Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Национальные интересы и основные угрозы безопасности страны




Национальные интересы России в области экономики являются ключевыми. Комплексное решение проблем, связанных с реализацией национальных интересов России, возможно только на основе устойчивого функционирования многоотраслевого хозяйства – высокотехнологичного, способного обеспечить ведущие отрасли экономики качественным сырьем; армию – вооружением; население и социальную сферу –предметами потребления и услугами; внешнюю торговлю – конкурентоспособными товарами.

В последнее время, было предпринято несколько попыток сформировать целостное концептуальное видение проблемы экономической безопасности. В предложенных проектах, как правило, выделяются те или иные стороны, определяющие систему условий, критериев и показателей, организационных форм и механизмов защиты национальной экономики от различного рода угроз и ущербов. Общим для большинства подходов является почти повсеместная недооценка роли взаимосвязи экономической безопасности с системой национально-государственных интересов.

Национально-государственные интересы фиксируют и выражают то общее, что объединяет интересы различных субъектов экономики. Именно через категорию национально-государственных интересов сплетаются воедино проблемы:

- экономического потенциала и экономической мощи государства;

- состояние генофонда нации, предпосылки и условия ее физического здоровья и социально-культурного процветания;

- геополитические и геоэкономические позиции в современном мире.

На первых этапах российских экономических реформ вопрос об их соответствии национально-государственным интересам России не ставился. Рыночные реформы сами по себе считались приоритетом развития номер один, наличие проблемы альтернативных вариантов их проведения игнорировалось.

Сегодня действительность такова, что утверждается понимание экономических реформ как составного элемента глобального Проекта долговременных системных преобразований России, которые определят ее лицо, роль и положение в мире в XXI в. Этот Проект не может не отталкиваться от Русской идеи, современное прочтение которой еще предстоит сформулировать и которая отразит самое важное в национальном самосознании русских как нации, понимание ими своего исторического призвания. Он не может не опираться на богатейшие национальные исторические традиции общественности и государственности, систему духовных и культурных ценностей, имеющих универсальное значение. Конкретное наполнение и движущие силы Российского проекта раскрываются через национально-государственные интересы.

Национально-государственные интересы можно определить как круг жизненно важных общих интересов всех этнических и социальных групп общества, которые в цивилизационно-культурном смысле исторически самоопределяются в качестве единой нации и в политическом плане исторически самоорганизуются как государство.

По своей функциональной роли национально-государственные интересы – это выражение коллективной воли нации, реализующей себя в долгосрочной стратегии и политике государства внутри страны и в международных отношениях. Способность осознавать и определять национально-государственные интересы по сферам и направлениям, стремление к их реализации и защите, готовность руководствоваться национально-государственными интересами и подчинять им практическую политику – важнейшие характеристики зрелого национального самосознания, развитой государственности.

Сформированная система национально-государственных интересов становится определяющей для выдвижения системы базовых приоритетов национального развития и выявления спектра его возможных траекторий.

Располагая концепцией Национально-государственных интересов России, необходимо и возможно дать комплексную оценку воздействия процессов преобразования российской экономики на все сферы жизнедеятельности общества (внешнюю, социокультурную, экономическую, политическую).

Такая оценка уже в первом приближении позволяет утверждать, что большинство известных и широко обсуждаемых на всех уровнях альтернативных стратегий экономических реформ отражает преимущественно узкоспецифические (частные, узкогрупповые) интересы российских элит и корпоративных групп и весьма слабо корреспондирует с объективными национально-государственными интересами России.

В России до сих пор отсутствует стратегия экономических реформ, основанная на фундаментальных национально-государственных интересах и опирающаяся на баланс текущих интересов различных социальных групп и слоев.

Угрозы безопасности определены как совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства.

Разделены реальные и потенциальные угрозы объектам безопасности, исходящие от внутренних и внешних источников опасности.

В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего существенных сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденций к преобладанию в экспортных поставках толпливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках – продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.

Ослабление научно-технического и технологического потенциалов страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России.

Негативные процессы в экономике страны ведут к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих – производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.

Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально0-эклономическому укладу Российской Федерации.

Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности приобретает особую остроту.

Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере являются основными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции.

Угрозу национальной безопасности России в социальной сфере создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы.

Обеспечение безопасности достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества, государства.

В качестве основных принципов обеспечения безопасности Закон определил:

- законность;

- соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества, государства; взаимную ответственность личности, общества, государства по обеспечению безопасности.

- интеграцию с международными системами безопасности.

Попытки сформировать новую парадигму первоначально базировались на романтических и примитивных представлениях об отсутствии реальных вызовов и угроз в современном мире. Игнорировались факторы ожесточенной международной экономической конкуренции в мире, сохранения конфликтности и противоречивости современной мировой системы, в которой столкновение сил и интересов не затухает, но меняет свои конфигурации.

Попытки выстраивания реальной политики на основе концепции баланса интересов, моделей партнерства и международного сотрудничества, принципов защиты прав человека и обеспечения безопасности личности при идеализации данных положений и отсутствии необходимых ресурсов и механизмов для защиты собственных национально-государственных интересов привели к серьезной сдаче геополитических и геоэкономических позиций страны.

В то же время возник целый шлейф принципиально новых и чрезвычайно серьезных угроз как в политической, так и в экономической сферах.

 

Концепция национальной безопасности Российской Федерации.

С середины 1994 года под эгидой Совета Безопасности начинается разработка Концепции экономической безопасности, которая была обнародована в начале 1995 года как Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения) и введена Указом Президента Российской Федерации от 29.04.96 г. № 608.

В период 1995 – 1997 гг. сформировалась по сути новая парадигма национальной безопасности. Ее видение как структурированной системы впервые изложил Ю. Батурин в его бытность помощником Президента по национальной безопасности и секретаря Совета Обороны.

Эта система включала определение Концепции национальной безопасности как опорной конструкции, непосредственно связанной с национальной идеей, национальными ценностями и традициями, вековыми интересами нации и государства.

На базе Концепции формируется Стратегия национальной безопасности, в которой отражаются фундаментальные цели, приоритеты, связанные со всем комплексом жизненно важных интересов страны. Стратегия национальной безопасности разработана на 50 лет. Руководствуясь Концепцией и Стратегией, государство разрабатывает долгосрочные прогнозы и программы обеспечения национальной безопасности по основным направлениям, и реализует их при проведении политики национальной безопасности.

Итогом работы над новой парадигмой национальной безопасности стала Концепция национальной безопасности, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 года № 1300.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации – это политический документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества, государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.

В Концепции сформулированы важнейшие направления и принципы государственной политики. Концепция является основой для разработки конкретных программ и организационных документов в области обеспечения национальной безопасности России.

Концепция исходит из перспектив многополярного мира, в котором наряду с военно-силовыми возрастает роль экономических, политических, научно-технических, экологических и информационных факторов.

Одновременно с этим обостряется международная конкуренция в целях обладания природными, технологическими, информационными ресурсами, рынками сбыта. При этом баланс негативных и позитивных сторон нынешней фазы становления многополярного мира подвижен, что повышает уровень требований четкости и здравого смысла в политике.

В Концепции признано, что в целом влияние России на решение кардинальных вопросов международной жизни снизилось, и значительно. В этих условиях усилилось стремление ряда государств к ослаблению позиций России в политической, экономической и других важных областях.

Вместе с тем центральная идея Концепции состоит в том, что Россия имеет все предпосылки для того, чтобы поддержать и упрочить свои позиции как державы, способной обеспечить процветание своего народа и играть важную роль в мировых процессах. Это определяется ее мощным ресурсным, культурным и интеллектуальным потенциалом, уникальным геостратегическим положением в Евразии, укоренением основ демократической государственности и многоукладной экономики. Россия сумела сохранить себя как многоукладное государство, имеющее многовековую историю и культуру, четко очерченные интересы и традиции.

Последующий опыт развития потребовал учесть веяния времени и они нашли отражение в новой редакции Концепции национальной безопасности, принятой Указом Президента Российской Федерации от 10 января, 2000 г. № 24. В ней предложено развернутое определение национальных интересов по их основным направлениям, дана более современная и подробная систематизация угроз, в особенности, в экономической сфере, подробно рассмотрены механизмы обеспечения национальной безопасности в современных условиях развития страны.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 880; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.