Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прислушиваясь к рисунку 2 страница




Он привел меня обратно к полуразрушенной лестнице и начал взбираться по ней, сказав, чтобы я соблюдал осторожность. На некоторых ступенях отсутствовали горизонтальные доски и мне приходилось наступать на боковые части у балок, пробираясь по лестнице без перил. Мне было двадцать два года, он же был стар и слаб, но, несмотря на возраст, двигался с невероятной грацией и живостью. На душе у меня было неспокойно, однако любопытство и желание встретиться с его дочерью вели меня вперед. По темному коридору мы дошли до двери. Старик отпер дверь, и по его совету я засунул голову внутрь.

Окна были заколочены досками, что не давало возможности разглядеть дальнюю часть длинной комнаты. В ней находились два стула, у которых раньше были, видимо, круглые плетеные сиденья из тростника. Теперь сидений не было, и под стулья подставили жестяные коробки. Другой мебели не наблюдалось. В комнате стоял дурной запах, а в углу, скорчившись, сидела женщина, говорившая что-то невразумительное, постанывая при этом. Я заметил, что ее одежда невообразимо засалена, и вся превратилась в лохмотья. Я застыл, смотря внутрь комнаты, и тут почувствовал, как старик потянул меня за рукав, давая понять, что пора идти. Он запер дверь, и мы спустились по лестнице.

Старик объяснил мне, что его дочери уже под пятьдесят, но у нее разум младенца. По его словам, она стала такой после трагической смерти ее жениха, которого она очень любила. И теперь старик собирался передать дочь на «вечное» попечение монахиням, вместе со своими землями и деньгами. Приобретение надгробия на могилу жены станет его последней покупкой.


Тайный мир рисунка

Я, как образцовый доброволец Корпуса Мира, не пожалел сил, пытаясь возродить в нем стремление жить. Однако по прошествии некоторого времени я начал понимать, что ему действительно пришло время идти по этому пути. При моих взглядах на жизнь, понять это было не просто. Это было моим первым приобщением к смерти, а он стал моим наставником. На мой молодой ум вся история оказала огромное воздействие. Я понял, что хочу попытаться понять и впитать приобретенный опыт познания. Очень медленно я осознал, что у умирающих есть потребности. Старик поделился со мной своими. Почему он выбрал меня? Было ли во мне что-то, что он почувствовал? Мог ли я помочь умирающему?

Оставив Корпус Мира, я поступил в аспирантуру с целью стать консультантом, специализируясь на работе с неизлечимо больными пациентами. В 1970 году я познакомился с д-ром Элизабет Кюблер-Росс, и она поддержала меня в решении заняться работой с неизлечимо больными детьми. Она сказала, что, учитывая мое образование преподавателя и недавнее изучение танатологии, мне следует попробовать в работе с умирающими детьми использовать рисунки. Она считала, что они могут послужить очень ценным средством общения.

Элизабет очень советовала мне прочесть книгу, написанную Сюзан Бах. В этой книге были приведены две подборки серийных рисунков неизлечимо больных детей. Я был абсолютно заинтригован этой книгой. Я написал Сьюзан Бах в Лондон и даже запланировал встречу с ней. Свое исследование я начал с изучения рисунков неизлечимо больных взрослых пациентов, стараясь установить, как на основе полученной информации персонал мог улучшить уход за умирающим пациентом. По завершении этих исследований, я незамедлительно начал диссертационную работу по расшифровке рисунков неизлечимо больных детей, чтобы понять чему мы можем научиться с этих рисунков.

Тот первоначальный опыт общения с детскими рисунками, что я получил в переполненном классе, а также воспоминания о старике, его перспективах и приготовлении к смерти помогли Элизабет убедить меня в необходимости дальнейшего изучения невербальной коммуникации.

Защитив диссертацию, я некоторое время преподавал в Университете Дж. Ф. Кеннеди, а затем решил перебраться в Лондон, чтобы совместно с Сьюзан Бах заниматься проблемой интерпретации рисунков. Сьюзан Бах, аналитик юнгианского направления, посоветовала мне заняться изучением аналитической психологии. Эти занятия, по ее мнению, должны были мне помочь избежать в будущем эффекта переноса (как это было в моем случае с мистером Гейнцем) при интерпретации рисунков. Я поступил в Институт К. Г. Юнга в Цюрихе (Швейцария). Я отдал предпочтение аналитической психологии, разработанной Юнгом, а не другими школами, поскольку Юнг учил, что проблема для человека — это не только бремя, но она может быть и благословением, способным много дать человеку в его путешествии по жизни. Проблемы, с которыми я сталкивался в своей жизни, в частности в Вест-Индии, были вехами в моем путешествии. Также, Юнгианская школа признает значение символа в этом процессе общения с бременем или благословением, и что символ имеет це-


лительную силу. И в настоящее время я продолжаю использовать рисунки как средство, способствующее выздоровлению, общаясь с пациентами, работающими над своими сновидениями и болезнями. Также я учу других терапевтов использовать рисунки в качестве средства, помогающего лечению.

Прежде, чем завершить эту книгу, я хотел бы добавить, что она в значительной степени основана на учении Юнга, на моем личном опыте аналитической работы, на том, что я перенял от своих учителей Сьюзан Бах и Элизабет Кюблер-Росс, изучил на занятиях в Институте К. Г. Юнга, узнал из мифов, сказок и легенд, почерпнул из литературных источников, приведенных в аннотированной библиографии, а также узнал от пациентов, с которыми мне довелось работать. Я не собираюсь заявлять об авторстве высказанных мыслей и идей. В той или иной мере, они схожи у многих авторов. Тем не менее, каждый из нас, терапевтов, должен найти свой индивидуальный путь накопления опыта и понимания образности рисунков. В основном, эта книга представляет собой попытку наметить систему в подходе, общении и расшифровке рисунков — носителей бессознательных содержаний. Преследуя эту цель, я стараюсь не отвлекаться от тем, имеющих отношение к интерпретации и пониманию таких рисунков.

В процессе написания этой книги меня часто обвиняли в том, что я пишу в недостаточно утвердительном тоне и что мне не хватает уверенности. Тем, кто не знаком с методами аналитической работы, я хочу сказать: действуя самоуверенно и не испытывая сомнений не много узнаешь и откроешь на пути, который проходит бессознательное отдельной личности. Я твердо уверен, что нашей задачей является рост сознания. Однако данный процесс не предполагает насилия над бессознательным или направление его по некоему пути, напротив, задача заключается в том, чтобы сопровождать бессознательное на его пути. «Оно знает!». Таким образом, я призываю своих коллег стать спутниками бессознательному на его неповторимом пути, используя для этого рисунки.

И последнее: недавно мне представилась возможность снова побывать в Уэйт-э-Бит. Мистер Гейнц выполнил все, что он намеревался сделать. На могиле его жены установлено великолепное белое надгробие. Его дочь умерла за несколько месяцев до его собственной смерти, и теперь три их могилы расположены в один ряд на том участке, где раньше находился старый загон для цыплят. Старый дом снесли, а участок земли, на котором он стоял, ждет, когда на нем начнется новая жизнь.


Список цитированной литературы

Bach, Susan. Acta Psychosomatica: Spontaneous Paintings of Severely III Patients. Geigy S. A., Basel, Switzerland, Printed in Germany, 1969.

Baynes, H. G. & Gary F. Contributions to Analytical Psychology. London: Kegan Paul, Trench, Trubner & Co. Ltd., 1928.

Bolander, Karen. Assessing Personality Through Tree Drawings. New York: Basic Books, 1977.

Burns & Kaufman. Kinetic-Family-Drawings (K—F—D), New York: Brunner/ Maze!, 1970.

de Vries, Ad. Dictionary of Symbols and Imagery, Amsterdam, Holland: Elsevier Science Publishers, B. V., 1984.

Freud, S. Totem and Taboo and Other Works. Collected Works-Volume XIII, London: The Hogarth Press, 1955.

Furth Gregg M. Impromptu Drawings from Seriously III, Hospitalized and Healthy Children: What Can We Learn From Them? unpublished thesis, Ohio State University, Columbus, Ohio, 1973.

Hammer, Emanuel F. The Clinical Application of Projective Drawings. Springfield, Illinois: Charles C. Thomas Publisher, 1980.

Hannah, Barbara, Encounters With the Soul: Active Imagination. Boston: Sigo Press, 1981.

Harding, Esther. «What Makes The Symbol Effective As A Healing Agent,» Current Trends in Analytical Psychology. Gerhard Adler, ed., London, 1961.

Jacks, I. The clinical application of the H-T-P in criminological settings. In J. N. Buck & E. F. Hammer (Eds.), Advances in the House-Tree-Person technique: Variations & Applications. Los Angeles: Western Psychological Services, 1969.

Jacobi, Jolande. Von Bilderreich der Seele. Weg und Umwege zu Sich Selbst., Switzerland: Walter-Verlag AG Olten, 1969.

Jacobi, Jolande. The Psychology of C.G.Jung. London: Routledge & Kegan Paul, 1980.

Jolles, Isaac. Catalogue for the Qualitative Interpretation of the House-Tree-Person: HFP Los Angeles: Western Psychological Services, 1971.

Jung, Carl G. Collected Works, esp. 4, 5, 6, 7, 8, 13, 16, New York: Pantheon Books Inc., Bollingen Foundation Inc., 1976.


Jung, Carl G. Man and His Symbols New York: Dell Publishing Company, lnc.,1964.

Jung, Carl G. Memories, Dreams, Reflections, recorded and edited by Aniela Jaffe, New York: Pantheon Books, 1963.

Kalff, Dora. Sandplay, Boston: Sigo Press, 1980.

Kubler-Ross, Elisabeth, Living with Death and Dying, New York: MacMillan, 1981.

Kubler-Ross, Elisabeth, On Death and Dying. New York: MacMillan, 1969.

Luscher, Max. The Luscher Color Test. New York: Simon & Schuster, 1969.

Shaie, K. W. & Heiss L, Color and Personality, A Manual for the Color Pyramid Test, Hans Huber, 1964.

van der Post, Laurens, The Heart of the Hunter. London: The Hogarth Press, 1961.

Williams & Furth, 4th Edition, 1985, Privately Published Workshop Manual.


Рекомендуемая литература по интерпретации рисунков

Adamson, Edward, Art as Healing. London: Coventure Ltd., 1984.

Содержит репродукции рисунков, картин и скульптур, собранных пионером Британской арттерапии. Хотя некоторые рисунки и картины выглядят как спонтанные произведения или экспромты, на самом деле они являются результатом более продолжительной работы, и поэтому с точки зрения техники их нельзя рассматривать с тех же позиций, что и менее структурированные рисунки. Примеры, которые приводит Адамсон, снабжены очень хорошими иллюстрациями, а его повествование о работе в области арттерапии исключительно интересно.

Allan, John А. В., «Serial drawing: A Therapeutic Approach With Young Children». (Canadian Counselor, 12(4): 1978, pg. 223—228).

Блестящая статья, в которой приведено описание методики серийных рисунков и рассмотрены два случая из практики. Считается, что данная методика была разработана в Институте К. Г. Юнга в Лос-Анджелесе. Д-р Аллен, аналитик-юнгианец, показывает, как рисунки могут «отражать движение от первичных чувств ярости, печали, потери контроля и беспомощности к самостоятельному анализу очень неприятных переживаний». «Почему стоит рисовать? Разве недостаточно просто говорить и слушать?». Статья дает ответы на эти вопросы.

Bach, Susan R., Spontaneous Pictures of Leukemic Children as an Expression of the Total Personality, Mind and Bod. (Schwabe & Co., 1975). Перепечатка статьи, опубликованной в Acta Paedopsychiatrica. (Vol.41, No.3, 1974/75, Base!, Switzerland, pg. 86—104).

Иллюстрированное описание трех случаев, демонстрирующих возможности рисунков раскрывать «цельность личности, ума и тела пациента, особенно в критические моменты жизни». Довольно хорошее качество цветных иллюстраций.

Bach, Susan R., Spontaneous Paintings of Severely III Patients. (Acta Psychosomatica, No.8, Basel, Switzerland, Geigy, 1966).

Сьюзан Бах является одним из специалистов, положивших начало применению проективных методик, используя рисунки тяжело больных детей в качестве диагностического средства. Данная работа (хотя она больше не переиздавалась, ее можно найти почти во всех Институтах К. Г. Юнга) является, возможно, наиболее подробным изложением работы С. Бах. Рассматриваемые случаи Приски и Петера проиллюстрированы большим количеством цветных и черно-белых рисунков.


156 Рекомендуемая литература по интерпретации рисунков

Bender, Lauretta, Childhood Psychiatric Techniques. (Springfield, IL: Charles C. Thomas Publisher, 1952).

Бендер показывает, как изображение человека школьниками может служить средством выявления возможных психопатологий. Данная работа — дальнейшее развитие идей, изложенных в предыдущей статье «Art and Theraphy in the Mental Disturbances of Children» (Journal of Nervous and Mental Diseases, 1937, pg. 249—263).

Betensky, Mala, Self-Discovery Through Self-Expression. (Springfield, IL: Charles C. Thomas Publisher, 1973).

Первая часть книги — описание и изучение 10 интересных случаев из практики арттерапии детей и взрослых. Вторая часть книги — аналитические заметки, сделанные в процессе арттерапевтической работы. Эта часть книги выглядит краткой и незавершенной.

Bertoia, Judi and John Allan, «Counseling Seriously III Children: Use of Spontaneous Drawings». (Elementary School Guidance and Counseling, Feb. 1988, Vol.22, No.3, pg. 206—221).

Данная статья — краткий обзор литературы по теме самовосприятия детей и их бессознательного понимания процесса умирания, проявляющихся в их художественных произведениях. В статье намечены исходные направления анализа и интерпретации детских рисунков, обеспечивающие теоретические и практические основы работы. Описание случаев из практики дополнено 10 рисунками и их подробным анализом.

Bolander, Karen, Assessing Personality Through Tree Drawings. (New York: Basic Books, Inc., 1977).

Выдающаяся работа К. Боландер настолько подробно раскрывает тему, что ее можно считать основной по интерпретации рисунков деревьев. По некоторым вопросам имеются расхождения с Бак (Дом—Дерево-—Человек) и Кох (Тест Дерево), а некоторые интерпретации весьма спорны, но, тем не менее, эта работа обладает исключительной ценностью для клиницистов, использующих рисунки при работе с детьми и взрослыми.

Buck, John N., The HouseTreePerson Technique (Revised Manual). (Los Angeles: Western Psychological Services, 1966).

Некоторые склонны сомневаться в возможности применения количественного анализа к данной проективной методике. Однако раздел, посвященный качественному анализу, написан великолепно. В нем обсуждаются варианты интерпретации рисунков. Также имеются три таблицы разнообразных отличий, встречающихся в рисунках. Хорошо изложены случаи из практики, дополненные цветными и черно-белыми иллюстрациями.

Burns, Robert С. and Kaufman, S. Harvard, Actions, Styles, and Symbols in Kinetic Family Drawings (K—F—D). (New York: Brunner/Mazel, 1972).

Сборник прекрасных примеров (187) Кинетических Рисунков Семьи с вариантами их интерпретации и возможным значением символов.


Тайный мир рисунка

Burns, Robert С, Self-Growth in Families: Kinetic Family Drawings (KF—D) Research and Application. (New York: Brunner/Mazel, 1982).

Книга предлагает новые точки зрения на Кинетический Рисунок Семьи, в ней сравниваются возможности отображения личности при помощи таких методик, как Рисунок Человека, Рисунок Дома—Дерева—Человека, Рисунок Фигуры и Кинетический Рисунок Семьи, а также указаны различия данных методик. Приведены результаты изучения КРС, включая компьютерную обработку результатов. Главы, посвященные депрессии и склонности к самоубийству у детей, а также лонгитюдинальному изучению личностного развития, служат существенным дополнением к работе по изучению КРС.

Claman, Lawrence, «The Squiggle Drawing Game in Child Psychotherapy». (American Journal of Psychotherapy, Vol.XXXIV, No.3, July, 1980).

В данной статье объемом 11 страниц описывается рисовальная игра (squiggle-game), используемая в работе с детьми, проходящими латентную фазу сексуального развития. Эта работа представляет собой «адаптацию виникоттовской squiggle-техники применительно к подходу "расскажи историю" Гарднер и Критсберг».

Dalley, Teresa, ed., Art as Therapy: An Introduction to the Use of Art as a Therapeutic Technique. (London and New York: Tavistock Publications, 1984).

Книга призвана познакомить с арттерапией более широкий круг читателей, включая тех, кто занимается социальной работой, уходом за больными, преподаванием, а также тех, кто верит, что «есть нечто большее в искусстве, чем просто рисунок на бумаге». Особый интерес представляют следующие главы: Искусство, Психотерапия и Системы Символов; Юн-гианский Подход к Арттерапии в резиденциальных учреждениях; Использование Арттерапии при Лечении Нервной Анорексии; Арттерапия Престарелых и Неизлечимо Больных; Арттерапия в Тюрьме; Арттерапия Психически Больных, находящихся на Длительном Лечении.

Dennis, Wayne, Group Values Through Children's Drawings. (New York: John Wiley and Sons, 1966).

Деннис демонстрирует возможность использования рисунков в качестве мерила социальных ценностей в группе и показывает, что содержание рисунков служит наглядным изображением ценностей данной группы, членами которой дети являются.

Denny, James М., «Techniques for Individual and Group Art Therapy». (American Journal of Art Therapy, Spring, 1972).

Эта статья объемом 17 страниц — реферативный обзор широкого спектра арттерапевтических методик. Ценное справочное пособие.

DiLeo, Joseph Н., Children's Drawings as Diagnostic Aids. (New York: Brunner/Mazel, 1983).

Это, вероятно, наиболее качественное современное описание методики интерпретации детских рисунков. На примере более чем 120-ти ри-


158 Рекомендуемая литература по интерпретации рисунков

сунков, ДиЛео показывает возможности их использования и описывает подходы к интерпретации этих рисунков. Также, ДиЛео проводит разбор ошибок, наиболее часто допускаемых профессионалами (например, сверхинтерпретация).

DiLeo, Joseph Н., Child Development: Analysis and Synthesis. (New York: Brunner/Mazel, 1977).

Очень хороший обзор теорий детского развития. На примере 40 рисунков показано, как данный материал может быть интерпретирован.

Edwards, Betty, Drawing on the Right Side of the Brain. (Los Angeles: J. P. Tarcher, Inc., 1979).

Данная работа адресована тем, кто не способен разглядеть все то, что содержат рисунки. Данная книга (по мнению Роберта Бернса и других) — серьезная попытка преодолеть такую «изобразительную безграмотность». Автор успешно демонстрирует сочетание интеллектуального и эмоционального аспектов в рисунках.

Freud, Sigmund, «The Moses of Michelangelo», The Standard Edition. (London: The Hogarth Press, Ltd., Collected Works Vol. XIII, 1955, pg. 209—236).

Фрейд использует методику, во многом схожую с методикой опорных элементов, применяемой для анализа спонтанных рисунков и рисунков-экспромтов. Фрейд считал, что посредством анализа эмоций, которые вызывает у нас произведение искусства, мы сможем понять эмоции, владевшие автором, под воздействием которых данное произведение было создано. Очерк 1914 года (и постскриптум к нему, написанный в 1927 г.) служит примером эффективного аналитического подхода к произведению искусства и рекомендуется для ознакомления специалистам, работающим в данной области.

Furth, Gregg М., «The Use of Drawings Made At Significant Times in One's Life», Living With Death and Dying by Elisabeth КьЫег-Ross. (New York: MacMillan, 1981).

Описание 5-ти случаев из практики с анализом рисунков, созданных в тяжелых жизненных ситуациях. Качество цветных иллюстраций исключительно низкое. Тем, кто желает увидеть их в хорошем исполнении, рекомендую обратиться к немецкому изданию «Verstehen was Sterbende sagen wollen», Kreuzverlag, Stuttgart, Germany, 1982.

Furth, Gregg M., «Improptu Drawings from Seriousluy III, Hospitalized and Healthy Children: What Can We Learn From Them», Unpublished Thesis. (Ohio State University, Columbus, Ohio, 1973.

Сравнение результатов статистического анализа содержания рисунков детей, страдающих лейкемией, детей, госпитализированных с заболеваниями, не опасными для жизни, а также здоровых детей. Приведены случаи из практики, проиллюстрированные черно-белыми рисунками. Анализ проведен по таким параметрам, как мотив, форма, размер, направление, использованные или неиспользованные цвета, наличие или отсутствие лица у солнца и т. д.


Тайный мир рисунка

Gardner, Howard, Artful Scribbles. (New York: Basic Books, Inc., 1980).

Автор, психолог из Гарварда, устанавливает наличие связей между детским рисунком и жизнью ребенка, начиная с момента, когда ребенок только начинает ходить, до подросткового возраста. Также разбираются аспекты творческого процесса взрослого художника. Гарднер признает наличие не только сходства, но и важных различий в произведениях искусства представителей разных культур.

Goodenough, Florence, Measurement ofIntelligence by Drawings. (Chicago: World Book Company, 1926).

Эта книга представляет собой первую попытку оценить интеллект ребенка, исходя из количества деталей в рисунке человеческой фигуры, выполненного данным ребенком. Книга содержит систематизированный анализ каждого рисунка, оцениваемого по шкале.

Hammer, Emmanuel F., The Clinical Application of Projective Drawings, (Springfield, IL: Charles С Thomas, 1958).

Данная работа Хаммер считается классической и каждый, кто использует проективные тесты, должен с ней ознакомиться. В книге объемом 600 страниц приведено большое количество тестов, среди которых Дом— Дерево—Человек (Д. Бак), Рисунок Человека (Маховер) и Рисунок Человека под Дождем.

Hulse, Wilfred С, «Childhood Conflicts Expressed Through Family Drawings». (Journal of Projective Techniques, 1952, 16, pg. 66—79).

Хале сообщает, что отбирая рисунки для данной статьи, он находил отражение внутрисемейных конфликтов разной степени тяжести практически в каждом рисунке, причем исключения были столь редки, что он испытывал трудности с отбором даже единственного рисунка, в котором бы отсутствовали свидетельства наличия конфликта. Хале рассматривает рисунки как выразительное средство «языка сновидений» пациентов, а также как язык символов, которым с нами говорит бессознательное. Приведен разбор трех случаев из практики.

Hulse, Wilfred С, «The Emotionally Disturbed Child Draws His Family». (Quarterly Journal of Child Behavior. 1951, Vol.3, No.2, pg. 152—174).

В данной статье Халса, одной из первых его статей на данную тему, выдвигается гипотеза, что рисунки содержат важную информацию, помогающую понять внутрисемейный конфликт. Это первое описание использованной Халсом методики, в соответствии с которой эмоционально неуравновешенным детям предлагается изобразить семью или «их семью». Многое из сделанного Халсом было позже использовано Бернсом и Кауфман при разработке методики Кинетический Рисунок Семьи.

Kaiff, Dora. Sandplay. (Boston: Sigo Press, 1980).

В этой великолепной книге демонстрируется, каким образом «с помощью песочницы облекается в форму символов энергия бессознательного». Дора Калфф, ведущий специалист в этой области, аналитик-юнгиа-нец, представляет песочницу в качестве средства исследования личностного развития. Книга построена на анализе 9 интересных случаев из


160 Рекомендуемая литература по интерпретации рисунков

практики, снабжена цветными и черно-белыми иллюстрациями и начинается главой «Песочница: Путь к Душе»,

Kellogg, Rhoda, Analyzing Children's Art. (Palo Alto, CA: Mayfield Publishing Company, 1969).

Данная работа посвящена развитию творчества детей в период от двух до восьми лет. Хотя Келлогг в первую очередь уделяет внимание эволюции детского искусства, а не эволюции самого ребенка и происходящим с ним изменениям, которые могут проявляться в виде символов в его творчестве, в книге достаточно места отведено обсуждению аспектов фрейдистских и юнгианских теорий, относящихся к искусству и деятельности бессознательного.

Kellogg, Rhoda, Children's Drawings/Children's Minds. (New York: Avon Publishers, 1979).

Рода Келлогг, ведущий в своей области специалист, проанализировала два миллиона детских рисунков и в своей книге знакомит читателя с широким спектром исследованных рисунков. В данной книге делается попытка помочь психологам увидеть весь потенциал детских изобразительных способностей в разном возрасте. «Книга не отличается много-словностью, но не скупится на рисунки» и поэтому ее «можно использовать в качестве справочника, сравнивая приведенные рисунки детей в возрасте от 3-х до 8-ми лет с теми, что рисуют сотни других детей и получая, таким образом, представление о творчестве «нормальных» детей».

Kellogg, Rhoda, "Тле Psychology of Children's Art. (CRM, Inc., 1967).

Эта книга, написанная в соавторстве со Скоттом О'Деллом, предлагает взглянуть на рисунки детей от 2-х до 7-ми лет с точки зрения детского развития. Книга содержит более 250-ти иллюстраций, основная часть которых цветные.

Klepsch, Marvin and Logie, Laura, Children Draw and Tell: An Introduction to the Projective Uses of Children's Human Figure Drawings. (New York: Brunner/Mazel, 1982).

Данная книга — краткий обзор теоретических основ применения проективных методик. Детально обсуждаются 4 основные цели применения такой методики, как Рисунок Человеческой Фигуры (оценка индивидуальности, оценка собственного «я» по отношению к другим, оценка групповых ценностей, а также позиций). Очень хорошо дан анализ конкретных рисунков, содержащий указание основной темы, предысторию ребенка, общее впечатление от рисунка, а также разбор элементов рисунка, вызывающих это впечатление.

Koch, Karl, The Tree Test. (Hans Huber, Veriag, Berne, Switzerland, 1952).

В книге подробно прослеживается история развития этого теста, процесс его стандартизации, а также приводятся 5 случаев из практики. Почти половину книги занимают детальные, наглядные таблицы, иллюстрирующие конкретные варианты интерпретации рисунков дерева и их отдельных элементов.


Тайный мир рисунка

Koppitz, Е.М., Psychological Evaluation of Children's Human Figure Drawings. (Orlando, FL: Grune and Stratton, Inc., 1968),

Колпиц демонстрирует возможность применения методики Рисунок Человеческой Фигуры к детям в возрасте от 5 до 11-ти лет для оценки их интеллекта. При оценке принимаются во внимание качество рисунка, включение необычных элементов, а также отсутствие на рисунке отдельных частей тела.

Kramer, Edith, Art Therapy with Children. (New York: Schocken Books, Inc., 1977).

Великолепная книга, написанная ведущим специалистом в области арттерапии, содержит описание метода использования искусства в работе с нормальными, дефективными и неполноценными детьми. Книга, написанная на основе богатого фактического материала, обязательно должна быть прочитана теми, кто занимается арттерапией.

Llebmann, Marian, Art Therapy for Groups: A Handbook of Themes, Games and Exercises. (Cambridge, MA: Brooklyn Books, 1986).

Эта книга адресована специалистам, работающим с группами. Особо автор останавливается на таких вопросах, как использование искусства в работе с группой, выбор тем для проектов, игр и упражнений. В книге приведены примеры направленного воображения, сновидений и медитаций.

Machover, Karen, «Human Figure Drawings of Children». (Journal of Projective Techniques, 1953, 17, pg. 85—91).

Данная статья, являющаяся продолжением предыдущей работы Ма-ховер, посвящена изучению рисунков детей в возрасте от 5 до 11-ти лет, относящихся к трем группам: белые дети из среднего класса, посещающие среднюю школу; чернокожие дети из средней школы, а также еврейские дети, посещающие частную школу. Наряду с работой Бак (Рисунок Дом—Дерево—Человек), исследования Маховер формируют основу современной работы с использованием проективных методик.

Machover, Karen, Personality Projection in the Drawing of the Human Figure. (Springfield, IL: Charles C. Thomas, 1949).

Маховер демонстрирует возможность использования рисунков для оценки личности. В качестве средства оценки развития, рисунки довольно успешно используются с 1920-х годов. По теории Маховер, нарисованная фигура — это субъект, и что на бумаге отражено окружение субъекта. Особый интерес вызывает придание особого смысла отдельным изображенным частям тела. Существует мнение, что выяснение именно этого смысла помогает при помощи рисунков определить наличие соматических проблем.

Meares, Ainslie, The Door of Serenity. (London: Faber and Faber, 1958).

Это «исследование, посвященное терапевтическому применению символического художественного творчества». В книге изложены реальные события, а также приведены черно-белые рисунки двух людей — пациен-


162 Рекомендуемая литература по интерпретации рисунков

та и терапевта. Рисунки послужили средством возвращения душевного здоровья пациенту. Книга написана с большим количеством подробностей и заслуживает прочтения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.093 сек.