Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методологический анализ в психологии




Вначале попытаемся определить само понятие «методология». В нашей стране методология рассматривается как раздел конкретной науки, изучающий ее основные принципы. В частности, методология психологии изучает основные принципы психологии.

Методологический анализ предполагает, что необходимо абстрагироваться, отвлечься от конкретных научных фактов и осознать те основные принципы, на которых строится данная наука. Методологический анализ направлен не на получение новых данных; он позволяет осознавать и обобщать конкретные экспериментальные данные, устанавливать меру соотношения между конкретными данными в разных областях науки, в данном случае — в психологии.

За рубежом методология понимается не как совокупность основных принципов конкретной науки, а как совокупность приемов, методов и методик в этой конкретной науке. Теоретическое методологическое исследование рассматривается за рубежом как спекуляция, как попытка приобрести научный авторитет, не принося науке никакой пользы. Из этого не следует, что зарубежные ученые не интересуются основными принципами их науки. Просто существующие за рубежом разнообразные теоретические и экспериментальные подходы в психологии, настолько сильно отличаются друг от друга, что попытка найти общие, объединяющие их принципы ведет к очень глубоким обобщениям, лежащим в области философии, а не психологии и не представляют для каждого конкретного психологического направления научной ценности. Странно было бы говорить, например, о «методологии американской психологической науки», однако вполне уместно говорить о методологических принципах психоанализа, бихевиоризма или другого конкретного психологического направления, существующего в Америке.

Своеобразие развития отечественной психологии позволило сформулировать основные методологические принципы «советской психологической науки», поскольку, с одной стороны, вся советская психология базировалась на одной-единственной философской теории — диалектическом и историческом материализме, а с другой — имела одну-единственную общепсихологическую теорию — теорию деятельности. Следует отметить, что существование этих принципов сыграло роль «прокрустова ложа» для психологов-исследователей, от которых требовалось подгонять все новые психологические знания к единым методологическим требованиям.

Системная концепция общей психологии требует пересмотра прежних и формулирования новых основных методологических принципов общей психологии, справедливых для данной концепции:

1. Принцип системности: психические процессы связаны друг с другом прямыми и обратными связями как элементы открытой функциональной системы.

2. Принцип развития психики: психика, понимаемая как открытая функциональная система, всегда избыточна при самоуправлении целенаправленной жизнедеятельностью и поэтому сама порождает новое содержание жизнедеятельности.

3. Принцип единства сознания и бессознательного: функционирование любых психических процессов как элементов единой системы, а также психики в целом, может управляться как с помощью сознания — активности психики, специально направленной на контроль функционирования психики, так и бессознательно, непреднамеренно, непроизвольно, автоматически, при этом сознательное и бессознательное могут быть поняты как два параллельных контура управления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.