Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Забастовочное движение в России




 

Годы Число предприятий, на которых проходили забастовки Число участников забастовок, тыс. чел. Не отработано рабочего времени, тыс. чел. - дней
    99,5 207,7
    237,7 2314,2
    357,6 1893,3
    120,2 236,8
    155,3 755,1
    489,4 1367,0
    663,9 4009,4
    887,0 6001,0

 

Главным требованием забастовщиков является выплата задер­жанной заработной платы, все чаще сопровождаемое политически­ми лозунгами. Качественно новым явлением современной волны забастовок стало участие в них учителей, врачей, научных работни­ков. В декабре 1997 г. из более чем 500 бастовавших предприятий и организаций свыше 90% составили учреждения здравоохранения и образования. С огромным трудом выплаченная к концу 1997 г. за­долженность работникам учреждений бюджетной сферы к апрелю 1998 г. достигла 6 млрд. руб., что спровоцировало шахтеров во вто­рой половине мая на рельсовую войну.

Возникновение новых болевых точек в области социальной за­щиты и резкое обострение таких жизненно важных проблем, как стабилизация оплаты труда и занятости, свидетельствуют о практи­ческой недееспособности действующего механизма защиты работ­ников. Не могут предоставить своим работникам абсолютных и не­зыблемых гарантий ни в одной области и предприятия. Тем самым каждый работник связывает свою судьбу с экономическим положе­нием предприятия. Эта связь у наемных работников слабее, чем у собственников или менеджеров. Но она существует. С одной стороны, процветание предприятия создает для работников возможность профессионального продвижения и более высокого заработка, полу­чения различных благ и льгот. С другой — предприятие не гаранти­ровано от сокращения объемов производства под воздействием не­благоприятной экономической конъюнктуры и в конечном счете от банкротства. Это неизбежно влечет за собой снижение реальной занятости, административные отпуска, увольнение части, а то и всех работников по экономическим причинам, не зависящим от них самих.

Из этих закономерностей можно сделать вывод, что не только предприниматели, но и работающие по найму объективно действуют в условиях риска. Это коренным образом меняет концепцию соци­альной защиты на уровне предприятий. Система социальной защиты наемных работников — это механизм амортизации рисков. На пред­приятии он обеспечивает согласование интересов менеджмента и работников.

Главными в области социальной защиты на предприятии являются вопросы оплаты труда и гарантии занятости. Политика в этих вопросах определяется результатом переговорного процесса между работодателем и наемными работниками. Работодатель при этом объективно рассматривает производственную деятельность под углом роста конкурентоспособности и прибыльности.

Вопросы социально-экономического положения наемных работ­ников для работодателя являются вторичными. Но для наемных работников и представляющих их интересы профсоюзов именно этот круг вопросов имеет первостепенное значение. Однако при разработке своих требований в отношении социальных гарантий профсоюзам приходится исходить из наличия объективных ограни­чений, продиктованных технологическими параметрами производ­ства, рыночной конъюнктурой, финансовым состоянием предпри­ятия, действующим законодательством.

Вместе с тем существует широкое поле компромиссных решений, предусматривающих различные комбинации гарантий занятости и оплаты труда. Выбор конкретного варианта во многом зависит от авторитета, силы сторон и их умения вести переговоры. Результатом этого торга является некоторое компромиссное разделение рисков, обеспечивающее работникам относительную стабильность их эко­номического положения. Поэтому гарантии занятости, как и гаран­тии стабильной оплаты труда на социально-приемлемом уровне, обладают автономностью от текущих конъюнктурных колебаний. По степени автономности можно судить об уровне социальной за­щищенности наемных работников в условиях ухудшающейся эконо­мической конъюнктуры.

Профсоюзы видят свою задачу в том, чтобы реализовать наиме­нее болезненный вариант сокращения затрат на фактор труда, при котором распределение материальных, финансовых и других потерь между работодателем и наемным работниками будет справедливым, пропорциональным, а не ляжет целиком на плечи менее защищен­ной стороны.

В условиях экономического спада, когда огромное количество предприятий находится на грани выживания и падает спрос на рабо­чую силу, позиции наемных работников по сравнению с позицией администрации предприятий ослаблены. Их возможности покинуть предприятие, условия работы на котором их не удовлетворяют и найти заработок в другом месте близки к нулевой отметке. По име­ющимся данным, в 1995 г. реальная угроза потери работы сущест­вовала для 20,8% работников, а в 1998 г. — для 48,1%. Уверенность в сохранении рабочего места в 1998 г. разделяли 5,6% работников против 24,5% работников в 1995 г. Возрастание угрозы потери работы сопровождается страхом не найти ее.

