КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Соборное уложение 1649 г.: первое упоминание о «ненормальных» подданных в российском законодательстве
В самодержавной стране институт гражданского права отсутствовал, львиную долю населения составляли люди зависимые — крепостные и холопы, чья жизнь безраздельно принадлежала помещику (вотчиннику). По волеизъявлению владельца крепостной мог быть передан или продан другому хозяину как вместе с семьей, так и отдельно, причем церковь не видела греха в практике торговли православными, т. е. единоверцами.' Сословная элита формально обладала значительной свободой, но та вмиг улетучивалась, стоило боярину впасть в царскую немилость. Права владельца на землю, недвижимость, частное пользование и распоряжение имуществом в любой момент могли быть самодержцем пересмотрены и изменены. Точную характеристику Московской Руси дает профессор права Н. Л. Дювернуа: «Чтобы определить, насколько в эту пору и позже государство поглощало личность, насколько salus rei publicae suprema lex1 преобладал над всем, и прежде всего над интересом отдельных лиц, мы возьмем <...> положение лица по законодательным памятникам той эпохи. Иной оценки достоинства личного, кроме государственной, Уложение 1649 г. не знает, и любопытнее всего то, что этот единственный для всех критерий обнимает не светских только, а и духовного чина людей. Критерий этот и тут и там один — степень близости к власти не только в смысле иерархическом, но прямо в смысле физической близости, которая, конечно, каждую минуту может измениться. Никаких определений для лиц, терпящих или наносящих бесчестье, нет... Характерна забота власти не о лице и его правах, а об интересах государства» [13]. Общине не доставало воли противостоять прихоти самодержца, во всяком случае, отечественная история не знает примеров защиты родовым союзом своего члена от царской опалы. XVII век явился для Руси столетием медленного и тяжелого восстановления государственного порядка, разрушенного во времена Смуты. Процесс нормализации государственной и общественной жизни неоднократно прерывался масштабными социальными потрясениями: крестьянскими войнами, церковной реформой и расколом. Недовольство злоупотреблениями и мздоимством воевод и приказных людей периодически вызывало волну народных бунтов и мятежей. Для умиротворения подданных и удовлетворения сословных притязаний созывается Земский собор, дабы пересмотреть старые и выработать новые законы, «при которых прежние злоупотребления были бы невозможны и суд и расправа была во всяких делах всем равна» [18]. Борьба сословий за свои права, личное достоинство, обретение гражданского статуса сделала возможной ревизию существующего законодательства. (Похожая ситуация, возникшая в XIII в. в Англии, как известно, привела к принятию Хартии вольностей и созданию парламента.) Собор принял Уложение (1649) — свод законов, куда частично вошли Судебники Ивана III и Ивана IV, постановления Боярской думы и Земских соборов, статьи из «правил апостольских и святых отцов, а также некоторые законы греческих царей»; структур- 1.Salus rei publicae suprema lex (лат.) — «общественное благо — высший закон», принцип римского права, в силу которого частные интересы должны уступать интересам общественным. но за образец был взят Литовский статут. Соборное уложение подчинило церковь государству, окончательно прикрепило крестьян к земле [32]. Политическая необходимость упорядочить и законодательно закрепить сословные права на собственность неотвратимо заставила авторов Уложения вспомнить о глухонемых, слепых и умалишенных. Самодержец, вынужденный принять закон, ясно определяющий сословные права, в том числе право на наследство, столкнулся с необходимостью юридически зафиксировать наличие среди подданных лиц с умственными и физическими нарушениями (XVII в.). Как мы помним, подобные прецеденты в Римской империи датируются V в. до н. э., в Византии — VI—VII столетиями, в странах Западной Европы — VII—XII вв. Принятие Московской Русью закона о правах наследников из знатных фамилий на недвижимость, ранее принадлежавшую умершим родителям, обусловило появление в отечественной юрисдикции первого официального упоминания о лицах с отклонениями в развитии. Глава VII «О вотчинах» Соборного уложения царя Алексея Михайловича содержит статью, регламентирующую право собственности братьев на родовую недвижимость — вотчину1. «Статья 15. А будет после которого умершего останутся дети глухи и немы, а братья их или сестры начнут обижать их, и от отцова и матери имения начнут их отлучать, и тем умершего детям имения отца их или матери разделить по жеребьям всем поровну, чтобы из них никто изобижен не был» [32, т. Ill, с. 181 —182]. Уложение де-юре установило для глухого или немого претендента на родительское наследство такое же право на полноценную долю, что и для его здоровых братьев и сестер. Однако, предписав не обижать наследников, что '«глухи и немы», самодержец лишь формально проявил государственную заботу об этих подданных. Указ оставался скорее декларацией о благих намерениях власти: в характерном для Московского государства укладе жизни глухонемой из знатной фамилии оставался в полной зависимости от воли своих родственников. Тем не менее принятие Уложения 1649 г. следует оценить как значимое событие в социально-культурной жизни страны, как важный шаг на пути к организации призрения инвалидов. На примере Западной Европы мы убедились, что любая законодательная инициатива в регламентации гражданского права неминуемо влечет за собой следующие шаги в деле заботы об инвалидах. Так случилось и на Руси. Менее чем через тридцать лет после принятия Уложения царь Федор Алексеевич, ревизуя его, столкнулся с необходимостью внести коррективы в статьи, где упоминались подданные, которых до 1649 г. государство не замечало. В марте 1676 г. Уложение пополняется новыми разъяснениями в части наследования имений: 1 Вотчина — родовое недвижимое имение, населенная земля, состоящая во владении [10, Т. 1]. «Статья 23. Которые всяких чинов люди и глупы и глухи, и слепы и немы, и службы не служат, а поместья свои начнут кому поступаться, а матери их, и жены, и дети, и сродники начнут челобитьем спорить, чтобы по той их поступке поместий нэ справливать для их скорбей, и поступок таких скорбных поместья за теми людьми, кому они поступаются, справливать ли, или за спором не справливать?» «Великий государь указал, и бояре приговорили: Поместья свои сдавать всякому вольно, а челобитья от матери, и от жен, детей и от сродников не принимать» [32, т. IV, с. 242, 257]. Самодержцу поначалу пришлось подтвердить законность продажи поместий любым землевладельцем независимо от его физического и психического состояния, а затем внести уточнения. Указ 1677 г. предлагает статью о поместьях и вотчинах в исправленной редакции. Право свободно распоряжаться наследством лица, страдающего физическими недостатками (глухие, немые, слепые), сохранили. В случае просьбы родственников не признавать подобную сделку по причине умственной отсталости или пьянства собственника, желающего продать имение, полагалось производить расследование: «Статья 27. Бояре приговорили пополнить: которые люди глухи и немы и слепы, и тем поместья свои сдавать вольно; а которые пьяницы и глупы, и про тех разыскивать, и буде по розыску объявятся глупы и пьяницы, и тех поместий по поступке не справливать» [32, т. II, с. 124]. Иными словами, глухой, немой или слепой владелец имения (земли, недвижимости и пр.) признавался способным распоряжаться имуществом самостоятельно, ссылки родственников на физический недостаток человека, объявленного наследником по завещанию, суду не следовало принимать к рассмотрению. Даже распоряжения глупых и пьяниц могли признаваться незаконными только после юридической фиксации их недееспособности по материалам специального расследования. Признаем безусловную гуманность отечественного закона к слепым и глухим людям из знатных фамилий. Есть основания считать, что Уложение имело в виду не врожденную слепоту или глухоту, а приобретенную в зрелом возрасте, так как глухой или слепой от рождения изначально не мог стать владельцем поместья, которое жаловалось царем за заслуги на государственной службе. Появление в Уложении процитированных статей позволяет утверждать, что самодержец и авторы свода законов не считали собственника, приобретшего инвалидность, человеком, утратившим сословные, в том числе имущественные, права. Уникальное свидетельство щадящего отношения наших предков к глухонемым и безумцам в эпоху, когда закон и право постоянно отступали перед силой и произволом, содержит статья 441: «Пункт 28: Глухих и немых и бесных и которые в малых летах, а не в возрасте при учинении повального обыска в обыск не писать» [32]. Для государства Московского (самодержца и светской власти) глухота, немота и сумасшествие не представлялись (в чем убежда ет пункт 28 статьи 441 Уложения 1676 г.) обстоятельством отягчающим, более того, освобождали от обыска. Мы далеки от мысли о проявлении карательными службами снисхождения к глухонемым или безумным, если те, к несчастью, оказывались в числе захваченных бунтовщиков или обвиненных в «злом умышле- нии» — умысле, направленном против царя и государства1. И все же, признаем, мы сталкиваемся с уникальным прецедентом законодательно закрепленного снисходительного отношения к инвалидам и малолетним! Уложение, пришедшееся на первый период, оказывается гуманнее, чем законодательство европейских стран, проживавших в это время второй период эволюции отношения к людям с физическими и умственными недостатками. Неудивительно, что принятый много позже чужеземных отечественный закон оказался, как об этом пишут многие исследователи, «прогрессивнее > западных. Беда в том, что анализируемый акт именно в силу своей прогрессивности не мог кардинально изменить отношение к инвалидам, ибо опередил не только отечественные, но и европейские реалии. Московское царство, оставаясь в первом периоде, попыталось ввести в судебную практику нормы, близкие по духу к весьма еще далекому третьему периоду эволюции, что делало задуманные нововведения неисполнимыми. Итак, предпринятая в XVII в. кодификация прежде писаных законов поставила монарха (государство) перед необходимостью внести в отечественную юрисдикцию статьи, касающиеся имущественных и иных прав инвалидов. Принятое уложение де-юре должно было изменить их жизнь, де-факто этого не случилось: дистанция между законодательным предписанием и реальной жизнью была слишком велика.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |