КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Концепция. Общая психология как наука может быть структурирована в соответствии с внутренней логикой психики, обусловленной ее системным характером и поэтому концепция
Традиция. Методы психологии. Основные положения. Общая психология как наука может быть структурирована в соответствии с внутренней логикой психики, обусловленной ее системным характером и поэтому концепция психики является одновременно и концепцией общей психологии. В учебниках по общей психологии тема "Методы психологии" включена в раздел "Введение в психологию". В университетских лекционных программах по общей психологии тема "Методы психологии" изучается в курсе "Введение в психологию" (А. Г.). "Методы психологического исследования обнаруживают зависимость от основных теоретических принципов, реализуемых психологией, и конкретных задач, которые она решает. Теоретической основой советской психологии является диалектический и исторический материализм, и поэтому принципиальный подход к психологическому исследованию определяется требованиями диалектического метода" [1, с. 53]. "Основу объективного метода в психологическом исследовании составляет принятый в научной психологии принцип единства сознания и деятельности" [1, с. 54]. "Субъективный и объективный принципы изучения в психологии отрицают друг друга. Подлинно научная психология должна строиться на использовании объективных методов изучения психики и понимании того, что никаких других в науке быть не может" [1, с. 56]. "Как все естественные и общественные науки, психология располагает двумя методами получения фактов, подлежащих дальнейшему анализу — методами наблюдения и эксперимента, которые, в свою очередь, имеют ряд модификаций, не изменяющих их сущности... Основной инструмент получения новых психологических фактов и объективного научного познания — это экспериментальный метод" [1, с. 57-58]. "Понятие" метод психологического исследования" может быть употреблено и в значении специальной методики решения конкретной научной психологической проблемы" [1, с. 60]. В соответствии с отечественной психологической традицией принято считать, что методы психологического исследования зависят от основных теоретических принципов психологии, среди которых главный — единство сознания и деятельности [1, с. 53-54] и что субъективный и объективный принципы изучения в психологии отрицают друг друга, а подлинно научная психология должна строиться на использовании объективных методов изучения психики и понимании того, что никаких других в науке быть не может [1, с. 56]. Применимы ли по отношению к психологии понятия «теоретическое исследование» и «методы теоретического исследования»? Да! Целью такого теоретического исследования является разработка концепции и гипотез экспериментального, методического исследования. Без разработки концепции и гипотез такое исследование будет бесцельным, хаотическим. Теоретическое исследование всегда субъективно. Не зря научные концепции всегда персонифицированы, носят имя своего разработчика, например, психоаналитическая концепция Фрейда или психоаналитическая концепция Юнга и т. д. Рассматривая разработку концепции как неотъемлемую часть исследования, необходимо признать, что любое исследование, независимо от того, какие были использованы методы,— объективные или субъективные, все-таки отчасти субъективно. В самом методическом исследовании также можно выделить субъективные аспекты. Так, сама процедура применения методики — собственно эксперимент — по-разному, субъективно воспринимается экспериментатором и каждым из испытуемых. Например, именно на субъективном восприятии стимульного материала различными испытуемыми строится проективный метод исследования. Интерпретация полученных данных также субъективна и зависит от профессиональных знаний, опыта, личностных особенностей и т. д. экспериментатора. Поэтому нет смысла противопоставлять «субъективный и объективный принципы изучения в психологии» [1, с. 56]. Правильнее было бы говорить о большей или меньшей доле субъективности в исследовании, обеспечивающей достоверность результатов исследования. Несомненно, методы психологического исследования зависят от той теории, в рамках которой они были разработаны. Однако можно, вероятно, говорить о «парадигме психологических методов исследования» как о совокупности таких методов, которые признаются и применяются всеми психологами независимо от их теоретических пристрастий. Системная концепция психики не предъявляет к психологическим методам никаких особых требований, ограничивающих использование психологических методов, разработанных в различных психологических школах. Однако следует отметить, что до сих пор не разработаны такие методы, с помощью которых можно было бы исследовать психику в целом, как единую функциональную систему, хотя такие попытки неоднократно предпринимались и у нас в стране и за рубежом. Системная концепция психики может явиться теоретической основой для дальнейшей разработки таких методов.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |