Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Компоненты системной организации




СИСТЕМНЫЙ ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЗГА

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Поведение, так же как и гомеостатические функции, строится на основе специальных ФС.

Взаимодействие с внешней средой у высших животных определяется функциями мозга, их психической или высшей нервной деятельностью, за счет анализа и синтеза внешних воздействий, со­поставления этих воздействий с внутренними состояниями и с активными движениями.

Поведение инициируется внутрен­ними потребностями, но внутренними механизмами саморегуляции ФС гомеостатического уров­ня не могут удовлетворить эти потребности. Для этого необходимо потребление из внешней среды. Эту роль выполняет внешнее поведенческое звено этих ФС.

К числу ФС саморегуляции, относятся: поддержания оптималь­ного уровня питательных веществ, температуры тела, осмотического давления и выделения, уровень газовых показателей (в экстренных ситуациях).

В отличие от рефлекторной теории, согласно кото­рой поведение завершается действием, теория ФС не останавливается на действии, а доводит поведение до полезного результата. Живым существам важны не действия, а результаты деятельности, удовлетворя­ющие их потреб­ности. Системная организация включает сле­дующие компоненты.

Результат деятельности ФС поведенческого уровня находится за пределами организма, и для его достижения животные должны осущест­влять активную деятельность. Результаты могут быть значимыми биологически (потребности в пище) и социально (в образовании, политические).

Пример вставания лосенка. Момент достижения результата оказывается решающим в обучении лосен­ка сохранению устойчивого равнове­сия. Как только лосенок в первый раз сможет удержаться на ногах, он фиксирует результат, и в следующий раз поднимается на ноги очень быстро.

Достигнутый результат фиксирует сложившуюся функциональную систему. Сложившаяся интегра­ция сразу закрепля­ется после достижения полезного приспособительного результата.

Значение результата деятельности вы­ступает и в экстремальной ситуации.

Например, при на­хождении людей в закрытом помещении, при гипоксии возникают рефлекторные реакции: оживление, голосовые реакции. Затем предпринимаются усилия к преодолению экстремальной ситуации - складывается функциональ­ная система. Действие группы направлено на результат - поиск ключа. При этом неважно, какое действие ведет к освобождению, важен ре­зультат избавления от опасной ситуации.

В этих условиях прослеживается общая закономерность: сначала проявляются рефлекторные действия, а затем формирует­ся ФС.

В системной организации поведенческих актов живые организмы постоянно оценивают достигнутые результаты поведения с помощью обратной афферентации.

Обратная афферентация включает информацию о свойствах достигнутых результатов, идущую от различных рецепторов: зрительных, слуховых, обонятельных, тактильных, вкусовых, температурных и т. д. Обратная афферентация поступает в ЦНС по различным сенсорным каналам.

Функции обратной афферентации:

· направление поведения животного,

· активное изменение деятельности функциональной системы,

· ориенти­рование животного в пространстве,

· активное исправление ошиб­ки деятельности,

· перестраивание дея­тельности при наличии различных препятствий,

· включение в поведенческий акт эмоциональных ре­акций.

Биологические потребности порождают биологические, а социальные - социальные мотивации. Потребности и возникающие на их основе мотивации придают поведенческим актам активную направленность.

Потребности, лежащие в основе мотиваций, вы­ступают в качестве системоорганизующего фактора построения ФС. Однако потребность и мотивация сами по себе не могут сформировать ФС.

Потребность выступает в качестве побудительной энергетической силы, стимулирую­щей организм к ее удовлетворению. Мотивации принадлежит побуждающая роль в организации всех компонен­тов системы на достижение результата. Результат консолидирует эле­менты в ФС.

Поведенческие акты все время строятся на основе программирования резуль­татов. Программирование поведения является веду­щим системным свойством мозга. Программирование результатов в ФС осуществляет аппарат акцептора результата действия. Программируются:

1. Параметры потребного результата.

2. Параметры среды, ведущие к удовлетворению по­требного результата.

3. Параметры среды, препятствующие удовлетворе­нию.

4. Способы достижения потребного результата.

В системной организации поведение осуществляется по принципу саморегуляции: от потребности к ее удов­летворению.

Схематически весь саморегуляторный процесс поведения может быть представлен следующим образом: начало реакции - организм, испытываю­щий потребность; ее завершение - удовлетворение этой потребности, т. е. полезный приспособительный результат. Между ними включено поведение, его этапные результаты, направленные на конеч­ный результат, и их постоянная оценка с помощью обратной афферентации.

Если рефлекторная организация поведения строит­ся по схеме: стимул - реакция, то системная орга­низация поведения имеет саморегулирующуюся организацию от потребности к ее удовлетворению. Такая организация получила название «системный квант поведения» (К. В. Судаков).

Каждый единичный «системоквант» поведения включает:

1. возникновение потребности

2. формирование мотивации

3. мотивация формирует поведение

4. достижение промежу­точных результатов

5. удовлетворение исходной потребности

6. оценка результатов с помощью обратной афферентации

7. обогащение программы поведения - акцептора ре­зультата действия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.