Регулирование социально-трудовых отношений, как и механизм конкуренции, способно обеспечить социальную направленность производства и усилить заинтересованность трудового коллектива в росте его эффективности. Именно поэтому профсоюзы ставят перед собой широкие экономические и социальные задачи. Независимо от того, принадлежит ли конкретное предприятие акционерному об­ществу открытого или закрытого типа, или принадлежит самим трудящимся и управляется ими, деятельность профсоюзов эффек­тивна тогда, когда работа основана на прямом знании и надлежащем анализе финансово-экономического состояния предприятия.

Для этого профсоюзы используют право на получение информа­ции. Финансовые и годовой отчеты предприятий содержат инфор­мацию по двум ключевым проблемам, касающимся работников по оплате труда и по гарантированности рабочих мест. При помощи этой информации можно, во-первых, рассчитать среднюю заработную плату работника; динамику реальной покупательной способности с учетом расширения платности образования, медицинского обслу­живания, жилищно-коммунальных услуг, не обеспеченных через за­работную плату; долю чистого дохода предприятия, которая была выплачена работникам. Во-вторых, из этих источников видны рост или сокращение численности рабочей силы; изменения в обороте, затратах и рентабельности, уровне капиталовложений, изменения в финансовой структуре, т.е. эффективности деятельности менедж­мента. Многие из этих показателей могут быть оценены за период в несколько лет и таким образом представлять собой часть модели анализа финансово-экономического состояния предприятия.

Методом сравнения эффективности конкурирующих предпри­ятий является определение величины добавленной стоимости в расчете на одного работника. Ее можно измерить за многолетний период в неизменных ценах, при этом любые изменения рассматри­ваются как полезный показатель производительности труда. Важ­ным моментом выступает и вопрос распределения добавленной сто­имости между наемными работниками, государством, инвесторами и самим предприятием. Все эти вопросы имеют исключительно важное значение в переговорах профсоюзов от имени наемных работников с работодателями.

Безусловно, многое в развитии социально-трудовых отношений зависит от самих переговоров профсоюзных лидеров и работодате­лей. Хорошие навыки ведения коллективных переговоров на этапе диалога включают в себя:

• тщательное осмысление ситуации, позволяющее выяснить как
можно больше о противоположной стороне и уловить признаки готовности к изменению первоначальной позиции;

• способность избегать спора ради самообороны или «набирания очков»;

• апробирование конструктивных вариантов в случае, если по­являются признаки того, что противоположная сторона готова пойти на уступки;

• готовность предложить конструктивные выходы из сложных
ситуаций.

Важно добиться успешного окончания переговоров. Оно проще, если больше совпадений в позициях сторон удастся достичь. Вот несколько практических советов для участника переговоров:

• уметь сказать решительное «нет», когда этого требует ситу­ация;

• способность внушать доверие;

• умение быть терпеливым слушателем;

• быть в состоянии согласиться, когда у противника «сильнее карта»;

• иметь чувство юмора;

• уметь организованно мыслить;

• обладать хорошими способностями к общению;

• быть убедительным.

 

Различают следующие стили ведения переговоров:

1. Соревновательный (признаки — сильный напор, низкая готовность к сотрудничеству). Этот стиль может быть оправдан, когда применяются непопулярные меры или отсутствие времени не позво­ляет использовать другие подходы.

2. Уклончивый (признаки — слабое давление, слабое сотрудничество). Это может оказаться правильным подходом, если возникает ощущение, что угроза столкновения противоречий перевешивает возможные плюсы рассмотрения некоторых вопросов.

3. Примирительный (признаки — слабое давление, высокая степень сотрудничества). Данный подход оправдан в случае, когда пред­мет переговоров рассматривается как тривиальный, не имеющий большого значения. Уступка противоположной стороне по такому вопросу может создать кредит доверия, который будет использован в дальнейших переговорах по более важному вопросу.

4. Компромиссный (признаки — средняя степень давления, сред­ний уровень готовности к сотрудничеству). Он может быть использо­ван, если рассматриваемый вопрос не оправдывает более настойчи­вого подхода, свойственного соревновательному стилю и готовности к сотрудничеству. Если обе стороны обладают более или менее оди­наковой силой и статусом, но преследуют противоположные цели, компромиссный подход может быть единственным реалистичным вариантом.

5. Ориентированный на сотрудничество (признаки – высокая степень давления, высокая готовность к сотрудничеству). Этот стиль наилучшим образом может быть проиллюстрирован в идеальной ситуации, в которой две стороны, преследующие свои собственные отличные цели и проповедующие различные методы действий, об­суждают вопросы конструктивно, в духе сотрудничества и вырабатывают новую линию поведения, которая позволяет достигать обе группы целей.

Таким образом, проблема социального партнерства на предпри­ятии — это вопрос согласования интересов работодателя и работни­ков на основе коллективно-договорного регулирования трудовых отношений. Партнерство, базирующееся на взаимном признании независимости указанных сторон, представляет собой противоположность как патернализму, свойственному централизованным и иерархически управляемым системам советского типа, так и жест­кому авторитаризму, характерному для частных предприятий с абсо­лютным отчуждением работника от производства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1199; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.