КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Билет № 4. Географическая среда – это та часть земной природы, с которой человечество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности
1. Географическая среда – это та часть земной природы, с которой человечество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности. Она играет огромную роль в жизни человечества: служит средой его обитания, является источником ресурсов, влияет на здоровье и настроение, на духовную культуру. Чем разнообразнее географическая среда, тем, как правило, лучше условия общественного развития. История человеческого общества – история взаимодействия его с природой, географической средой. Эти отношения противоречивы. С одной стороны, человек изменяет природу, использует ее, приспосабливает для своих нужд. С другой стороны, географическая среда оказывает значительное влияние на развитие общества. В результате деятельности человека природе наносится вред, иногда непоправимый. Изменяется среда обитания человека, и встает вопрос о здоровье и выживании всего человечества. В XX веке «давление» человека на природу резко возросло. 60% территории суши занимают антропогенные ландшафты. Общество использует все больше ресурсов, одновременно увеличивается количество отходов, попадающих в географическую среду. Для решения проблемы истощения природных ресурсов и загрязнения окружающей среды необходимо объединять усилия всех стран.
2. 1) Фактор территории (чем больше её размеры, тем богаче и разнообразнее природные ресурсы, тем больше возникает вариантов для размещения населения и производства); 2) фактор экономико-географического положения - ЭГП (разновидности ЭГП – центральное, глубинное, соседское, приморское); 3) природно-ресурсный фактор (в добывающей промышленности сдвиг в районы нового освоения – северные районы, шельфовые зоны); 4) транспортный; 5) фактор трудовых ресурсов (значение приобретает качество трудовых ресурсов); 6) фактор территориальной концентрации; 7) фактор наукоемкости (приобретает все большее значение); 8) экологический фактор (приобретает все большее значение).
3. Определить, какие возрастные группы преобладают, рассмотреть соотношение лиц пожилого и детского возраста с людьми среднего возраста. Сделать выводы о рождаемости и смертности. Рассмотреть соотношение мужчин и женщин, проанализировать общую форму пирамиды, соотнести информацию о половозрастном составе населения страны с признаками типов воспроизводства населения и сделать вывод. Что представляет собой половозрастная пирамида? Представь себе мысленно, хотя бы, египетскую пирамиду (наверняка тебе доводилось видеть её на картинках) или фигуры пирамид (усечённых, правильных), изучаемых на уроках геометрии. Теперь, мысленно, разбей её на две перпендикулярных оси так, чтобы основание пирамиды лежало на горизонтальной оси, а вертикальная - разделяла фигуру на две части и исходила из середины основания, устремляясь к вершине. Т.к. эти модели связаны с людскими параметрами (их количество, возраст и т.д.), то отрицательных величин здесь не бывает. Как правило, при построении половозрастные пирамиды получаются с усечёнными вершинами. В зависимости от количества параметров фигуру можно разделить на несколько частей в горизонтальном направлении (т.е. одну над другой), причём любая из этих составляющих может быть больше или меньше соседних. Конкретнее о значении осей в пирамиде: 1) горизонтальная ось: соотношение мужчин и женщин - в процентах ко всему населению (слева - мужчины, справа - женщины); 2) вертикальная ось: возраст мужчин и женщин - в процентах ко всему населению страны. Далее будет приводиться анализ половозрастной пирамиды для развивающейся страны (характерный для любого из государств Южной Азии): · количество детей (0-14 лет) составляет более 42 %, их большая численность показана широким основанием пирамиды; · количество взрослых (15-59 лет) приблизительно 55 %; · количество пожилых (60 лет и старше) менее 3 %, их численность отражена в узкой верхушке пирамиды; · левая половина пирамиды (мужчины) в процентном отношении несколько больше, чем правая (женщины). Из данного анализа пирамиды можно сделать следующие выводы: 1) Страна принадлежит к I типу воспроизводства, который характеризуется высокой рождаемостью, уменьшением смертности и высокими темпами роста населения, о чём свидетельствует широкое основание пирамиды. Следует отметить, что высокая рождаемость в регионе Южной Азии зависит от: а) национальных и религиозных традиций (поощрение рождения большого количества детей, особенно мальчиков); б) того, что дети в будущем станут кормильцами родителей; в) преобладания сельского населения; г) недостаточного уровня образования; д) слабого вовлечения женщин в общественное производство. 2) Для стран этого типа воспроизводства характерно некоторое преобладание мужского населения, т.к. смертность среди женщин здесь больше из-за: ранних браков, подрывающих здоровье; многодетности; неравноправного положения женщин в семье и обществе. В 3-ем вопросе данного билета на основании приведённого выше примера, для развивающихся стран региона Южной Азии, можно проанализировать любой из регионов или отдельно взятую страну.
1. Природопользование. Примеры рационального и нерационального природопользования. 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Западной Европы. 3. Определение и сравнение средней плотности населения двух стран (по выбору учителя) и объяснение причин различий.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1774; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |