Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Традиция. Эмоции, мышление и воображение




Эмоции, мышление и воображение.

Основные положения.

Функция ощущений и восприятия как элемента функциональной системы состоит в получении (отражении) с помощью органов чувств информации, необходимой для формирования психического образа, адекватного цели и способу ее достижения.

В соответствии с системной концепцией психики ощущение и восприятие рассматриваются как неосознаваемый и осознаваемый аспекты одного и того же процесса — психического отражения, причем ощущение — непроизвольный, неосознанный процесс отражения в то время как восприятие — осознанный, произвольный процесс отражения. По отношению к вполне осознаваемому восприятию, и ощущение и субсенсорное восприятие (подпороговые ощущения) выступают как неосознаваемое с различными уровнями осознания, а именно ощущение несколько более осознанно, чем субсенсорное восприятие или подпороговые ощущения (см. рис. 5).

ЭМОЦИИ.

В учебниках по общей психологии тема "Эмоции" включена или в специальный раздел "Эмоции и воля" или, если такого раздела нет, в раздел "Психические процессы". В университетских лекционных программах по общей психологии тема "Эмоции" включена в курс "Эмоции и воля" (А. Г.)

"Чувства — это переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает и делает" [1, с. 366].

"Чувства — одна из специфических форм отражения действительности" [1, с. 368].

"Нередко слова "эмоция" и "чувство" употребляются как синонимы" [1, с. 371].

"Эмоции — психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта" [2, с. 461].

"Чувства субъективно — для человека — выступают показателем того, как происходит процесс удовлетворения его потребностей. Возникшие в процессе общения и деятельности положительные эмоциональные состояния (восторга, удовлетворения и т. п.) свидетельствуют о благоприятном протекании процесса удовлетворения потребностей. Неудовлетворенные потребности сопровождаются отрицательными эмоциями (стыда, раскаяния, тоски и т. п.).

В советской психологии сложилось представление, согласно которому эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида и оценкой, которую он дает вероятности её удовлетворения. Этот взгляд на природу и происхождение эмоций получил название информационной концепции эмоций (П. В. Симонов)" [1, с. 367].

"Удовлетворение или неудовлетворение потребностей порождает у человека специфические переживания, приобретающие различные формы: эмоций, аффектов, настроений, стрессовых состояний и собственно чувств (в узком значении слова)" [1, с. 371].

"Важнейшей характеристикой эмоциональных состояний является их регулятивная функция. Возникающие у человека переживания выступают в роли сигналов, информирующих человека о том, как идет у него процесс удовлетворения потребностей, с какого рода препятствиями он сталкивается, на что надо обращать внимание, над чем необходимо задуматься, что надо изменить" [1, с. 368].

"Переживаемые чувства не всегда имеют однозначный характер. Эмоциональное состояние может вмещать в себя в своебразном сочетании два противоположных чувства; например любовь и ненависть совмещаются при переживании ревности (явление амбивалентности чувств)" [1, с. 376].

МЫШЛЕНИЕ.

В учебниках по общей психологии тема "Мышление" включена в раздел "Психические процессы". В университетских лекционных программах по общей психологии тема "Мышление" изучается в курсе "Мышление и речь" (А. Г.).

"Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности" [2, с. 223].

"Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы" [1, с. 322].

"Через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением... Та чувственная картина мира, которую ежедневно дают наши ощущения и восприятия, необходима, но недостаточна для его глубокого, всестороннего познания" [1, с. 322-323].

"В процессе мышления, используя данные ощущений, восприятий и представлений, человек вместе с тем выходит за пределы чувственного познания, т. е. начинает познавать такие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно вовсе не даны в восприятиях и потому непосредственно вообще не наблюдаемы.

... Таким образом, мышление начинается там, где оказывается уже недостаточным или даже бессильным чувственное познание" [1, с. 324].

"Мышление является составной частью и особым объектом самосознания личности, в структуру которого входит понимание себя как субъекта мышления, дифференциация "своих" и "чужих" мыслей, осознание ещё не решенной проблемы как именно своей, осознание своего отношения к проблеме" [2, с. 224].

"Процесс мышления — это прежде всего анализ, синтез и обобщение" [1, с. 331].

"Нахождение решения задачи часто описывают как внезапное, неожиданное, мгновенное открытие, озарение и т. д. Этот факт обозначают также как догадку, эвристику и т. д. Так фиксируется результат, продукт мышления, но задача психологии — раскрытие внутреннего мыслительного процесса, приводящего к результату. Чтобы вскрыть причинную обусловленность этого как бы внезапно наступающего инсайта, т. е. мгновенного нахождения неизвестного (искомого), надо прежде всего учесть, что по ходу решения задачи всегда осуществляется хотя бы минимальное, совсем незначительное и вначале очень приблизительное мысленное предвосхищение неизвестного. Благодаря такому предвосхищению удаётся перебросить мостик от известного к неизвестному" [1, с. 336-337].

"По ходу мышления хотя бы в минимальной степени предвосхищается, какой именно признак рассматриваемого объекта будет вычленен, проанализирован и обобщен. Отнюдь не любое, не безразлично какое, а лишь определенное свойство объекта выступает на передний план и используется для решения. Остальные же свойства просто не замечаются и исчезают из поля зрения. В этом проявляется направленность, избирательность, детерминированность мышления.

... Вот почему важно выяснить, как мысленное предвосхищение неизвестного осуществляет человек в ходе своей познавательной деятельности. Это одна из центральных проблем психологии мышления" [1, с. 338].

"В психологии распространена следующая простейшая и несколько условная классификация видов мышления:

1) наглядно-действенное,

2) наглядно-образное,

3) отвлеченное (теоретическое) мышление" [1, с. 342].

ВООБРАЖЕНИЕ.

В учебниках по общей психологии тема "Воображение" включена в раздел "Психические процессы". В университетских лекционных программах по общей психологии тема "Воображение" читается в курсе "Мышление и речь", вместе с темой "Мышление" (А. Г.)

"Воображение — это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью" [1, с. 348].

"Синоним воображения — фантазия" [2, с. 65].

"Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности" [2, с. 64].

"В процессе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением. Включение в процесс деятельности определяется степенью неопределенности проблемной ситуации, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных задачи. Если исходные данные известны, то ход решения задачи подчиняется преимущественно законам мышления; если же эти данные с трудом поддаются анализу, то действует механизм воображения" [2, с. 64].

"Сущность воображения, если говорить о его механизмах, преобразование представлений, создание новых образцов на основе имеющихся. Воображение — это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях" [2, с. 64].

"По степени выраженности активности различают два вида воображения: пассивное и активное. Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены.

... Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне. Преднамеренное пассивное воображение создает образы (грезы), не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь" [2, с. 64-65].

"Активное воображение может быть творческим и воссоздающим. Возникшее в труде творческое воображение предполагает самостоятельное создание образов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности, и является неотъемлемой стороной технического, художественного и иного творчества. Воссоздающее воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов. соответствующих описанию" [2, с. 65].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 528; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.