Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы




 

1. Цели и принципы работы профсоюзов в условиях кризиса. Изложите их и
попробуйте найти им объяснение.

2. Объясните, каким образом профсоюзы как открытая система подвергается
воздействию внешнего окружения. Приведите примеры.

3. Что такое социальное партнерство и в чем его отличие от трипартизма?
Какая из этих форм присуща нынешней России и на каких уровнях?

4. Что такое переговоры? Дайте в письменном виде максимально краткое
определение.

5. Опишите, что можно сделать для улучшения переговоров. Какие факторы
могут повлиять на ведение переговоров?

6. Запишите как можно больше вопросов, которые вы способны рассмотреть в
рамках переговоров с работодателем. Распределите их по степени значимости
Составьте список вопросов, от которых зависит само выживание вашей профсоюзной
организации.

 

Литература

1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

2. Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г. в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г.

3. Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых
споров» от 23 ноября 1995 г.

4. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и га­рантиях деятельности» от 12 января 1996 г.

5. БартолиА., Эрмед Ф. Управление предприятием в условиях перемен.
Стратегический подход к преобразованиям. Париж, 1986.

6. Короткое Э.М. Концепция менеджмента. М.: ДеКа, 1996.

7. Крылов К.Д. Законодательство России о профессиональных союзах.
М.: Профиздат, 1996.

8. Мартене М. Организационное развитие профсоюзов. М.: Профсою­зы и экономика, 1998.

9. Надеев А.Т. и др. Грядет социальный взрыв — управляемый или
неуправляемый/Инф.сб. «Безопасность». № 3 — 4, 1997.

10.Переговоры по заработной плате/Под ред. С.А. Попелло. М.: МВТ,
1998.

Лекция 15

Опыт антикризисного управления в странах с развитой рыночной экономикой

 

Проблематика. Существует ли за рубежом опыт антикризисного управления? Каковы проблемы использования зарубежного опыта в управлении экономикой России? Что важнее: обобщенный зарубеж­ный опыт антикризисного управления или знание разнообразных сторон национального опыта?

 

История социально-экономического развития многих, в том числе крупнейших, стран мира свидетельствует о том, что им приходилось переживать глубокие спады производства, финансовые потрясения, массовую безработицу, острые социальные и политические конфлик­ты. Одни страны с большим трудом и значительными издержками преодолевали трудности, вызванные, прежде всего кризисом эконо­мики, другие довольно успешно справлялись с экономическими и социальными потрясениями и в довольно короткие сроки выводили свои экономические и социальные системы из острых кризисных состояний.

Положение экономики России в 90-е годы XX в. нередко сравни­вают с положением экономики США 30-х годов (Великая депрес­сия) и экономики послевоенных 40-х годов XX в. Германии и Япо­нии. Положение действительно сходное. Следовательно, опыт, пути, методы и формы выхода из чрезвычайной, кризисной ситуации, найденные руководящими кругами этих стран, могут быть весьма полезны для российской экономики.

 

«Новый курс» Ф.Д. Рузвельта — программа вывода американской экономики из кризиса

 

В конце 20-х и начале 30-х годов XX столетия американская экономика находилась в глубочайшем кризисе. Низшая точка спада экономического развития зарегистрирована в 1933 г., когда ВНП уменьшился по сравнению с 1929 г. почти в 2 раза и составил 54% от докризисного уровня. В стране насчитывалось 17 млн. безработных, закрылось свыше 3 тыс. банков. Финансовый кризис поверг в пани­ку финансово-промышленных магнатов США. У.Липпман писал: «В минувшие пять лет промышленные и финансовые лидеры Аме­рики были низвергнуты с высочайших позиций влияния и власти в глубокую пропасть» [7, с. 149]. И ни один из представителей монополистического капитала не мог предложить никаких мер выхода из кризиса.

На президентских выборах 1932 г. победу одержала Демократичес­кая партия во главе с Ф.Д. Рузвельтом (1882—1945), предложившим стране серию реформ, известных как «новый курс». Теоретическую основу «нового курса» составили воззрения английского экономиста Дж.М. Кейнса о необходимости государственного регулирования капиталистической экономики в сочетании с развитием рыночных отношений.

