КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности формирования и развития рекреационного комплекса России
Процессы трансформации национальной экономики России протекают на фоне формирования в ней экономики социально ориентированного рыночного типа. Модель рыночного хозяйства такого типа подразумевает необходимость приоритетного решения в ходе экономического развития социальных проблем. Развития социальной сферы, т.е. сферы, обеспечивающей удовлетворение социальных и духовных потребностей населения, в том числе и в активном отдыхе. Россия обладает достаточно благоприятными рекреационными ресурсами. По своему географическому положению она отличается разнообразными ландшафтами, богатым растительным и животным миром, климатическими контрастами. Задачи, решаемые при формировании рекреационного комплекса: - рациональное размещение рекреационных учреждений по территории страны с учетом природно-климатических, водных и прочих условий; - всестороннее и эффективное использование имеющихся рекреационных ресурсов; - становление оптимальных пропорций между отраслями рекреационного комплекса; - достижение оптимального соотношения между отраслями специализации, сопутствующими отраслями и инфраструктурой; - улучшение тепло-, водо- и электроснабжения, как путем создания их собственной базы, так и за счет получения этих ресурсов из других регионов страны.; - создание местных ремонтных и строительных баз; - обеспечение услугами бытового и культурного назначения, общественного питания, потребительскими и сувенирными товарами; - развитие высокопродуктивного сельского хозяйства и пищевой промышленности, обеспечивающих в максимальной мере потребности отдыхающих и местного населения в продовольствии; - развитие современной транспортной системы, сети дорог и всех видов связи; - обеспечение занятости населения и рациональное использование трудовых ресурсов национальной экономики; - охрана и улучшение природной среды на рекреационных территориях. Условия, в которых происходит формирование и развитие рекреационного комплекса, подразделяются на 3 группы: 1) базисно - ресурсные условия – в качестве их выступают локальные природно-климатические ресурсы, обуславливающие начальную стадию формирования рекреационного комплекса (использование минеральных источников, целебных грязей, солевых пещер и т.п.) 2) пространственно – экологические условия – характеризуются двумя моментами: комплексы развиваются либо на базе крупных городских агломератов, как правило, в районах, достигших высокой степени экономического развития, либо исходя из специфического географического положения той или иной территории; 3) социально – экономические условия характеризуются тем, что размещение и уровень развития комплексов диктуется национальными, социальными, архитектурными и другими факторами национальной экономики. В условиях переходной экономики на рынке рекреационных услуг возникает необходимость определения границ применения рыночных механизмов и выработки социальной политики государства. И что особенно важно, все преобразования должны проводиться в целях повышения не только экономической, но и социальной эффективности деятельности рынка рекреационных услуг. Степень и формы вмешательства государства в рыночное пространство определяются характером проблем, переживаемых национальной экономикой страны. Необходимо найти разумную меру регулирующего воздействия государства на рынок рекреационных услуг, разработать механизм реализации политики государства по выравниванию провалов рынка. Исходя из этого, основными направлениями государственного регулирования должны стать: -принятие законодательных актов, регулирующих деятельность рекреационного комплекса страны; -разработка нормативно-правовых документов, устанавливающих организационную, финансовую и налоговую помощь предприятиям рекреационного комплекса; -создание специализированных туристских фирм и учреждений, занимающихся оказанием услуг социального туризма. В целях восстановления и развития рекреационного комплекса страны принято более 30 указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 4 октября 1996 г. ввел понятие «социальный туризм». Социальный туризм – путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды. Однако, бюджетное финансирование социального туризма практически не осуществляется, хотя бюджетный тариф на платежи в Фонд социального страхования, из которого на 80 – 85% финансируются санаторно-курортные комплексы России, сохраняется на уровне 5,4% фонда заработной платы. Государство должно выработать конкретные стратегии и программы развития рекреационного туризма, включающие механизм защиты окружающей природной и культурной среды, определить возможные границы их использования для рекреации; стимулировать разработку туристских продуктов, не нарушающих равновесия природной среды. Перечень основных зон рекреации Федерального значения. Рекреационный комплекс экономики России – это огромная хозяйственная система с уникальными возможностями, не имеющая аналогов ни в одной стране мира. Для сохранения и воспроизводства рекреационных ресурсов страны вся территория России поделена на зоны, специализирующиеся на определенных видах рекреации. Цель такого зонирования определить предельно допустимый уровень нагрузки на данную территорию с учетом ее полного воспроизводства и экологической защиты. С точки зрения материальной базы и, в частности, обеспеченности средствами размещения все эти регионы национальной экономики России можно разделить на три категории: 1) с относительно высоким уровнем развития инфраструктуры; 2) со средним уровнем развития инфраструктуры; 3) с низким уровнем развития инфраструктуры. Регионы с первым уровнем развития инфраструктуры включают часть Северо-Западной зоны рекреации, Москву и Московскую область, Черноморское и Азовское побережья, Кавказские Минеральные Воды. Лечебно- оздоровительные и курортные территории страны имеют четко очерченные границы. Они могут иметь федеральное, региональное и местное значение. К лечебно-оздоровительным территориям федерального значения относятся уникальные местности, не имеющие аналогов в мире (табл. 6). Таблица 6.
Перечень основных зон рекреации Федерального значения.
Регионы со вторым уровнем развития инфраструктуры охватывают другую часть Северо-Западной зоны рекреации – Балтийское побережье, «Золотое кольцо России», Поволжье, Северный Кавказ. Регионы с третьим уровнем развития инфраструктуры объединяют Север, Горный Алтай, Горную Шорию, Байкал, Якутию, Приморье, Сахалин, Курилы, Камчатку и Командоры. Учреждения рекреационного комплекса для выполнения своих функций должны располагать значительными благоустроенными территориями. К сожалению, в условиях перехода к рыночным отношениям ситуация в рекреационном комплексе России изменилась. Произошло резкое удорожание рекреационных услуг на фоне значительного снижения жизненного уровня основной части населения. В результате загрузка наиболее престижных здравниц федерального значения понизилась на 50%. В настоящее время курорты общероссийского значения находятся в критическом положении, их потенциал снижается. Если в 1990 г. насчитывалось 7431 учреждение на 1298847 мест, то к 1997 г. их количество сократилось до 5327 учреждений, а количество мест – до 771389. Все это приводит к неутешительному выводу, что рекреационный туризм в Российской Федерации на протяжении последнего десятилетия находился в состоянии глубокого кризиса. Но это совсем не означает, что потребность населения в рекреационных услугах реально снизилась. Возникшие и существующие проблемы в рекреационном комплексе страны требуют формирования новых подходов к механизму хозяйствования в рекреационном комплексе национальной экономики страны, разработки целостного механизма регулирования, адекватного требованиям современных условий.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1766; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |