Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что такое психология 18 страница




советами, информацией; 40-терапевтические, атмосферу, свободным, выражать,

 

i

Верно или неверно

1-Н; 2 Н; 3-Н; 4 -В; 5-Н; 6-В; 7-В; 8-Н; 9-Н; 10 В; 11-Н; П-В; 13-Н; 14-В; 15-Н; 16-В; 17-Н; 18-В; 19-В; 20-Н; 21 -В; 22-Н; 23-В; 24-В; 25-Н;

26 В; 27-Н; 28-В; 29-В- 30-Н.

j

Выбрать правильный ответ

1-г;2-пЗ-в;4-г;5-г;6-г;7-а;8-г;9-г; 10-6; И-г; 12-а; 13 а; 14-г; 15 -г; 16-в; 17-г; 18 г; 19-г; 20-6; 21 -в; 22-6; 23-6; 24-в; 25 г; 26-г; 27-г; 28-в; 29 г; 30-а+

Литература

Barnes M.t Berke J,t 1973. Mary Barnes; un voyage a travers la folie, Paris, Seuil.

Berne £., 1977. Analyse transact) ondle el psychotherapie, Paris, Payot.

Beitelheim Вш> 1979. Un lieu oq renaTtre, Paris, LafTont.

Blanchet L., Laviyueur H.r Dauphinais R< (novH 1981). "L'intervention en reseau, un modele alternatit dc prise en charge communautaire*\ Sante mentale au Quebec, vol. VI, n° 2, p, 126 132, r

Bouchard C.t 1983. "Non a la prevention", dans Psych о therapies, attention!, Sillery (Quebec),.Quebec Science {ed.>, p. 203-22К

Bfum J.D. (nov. 1978). "On Changes in Psychiatric Diagnosis Over Time", American Psychologist, vol. 33, nMl, p. 1017-1031. '

Deiigrty F.t 1975, Nous et Tinnocent, Paris, Maspero,

Denis G\, Toussignant М.ч Laforest L+ (1973). "Prevalence de cas dnterel psychiatrique dans une region du Quebec", Canadian Journal of Public Health, nu 64, p. 387-397.

Dongicr JVf.. 1967. Ncvroses el troubles psychosomatiques, Bruxelles» Dessart.

Dreyfus C.f 1975. Les groupes de rencontre, Paris, Retz.

Е1Ш A.. 1961 Reason and emotion in psychotherapy, New York, Lyle Stewart

Eysenck H,J. 1952), "The effects of psychotherapy: an evaluation", Journal of Consul­ting Psychology, n43 16, p. 319-324.

Feldman M>P*> Maccuftoch M.J.t 1971. Homosexual behavior: therapy and assessment, Oxford (England), Pergamon Press.

Fontaine O,, 1978. Introduction aux therapies cornportcmenUles, Bruxelles, Mardaga.

Fourcauh M.t 1972. Histoirc de la folie a I'age dassique, Paris, Gallimard.

Frankt И, 1974, La psychotherapie et son image de Fhomme, Paris, Ed: Resma.

Freud A,. 1967. Lc moi et les mecanismes de defense, Paris, RU+F+

2H___________________________ Гшва 12__________________________

 

Gtasser W.t 1971. La "reality therapy", Paris, EPI Ed.

Goffman £U 1968* Asilcs, Paris, Lcs Editions de Minuit.

Guertin M.t Lecomte У. (juin 1983), "Editorial", Same mentale au Quebec, vol. VIII, n* 1,

p. 5. ' Kazdin A,E, Wikoxon L.H, (sept. 1976), "Systematic desensitization and non-specific

treatment effects: a methodological evaluation", Psychological Bulletin, vol. 83, n°

5, p. 729-758,

Laing RtD.tA91§< La politique de {'experience, Paris, Stock. Laing RD,, 1986. La voix de Гсхрспепсс, Paris, SeuiL Lavoie F.. 1983. 1TLcs groupes d'entraide", dans J. Arseneau et coll, Psychotherapies,

Attention!, Sillery (Quebec), Quebec Science (cd.), p. 181-201 Lecomte Yr, Toungny Ch, (juin 1983). **La communaute therapeuiiquew, Sante mentale

au Quebec, vol VIII, n* 1Э р. 107-134. Leighton B.C. er coll. (1971). "Psychiatric disorder in a Swedish and a Canadian

community: an exploratory study4, Soc. ScL Med.s n° 5, p. 200. Lovaas LO* 1977. The autistic child. New York, Irvington Publishers. May R~> 1976. Le desir d'etre: Psychologic existentielle, Paris, Ed, de TEpi. Minuchin S,. 1979. Families en therapie, Paris, Delage.

Moreno J.L>, 1965. Psychotherapie de groupe et psychodrame, Paris, P. LLF. Mosher L,7 Menn A*r 1978, "Lowered barriers in the Community: the Soteria Model", in:

L I. Stein, M* A* Test (Eds.), Alternatives to Mental Hospital Treatment, New York,

Plenum Press, p. 75-113.

Mousseau J. (oct 1971). "Le discours de Tanti-psychiatrie", Psychologie, n° 21, p, 51-58. Owen F.r Crow T.rJ.7 Poulter M,f Cross A,J., Longden A., Riley G.J. (197S). "Increased

dopamine receptor sensitivity in schizophrenia", Lancet II, p. 223-226. Peris F.f 1977. Gestait-lherapie: technique d'epanoutssement personnel, Montreal,

Stanke* Ptamandon M. (juin 1983). "Les alternatives en sante: enjeux et perspectives", Same

mentaie au Quebec, vol VIII, n° t, p, 100-106. Rogers С R> "La relation therapeutique: les bases de son efficacite11, Bulletin de

Psychologie, n° 17, p. 1-9, Romeder J. M.t 1982. Les groupes d*entraide au Canada, Ottawa, Ministere de Sante et

- du Bien-etre social

Rosenhan D,L. (1973). "On being sane in insane places", Science, n" 179* p. 250-258. Satir K> 1970, Therapie du соцр1е et de Ja familie, Paris Ed+ de ГЁрь Scheflin A.W., Qpton E+M., 1978. L'homme programme, Montreal, Stanke. Schreiber F. R.. 1978. Sybil, Paris, J'ai lu, Shapiro A, K., Morris L. A.r 1978< "Placebo effects in medical and psychological

therapies", in.: Garfield S.L. et Bergin A. E-, Handbook of psychotherapy and

behavior change, John Wiley and Sons. Shane R., Bruce et coll., 1975. Psychotherapy versus Behavior therapy* Harvard

University Press. Smith M.L., Glass О.У. (1977). *'Meta-analysis of psychotherapy outcome studies",

American Psychologist, n* 32, p. 752-760. Strole L., Lunger T.S., Michael S. 7\, Oplier M.K.. Rennie T.A.. 1962. Mental Heatlth

in the Metropolis, New York, McGraw-Hill Swlz S. Д., Wienckowski L.A.. Brown B*S, (1975), "Behavior modification; a perspective

on critical issues*', American Psychologist, ny 30, p. 1027-1048. Szasz T.T 1977. Lc mythe de la-maladiej Paris, Payot. Wolpe J,, 1915. Pratique de la therapie com port mentale, Paris, Masson.

Приложение А

Биологические основы поведения

Наследственность и размножение

Миллиарды клеток, из которых построено человеческое тело, берут начало от одной-единственной клетки (зиготы), образованной слиянием яйцеклетки и сперматозоида.

Генетические основы развития

Клетка

Любая клетка состоит из цитоплазмы, в которой вырабатываются различные материалы, необходимые для роста и жизнедеятельности организма, и ядра, обеспечивающего программирование этой актив­ности и определяющего ее общее направление.

Ядро содержит (у человека) 23 пары хромосом. Каждая хромосома несет в себе многие тысячи генов, ответственных за различные аспекты строения организма и разнообразные функции (размеры тела, цвет глаз, волос и кожи, выработка тех или иных ферментов, рост и развитие, продолжительность жизни и т,д.)>

Носителем наследственности с ее генетическим кодом служит де-зоксирибонуклеиновая кислота {ДНК), которая передает заложенные в ней инструкции в цитоплазму через другую, синтезируемую с ее по­мощью кислоту-рибонуклеиновую (РНК). Таким образом, именно РНК, выходя из ядра, будет налаживать «работу» цитоплазмы и заставлять ее вырабатывать все необходимые белки в соответствии с «генеральным планом», заданным ДНК,

 

Клеточное деление

С момента образования исходной клетки - оплодотворенного спер­матозоидом яйца (зиготы)-весь процесс роста организма происходит за счет последовательных клеточных делений. Ядро клетки при этом делится надвое, что приводит к разделению генетического материала между двумя образующимися ядрами и к восстановлению в каждом из них 23 пар хромосом.

Исключение из этого правила составляют лишь клетки одного типа. Речь идет о половых клетках, или гаметах ответственных за размноже­ние особей. Когда для образования яйцеклеток в яичниках или спермато­зоидов в семенниках клетки-предшественники подвергаются делению,

2\Ь

Приложение А

Рис, А.1а+ Образование гамет и оплодотворение. Каждая гамета содержит поло­вину набора хромосом, имеющегося в клетках родителей. В результате случайно­го распределения родительских хромосом по гаметам во время клеточного деления создастся множество различных сочетаний генов, ответственных за физические и психические особенности будущего ребенка.

Рис. АЛ б. Хромосомный набор {ка-риотип) человека, 46 хромосом объе­динены попарно. Хромосомы первых 22 пар одинаковы у обоих полов. У мужчин 23-я пара представлена раз­ными хромосомами - X и Y, а у жен* щин-двумя X-хромосомами. Синдром Дауна характеризуется наличием лиш­ней хромосомы 21-й пары (так назы­ваемая трисомия-21).

оно происходит таким образом, что каждая из дочерних клеток в результате получает только 23 хромосомы (по одной из каждой пары) и поэтому содержит лишь половину той генетической информации, кото­рой располагают мать и отец, *

Набор из 46 хромосом восстанавливается только в момент оплодот­ворения яйцеклетки сперматозоидом. Генетическая информация, кото-

ттедетт

У ОТЦА

Рис. А.2. Определение пола у ребенка. Яйцеклетка матери всегда содержит Х-хромосом у. Сперматозоид может нести либо Х-хромосому, либо Y-хромосому. Таким образом, теоретически шансы на рождение девочки и мальчика равны и составляют 50%.

рую вносят в зиготу сперматозоид и яйцеклетка, зависит, таким обра­зом, от того, как распределился генетический материал во время образования каждой из половых клеток. Число возможных сочетаний генетического материала в оплодотворенной яйцеклетке огромно, чем и определяется уникальность каждого появляющегося на свет человека (рис. АЛ).

Определение пола "'

 

Существенное различие между мальчиками и девочками выявляется в структуре 23-й пары хромосом. Если у девочек она образована двумя

Приложение А

большими Х-образными хромосомами, то у мальчиков состоит из большой Х-йбразной хромосомы и более мелкой Y-образной. Таким образом, при образовании гамет все яйцеклетки получают Х-хромосому, а сперматозоиды - либо Х-, либо Y-хромосому. Поэтому в момент оплодотворения яйцеклетка с 50%-ной вероятностью может получить две Х-хромосомы и с такой же вероятностью-одну Х- и одну Y-хромо­сому; в первом случае из зиготы разовьется девочка, а во втором-маль­чик (рис. А.2).

Передача признаков генами

Восстановление полного набора хромосом в ядре зиготы приводит к тому, что каждый ген здесь будет представлен двумя «экземплярами», по одному от матери и отца, и признаки нового индивидуума будут определяться их совместным действием, В зависимости от того, однако,

Рис, A3. Действие доминантных и рецессивных генов. Рецессивный ген может вызвать проявление соответствующего признака только в том случае, если он присутствует в обеих гаметах, образующих в результате слияния зиготу. Ска­занное относится, например, к такому признаку, как «голубые глаза» {А), а также к некоторым наследственным болезням (фенилкетонурия хорея Гентингтона, Б).

основы поведения 219

является ли ген доминантным или рецессивным* это действие будет проявляться по-разному, Если ген доминантный, то признак, за который он ответствен, проявляется во всех случаях «автоматически». Напротив, если ген будет рецессивным, то в присутствии доминантного гена он обречен на «безмолвие» и способен проявиться только в том случае, если второй ген той же пары будет тоже рецессивным. Поэтому некоторые наследственные признаки одного из родителей у ребенка могут навсегда остаться в скрытом состоянии и снова проявиться лишь в следующем поколении. Подобным образом дело обстоит с голубым цветом глаз и с некоторыми наследственными заболеваниями (такими, например, как фенилкетонурия или хорея Гентингтона) (рис* А.З).

г

Хромосомные аномалии.

Может случиться так, что при образовании яйцеклетки или спермато­зоида разделение хромосомного материала клетки произойдет непра­вильно, в результате чего гаметы либо не получат надлежащего числа хромосом, либо, наоборот, получат лишнюю хромосому (последнее, например, бывает при синдроме Дауна> известном также под названием монголизма). Это заболевание обусловлено присутствием одной лишней хромосомы 21-й пары, откуда еще одно его название-«трисомия-21». Чаще всего своим присутствием в яйцеклетке лишняя хромосома обяза­на матери, перешедшей некий критический возраст, хотя в одном из четырех случаев такая аномалия может быть обусловлена неправильным образованием сперматозоида. Последствия трисомии 21 проявляются главным образом во внешнем облике больного (особенно в чертах лица) и в задержке умственного развития (см. гл. 9).

Нарушение клеточного деления может затрагивать и половые хромо­сомы. Например, если в зиготе присутствует только Х-хромосома1, развивающийся из нее ребенок будет страдать синдромом Тернера для которого характерно наличие женских половых органов при отсутствии яичников.

Ребенок может оказаться и носителем трех хромосом 23-й пары. Если речь в этом случае идет о трисомии типа XXY, возникает синдром Клайнфельтера. Этот синдром характеризуется развитием мужских по­ловых органов (с пенисом и семенниками) в' сочетании с типично женскими вторичными половыми признаками.

В одном из 1000 случаев лишней оказывается Y-хромосома. Мальчи-. ки, ставшие жертвой такой трисомии типа XYY, обнаруживают «сверх­мужские» признаки, обгоняя, как правило, в росте своих нормальных сверстников; в период полового созревания к этому добавляется чрез­мерная секреция мужских гормонов, вызывающая обильные высыпания угрей на лице и импульсивное поведение.

Большинство из описанных аномалий сопровождается умственным недоразвитием и нарушениями аффективной сферы.

Зигота, содержащая только Y-хромосому, вообще нежизнеспособна.

220 Приложение Л

Близнецы

В 16 случаях из тысячи у матери может родиться двойня, и в одном случае из четырех близнецы будут идентичными.

Идентичные близнецы развиваются из одной яйцеклетки, оплодотво­ренной одним сперматозоидом; поэтому их называют также однояйцовы­ми. Развитие из одной зиготы двух человеческих существ обусловлено тем, что после первого клеточного деления каждая из дочерних клеток начинает расти независимо от другой, и это приводит к появлению на свет двух очень похожих детей с совершенно одинаковым генотипом и, разумеется, одного пола.

Неидентичные (д&умйцдвые) близнецы развиваются из двух разных яйцеклеток, освободившихся из яичников одновременно и оплодотво­ренных двумя разными сперматозоидами. В таком случае в стенку матки внедряются и растут бок о бок два эмбриона с разными генотипами, что может приводить к появлению на свет двух братьев, двух сестер или брата и сестры.

Резюме

 

3. Ядро любой клетки человеческого организма содержит 23 пары хромосом, несущих тысячи генов, которые и определяют признаки и характер развития организма.

2. Гаметы (т.е. яйцеклетки и сперматозоиды) содержат только по 23 хромосомы, а полный их набор восстанавливается лишь при оплодотво­рении яйца (образовании зиготы),

3. Пол зародыша определяется хромосомами 23-й пары» которые у женщин имеют одинаковую, а у мужчин - разную форму; хромосомы обоих типов имеют равные шансы попасть в ядро сперматозоида, поэтому вероятность появления на свет девочки и мальчика одинакова.

4. Рецессивный ген в присутствии своего доминантного двойника бездействует. Он может проявиться только в присутствии другого рецессивного гена, что и имеет место> например, в случае голубого цвета глаз или некоторых наследственных заболеваний.

5. Хромосомные аномалии нарушают нормальное развитие организ* ма. Например, трисомия-21 приводит к синдрому Дауна, а аномалии 23-й пары хромосом-к различным синдромам, затрагивающим поло­вую дифференцировку, а также умственное и аффективное развитие,

6. Однояйцовые близнецы развиваются из одной и той же зиготы и поэтому обладают идентичным генетическим материалом; двуяйцевые близнецы развиваются из двух разных яйцеклеток, одновременно опло­дотворенных двумя разными сперматозоидами.

Биологические тионы

Физиология поведения

Организация нервной системы

Нервная система-центр деятельности всего организма. Это обуслов­лено тем влиянием, которое она одновременно оказывает и на взаимо­действие организма с внешней средой, и на такие его внутренние процессы, как, например, кровообращение или пищеварение (схема АЛ). Таким образом, нервная система выполняет две важнейшие функции. Первая из этих функций-коммуникационная. С одной стороны, это передача различным нервным центрам информации, получаемой рецеп-торамиу находящимися в коже, глазах, ушах, носу, рту и других органах; с другой стороны, это проведение сигналов от нервных центров к эффекторам (железам и мышцам), что дает возможность адекватным и специфическим образом реагировать на те события во внешней среде, с которыми сталкивается организм.

Эту двоякую функцию обеспечивает периферическая нервная система состоящая, во-первкх, из соматической системы,, ответственной за.взаимодействия организма с внешним миром* и, во-вторых, из вегета­тивной системы* регулирующей деятельность таких внутренних орга­нов, как сердце, легкие, пищеварительный тракт, почки и т.д., и таким образом координирующей «вегетативную жизнь» организма.

Схема А,К Организация нервной системы.

222 Приложение А

Второй важной функцией нервной системы, без которой теряет смысл и ее первая функция, являются интеграция и переработка получаемой информации и программирование наиболее адекватной реакции. Эта функция принадлежит центральной нервной системе и включает широкий диапазон процессов-от простейших рефлексов на уровне спинного мозга до самых сложных мыслительных операций на уровне высших отделов головного мозга (см. схему АЛ).

Однако прежде чем углубиться в вопрос о том, как функционирует нервная система, рассмотрим сначала, каким образом происходит воз­буждение рецепторов и как эффекторы осуществляют действия, запро­граммированные нервными центрами.

Рецепторы

Go времен Аристотеля традиционно выделяют пять видов ощуще­ний, информирующих человека об изменениях в окружающей среде. Это осязание, вкус, обоняние, слух и зрение. В настоящее время, однако, установлено, что существует также много других ощущений и что организм для восприятия непрерывно атакующих его бесконечно разно­образных стимулов снабжен очень сложными механизмами, обеспечи­вающими постоянное взаимодействие его органов чувств между собой. Так, например, обстоит дело с восприятием вкуса, которое, как мы увидим, основано на тесном взаимодействии рецепторов ротовой и но­совой полостей. Сказанное относится и к взаимодействию между орга­нами зрения и равновесия и к тем расстройствам, к которым может приводить нарушение этого взаимодействия («морская» и «автомобиль­ная» болезни). Следует, однако, заметить, что любая отдельно взятая сенсорная моделъность сама по себе настолько сложна, что до раскры­тия всех ее тайн еще очень далеко.

В функциональном отношении можно выделить: кожное чувство, или соместезию,-ощущения, возникающие при прямом контакте с предме­тами внешнего мира; кинестезию, которую обеспечивают внутренние рецепторы, расположенные в мышцах и суставах и ответственные за информацию о степени напряжения или растяжения мышц, а также о положении конечностей; чувство равновесия, осведомляющее нас о поло­жении тела в пространстве благодаря рецепторам, находящимся во внутреннем ухе; химическое чувство, включающее вкус и обоняние и информирующее нас о структурных особенностях молекул, растворен­ных, в слюне или взвешенных в воздухе; слуху т.е. способность к восприятию звуковых волн, связанных с колебанием молекул воздуха; и наконец, зрение, обусловленное восприятием световых волн путем поглощения «квантов энергии», называемых фотонами.

Кожная, или соместетическая, чувствительность

.

Всякий контакт с внешним предметом может вызывать ощущения четырех типов, способные объединяться в комплексные восприятия. Это

Биологические оипты /ишчкчт.ч

Рис. А.4. Рецепторы кожи. Свободные нервные окончания соответствуют «точ­кам» ощущения тепла и холода. Кроме того, они участвуют в возникновении болевых нервных сигналов. Глубже расположенные в дерме инкапсулированные и «корэинчатые» нервные окончания ответственны за восприятие давления.

чувства давления, тепла, холода и боли, t рецепторы, образованные нервными окончаниями, разбросаны по всей поверхности тела, но расположены более плотно на ладонях, например, на коже живота или спины *:

Существует несколько типов кожных рецепторов. Свободные нервные окончания разбросаны по всей поверхности кожи и реагируют на температуру или давление либо сразу на оба этих воздействия. Рецепто­ры, расположенные в более глубоких слоях кожи (инкапсулированные нервные окончания и окончания, оплетающие основания волосяных фолликулов), воспринимают главным образом давление (рис. А.4).

Говоря о температурных'рецепторах, следует отмстить, что на теле имеются точки, чувствительные только к теплу или только холоду. Они активируются в зависимости от температуры кожи: если кожа разгоря­чена (например, когда человек выходит из бани), всякий более холодный предмет будет казаться холодным, путь даже его температура сравни­тельно высока; и наоборот, предмет, температура которого выше

1 Так, рецепторы на кончике пальца способны различать два стимула, расстояние между которыми всего лишь 2 мм, в то время как на предплечье для раздельного восприятия стимулов расстояние между ними должно быть не менее 10 мм.

Приложение А

температуры кожи, будет казаться теплым, Таким образом, тепло и холод-понятия весьма относительные.

Тактильные ощущения возникают в результате передачи информации различными вгожными рецепторами при их контакте с предметом. Например, когда рука скользит по предмету с гладкой поверхностью, возбуждаются все рецепторы и все они одинаковым образом сообщают головному мозгу о своем возбуждении. Напротив, скольжение руки по шероховатой поверхности в каждый данный-момент ведет к возбужде­нию лишь определенной группы рецепторов, которые, по мере того как рука продвигается по неровностям, сменяются другими, в результате чего мозг получает информацию о характерных особенностях поверх­ности предмета.

Болевые ощущения* по-видимому, возникают при слишком сильном возбуждении свободных нервных окончаний в результате повреждения тканей; при этом передача нервных импульсов усиливается вследствие облегчающего влияния таких нейромедиаторов, как вещество Р, которые действуют в определенных участках спинного мозга (Mdzak, 1980) (см, гл, 6 и конец приложения А).

-

 

Кинестетические ощущения и чувство положения конечностей

-

Чувство положения тела и движения конечностей в пространстве обеспечивают сигналы, приходящие в мозг от рецепторов двух типов. Рецепторы первого типа представлены мышечными веретенами, нахо­дящимися внутри мышц, и рецепторами Голъджи, расположенными в сухожилиях; они посылают в нервные центры сигналы о степени растяжения или сокращения мышцы (Paillard, 1976) (рис. А.5). Рецепторы

Рис. А+5, Мышечные волокна и мы­шечное веретено.

основы поведения 225

второго типа находятся в суставах и посылают в мозг непрерывные сигналы о взаимном расположении различных частей тела.

 

 

Чувство равновесия и положения головы

Тело сохраняет равновесие благодаря тому, что мозг получает информацию о положении головы в пространстве. Эту информацию обеспечивает лабиринт-небольшой орган, расположенный во внутрен­нем ухе. Лабиринт состоит из трех отделов: улиткщ речь о которой пойдет позже, полукружных каналов, чувствительных к вращению голо­вы, и двух полостей - круглого и овального мешочков (саккулюса и утри* кулюса), ответственных за восприятие прямолинейного движения.

Три полукружных канала лежат в трех взаимно перпендикулярных плоскостях и содержат студенистое вещество, в которое погружены чувствительные волоски (см. рис. А9). Такого же рода волоски имеются в мешочках. При вращении или прямолинейном смещении головы движение передается студенистому веществу, а вместе с ним и чувстви­тельным волоскам. Эта информация воспринимается нервными клетка­ми, от которых отходят волоски, а затем поступает в головной мозг1.

Химическая чувствительность

Вкусовая и обонятельная чувствительность называется химической, так как возбуждение соответствующих рецепторов происходит в резуль­тате «химического анализа» молекул* растворенных в слюне (вкус) или находящихся в воздухе (запах)*

Вкус

Традиционно различают четыре типа вкусовых ощущений: сладкое, кислое, соленое и горькое, которые воспринимаются определенными участками языка с помощью примерно тысячи вкусовых сосочков (рис. А,6). Эти сосочки представляют собой небольшие выступы, окруженные ямкой, и расположены на всех поверхностях языка, включая заднюю его часть. В каждой ямке насчитывается от 10 до 15 вкусовых почек, содержащих по 15-20 рецепторных клеток. Каждая из таких клеток обладает специфической чувствительностью только к определенным молекулам, и в одной и той же почке могут быть клетки, чувствительные к молекулам разного типа.

Жизнь рецепторных клеток сравнительно коротка. Через четыре дня они фактически деградируют, так что их популяция во вкусовых почках полностью обновляется в среднем каждые 7 дней.

1 Понимание этих процессов и их связи с ощущениями других модальностей приобретает особую важность в наше время, когда человек с головокружительной скоростью поднимается в космос и пребывает там в состоянии полной не­весомости.

15 443

2:6

Приложение А

Рис. А.6. А. Вкусовая почка. Б. Разрез вкусового сосочка*

Обоняние

Для большинства низших животных обоняние - самое важное из чувств. Кроме того, это единственный вид ощущений, обусловленный прямой передачей информации в кору, минуя промежуточные низшие центры головного мозга. В каждой половине носовой полости, в ее верхней части, насчитывается около 30 млн* рецепторных клеток, ответ­ственных за распознавание присутствующих в воздухе пахучих веществ (рис. АЛ),

Между тем до сих пор мало что известно о том, как происходит такое распознавание. Теоретически различают семь основных групп запахов, Запах может быть эфирным (ацетон), камфорным (нафталин), мускус­ным (мускус), цветочным (запах розы), ментоловым (мята), острым (уксус) или гнилостным (запах тухлого яйца). Чтобы объяснить, каким образом мозг распознает запахи, было выдвинуто предположение, что каждая клетка функционирует как замок, к которому подходит только один ключ, соответствующий специфическому типу молекул определен­ной формы и величины. Цозже, однако, было показано, что иногда молекулы со сходной структуррй вызывают разные обонятельные ощу­щения.

Обоняние играет важную роль в оценке потребляемой пищи. Когда нос «забит» (например, при насморке), пища кажется совсем безвкусной. Мы не способны хорошо оценивать качество и вкус пищи только в результате ее пережевывания и проглатывания-мы всегда пропускаем воздух через полость носа, где расположены обонятельные клетки.

Биологические оакшы

Волоски

Обонятельная луковица

Слизь

Обоняние, кроме того, играет важную роль в коммуникации живот­ных (особенно низших): специальные железы их выделяют феромоны, позволяющие животным метить свою территорию. По-видимому, у

человека эта функция обоняния в сексуальном плане приобретает еще большее значение (см. документ \\Ж).

Слух

Стимулы, вызывающие слуховые ощущения, представляют собой волны, которые образуются в результате колебаний частиц воздуха, Вибрации какого-либо предмета вызывают поочередное образование уплотненных и разреженных зон воздуха, которые затем в виде последо­вательных волн распространяются в пространстве со скоростью около 330 метров в секунду (рис, А.8).

Функция уха заключается в преобразовании этих колебаний в нерв­ные импульсы. Слуховое ощущение зависит главным образом от харак­теристик звуковой волны. Так, громкость звука определяется амплиту­дой волны, а его высота - частотой колебаний (см. группу таблиц А.1); тембр звука, который характеризует издающий, его инструмент, зависит от числа и интенсивности образующихся гармоник (обертонов).

Известно, что человеческое ухо может безболезненно воспринимать

15*

Приложение А

Рис. А.8. Схематическое изображение звуковых волн, исходящих от камертона. Ветви камертона своими колебаниями создают последовательные сжатия и раз­режения воздуха. Гребни волны соответствуют фазам сжатия, впадины-фазам разрежения. Базисная прямая соответствует среднему положению ветвей камер­тона.

звук, интенсивность которого в тысячу миллиардов (10й) раз выше интенсивности едва слышимого звука. В логарифмическом масштабе эта разница составляет 12 бел или 120 децибел (децибел - десятая часть бела), а это значит, что, например, звук интенсивностью 100 децибел в 10 раз сильнее звука в 90 децибел и в 1000 раз сильнее звука в 70 децибел.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.