КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристика по картам ЭГП страны
1. Природные ресурсы – компоненты природы, которые на данном уровне развития общества используются или могут быть использованы в качестве средств производства и предметов потребления. Существуют разные подходы к классификации природных ресурсов. По происхождению выделяются минеральные, водные, ресурсы Мирового океана, земельные, биологические, климатические, космические ресурсы. По исчерпаемости выделяются исчерпаемые и неисчерпаемые. К первым относятся возобновимые (биологические, земельные, водные) и невозобновимые (минеральные). Ко вторым относятся климатические, энергия текучей воды, солнца, ветра. По способу использования: агроклиматические, энергетические, рекреационные и т. п. Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается запасами из расчета на душу населения или количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса при современных темпах добычи или использования.
2. Транспорт – третья ведущая отрасль материального производства, он составляет материальную основу международного разделения труда, воздействует на размещение производства, способствует развитию специализации и кооперирования, а также развитию интеграционных процессов. Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. НТР коснулась всех видов транспорта: увеличились скорости, выросла грузоподъемность, умножился подвижной состав. Появление контейнеров, подводных тоннелей значительно расширило возможности транспортировки различных грузов.
Сухопутный транспорт. Железнодорожный: в эпоху НТР его роль снизилась, но остается важной в перевозке массовых промышленных и сельскохозяйственных грузов. Автомобильный: лидирует во внутригородских и пригородных пассажироперевозках, велико значение в междугородных и международных перевозках. Трубопроводный: получил быстрое развитие из-за роста добычи нефти и газа (США, Россия, Канада). Водный транспорт. Морской: обслуживает 80% всей международной торговли, перевозит наливные, навалочные, насыпные грузы, в контейнерах готовые изделия и полуфабрикаты. Внутренний водный: по грузообороту выделяются США, Россия, Канада, ФРГ, Китай и Нидерланды. В этих же странах находится большинство судоходных каналов (Береговой в США, Великий канал в Китае, Беломорско-Балтийский в России). Главный район озерного судоходства – Великие озера США и Канада. Воздушный транспорт – самый молодой и динамичный. Занимает первое место в межконтинентальных перевозках. Транспорт в настоящее время стал менее зависим от природы. Природные препятствия (водные пространства, горы и т. п.) перестали быть непреодолимыми. Пробиваются тоннели в скалах, прокладываются подводные тоннели, сооружаются искусственные водные пути. Но одновременно растет отрицательное воздействие транспорта на природу (тепловое, шумовое, химическое и др. виды загрязнений). Многие страны принимают меры по защите окружающей среды от негативного воздействия транспорта. 3. По статистическим данным определите естественный прирост для указанных стран. Естественный прирост является разницей между рождаемостью и смертностью. Сравните естественный прирост указанных стран. Сделайте выводы, учитывая, что на естественный прирост влияет социально-экономический фактор и уровень жизни населения. Нельзя забывать о механическом приросте населения (миграциях), который в отдельных странах играет большую роль.
Прирост населения любой страны мира состоит из: 1) естественного прироста жителей, что представляет собой - разницу между количеством родившихся и умерших людей; 2) механического прироста населения (миграции). Определим и сравним показатели прироста населения во Франции и Саудовской Аравии. Начнём с Франции: 1) естественный прирост: Рождаемость - менее 15 человек на 1000 жителей - низкая из-за следующих факторов: а) позднего возраста вступления в брак; б) вовлечения женщин в производство; в) отношения к разводам, абортам; г) представления о нормальном количестве детей; д) увеличения числа пожилых людей и т.д. Смертность - 10-15 человек на 1000 жителей - низкая, благодаря следующему: а) хорошему медицинскому обслуживанию; б) увеличению продолжительности жизни стариков; в) стабильной экономической ситуации в стране; 2) миграции: сюда наблюдается поток переселенцев из стран Восточной Европы, СНГ, Испании, Алжира на заработки, вследствие нестабильной ситуации в своих государствах. Теперь проследим те же показатели в Саудовской Аравии: 1) естественный прирост: Рождаемость - 40-50 человек на 1000 жителей - высокая в результате: а) национальных и религиозных традиций; б) слабого вовлечения женщин в производство и т.д. Смертность - 5-10 человек на 1000 жителей - средняя и постоянно снижается из-за: а) улучшения медицинского обслуживания; б) повышения благосостояния людей и т.п. 2) миграции: сюда наблюдается поток в основном временных переселенцев из стран ближнего зарубежья (Сирии, Египта и т.д.) для работы на добыче нефти. В конечном итоге, можно сделать следующие выводы: сходство показателей прироста населения во Франции и Саудовской Аравии заключается в близких величинах смертности (низкая и средняя) и потоке внешних мигрантов в обоих странах; главное различие - в рождаемости (низкая и высокая), что является следствием разных национальных и религиозных традиций (в основном). Билет № 6 1. Минеральные ресурсы. Виды минеральных ресурсов. Обеспеченность, закономерности размещения. Страны, выделяющиеся по запасам основных видов минеральных ресурсов. Проблемы рационального использования.
2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Западной Европы. 3. Сравнительная характеристика по картам транспортных систем двух стран 1. Минеральные ресурсы – это природные вещества минерального происхождения, используемые для получения энергии, сырья, материалов и служащие минерально-сырьевой базой хозяйства. Для минеральных ресурсов характерны: резкая неравномерность размещения, невозобновляемость конкретных месторождений, возможность восполнения путем разведки и освоения новых месторождений. В настоящее время используется более 200 видов минеральных ресурсов. Запасы отдельных видов не одинаковы. Постоянно растут размеры добычи и разрабатываются новые месторождения. Виды минеральных ресурсов. Топливные имеют осадочное происхождение, образуют угольные и нефтегазоносные бассейны. К рудным относятся руды металлов, они приурочены к фундаментам и щитам древних платформ, есть и в складчатых областях. Нерудные полезные ископаемые имеют широкое распространение. К ним относятся: апатиты, сера, калийные соли, известняки, доломиты и др. Для хозяйственного освоения наиболее выгодны территориальные сочетания полезных ископаемых, которые облегчают комплексную переработку сырья, формирование крупных территориально-производственных комплексов. Важно рациональное использование ресурсов – извлечение максимально возможного количества ресурсов, более полная переработка, комплексное использование сырья и т. п. 2. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии состоит из четырех крупных территорий: Англии, Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии. Долгое время (до конца XIX в.) Великобритания господствовала в мировом хозяйстве, так как здесь раньше, чем в других государствах, произошла промышленная революция. Страна владела огромными колониями, что давало преимущества для развития хозяйства; узловое положение на перекрестке важнейших морских транспортных магистралей обеспечивало ей широкие связи со всеми районами земного шара
Сейчас Великобритания остается одной из ведущих держав мира. Высокоиндустриальная держава, крупный экспортер капитала, создатель и координатор Содружества (прежнее название Британское содружество наций) – своеобразной формы ассоциации между Великобританией и ее бывшими колониями. Структура британской промышленности типична для наиболее развитых стран мира. Ведущая роль принадлежит сложному и многообразному машиностроению). Хорошо развитые черная и цветная металлургия работают в основном на импортном сырье. Сельское хозяйство высокопродуктивное, ведущая роль принадлежит животноводству (разведение крупного рогатого скота, овцеводство, свиноводство и птицеводство). Преобладают хозяйства, специализирующиеся на молочном животноводстве. Транспорт. Основной грузооборот во внутренних перевозках приходится на автомобильный транспорт. Основные транспортные магистрали сходятся к Лондону, Бирмингему, Манчестеру и другим промышленным городам. Великобритания имеет крупный морской и пассажирский флот. Развит авиационный транспорт. Значение водного и воздушного видов транспорта очень велико, учитывая островное положение страны. 3. Для анализа необходимо определить пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства стран, так как транспортная система складывается из этих элементов. Для стран с разным уровнем экономического развития свойственны разные конфигурации транспортных систем и разное развитие определенных видов транспорта. Транспортная система развивающихся стран нередко имеет древовидную форму, «точкой роста» которой служит крупный морской порт, это связано с историей освоения и колонизации территории. В развивающихся странах, как правило, преобладает один-два вида транспорта. При объяснении черт сходства и различия транспортных систем следует учитывать, что на них влияют разные факторы – природный, исторический, экономический, политический и т. п. Охарактеризуем транспортную систему ФРГ и Пакистана. Начнём с ФРГ: На всей территории страны очень густая транспортная сеть; развиты все виды транспорта: а) автомобильный преобладает (около 84.2 % в общем грузообороте; густота сети дорог с твёрдым покрытием - более 110 км на 100 кв. км территории; б) железнодорожный (около 9 % в общем грузообороте); в) воздушный (около 6.8 % в общем грузообороте); г) речной: получил развитие в основном во внутрирайонных перевозках на реках: Рейн, Эльба, Дунай; д) морской: крупнейший порт с грузооборотом от 20 до 90 млн. тонн - Гамбург на Северном море; е) трубопроводный (передача нефти и газа). Наибольшее развитие получил автомобильный вид транспорта. Теперь рассмотрим транспорт Пакистана: Транспортная сеть редкая и размещена неравномерно; она имеет древовидную форму, «точкой роста» которой служит морской порт, это связано с историей освоения и колонизации территории англичанами, которые предпочитали вывозить сырьё из страны, не развивая транспортной сеть, а осваивая только прибрежные районы. Преобладают 4 вида транспорта (перечисление по нисходящей): а) морской: крупнейший порт - Карачи в Аравийском море; б) речной: главная артерия - Инд; в) железнодорожный; г) газопроводный. Последние развиты в меньшей степени. Большое значение и распространение имеет гужевой транспорт (лошади, мулы), особенно вдали от прибрежных районов. Сходство транспорта ФРГ и Пакистана - в хорошем развитии морского вида, однако, его значение внутри самих стран различно; широко используется речной транспорт в обоих государствах. Главные различия связаны с более низким уровнем экономического развития Пакистана, о чём свидетельствует слабое развитие железнодорожного, автомобильного и, особенно, воздушного транспортов. Сравнение транспортных систем государств в 3-ем вопросе данного билета наиболее представительно рассматривать на примерах развитых и развивающихся стран разных регионов.
Билет № 7 1. Земельные ресурсы. Географические различия в обеспеченности. Проблемы рационального использования. 2. Топливно-энергетическая промышленность. Состав, значение в хозяйстве, особенности размещения. Энергетическая проблема человечества и пути ее решения. Проблемы охраны окружающей среды.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1577; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |