федерации». В них под региональной политикой в Российской Федерации понимается «система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а так же механизм их реализации.

Под регионами понимаются либо субъекты федерации, либо их объединения. Однако, такая трактовка границ регионов не совпадает с определением их сущности и не дает ответа на вопрос, чем являются другие территориальные образования, входящие в состав регионов (городские и сельские поселения, сельские районы и т.п.). Местное самоуправление, как отмечается в Положениях, призвано играть важную роль в региональной политике. Следовательно, муниципальные образования также являются объектами региональной политики и их следует рассматривать как ячейки региональной структуры общества.

В качестве субъекта региональной политики в Положениях указываются лишь органы государственной власти. Однако, со своими концепциями региональной политики могут выступать и выступают на практике различные общественные движения и партии. Реальное воплощение этой политики находится в руках государственной власти и органов местного самоуправления.

Важнейшее значение имеет определение целей региональной политики. Цели региональной политики можно подразделить на экономические, социальные, экологические, политические и другие. Региональная политика представляет собой региональный аспект различных видов общегосударственной политики, призванной учитывать специфику регионов.

Экономические цели региональной политики, возможно, определить как создание единого экономического пространства, как приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение.

Социальные цели региональной политики характеризуются как выравнивание условий социально-экономического развития регионов, обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты независимо от экономических возможностей регионов.

Экологические цели региональной политики формулируются как максимальное использование природно-климатических особенностей регионов и предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения.

В качестве6 политических целей рассматриваются выравнивание реальных прав и компетенции субъектов Российской Федерации, расширение полномочий и повышение степени ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, расширение полномочий и повышение степени ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, становление и обеспечение гарантий местного самоуправления. Важнейшей политической целью является защита и обеспечение интересов Российской Федерации в целом, сохранение единства и территориальной целостности Российского государства. Нельзя допустить перерастания федерализации в экономическую и политическую дезинтеграцию страны. Необходимо первоочередное нацеливание регионов и их ассоциаций на удовлетворение потребностей не мирового, а внутреннего рынка, как основы экономической интеграции регионов в рамках государства.

К числу основных условий успешной реализации региональной политики можно отнести:

- совершенствование экономического районирования страны и территориальной организации общества;

- укрепление экономических основ территориальной целостности и стабильности государства; развитие межрегиональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатизации и др.); обеспечение государственного регулирования цен на продукцию естественных монополий, прежде всего в сфере транспорта и энергетики, выравнивающего условия хозяйственной деятельности в различных районах страны;

- разработку федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов;

- повышение уровня бюджетного самообеспечения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

- сдерживание оттока населения из северных и восточных регионов страны;

- экологически обоснованное размещение производительных сил;

- научно-обоснованное решение вопросов собственности на природные ресурсы;

- законодательное разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления по осуществлению социально-экономической политики, формированию доходных и расходных статей соответствующих бюджетов, сбору и использованию налогов и других обязательных платежей.

И региональная, и национальная политика нуждается в определенном механизме их реализации на практике. В качестве такого механизма выступает система управления, охватывающая элементы (кадры и технику управления, организационную структуру управленческих органов, определенную информационную базу), принципы, функции и методы управления. Если политика определяет цели развития, то управление обеспечивает средства их достижения. Применительно к региональной политике существуют свои специфические проблемы. К важнейшим из них относятся:

- определение роли и места различных уровней территориального управления в системе воздействия на развитие общества; распределение полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти и управления;

- выявление объективных основ разграничения объектов собственности по уровням территориального управления;

- нахождение путей обеспечения сочетания федеральных, региональных и местных интересов, а также отраслевых и территориальных интересов в системе управления;

- обеспечение на практике полной самостоятельности региональных и местных органов власти и управления в решении вопросов относящихся к их компетенции;

- анализ преимуществ и недостатков единоличной и коллегиальной формы организации руководства исполнительной деятельности в регионах и муниципальных образованиях.

Решение управленческих проблем должно находить свое отражение в федеральных законах. Решения должны быть приняты в области бюджетно-налоговых отношений, по созданию механизмов финансового выравнивания, упорядочения заимствования средств на региональные расходы и т.п. Таким образом, как мы видим, без решения целого комплекса проблем невозможно строить целенаправленную региональную политику.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.