Экономическая ситуация в стране диктовала необходимость на­чать реформы с решения кредитно-финансовых проблем. По ини­циативе Ф.Рузвельта Конгрессу был предложен «чрезвычайный за­кон о банках». Федеральная резервная система предоставляла займы банкам, министр финансов получал право предотвращать массовое изъятие вкладов. Законом предписывалось открывать банки только тогда, когда их состояние будет признано «здоровым». Экспорт зо­лота запрещался. Специальный указ предписывал гражданам США обязательную сдачу золотых запасов на сумму свыше 100 дол. Одно­временно разрешался выпуск новых банкнот, не обеспеченных золо­том. Вслед за этим правительство Ф.Рузвельта наложило эмбарго на золото, циркулирующее между США и заграницей.

Вторым важнейшим банковским законом стал закон о банков­ской деятельности, принятый 16 июня 1933 г., по которому разделя­лись депозитные и инвестиционные функции банков, была создана Федеральная корпорация страхования депозитов. К началу 1934 г. около 80% всех банков США застраховали свои депозиты, учитывая желание большинства вкладчиков иметь подобную защиту. Закон установил, что депозиты размером до 10 тыс. дол. подлежат страхо­ванию на 100%, от 10 до 50 тыс. — на 75%, а свыше 50 тыс. дол. - на 50%. Общественное доверие к банковской системе стало быстро восстанавливаться.

В январе 1934 г. была проведена девальвация доллара, которая снизила его золотое содержание на 41%. Была начата чеканка сере­бряной монеты, в стране вводился биметаллизм. Девальвация дол­лара, изъятие монетного золота из частных рук, облегчение доступа к кредиту способствовали повышению цен и создали механизм ин­фляционного развития американской экономики, одновременно давая тем самым в руки государства средства для проведения ре­форм в других отраслях. Положительно повлияла на стабилизацию финансово-кредитной системы США отмена «сухого закона». С от­меной запрета спиртных напитков вводился налог на их продажу.

Особое место в системе реформ «нового курса» занимало учреж­дение Гражданского корпуса сохранения ресурсов. По предложению Ф. Рузвельта Конгресс принял закон о направлении безработных городских юношей на работу в лесные районы. По мнению прези­дента, это давало возможность улучшить естественные ресурсы страны укрепить здоровье молодежи. Уже в начале лета 1933 г. были созданы лагеря на 250 тыс. молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет из семей, получающих помощь, а также безработных ветеранов. В лагере они имели бесплатное питание, кров, форму и доллар в день. Работы проводились под наблюдением инженерно-технического персонала и офицеров. В лагерях вводилась почти воинская дисциплина. Эф­фект от создания лагерей превзошел ожидания Рузвельта. К 1935 г. лагеря были расширены вдвое — до 500 тыс. человек. Всего в них побывало около 3 млн. человек. Силами лагерной молодежи были созданы лесонасаждения (высажено 200 млн. деревьев), построено значительное число мелиоративных сооружений, мостов, проложены тысячи километров дорог и многое другое [7, с. 158—159].

Важным законом, способствующим выходу из экономического кризиса, стал Закон о восстановлении промышленности. В соответст­вии с ним предпринимателям в каждой отрасли промышленности предлагалось добровольно объединиться и выработать «кодексы чест­ной конкуренции», которые, во-первых, устанавливали бы размер производства; во-вторых, определяли бы уровень заработной платы и продолжительность рабочего дня; в-третьих, распределяли бы рынки сбыта между отдельными конкурентами. На время действия закона, ограниченное двумя годами, приостанавливалось примене­ние положений антитрестовского законодательства. Для проведения закона в жизнь создавалась Национальная администрация по оздо­ровлению промышленности во главе с генералом Х.Джонсоном.

Закон о восстановлении промышленности затронул и трудовые отношения. Он предоставил рабочим право участия в коллективных договорах и профсоюзах. В законе определялись три основных усло­вия труда: а) минимальная заработная плата в размере 12-15 дол. в неделю; б) максимальная продолжительность рабочего дня — 8 ч; в) запрещение детского труда. Закон действовал два года и был отменен Верховным Судом США под предлогом того, что противо­речил Конституции США, так как вмешивался в права частных собственников. Но за это время удалось ликвидировать полный хаос в промышленности и поднять индекс производства на 10%.

«Новый курс» охватил и сферу аграрных отношений. В целях восстановления покупательной способности фермеров и поддержа­ния цен на сельскохозяйственные продукты правительство предло­жило фермерам сокращать посевные площади и поголовье скота, но при этом гарантировало выплату процентов с фермерской задол­женности на сумму не свыше 2 млрд. дол.

В аграрной политике «новый курс» реализовывался также в зако­не 1938 г., который ввел концепцию «всегда нормальной житницы». Концепция предлагала поддержание уровня цен осуществлять путем не уничтожения излишков продукции, а сохранения, выплачивая фермерам аванс в счет еще не проданных сельхозпродуктов. Одно­временно правительство проводило политику демпинга за границей при экспорте пшеницы, хлопка и др. товаров, поощряя фермеров выдачей ввозных премий.

В результате применения мер, направленных на оздоровление аграрного сектора, процесс разорения ферм затормозился, ипотеч­ная задолженность уменьшилась, денежные доходы фермеров, вклю­чая государственные премиальные платежи, выросли почти вдвое.

Президент Ф. Рузвельт особенно гордился тем, что ему удалось убедить Конгресс США в необходимости создать специальное Уп­равление долины р. Теннеси (TVA). Состояние дел в этом крупном регионе было плачевным. В 20-е годы доход семьи там не достигал и половины среднего дохода семьи по стране. По мысли Рузвельта, государственной корпорации TVA предстояло наладить производство электроэнергии (на базе строительства каскада гидростанций), обуз­дать эрозию почвы, провести массированные лесопосадки и помочь бедствующим фермерам.

Деятельность TVA была весьма успешной. К пяти плотинам на Теннеси добавилось еще 20. Река стала судоходной. Было значительно улучшено земледелие, остановлена эрозия почвы, поднялись моло­дые леса. Доходы населения этого региона резко пошли вверх. Со­ревнование между TVA и частными компаниями окончилось пора­жением последних. «Без TVA, еще одного озарения ста дней, две атомные бомбы, завершившие вторую мировую войну, никогда не могли быть созданы». Рузвельту часто бросали обвинение в том, что TVA — «социализм». Он отвечал: «Называйте TVA хоть рыбой, хоть мясом, но оно удивительно вкусно для жителей долины Теннеси» [7, с. 166].

Оживление, начавшееся в американской экономике в 1933 г., сопровождаемое активной фискальной политикой администрации Рузвельта, способствовало резкому изменению структуры федераль­ных расходов: впервые за всю американскую историю в стране на уровне федерального правительства появился социальный бюджет. Федеральное правительство взяло на себя заботу о «непроизво­дительной» или малопроизводительной части рабочей силы - о престарелых, молодежи, инвалидах, деклассированных элементах, которые представляли угрозу собой прежде всего социальной ста­бильности США.

Подоходные налоги остались примерно на том же уровне, а вот доля налогов на прибыль корпораций увеличилась в 1,5 раза, что, безусловно, отражало стремление администрации Рузвельта возло­жить большее налоговое бремя на крупный бизнес как истинного виновника Великой депрессии, а не на рядовых американских граж­дан.

Осуществляя реформы «нового курса», администрация Рузвельта рассчитывала обновить экономику страны и избавить ее от подоб­ных Великой депрессии потрясений и кризисов. Однако эти цели полностью достигнуты не были. Лишь в 1939 г. экономика США справилась с последствиями кризиса, но до второй мировой войны стране так и не удалось достичь докризисного уровня производства. Индекс промышленного производства в 1939 г. составил 90% уровня 1932 г. Уровень безработицы в 6 раз превысил уровень 1929 г., составив 17% рабочей силы.

В то же время опыт реформирования экономики, финансов, со­циальной политики, осуществленного Ф. Рузвельтом и его коман­дой, имеет не только национальное, но и большое международное значение. Особенно он ценен для российских менеджеров, эконо­мистов и политиков. Безусловно, экономический, социальный и политический кризис, разразившийся в России в первой половине 90-х годов XX в., во многом отличается от американской Великой депрессии, но имеют место и некоторые сходные сущностные ха­рактеристики, тенденции развития, политические и социальные ус­тремления различных общественных групп, затрудняющих выбор путей, методов вывода экономики страны из затянувшегося в нашей стране глубочайшего кризиса.

Методология, стратегия и тактика реформ в рамках «нового курса» продемонстрировали особую роль государственного регулирования в системе капиталистического хозяйства и показали, что гибкое и умеренное регулирование экономики, социальной и политической сфер, особенно в трудные периоды развития страны, является жиз­ненно необходимым.

Этот важный вывод нуждается в глубоком осмыслении, а главное - в практическом применении с учетом российских исторических и социально-экономических реалий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.