Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Условия, предпосылки и этапы формирования внешнеторговой политики Казахстана




Становление внешнеэкономической и внешнеторговой политики Казахстана связано с приобретением государственной независимости и проведением экономических реформ. Самостоятельная внешнеторговая политика - необходимое условие вхождения республики в мировое сообщество.

Вместе с приобретением суверенитета Республика Казахстан, как и другие союзные республики, унаследовала систему внешней торговли бывшего СССР, которой были присущи следующие основные черты:

- монополия государства на внешнюю торговлю;

- ярко выраженный протекционистский характер торгового режима в отношении развитых и развивающихся стран, не придерживающихся социалистической ориентации;

- преобладание в регулировании внешней торговли неэкономических методов;

- существенное отличие законодательной и нормативной базы, регулирующей внешнюю торговлю, от международно-признанных принципов и правил;

- централизованное плановое управление экономикой;

- слабое участие в работе международных экономических организаций.

Если разбить становление и развитие внешнеэкономической деятельности и внешнеторговой политики Казахстана на отдельные этапы, то они выглядят, на наш взгляд, следующим образом/9, 58/:

Первый этап (1987-1990 гг.) - реформы в составе СССР, которые послужили отправной точкой для всех будущих политико-экономических преобразований стран бывшего Союза.

Второй этап (1991-1994 гг.) - первые собственные реформы по либерализации ВЭД в статусе независимого государства.

Третий этап (1995-1997 гг.) - дальнейшие шаги по либерализации ВЭД и заключение многосторонних торговых договоров и соглашений со странами СНГ и дальнего зарубежья.

Четвертый этап (2002-2003 гг.) - изменения и преобразования в области внешнеэкономической деятельности, связанные с влиянием мирового финансового кризиса, ужесточение внешнеторгового режима.

Пятый этап (начиная со второй половины 2003 г.) - новый этап развития внешнеторговой политики, характеризующийся экономическим ростом в стране, связанным в первую очереди с улучшением конъюнктуры мировых рынков и ростом цен на минеральные ресурсы./14 стр. 78/

Рассмотрим подробнее все экономические и политические преобразования Казахстана в рамках вышеназванных этапов развития.

I этап. Первым актом по реформированию внешнеэкономической деятельности стало Постановление Совета Министров СССР «О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями» от 19 августа 1986 г., в соответствии с которым были несколько расширены права министерств, и небольшой группе предприятий было предоставлено право выхода на внешний рынок при сохранении монополии государства на внешнюю торговлю.

13 января 1987 г. Постановлением Совета Министров СССР было разрешено создание совместных предприятий (СП) и объединений с иностранным капиталом на территории СССР. Особую роль в либерализации ВЭД сыграло Постановление Совета министров СССР от 12 декабря 1988 г. «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных объединений и организаций» и Закон СССР от 26 мая 1988 г. «О кооперации в СССР», согласно принятым документам всем названным структурам с 1 апреля 1989 г. было предоставлено право выхода на внешний рынок при условии конкурентоспособности их продукции.

Таким образом, при изучении внешнеторговой политики РК необходимо помнить, что до 1991 г. развитие республики осуществлялось в условиях централизованной системы планирования и глубокой интеграции в рамках экономического пространства бывшего СССР. Республика специализировалась на поставках в другие республики СССР топливно-энергетических ресурсов, зерна, сельхозпродукции, т. е. экономика носила сырьевой характер.

Вся внутренняя, межреспубликанская и внешняя торговля регулировалась системой государственных заказов. Экспортные лицензии и квоты распространялись почти на 200 наименований товаров, экспорт стратегических товаров осуществлялся только через монопольные внешнеэкономические структуры союзного уровня.

Практически вся торговля со странами бывшего СССР регулировалась двусторонними межправительственными соглашениями и проводилась на клиринговой основе.

II этап. После провозглашения независимости Казахстан встал на путь либерализации внешнеэкономической деятельности. Был принят Закон РК «О таможенном тарифе и пошлине» от 24 декабря 1991 г. В 1991 г. была принята «Программа развития внешнеэкономической деятельности Казахской ССР на 1992-1993 гг.». Она разработана на основе «Концепции развития внешнеэкономической деятельности КазССР». Позже был принят Указ президента, имеющий силу закона, «Об организации внешнеэкономической деятельности РК на период стабилизации экономики и проведения экономических реформ» от 25 января 1992 г., в который вошли основные положения вышеназванной концепции и программы ВЭД. Также были приняты ряд документов, касающихся либерализации цен по различным видам продукции.

Значительный шаг в либерализации ВЭД был сделан в 1993 г., когда число квот было сокращено до 34 наименований, а лицензий - до 61. Были введены аукционы по продаже экспортных квот и лицензий./11, стр. 141/ Охват межреспубликанской торговли межправительственными соглашениями сократился на 60%. Систему госзаказов сменила система договорных цен на экспортную продукцию. Были введены экспортные налоги на 145 видов продукции, средний размер налогов составлял 15%. Импортные лицензии распространялись на 5 наименований продукции, импорт облагался налогом, варьировавшимся от 0,5% до 21%. Свыше 20 предприятий пользовались льготами по внешнеэкономической деятельности. В целях предотвращения бегства капитала и возвращения в страну валютных доходов была введена система регистрации экспортеров и выдача лицензий. Импортный режим был более либеральным по сравнению с экспортным. В значительной степени это объяснялось заниженным курсом рубля.

Введение национальной валюты 15 ноября 1993 г. и жесткая монетарная политика, проводимая правительством Казахстана, привели к снижению конкурентоспособности отечественных производителей, что привело к возрастанию роли импортных ограничений. В 1993 г. были увеличены импортные таможенные пошлины, которые варьировались от 5% до 100%. Средневзвешенный импортный тариф возрос до 20-25%. Кроме того, большинство ввозимых в республику товаров облагалось НДС в размере 20%./12 стр. 78/

Этот период экономического развития РК характеризовался высокими темпами инфляции, падением производства во многих отраслях промышленности. Проведение последовательной жесткой денежно-кредитной политики позволило снизить инфляцию с уровня 2265% в 1993 году до 11,2% в 1997 году. В 2002 г. уровень инфляции снизился до 1,9%, что обусловлено значительным уменьшением совокупной денежной массы - до 8,5% от ВВП (в 1995-1997 гг. - 10-11%) / 12, стр. 79/.

В 1994 г. произошло дальнейшее уменьшение числа товаров, подлежащих лицензированию (до 34 наименований), и квотированию (до 7 наименований). Постановлением Президента РК была принята «Программа действий Правительства по углублению реформ и выходу из экономического кризиса». Была произведена дальнейшая либерализация цен на нефть и нефтепродукты, согласно Соглашению о предотгрузочной инспекции от 15 апреля 1994 года.

III этап. В 1995 -1996 гг. были сделаны следующие шаги в либерализации внешней торговли РК: отменены все экспортные квоты и лицензии, за исключением короткого списка товаров, составленного по соображениям национальной и личной безопасности и здоровья, аннулирована монополия на внешнюю торговлю стратегическими товарами, отменена обязательная продажа валютной выручки экспортеров, запрещен бартер в торговле, расширена биржевая и аукционная торговля.

Введение экспортного налога породило практику занижения экспортных цен, что в сочетании с возможностью распоряжаться частью валютной выручки привело к крупной утечке капитала по неофициальным каналам. Понимая, что таможенный налог искажает ценовую картину, а обязательная продажа части валютной выручки за рубли по ценам ниже биржевых не стимулирует торговлю, Правительство с 1 января 1994 г. ввело порядок уплаты экспортных налогов в национальной валюте. С введением национальной валюты - тенге процент валютной выручки, подлежащий обязательной продаже на аукционном валютном рынке, был увеличен до 50 %./17, стр. 48/

Ввоз товаров в республику свободен от квотирования, тогда как лицензированию в 1993 г. подлежал импорт ограниченного круга товаров -это промышленные отходы, удобрения, пестициды и гербициды для сельского хозяйства, алмазные и другие ювелирные изделия, некоторые виды лекарства. Этот список несколько изменился в 1994 г. Лицензии не требовались на импорт алмазов и ювелирных изделий, но стали необходимы для импорта детского питания и взрывчатых веществ. Система лицензирования в это время была ориентирована не столько на ограничение импорта как такового, сколько на защиту здоровья и жизни граждан.

Приватизация во многих секторах промышленности, реформы в банковском, финансовом секторах и другие рыночные преобразования позволили провести в 1995-1996 г.г. ряд крупных реформ в области внешней торговли, направленный на постепенную либерализацию внешней торговли, замену административных методов на экономические методы регулирования, т.е.:

- отменено квотирование экспорта товаров;

- сокращен перечень лицензируемой продукции;

- снижена средняя ставка экспортной таможенной пошлины с 4,9% до

4,2%;

- отменена практика предоставления таможенных и налоговых льгот;

- упразднены государственные внешнеторговые компании;

- отменены требования о сдаче 50% экспортной выручки;

- образован ряд свободных экономических зон.

В июне 1995г. принят Закон «О таможенном деле в Республике Казахстан», отвечающий требованиям ВТО. Таможенный кодекс включает более 400 статей и распространяется на все элементы таможенного дела, а именно - на таможенные процедуры импорта товаров, правила таможенной оценки и сбор таможенных пошлин и налогов, санкции за нарушения в таможенной сфере, процедуры по таможенной защите прав интеллектуальной собственности, положения относительно правил происхождения товара, а также организацию и структуру таможенных органов, права и обязанности таможенных служащих.

Основным методом определения таможенной стоимости товара является признаваемый и рекомендуемый ГАТТ метод определения по цене сделки (transaction value) с ввозимыми товарами (таможенной стоимостью товара, возимого на таможенную территорию Казахстана, является цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за него при продаже на экспорт в Республику Казахстан)

В январе 1995 г. подписано Соглашение о Таможенном союзе (ТС) между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией. В соответствии с указанным Соглашением Казахстан реформирует свои таможенные тарифы в два этапа. Первый этап, осуществленный в марте 1995 г., обеспечил отмену всех тарифов между четырьмя странами-членами. Второй этап, нацеленный на установление единого внешнего тарифа с третьими странами, в настоящее время находится в стадии гармонизации.

В 1996 г. в целях реализации среднесрочной программы Правительства Республики Казахстан по углублению реформ на 1996-2002 гг. проводилась политика, предполагающая соблюдение интересов внешнеэкономической и внутрихозяйственной деятельности, развитие экспортного потенциала с последовательным улучшением структуры экспорта и рационализации объемов и номенклатуры импортируемой продукции с учетом экономической ситуации в республике и у ее основных торговых партнеров, состояния мирового рынка. Был принят ряд постановлений, вносящих серьезные изменения в действующий порядок внешней торговли. Эти нормативные акты стимулировали экспорт и импорт производственного технологического оборудования, средств транспорта, а также упрощали процедуру вывоза товаров.

Последовательной реорганизации подверглась таможенно-тарифная система страны. Тариф превратился в важный инструмент торговой политики.

С 1 августа 1996 г. изменен порядок экспортных операций - существенно сокращен перечень товаров, вывоз которых осуществляется при наличии документа, подтверждающего заключение экспортной сделки на товарной бирже. К этим товарам были отнесены значительная часть сельскохозяйственной продукции и товаров производственно-технического назначения.

В области регулирования импорта наиболее заметным событием стал очередной пересмотр таможенного тарифа. Номенклатура импортных товаров, облагаемых таможенной пошлиной и уровень ставок импортного таможенного тарифа, действовавшие до настоящего времени, не в полной мере соответствовали экономическим интересам Казахстана и наносили ущерб деятельности предприятий республики. Это относилось, в первую очередь, к технологическому оборудованию, необходимому для оснащения и перевооружению всех производств, фармацевтической продукции, средствам наземного транспорта.

Максимальная ставка экспортного тарифа была снижена с 35% до 30%, а число товарных групп, облагаемых таможенным тарифом, сократилось с 70 до 27. Снижены ставки импортных таможенных пошлин, хотя перечень налогооблагаемых товарных групп по-прежнему включал 12 наименований.

11 января 1995 г. был принят Указ Президента, имеющий силу закона, «О либерализации внешнеэкономической деятельности».

23 марта 1995 г. Указом Президента был принят закон «Об иностранных инвестициях в РК», который определял правовые и экономические основы привлечения иностранных инвестиций в экономику Казахстана и закреплял государственные гарантии защиты инвестиций.

В 1996 г. были снижены импортные тарифы на инвестиционные товары. Для усиления контроля над внешнеэкономической деятельностью вывоз основных экспортных товаров осуществлялся при регистрации контрактов по их продаже на республиканских товарных биржах. Был принят закон РК «Об экспортном контроле вооружений, военной техники и продукции двойного назначения» от 18 июня 1996 г.

В январе 1996 года Республика Казахстан подала официальную заявку о Вступлении в ВТО, подготовила меморандум о внешнеторговом режиме и другие необходимые документы.

За первые пять лет независимости объем экспорта республики увеличился более чем в два раза. Это стало возможным благодаря последовательным преобразованиям в области ВЭД, направленным на ее либерализацию, а также благодаря принятию соответствующих законодательных и нормативных актов, регулирующих внешнюю торговлю, опирающихся на принципы и правила, выработанные мировым сообществом. Наиболее показательным результатом либерализации внешней торговли является расширение ее как в объеме, так и по региональной структуре. Если в 1993 г. товарооборот республики составлял 8 млрд. долларов, а торговля велась с 62 странами, то в 1996 г. он составил более 12 млрд. долларов. /18, стр. 15/

Но существовало множество проблем. Физические и юридические лица получили возможность выхода на внешние рынки, не имея опыта во внешней торговле, и нуждались в государственной поддержке. Внутренний рынок быстро заполнялся разного рода и качества импортными товарами, особенно товарами массового спроса, что явилось результатом отсутствия действенного механизма регулирования импорта.

Отмена экспортных пошлин в 1996 г. стимулировала экспорт, который увеличился на 35% по отношению к 1995 г. Стимулирование экспорта осуществлялось посредством отмены экспортных пошлин и ограничений на экспортные компании, селективной открытости для прямых национальных инвестиций и неприменения к экспорту НДС. Также было предусмотрено полное или частичное освобождение от обложения таможенными пошлинами импорта оборудования и материалов, необходимых для реализации инвестиционного проекта, способствующего росту вывоза.

В 1997 г. была отменена регистрация контрактов на Казахстанской агропромышленной бирже. В целях повышения конкуренции были отменены налоговые льготы иностранным инвесторам при импорте товаров, за исключением тех, которые предназначены для переработки на территории РК.

20 июня 1997 г. Таможенный Комитет РК и НБК приняли Положение «Об организации экспортно-импортного валютного контроля в РК», который устанавливает порядок осуществления экспортно-импортного валютного контроля над полнотой и своевременностью поступления валютной выручки от экспорта, а также правомерностью и обоснованностью использования валютных средств на цели импорта.

30 июня 1997 г. было принято Постановление Правительства РК «О порядке лицензирования экспорта и импорта товаров, услуг в РК.

В целях применения единообразной системы налогообложения по внешней торговле независимо от страны происхождения торгового партнера, обосновывающей переход на международный принцип взимания косвенных налогов, с начала 1997 г. Казахстан начал применять принцип «назначения» относительно налога на добавленную стоимость, налагаемого также на товары, импортируемые из стран СНГ.

28 февраля 1997 г. был принят закон «О государственной поддержке прямых инвестиций в РК». Таким образом, видно, что либерализация внешней торговли стимулировала и развила либерализацию финансового сектора.

Либерализация внешней торговли коснулась не только внутреннего рынка. Расширился доступ Казахстана на рынки зарубежных стран ОЭСР. В отношении нашей республики были снижены или сняты многие санкции и таможенные пошлины, применявшиеся к странам с нерыночной экономикой. Казахстан получил статус наибольшего благоприятствования на рынках стран Европейского Союза, США, Канады, Скандинавских стран и др. В 1993 г. -ЕС, в 1992 г. - Канада, в 1994 г. - США включили Казахстан в систему Генеральных преференций. Однако это не значит, что Республика имеет свободный доступ на рынки развитых стран, поскольку, как мы уже отмечали выше, эти страны успешно применяют защитные меры, антидемпинговые и компенсационные пошлины, защищая свои рынки от товаров из развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

IV этап. Следующий этап развития внешнеторговой политики Казахстана (2002-2003 гг.) ознаменовался ужесточением валютного контроля экспорта, в частности, повторно введена обязательная продажа валютной выручки экспортерами в размере 50%, которая была отменена в 1996 г. Ужесточен порядок вывоза валюты за рубеж, в целях ограничения спроса на наличную валюту.

Последовательное и целенаправленное осуществление Республикой Казахстан активной внешнеэкономической деятельности опирается на открытость экономики, полноправное участие в международном разделении труда и интеграцию в систему мирового хозяйства, выступает в качестве одного из главных факторов стратегического плана - обеспечения устойчивого экономического роста.

Для вступления в ВТО необходима открытая экономика и, насколько это возможно, должен быть либерализован рынок. В 1996 году, пожалуй, мы не могли с уверенностью сказать об этих составляющих нашей экономики. Но правительством Республики Казахстан была выполнена огромная работа. Думаю, сейчас мы соответствуем требованиям, предъявляемым в ВТО. Судите сами, внешнеторговый режим Казахстана является достаточно либеральным, характеризующимся отсутствием каких-либо количественных ограничений на импорт, относительно невысоким уровнем таможенных тарифов и небольшим перечнем товаров (в основном двойного назначения), подпадающим под лицензирования экспорта и импорта.[ 3, стр. 48 ]

В 1996 году были отменены все таможенные пошлины на экспортную продукцию, снижены импортные тарифы на инвестиционные товары.

В 1997 году в целях повышения конкуренции были отменены налоговые льготы иностранным инвесторам при импорте товаров.

20 июня 1997 года Таможенный Комитет и Национальный Банк приняли положение «Об организации экспортно-импортного валютного контроля в Республике Казахстан», который устанавливает порядок осуществления экспортно-импортного валютного контроля за полнотой своевременностью поступления валютной выручки от экспорта, также правомерностью и обоснованностью использования валютных средств на цели импорта.

28 февраля 1997 года Правительством РК был принят закон «О государственной поддержке прямых инвестиции в Республике Казахстан».

Либерализация внешней торговли коснулась не только внутреннего рынка. Расширился доступ Казахстана на рынки зарубежных стран. В отношении нашей страны были снижены или сняты многие санкции и таможенные пошлины.

Импорт РК характеризовался ростом ввоза товаров из России по причине девальвации российского рубля, в связи с этим удешевлением российских товаров и падением конкурентоспособности по цене соответствующих товаров казахстанского производства. В свою очередь снизился экспорт казахстанских товаров в РФ. В связи с этим в январе 1999 года принял ряд антидемпинговых мер. Правительством РК и РФ был подписан протокол «О временном запрете ввоза товаров первой категории из РФ». Позже был введен 200 % временный таможенный тариф на товары, ввозимые из Кыргызстана и Узбекистана.

Эти меры- шаги Казахстана в сторону протекционизма во внешнеторговой политике. Они имели двоякий характер: с одной стороны- должны были стимулировать и поднять заинтересованность отечественных товаропроизводителей в производстве, и укрепить их позиции на местном рынке. Но с другой стороны резко возросла контрабанда.

Казахстан должен определится, какие приоритеты во внешней торговле в долгосрочном плане: либерализацию или протекционизм? Попытаемся дать ответ на данный вопрос.

Внешнеторговый оборот Республики Казахстан (по данным таможенной статистики без учета неорганизованной торговли) в 2004 году составил 21227,3 млн. долл. и по сравнению с 2003 годом увеличился на 31%, в том числе экспорт - 12900,4 млн. долл., увеличился на 34%, импорт (с учетом расходов на транспортировку и страхование) - 8326,9 млн. долл., увеличился на 28%. /12 стр. 42/

В настоящее время Казахстан торгует со 124 странами мира. Значительно изменилась страновая структура внешнеторгового оборота -доля стран СНГ снизилась до 56-60%. Главными торговыми партнерами Казахстана сегодня являются: Россия (40,5% экспорта и 42,6% импорта), Узбекистан (4% экспорта и 6,7% импорта), Украина (2% экспорта и 3% импорта), Кыргызстан (1,8% экспорта и 2,3% импорта), Нидерланды (11% экспорта), Швейцария (5% экспорта и 2,5% импорта), Германия (3,7% экспорта и 6,7% импорта), Китай (6,0% экспорта и 1,2% импорта), Турция (1,6% экспорта и 3,5% импорта), Республика Корея (1,3% экспорта и 1,5% импорта) и США (1,0% экспорта и 2,3% импорта)./22, стр. 9/

За период с 1995г.по 2005 г. доля минеральных продуктов в Казахстанском экспорте возросла с 29% до 44%, а в 2004г. по сравнению с2003г. удельный вес минеральных продуктов в общем объеме экспорта вырос еще на 11 процентных пунктов.

Оценивая реальные экспортные возможности Казахстана, приходится констатировать, что в ближайшие годы республика будет выходить на внешние рынки в основном с сырьевой продукцией. Обрабатывающая промышленность республики сегодня неконкурентоспособна, и потребуется время, чтобы провести мероприятия и осуществить инвестиции, которые позволят производить конкурентоспособную продукцию. Такая ситуация обусловлена технологической отсталостью и изношенностью оборудования, несоответствием мощностей предприятий имеющимся ресурсам, высокой энерго - и материалоемкостью производства, отсутствием технологий глубокой переработки, что делает казахстанскую промышленную продукцию неконкурентоспособной даже по ценовому фактору, а также грузом социальных проблем, что также ведет к повышению цен. Если металлургические предприятия республики даже в современных условиях имеют неплохие экспортные возможности, то в машиностроении ситуация исключительно сложная. Здесь главная задача - в кратчайшие сроки провести реформирования предприятий и конверсионные мероприятия, направить интеллектуальный, научный и технологический потенциал военно-промышленного комплекса на цели повышения конкурентоспособности продукции.

Одной из главных статей казахстанского экспорта является нефть сырая, доля которой в экспорте возросла с 15%в 1995г.до 44,2% в 2004 г./8, стр. 74/ В 2004г. по сравнению с 1995г. более чем в три раза увеличился удельный вес нефти и газового конденсата в экспорте республики, на ряду с уменьшением удельного веса отдельных товаров. Казахстан входит в число крупнейших производителей нефти в мире, а устойчивый спрос на это сырье на мировом рынке позволяет рассматривать экспорт нефти как важнейший потенциальный источник доходов страны. Однако сегодня возможности экспорта нефти ограничены отсутствием прямого доступа на мировой рынок и зависят от квот, устанавливаемых Россией на транспортировку нефти по ее трубопроводам. Так, в 2003 году квота, установленная Казахстану для транспортировки нефти на рынки дальнего зарубежья, составляла 7 млн. тонн, что, безусловно, гораздо ниже его экспортных возможностей.

В настоящее время важнейшими статьями казахстанского экспорта являются черные металлы, медь и медная продукция. Богатые месторождения с качественными и дешевыми ресурсами создают Казахстану первичные конкурентные преимущества в экспорте этой продукции. Однако, конкурентный потенциал черной и цветной металлургии постепенно подтачивается из-за износа оборудования, отсутствия инвестиций в реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, несоответствия мощностей предприятий рудной базе, повышения стоимости энергоресурсов, отсутствия оборотного капитала. Кроме того, технологическая отсталость производства не позволяет производить продукцию в соответствии с мировыми стандартами. Поэтому недостаточные инвестиции в экспортные производства могут привести к большим потерям в будущем.

Товарная структура казахстанского экспорта характеризуется преобладанием 8-10 товаров на долю которых приходится более 80% стоимостного объема экспорта.

Товарная структура импортируемых республикой товаров достаточно разнообразна: наибольшую долю занимают машины и оборудование, химические товары и минеральные продукты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 779; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.