КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Концепция. Отечественная психологическая традиция в вопросе о развитии психики, понимаемой как «отражение действительности в мозгу»
Отечественная психологическая традиция в вопросе о развитии психики, понимаемой как «отражение действительности в мозгу», на самом деле не анализирует развитие «отражения...», а рассматривает соотношение потребностей и деятельности, их системную связь. В результате создается впечатление, что при рассмотрении вопроса о развитии психики «неудобное» понимание психики как «отражения...» исчезло и, в результате, «методологической основой теории развития психики» стала «марксистско-ленинская диалектика как общая теория развития» [2, с. 334], а не «ленинская теория отражения», на которой базируется традиционное понимание предмета психологии! Может быть, решая проблемы развития психики, авторы исходили из другого, системного, понимания предмета психологии? Фактически, да! Отечественная психологическая традиция в отношении развития психики утверждает, что движущей силой, активизирующей развитие психики, являются противоречия между потребностями (мотивами, целями) и реальными условиями их достижения в деятельности [1, с. 228]. Наверное, нужно считать, что именно потребности (мотивы, цели) и деятельность образуют систему с обратной связью, которая приводит к тому, что новые потребности порождают новую по форме и содержанию деятельность, а новая деятельность порождает новые потребности. Отметим, что такие положения являются основополагающими в теории деятельности. При этом непонятно, откуда же берутся новые потребности и новая деятельность. Казалось бы, при возникновении противоречия между потребностями и реальными возможностями их удовлетворения в деятельности, потребности просто не могут быть удовлетворены! Система должна перестать функционировать именно потому, что «возможности» не соответствуют «потребностям». Никакого развития не должно быть и, на практике, в большинстве случаев, именно это и происходит! Очевидно, что для объяснения феномена развития психики недостаточно такого упрощенного понимания функциональной системы, состоящей всего из двух элементов «деятельностьпотребности», которая принята в отечественной теории деятельности. Привлечение понятий «природные задатки», «социальные факторы окружения», «включение человека в ряд социально-предметных деятельностей», «интериоризация», традиционных для отечественной психологии, само по себе также является недостаточным для того, чтобы адекватно проанализировать феномен развития психики. Природные задатки могут оказаться невостребованными, социальные факторы окружения и включение человека в ряд социально-предметных деятельностей могут привести не к развитию, а к деградации, а гипотетический механизм интериоризации вообще не является специфическим для анализа феномена развития психики. Необходимо, сохранив системное понимание психики, распространить это понимание на феномен развития психики и выявить специфические особенности функционирования психики как системы с обратной связью. Такие специфические особенности функционирования системы уже выявлены в других областях знаний — экономике, кибернетике, управлении, радиоэлектронике и других, использующих системные понятия. Развивающаяся система это — открытая система, на функционирование которой, с одной стороны, влияют не только элементы самой системы, но и внешние факторы (например, помехи), а, с другой — элементы системы влияют не только друг на друга, но и на внешнюю среду (например, утечки). На практике, все системы — открытые; закрытые системы — абстракция, используемая исключительно в научных целях. Из теории информации известно, что для того, чтобы открытая система (в том числе и открытая система самоуправления целенаправленной жизнедеятельностью — психика) функционировала, ее элементы должны функционировать с избыточностью по интенсивности и содержанию, т. е. суммарная продуктивность отдельных элементов системы должна быть выше, чем ее продуктивность в целом. Действительно, часть продукта системы уничтожается помехами, другая часть исчезает в виде утечек и, поэтому, если продуктивность отдельных элементов системы не будет избыточной, основная функция системы не будет полностью реализована. Понятия открытость и избыточность неявно используются в традиционном понимании психики. Действительно, психика открыта для внешнего мира: она познает мир, который влияет на нее и одновременно влияет на внешний мир, преобразуя его посредством деятельности. Психика избыточна, и это проявляется, например, в надситуативной активности. С позиций системной концепции понятия «открытость системы» и «избыточность функционирования системы» являются необходимыми, ключевыми для анализа феномена развития психики. Функционирование психики как открытой и избыточной целенаправленной системы состоит в том, что: — достижение любой конкретной цели, с одной стороны, оказывает влияние на всю целенаправленную жизнедеятельность живого организма — облегчает или затрудняет достижение других целей, включенных в единую иерархическую структуру, а с другой стороны, всегда полимотивировано — обусловлено не одним, а многими мотивами, оказывающими различное побуждающее действие на достижение цели, при наличии одного, наиболее актуального мотива-цели; — следствием включенности любой конкретной цели в иерархию целей и полимотивированности достижения конкретной цели является избыточность психического образа, несущего по количеству и содержанию больше информации, чем необходимо для достижения конкретной цели. Кроме этого, все цели, сопутствующие данной конкретной цели, ведут к образованию своего избыточного образа -дополнительного элемента функциональной системы; — следствием избыточности психического образа достижения цели является надситуативная, избыточная по отношению к достижению конкретной цели деятельность, направленная не только на удовлетворение мотива-цели, но и на частичное или полное достижение других целей и удовлетворение других мотивов. Созданный продукт деятельности и изменившаяся в силу своей открытости психика, а именно появившиеся навыки деятельности, могут неоднократно использоваться для достижения других целей и удовлетворения других потребностей и мотивов, которые становятся актуальными и достижимыми мотивами-целями; — ставшие актуальными, мотивы-цели также включены в иерархию целей и полимотивированы, они порождают новые избыточные психические образы и удовлетворяются новой надситуативной деятельностью, порождающей новые потребности и мотивы и т. д. Это ведет к появлению нового содержания психики; психика усложняется, развивается (рис. 3).
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |