КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Концепция. В учебниках психологии, изданных в начале ХХ в
В учебниках психологии, изданных в начале ХХ в., в качестве предмета психологии рассматривались «состояния сознания». Ключевым здесь является понятие сознания, которое, по мнению тех авторов, отличает живой мир от неживого, психические явления от физических. Однако в те же годы З. Фрейд убедительно показал, что предметом изучения психологии могут являться неосознаваемые человеком психические явления. Результаты изучения психологии животных также не вполне соответствовали пониманию сознания как предмета психологии: с одной стороны, животные, несомненно живые организмы, подобно человеку, но с другой, — их сознание несомненно отличается от человеческого. Поэтому такое понимание предмета психологии не могло сохраняться слишком долго. В первой четверти ХХ столетия пути развития психологии у нас в стране и за рубежом разошлись. Развитие психологии на Западе, не пережившем в последнем веке тех социальных потрясений, которые переживала и переживает наша страна, неоднократно приводило к попыткам коррекции, иногда успешным, иногда безуспешным, научного понимания предмета психологии. За рубежом были предприняты попытки рассмотреть в качестве предмета психологии: — поведение человека и объяснить его с позиций стимула и реакции, избегая анализа побудительных причин и познавательной активности человека; — психический образ, который, как предполагалось, является причиной и результатом познавательной активности человека и в максимальной степени соответствует специфическому «душевному» предмету психологии; — побудительные причины активности человека — мотивы, пытаясь вывести из них все многообразие психических феноменов. В нашей стране от понимания предмета психологии как «состояний сознания» был сделан шаг к пониманию психики как системного свойства высокоорганизованной материи, заключающегося в: — активном отражении субъектом объективного мира; — построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира (иными словами, в построении субъективного образа объективного мира, как отражения действительности в мозгу) и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности [1], [2]. Такое представление о сущности психики отвечает теории отражения, развитой В. И. Лениным, и пониманию психологии как науки о: — закономерностях развития и функционирования особой формы жизнедеятельности — психики; — фактах, закономерностях и механизмах психики как складывающегося в мозгу образа действительности, на основе и с помощью которого осуществляется управление поведением и деятельностью, имеющими у человека личностный характер [1], [2]. Анализ такого понимания предмета психологии позволяет выделить основные понятия — «системное свойство высокоорганизованной материи», «субъективный образ объективного мира», «отражение действительности в мозгу», «жизнедеятельность», «саморегуляция (управление) поведения и деятельности», из которых самым важным, ключевым является понятие «отражения», соответствующее «теории отражения» В. И. Ленина. При рассмотрении «отражения» в качестве ключевого понятия, становится ясной иерархия остальных понятий, включенных в определение предмета психологии: такие понятия как «субъективный образ объективного мира» и «отражение действительности в мозгу» играют более важную роль, чем «системное свойство высокоорганизованной материи», «жизнедеятельность», «саморегуляция (управление) поведения и деятельности». Действительно, понятие «отражение» в отечественной психологии можно встретить при рассмотрении практически любого вопроса, в то время как понятия «система», «саморегуляция», «управление», за исключением определения предмета психологии, практически не встречаются. В отечественной научной литературе невозможно найти описание такой системы, свойством которой является психика, или описание такой системы саморегуляции (управления), с помощью которой обеспечивается жизнедеятельность (поведение и деятельность), или установить, почему именно деятельность рассматривается как «системообразующий фактор», а другие психические явления, например, мотивы или познавательные процессы, этой чести не удостаиваются. В принципе трудно быть против теории отражения, если она является одной из нескольких теорий познания мира и, как любая другая теория, стремится распространить свои объяснительные принципы на другие, еще не объясненные ей феномены. Можно выступать только против того, что эта философская теория занимает монопольное положение в психологии и, используя это положение, препятствует разработке других, действительно психологических теорий. Принятие отражения, в общем-то частного понятия, в качестве основного при определении предмета психологии, нарушило логику предмета психологии. Казалось бы отражение, образ — вот что должно являться предметом психологии в соответствии с теорией отражения. Однако единственная разрабатываемая в стране теория — это теория деятельности, а не теория образа. Несоответствие в определении предмета науки несомненно сказывается на всем ее содержании. В отечественных учебниках определение предмета психологии за последние пятьдесят лет практически не изменилось. Я не осуждаю коллег, которые могли бы попытаться скорректировать предмет психологии, изучаемой в нашей стране, но не делали этого. Я понимаю, что в 30-е годы они, в лучшем случае, могли быть «отлучены» от науки, в худшем случае — осуждены и физически уничтожены, а в 80-е годы — обречены на научную изоляцию. Развивать «науку о душе», оставаясь на позициях ортодоксального, двухвековой давности материализма, и интерпретировать результаты исследования, не впадая ни в одну из официально признанных «научных ересей», таких как биологизаторство или буржуазный идеализм, было практически невозможно. В настоящее время появилась возможность для научной разработки проблемы предмета психологии. Не нужно рассматривать естественное бесконечное развитие науки, в том числе и психологии, включающее новое осмысление предмета психологии, как попытку очередной революции, на этот раз в науке — психологии. Осмысление и новые подходы к пониманию предмета психологии — естественный научный процесс, который сдерживался в нашей стране многие годы, но теперь все-таки продолжился. В соответствии с системной концепцией психики: — психика — открытая система самоуправления целенаправленной жизнедеятельностью, присущая живому организму; — психика, понимаемая как система самоуправления целенаправленной жизнедеятельностью организма, имеет свою внутреннюю, присущую ей логику и может рассматриваться как с точки зрения функционирования отдельных элементов системы и их взаимосвязи, так и с точки зрения функционирования системы в целом. В наиболее общем и упрощенном виде психика может быть представлена как открытая функциональная система, состоящая из трех элементов (рис. 1)
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |