КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Осипова А. А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М. : сфера, 2002 Г. 510 с
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Еще сохраняется непосредственный контакт при восприятии предмета в возрасте 3-4 лет. Но по мере взросления удельный вес тактильного канала снижается и формируются размашистые движения глаз по контуру фигуры. К концу дошкольного возраста зрительное обследование образа становится более систематичным и организованным. Восприятие проходит определенный уровень интеллектуализации. В ВП сокращается латентность, ускоряется и усложняется анализ, что коррелирует с созреванием проекционной коры. К 6 годам увеличивается ветвление нейронов, формируются широкие колонки с большим количеством возбуждающихся нейронов, окруженных тормозными, что способствует дифференцировке сложных признаков. В заднеассоциативных зонах нейроны вовлекаются в процесс обработки зрительной информации, формировании зрительной памяти. В 3-4 года память непроизвольна. С 4-5 лет начинают формироваться формы произвольной памяти, в результате становления мозговых процессов внимания. Внимание обеспечивается мобилизационной готовностью ретикулярной и лимбической системами при контроле лобных отделов коры. Ориентировочно-исследовательская реакция остается основой внимания, особенно в 4 года. Здесь добавляется стремление к разнообразию из-за включения в мозговую структуру внимания гиппокампа. С 4 до 7 лет идет быстрое нарастание объема внимания. Реакция активации при этом эмоционального типа. Внимание базируется на принципе удовольствия, который оказывает стимулирующий эффект, а организм стремится этот эффект максимизировать (эндорфины). Это особенно важно с 3 до 5 лет. Вегетатика синхронно действует с НС: при вспышке внимания на анализ нового стимула ЧСС снижается. Заднеассоциативные зоны продолджают развитие, что предполагает способность анализа сложных стимулов и углубленного их изучения с 6 лет. Развивается способность произвольной регуляции деятельность по внешней инструкции. Словарный запас обогащается, строятся правильные конструкции предложений, рассказы и пересказы. Основа – преобразование нейронов речевых полей ассоциативных корковых зон. Центрическая речь (к самому себе) проявляется вначале как констатация и комментирование деятельности, а позже – опережает и направляет практическую деятельность. Центральная речь преобразуется во внутреннюю.
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................................................ 3 Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ПРАКТИЧЕСКУЮ ПСИХОКОРРЕКЦИЮ.................................................. 4 Глава 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ КАК СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА....................................................................................................... 4 § 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ................................................................. 4 § 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ....... 9 § 3. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПСИХОЛОГУ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕМУ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ............................................................................. 13 Глава 2. ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ПРОГРАММ.............. 16 § 1. ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ПРОГРАММ..................................................................................................................................... 16 § 2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.................. 20 Раздел II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ПРАКТИКЕ.......................................................................................................................................... 23 Глава 1. ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ..................................................................... 23 § 1 КОРРЕКЦИОННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ В КЛАССИЧЕСКОМ ПСИХОАНАЛИЗЕ................. 23 § 2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ А. АДЛЕРА................. 28 § 3. КЛИЕНТ-ЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К. РОДЖЕРСА................................................... 32 § 4. ЛОГОТЕРАПИЯ........................................................................................................................ 38 § 5. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.............................................................................. 41 Глава 2. ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.................................................................................. 47 Глава 3. КОГНИТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ...................................................................................... 56 § 1. ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ.................................................... 56 § 2. РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОТИВНАЯ ТЕРАПИЯ (РЭТ) А. ЭЛЛИСА.......................................... 62 § 3. КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД А. БЕКА...................................................................................... 67 § 4. РЕАЛЬНОСТНАЯ ТЕРАПИЯ У. ГЛАССЕРА......................................................................... 74 Глава 4. ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ................................................................................................... 76 § 1. ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ Э. БЕРНА..................................................................................... 76 Глава 5. ГЕШТАЛЬТТЕРАПИЯ Ф. ПЕРЛЗА...................................................................................... 81 Раздел III. МЕТОДЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ.................................................................... 87 Глава 1. ИГРОТЕРАПИЯ..................................................................................................................... 87 § 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДА................................................................................ 87 § 2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ФОРМЫ ИГРОТЕРАПИИ.................................................................. 89 § 3. ИГРОВАЯ КОМНАТА И ЕЕ ОСНАЩЕНИЕ........................................................................ 103 § 4. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПСИХОЛОГУ-ИГРОТЕРАПЕВТУ...................... 108 Глава 2. АРТТЕРАПИЯ...................................................................................................................... 111 § 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДА.............................................................................. 111 § 2. МУЗЫКОТЕРАПИЯ................................................................................................................ 116 § 3. БИБЛИОТЕРАПИЯ................................................................................................................. 122 § 4. ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ................................................................................................ 127 § 5. ПРОЕКТИВНЫЙ РИСУНОК.................................................................................................. 131 § 6. СОЧИНЕНИЕ ИСТОРИЙ....................................................................................................... 136 § 7. СКАЗКОТЕРАПИЯ................................................................................................................. 137 § 8. КУКЛОТЕРАПИЯ................................................................................................................... 140 Глава 3. ПСИХОГИМНАСТИКА...................................................................................................... 142 Глава 4. МЕТОДЫ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ................................................................... 147 § 1. МЕТОД СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ ДЕСЕНСИБИЛИЗАЦИИ И СЕНСИБИЛИЗАЦИИ......... 147 § 2. ИММЕРСИОННЫЕ МЕТОДЫ............................................................................................... 153 § 3. МЕТОДЫ, ОСНОВАННЫЕ НА ПРИНЦИПЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ..156 § 4. "ЖЕТОННЫЙ" МЕТОД.......................................................................................................... 159 § 5. МЕТОД МОРИТА................................................................................................................... 160 § 6. ХОЛДИНГ................................................................................................................................ 162 § 7. ИМАГО-МЕТОД..................................................................................................................... 165 Глава 5. ПСИХОДРАМА................................................................................................................... 167 § 1. ОПИСАНИЕ МЕТОДА........................................................................................................... 167 § 2. ФОРМЫ И ВИДЫ ПСИХОДРАМЫ...................................................................................... 172 § 3. МЕТОДИКИ ПСИХОДРАМЫ................................................................................................ 177 Раздел IV. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И ГРУППОВАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ.................................... 182 Глава 1. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ................................................................ 182 § 1. ПОКАЗАНИЯ К ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ........................................... 182 § 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ.185 Глава 2. ГРУППОВАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ.................................................................................. 194 § 1. СПЕЦИФИКА ГРУППОВОЙ ФОРМЫ ПСИХОКОРРЕКЦИИ............................................ 194 § 2. ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ГРУППЫ.............................................................. 206 § 3. ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА................................................................................................... 211 § 4. РУКОВОДСТВО ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ГРУППОЙ.................................................. 219 Глава 3. ВИДЫ КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУПП.................................................................................. 227 § 1. ТРЕНИНГОВЫЕ ГРУППЫ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ............. 227 § 2. ГРУППЫ ВСТРЕЧ................................................................................................................... 253 § 3. ГЕШТАЛЬТ-ГРУППЫ............................................................................................................ 267 § 4. ГРУППЫ УМЕНИЙ................................................................................................................ 272 § 5. ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ГРУППЫ....................................................................... 279 Глава 4. ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.............................. 286 Раздел V. ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ..295 Глава 1. ПСИХОКОРРЕКЦИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ..................................................... 295 § 1. СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ............................. 295 § 2. МЕТОДИКИ КОРРЕКЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ302 БИБЛИОГРАФИЯ.............................................................................................................................. 325 Моим родителям, Осипову Анатолию Ивановичу и Осиповой Майе Степановне, посвящаю эту книгу.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 866; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |