Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция. В отечественной психологии связь эмоций и мышления друг с другом и с другими психическими процессами




В отечественной психологии связь эмоций и мышления друг с другом и с другими психическими процессами, принимающими участие в формировании психического образа, определена недостаточно четко. Традиционно эмоции связывают с таким психологическим феноменом, как воля и говорят об эмоционально-волевой сфере личности. Однако в огромном количестве научных работ эмоции связывают и с мотивами, и с ощущением, и с восприятием, и с мышлением, и с деятельностью, в общем, со всеми психическими процессами и поэтому роль и место эмоций в ряду других психических процессов оказываются совершенно неопределенными.

Почти то же самое можно сказать и о мышлении. В соответствии с отечественной психологической традицией мышление рассматривается и как познавательная деятельность, и как «составная часть» [2, с. 224] самосознания, причем мышление как осознание связывается со всеми другими психологическими процессами и тем самым его собственная роль и место оказываются такими же неопределенными, как и у эмоций.

В соответствии с системной концепцией психики основная функция эмоций и мышления — оценивание, выработка чувственного (эмоционального, непосредственного, неосознаваемого) или рационального (опосредствованного знаниями, осознаваемого) отношения к различным аспектам психического образа, сформированного под воздействием потребностей и мотивов и направленного на достижение цели, состоящей в удовлетворении потребностей и мотивов. (см. рис. 5).

В эмоциях проявляется непосредственное, без очевидной однозначной связи с опытом и знаниями отношение индивида к действительности. Именно эмоции часто противопоставляются мышлению, подобно тому, как эмоциональное, чувственное отношение противопоставляется рациональному отношению к действительности. Именно в эмоциях проявляется наиболее обобщенная — положительная или отрицательная — оценка действительности. Любые амбивалентные, двойственные эмоции, возникают именно тогда, когда эмоциональной оценки недостаточно и для выяснения отношения индивида к действительности должен быть задействован процесс мышления.

Ни в одном учебнике психологии невозможно найти указания на осознанные, произвольные эмоции. Эмоции всегда неосознаны, непроизвольны. Именно их непосредственность, независимость от знаний и опыта индивида, делает их гораздо в большей степени непроизвольными и неконтролируемыми сознанием, чем мышление. Именно с помощью эмоций устанавливается отношение индивида к неосознаваемым аспектам действительности.

Мышление — это процесс, в результате которого вырабатывается опосредствованное знаниями и опытом индивида определенное отношение к действительности. Мышление, как правило, осознано. Иными словами, оно рассматривается как процесс, протекающий, в основном, в сознании индивида, хотя некоторые аспекты мышления могут быть неосознанными. Принято рассматривать несколько этапов процесса мышления, каждый из которых, как правило, осознаваем — осознание решаемой проблемы, осознание отдельных частей составляющих проблему (анализ), осознанное выделение главных, ключевых аспектов проблемы и их осознанное разрешение, осознаное объединение различных аспектов проблемы (синтез) и решение проблемы в целом.

Если процесс мышления неосознан, автоматизирован при осознанности остальных аспектов мышления, то можно говорить об инсайте, внезапном озарении; если процесс мышления осознан -можно говорить о воображении.

Воображение может быть понято как процесс и результат мышления. Синонимы воображения — представление, предвосхищение (мысленное предвосхищение всех аспектов планируемой практической деятельности, в том числе и ее возможного результата). Процесс воображения может рассматриваться как психическая деятельность, поскольку сформированный воображаемый образ способен удовлетворять потребности и мотивы, лежащие в интеллектуальной сфере и не требующие предметной практической деятельности, например обдумывание и решение «в уме» математической, шахматной или вообще, житейской проблемы.

Какова роль эмоций и чувств в «чувственном познании мира»? Несомненно, непосредственное, чувственное познание как раз и осуществляется с помощью эмоций, и поэтому, эмоции тоже можно рассматривать как познавательный процесс. Чувственное познание состоит не в том, что живой организм отражает, как зеркало, с помощью ощущения и восприятия внешний мир, а в том, что с помощью чувств (эмоций) живой организм совершает хотя бы простейшее дихотомическое деление внешнего мира на благоприятное для реализации его жизненных целей или неблагоприятное. А если такое деление организм совершить не в состоянии, то он начинает использовать ту способность к мышлению, которой обладает. Другими словами, функция ощущения и восприятия состоит в том, чтобы сформировать непротиворечивый, целостный психический образ, а функция эмоций и мышления — в том, чтобы оценить все аспекты достижения жизненной цели, используя этот психический образ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.