Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет № 4. Географическая среда – это та часть земной природы, с которой человечество непосредственно взаи­модействует в своей жизни и про­изводственной деятельности




1.

Географическая среда – это та часть земной природы, с которой человечество непосредственно взаи­модействует в своей жизни и про­изводственной деятельности. Она играет огромную роль в жизни че­ловечества: служит средой его оби­тания, является источником ре­сурсов, влияет на здоровье и на­строение, на духовную культуру. Чем разнообразнее географическая среда, тем, как правило, лучше ус­ловия общественного развития.

История человеческого обще­ства – история взаимодействия его с природой, географической средой. Эти отношения противоре­чивы. С одной стороны, человек изменяет природу, использует ее, приспосабливает для своих нужд. С другой стороны, географическая среда оказывает значительное вли­яние на развитие общества. В ре­зультате деятельности человека природе наносится вред, иногда непоправимый. Изменяется среда обитания человека, и встает вопрос о здоровье и выживании всего че­ловечества. В XX веке «давление» человека на природу резко возрос­ло. 60% территории суши занима­ют антропогенные ландшафты. Общество использует все больше ресурсов, одновременно увеличи­вается количество отходов, попа­дающих в географическую среду. Для решения проблемы истоще­ния природных ресурсов и загряз­нения окружающей среды необхо­димо объединять усилия всех стран.

 

2.

1) Фактор территории (чем больше её размеры, тем богаче и разнообразнее природные ресурсы, тем больше возникает вариантов для размещения населения и производства);

2) фактор экономико-географического положения - ЭГП (разновидности ЭГП – центральное, глубинное, соседское, приморское);

3) природно-ресурсный фактор (в добывающей промышленности сдвиг в районы нового освоения – северные районы, шельфовые зо­ны);

4) транспортный;

5) фактор трудовых ресурсов (значение приобретает качество трудовых ресурсов);

6) фактор территориальной кон­центрации;

7) фактор наукоемкости (приоб­ретает все большее значение);

8) экологический фактор (при­обретает все большее значение).

 

3.

Определить, какие возрастные группы преобладают, рассмотреть соотношение лиц пожилого и дет­ского возраста с людьми среднего возраста. Сделать выводы о рож­даемости и смертности. Рассмот­реть соотношение мужчин и жен­щин, проанализировать общую форму пирамиды, соотнести ин­формацию о половозрастном соста­ве населения страны с признака­ми типов воспроизводства населе­ния и сделать вывод.

Что представляет собой половозрастная пирамида?

Представь себе мысленно, хотя бы, египетскую пирамиду (наверняка тебе доводилось видеть её на картинках) или фигуры пирамид (усечённых, правильных), изучаемых на уроках геометрии.

Теперь, мысленно, разбей её на две перпендикулярных оси так, чтобы основание пирамиды лежало на горизонтальной оси, а вертикальная - разделяла фигуру на две части и исходила из середины основания, устремляясь к вершине. Т.к. эти модели связаны с людскими параметрами (их количество, возраст и т.д.), то отрицательных величин здесь не бывает.

Как правило, при построении половозрастные пирамиды получаются с усечёнными вершинами. В зависимости от количества параметров фигуру можно разделить на несколько частей в горизонтальном направлении (т.е. одну над другой), причём любая из этих составляющих может быть больше или меньше соседних.

Конкретнее о значении осей в пирамиде:

1) горизонтальная ось: соотношение мужчин и женщин - в процентах ко всему населению (слева - мужчины, справа - женщины);

2) вертикальная ось: возраст мужчин и женщин - в процентах ко всему населению страны.

Далее будет приводиться анализ половозрастной пирамиды для развивающейся страны (характерный для любого из государств Южной Азии):

· количество детей (0-14 лет) составляет более 42 %, их большая численность показана широким основанием пирамиды;

· количество взрослых (15-59 лет) приблизительно 55 %;

· количество пожилых (60 лет и старше) менее 3 %, их численность отражена в узкой верхушке пирамиды;

· левая половина пирамиды (мужчины) в процентном отношении несколько больше, чем правая (женщины).

Из данного анализа пирамиды можно сделать следующие выводы:

1) Страна принадлежит к I типу воспроизводства, который характеризуется высокой рождаемостью, уменьшением смертности и высокими темпами роста населения, о чём свидетельствует широкое основание пирамиды.

Следует отметить, что высокая рождаемость в регионе Южной Азии зависит от:

а) национальных и религиозных традиций (поощрение рождения большого количества детей, особенно мальчиков);

б) того, что дети в будущем станут кормильцами родителей;

в) преобладания сельского населения;

г) недостаточного уровня образования;

д) слабого вовлечения женщин в общественное производство.

2) Для стран этого типа воспроизводства характерно некоторое преобладание мужского населения, т.к. смертность среди женщин здесь больше из-за: ранних браков, подрывающих здоровье; многодетности; неравноправного положения женщин в семье и обществе.

В 3-ем вопросе данного билета на основании приведённого выше примера, для развивающихся стран региона Южной Азии, можно проанализировать любой из регионов или отдельно взятую страну.

 

 

1. Природопользование. Приме­ры рационального и нерациональ­ного природопользования.

2. Общая экономико-географи­ческая характеристика стран За­падной Европы.

3. Определение и сравнение средней плотности населения двух стран (по выбору учителя) и объяс­нение причин различий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1774; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.